Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».
Урок закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по курсу
«История России в XIX веке».
Тема «Отечественная война 1812 года».
Тип урока: урок закрепления нового материла с использованием ЭОР.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.
Задачи урока:
- образовательные:
закрепить . ранее полученные знания о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;
- развивающие:
развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.
- воспитательные:
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Рабочие материалы:
- Презентация учителя http://yadi.sk/d/xsaqrXkZ3-hHC
- Презентации учащихся:
- Война 1812 г. в картинах великих художников. http://yadi.sk/d/bBaNYoqi3-hK8
- Тамбовский край в Отечественной войне 1812 г. http://yadi.sk/d/b844AdKT3-hMY
- Давыдов Денис Васильевич http://yadi.sk/d/ZfTS782E3-hRk
- Война 1812 года в Литературе http://yadi.sk/d/ALpXBjVZ3-hUK
- Бородинская битва http://yadi.sk/d/7TrjuxFd3-hXa
- Партизанское движение http://yadi.sk/d/TM0Bt_353-hbu
- М.И.Кутузов http://yadi.sk/d/3gEPg8eX3-hfG
- Отрывок «Бородино» М.Ю.Лермонтов http://yadi.sk/d/iUu9XzQ33-hjS
- Отрывок о пребывании в Москве Наполеона http://yadi.sk/d/9R40Ib_23-hm6
План урока.
- Предпосылки причины Отечественной войны 1812года.
- Характер войны, соотношение сил.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
- Бородинское сражение.
- Совет в Филях и оставление Москвы.
- Партизанское движение и народное ополчение.
- Отступление и гибель «Великой армии».
Термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: Проектор, компьютер. Настенная карта «Отечественная война1812года», индивидуальные атласы «История России XIX века», портреты исторических деятелей. Репродукция картин, посвященных этой теме.
Слайд 1 Ход урока.
Вступление
Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.
Мы с вами вспомним следующие вопросы:
Слайд 3
1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года. Характер войны, соотношение сил.
2. Бородинская битва.
3. Партизанское движение.
4. Тамбовская губерния в годы Отечественной войны 1812г.
5. Гибель «Великой армии».
6. Отображение Отечественной войны 1812 года в культуре
Слайд 4
Вопрос к слайду 4
В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июня 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: “Я этого ожидал, но все-таки бал состоится”.
- Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши?
------------------------------------------------------------------------------------------
- Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.
Слайд 5
- почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени? (Беседа с учащимися).
- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX в?
(европейское и ближневосточное)
- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд6
(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции.
В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств.
Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными.
Слайд 7
В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).
- Что такое континентальная блокада?
(прекращение торговых отношений с Англией)
- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?
(1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;
2. Россия оказалась в изоляции;
3. авторитет Александра резко упал)
Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.
- Итак , в чем же на ваш взгляд основные причины войны?
Слайд 8 (Проверим себя)
Для Франции | Для России |
1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах); | 1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов); |
2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции). | 2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию; |
3. падение авторитета Александра I. |
Вывод???????
война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 9
- Характер войны, соотношение сил.- Каково было соотношение сил?
Франция | Россия |
600 тыс. человек | 220 тыс. человек |
- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?
Франция | Россия |
Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность-это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
- Каков был характер войны для России и Франции?
Франция | Россия |
Захватническая, грабительская война | Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины |
Слайд 10 Военно-экономический потенциал
Слайд 11
- Как расположена была русская армия перед началом войны?
( Армия была разделена на три части-
- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман,
- 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии,
- 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)
(Показать на карте расположение русской армии.)
- Какие планы преследовал Наполеон?
( Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось
- не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы.
- После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию.
- Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи.
- Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)
________________________________________________________________________
Слайд 12
Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора.
Наполеон говорил:
«Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»
- - Какую тактику ведения войны предприняли россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)
_____________________________________________________________________
Слайд 13
Почему мы начали отступление. Предположите, почему?
(Армиям необходимо было соединиться)
Слайд 14
Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось.
(по карте)
Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске.
( по карте).
Таким образом, план Наполеона был сорван.
Слайд 15
Смоленское сражение
Слайд 16 Барклай де толи ( Болтай да только)
Работа с документом. №1
А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».
И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»
- Как русские офицеры относились к отступлению русской армии?
- Кого они в этом винили и почему?
Слайд 17
С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».
Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».
- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812года?
- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?
Слайд 18
Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
( Проект Ковальчука Д – М.И. Кутузов)
__________________________________________________________________________________
Слайд 19
Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.
- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.
( Силы приблизительно равны)
__________________________________________________________________________________
Слайд 20
Бородинское сражение.
Слайд 21
(Аудиофайл)
26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Вам не видать таких сражений! ...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой! ...
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
« В этом сражении французы снискали себе славу быть победителями, а русские– быть непобедимыми»
Наполеон Бонапарт
Как вы понимаете эти слова?
Слайд 22 Значение Бородинской битвы
Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:
- В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
- Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
- Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;
- Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
Слайд 23
Совет в Филях.
Запись на доске и в тетради:
1 сентября 1812 года - совет в Филях.
Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.
Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили и выслушав всех присутствующих заявил:
«С потерей Москвы - не потеряна еще Россия… Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия».
« Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».
- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?
__________________________________________________________________________
Слайд 24
2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.
Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия.
Слайд 25
Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа.
К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы.
Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались.
Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.
Слайд 26
Партизанское движение и ополчение.
Л.Н. Толстой в романе “Война и мир” так характеризовал это событие:
“Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.
О чем идет речь?
- Кто такие партизаны?
(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)
Слайд 27 - 28
Проект Роговой Дианы
« Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года
Слайд 29
Тамбовская губерния в годы Отечественной войны 1812г.
Проект – Тетушкина Мария
Слайд 30-31
8. Отступление и гибель «Великой армии».
Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.
6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.
Слайд 32
- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?
Слайд 33
Источники победы.
Слайд 34
Значение победы
Вывод.
Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.
Слайд 35
Образы войны 1812 г. в культуре
Слайд 36-52 Закрепление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся "Недаром помнит вся Россия»,посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Презентация Ивачева Юлия Викторовна Ознакомить учащихся и педагогов со следующими задачами материала: Причины и предпосылки войны Вторжение Наполеона в Россию Бородинское сражение. Коренной пе...
Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".
Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....
урок по истории России в 8 классе "Великая Отечественная война 1812 года""
Урок "Отечественная война 1812 года",...
разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»
познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века....
презентация к уроку литературы в 10 классе "История мундира русской армии Отечественной войны 1812 года"
В презентации рассказывается о мундирах времен правления Павла 1 и Александра 1, имеется словарь предметов военной одежды....
Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .
Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений знакомятся с интересным историческим...
Презентация "Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 года"
Презентация к учебнику А.Н.Сахарова и Н.В.Загладина "История с древнейших времён до конца 19 века". 10 класс. Базовый уровень....