Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Махомето Лариса Владимировна

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. Участвуют не только члены команды, а практически все учащиеся класса - готовят газеты по теме, инсценировки, отвечают на вопросы ведущего. Детей привлекает игровая форма урока, состязательность. Можно использовать и во внеклассной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древняя Русь»

В рамках недели истории в ГБОУ СОШ № 163

Автор: учитель истории Махомето Лариса Владимировна, ГБОУ школа №163, г. Санкт-Петербург

Предмет: история

Класс:  6

Форма урока: урок–игра

Продолжительность: 45 минут

Жюри: 2 учителя подсчитывают баллы.

Форма работы: групповая.

Цель:

Образовательная:        повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов по теме «Древняя Русь», способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;

Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;

Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.

Учебное оборудование:

1. Раздаточный материал для конкурсов;

2. Жетоны для болельщиков;

3. Учебная доска с таблицей командных результатов конкурсов.

Примечание: урок проводится после изучения темы «Древняя Русь», подготовка начинается за

2 недели: формируются команды, учитель обозначает темы, по которым будут предложены вопросы, предлагает список литературы.

Если в школе 2 и более классов в параллели, то команду представляет каждый класс, остальные учащиеся –болельщики – могут заработать для своей команды дополнительные баллы, отвечая на вопросы ведущего. Если в параллели только один класс, то можно сформировать 2 команды. К подготовке к итоговому уроку привлекаются все учащиеся – например, выпуск газет по теме не только дает дополнительные баллы команде, но и оценку.

После подведения итогов каждый участник команды получает диплом или грамоту, а также отметку по предмету.

Ход урока:

I. Организационный этап.

В игре участвуют два 6-х класса. Каждый класс представляет команду из 6-8 человек, выбирает капитанов, придумывает название команды и девиз. Выбирается жюри в составе двух человек. Приветствие обучающихся. Проверка готовности обучающихся к уроку и проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.

II. Основная часть.

План проведения игры

  1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
  2. Знакомство команд. Представление членов жюри.
  3. Командные конкурсы.
  4. Подведение итогов.

Вступительное слово учителя (ведущего): сообщение темы игры, цели, план.

Урок-игра состоит из 6 конкурсов. Перед выполнением конкурсного задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. По ходу игры каждая команда за победу в конкурсе и за правильные ответы получает баллы, которые подсчитывает жюри. Итоги заданий отражаются в бланке ответов к заданиям и переносятся в таблицу на доске. В игре победу одерживает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. По окончанию конкурсной игры жюри, подсчитав баллы, по мере активности участников озвучивают оценки за урок.

                                                                                                1

Урок-игра «Древняя Русь»

  1. Представление команд 4 мин. + 1 мин. Подведение результатов.

Домашнее задание команд:7 мин. Подведение результатов

  1. «Конкурс капитанов «Дальше, дальше..» (1 мин + 1 мин) + 1 мин. Подведение результатов
  2. «Разгадай путаницу» (4 минуты) + 1 мин. Подведение результатов
  3. «Вот такой случай (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов
  4. «Старинные загадки» (4 минуты) + 1 мин. Подведение результатов
  5. «История в лицах» (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов
  6. «Культура (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов
  7. Конкурс болельщиков во время заданий для команд.
  8. Конкурс стенгазет.
  9. Подведение итогов.

1. Представление команд.

Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, своего капитана. Конкурс оценивается по 5- балльной шкале. Максимальное кол-во баллов – 5 баллов.

1 конкурс - Дом.задание: инсценировка исторического сюжета. Команда-соперница должна отгадать, о ком и о каком событии идет речь. Оцениваются обе команды: одна за мастерство, другая за правильный ответ - по 5 баллов.

                                                                                                        

2 конкурс- Конкурс капитанов «Дальше, дальше…» Каждая команда может заработать 13 баллов за 2 минуты. Учитель поочередно задаёт вопрос капитану каждой команды. Капитан отвечает, если он не знает ответа- говорит «дальше», право ответа на вопрос переходит к другой команде. Каждый правильный ответ -1 балл.

Вопросы для конкурса капитанов «Дальше, дальше …»

  1. Назовите имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
  2. Автор «Повести временных лет» (Нестор)
  3. Самый древний и распространенный вид обуви на Руси (лапти)
  4. Первый русский митрополит, автор «Слова о законе и благодати» (Иларион)
  5. Земельное владение, передаваемое по наследству (вотчина)
  6. Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке (фрески)
  7. Самые бесправные члены общества Киевской Руси (холопы)
  8. Сложная техника создания узора, путем напаивания мельчайших шариков-зёрнышек (зернь)
  9. Что называли уроками в Киевской Руси? (размер дани)
  10. Азбука Киевской Руси, которую стали использовать после принятия христианства (кириллица)
  11. Первый русский письменный сборник законов («Русская правда» или «Правда Ярослава»)
  12. Что объединяет все эти имена: Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог? (языческие боги Киевской Руси)
  13. Первые русские святые (Борис и Глеб)
  14. Какое племя наказала княгиня Ольга за смерть Игоря? (древлян)
  15. На этом материале писались летописи Киевской Руси (пергамент)
  16. Люди, живущие и работающие у господина на определенных условиях, заключавшие об этом договор (рядовичи)
  17. Именно ее за заботу о порядке в земле Русской летопись назвала «мудрейшей из всех человек» (княгиня Ольга)
  18. Самый распространенный строительный материал в древней Руси (дерево)
  19. Место сбора дани со второй половины 10 века (погост)
  20. Что их всех объединяет: хазары, печенеги, половцы? (племена кочевников, с которыми воевала Русь)
  21. Религия древних славян (язычество).
  22. Народное собрание свободных граждан (вече)
  23. Старинный доспех воина в виде рубашки из железных пластин (кольчуга)
  24. Кто убил братьев-князей Бориса и Глеба? (Святополк Окаянный)
  25. Почему Киев назвали Киевом? (основатель Кий)
  26. Каково происхождение древнерусского слова «закуп»? (от «купа» - долг)

Конкурс № 3 «Разгадайте путаницу»

Каждой команде выдается 2 листа с заданием. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл. Макс. кол-во баллов – 8. На разгадывание « путаницы»  командам дается 3 минуты.

Переставьте буквы, и у вас получится слово:

1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ»

                                _____________________________________

2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД»

                                _____________________________________

3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ»

                                _____________________________________

4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД»

                                _____________________________________

5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР»

                                _____________________________________

6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС»

                                ______________________________________

7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ»

                                _______________________________________

8. Организация власти, управляющая обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность, называется – «САВУТДОРСАГ»

                                

                                                                                Приложение 4

                                                                        Команда ________________________

Конкурс № 4. Вот такой случай.

А теперь конкурс «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте 6 ошибок и исправьте их. Зачеркните найденное слово, сверху напишите правильный ответ. За каждую найденную и исправленную ошибку, команда получает 1 балл. На выполнение задания дается 4 минуты.

Текст:

В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше благодаря попутному ветру, добрались до столицы византийской империи. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

                                                                                                        

                                                                                                Приложение 3

Конкурс № 5. Старинные загадки.

Загадки загадываются учителем по очереди каждой команде. Время конкурса – 5 минут. 

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не ответила, то право ответа переходит к другой команде.

Загадки.

1.  Отгадай старинные загадки, связанные с трудовой деятельностью крестьян:

1. «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник» (конь)

2. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крюку» (коса)

3. «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой)

2. Отгадай старинные загадки, связанные с едой:

4. «Одну меня не едят, а без меня мало едят» (соль)

5. «И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, и всех милей» (хлеб)

6. «В одном бочонке два вина, болтается да не смешается» (яйцо)

7. «Чиста да не вода; клейка, да не смола; бела, да не снег; сладка, да не мед» (молоко)

3. Отгадай старинные загадки, связанные с одеждой:

8. «Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу» (шапка)

9. «Днем обручем, ночью змеей» (пояс)

10. «По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (порты)

                                                                                                        


Конкурс № 6. «История в лицах.»

Каждая команда получает листы с заданиями. Прочитав, небольшой отрывок из летописи «Повесть временных лет» команда должна определить о каком деятеле «Древней Руси» идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время выполнения – 3 минуты.

 

1. «..В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах.»  _______________________________________

2. «..И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на колеса свои корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались.. «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь..»  _________________________________

3. «..Взяв дань, пошел он домой… но поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь, пособираю еще». И отпустил дружину свою, а сам с малою частью вернулся, желая большего богатства.  ________________________________________

4. «..И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна… и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же ответила: «Я-язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам…».  _____________________________________________

5. «..Пришел он с войском в Корсунь, город греческий… и сражались крепко горожане… он же вошел в город с дружиною своею и послал к царям Василию и Константину сказать: «Ваш славный город уже взял…».  _____________________________________________

6. «Устремилась с сыном к городу Искоростеню… И стояла у города все лето… и сказала жителям его: «Не хочу возлагать на вас тяжкую дань, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья…»  ______________________________________

7. «..Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии…И стала при нем церковь христианская плодиться и расширяться…и поставил Илариона митрополитом, русского родом… и собрал писцов многих и переводили с греческого на славянский..».  _______________________________________________

8. «..В год 862. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший… в Новгороде…»  ______________________________________________________

                                                                                                        

Конкурс 7 «Культура Древней Руси»

Вопросы задаются учителем по очереди каждой команде. Время конкурса – 3 минуты.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не ответила, то право ответа переходит к другой команде.

  1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке (Фреска)
  2. Искусство постройки деревянных зданий (Деревянное зодчество)
  3. Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей (Былина)
  4. Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность (Скань)
  5. Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Илларионом? («Слово о Законе и Благодати»)
  6. Небольшие, изящные картинки, иллюстрирующие текст книги называются (Миниатюры)
  7. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  8. Как называется литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых? (Житие)
  9. Какой каменный храм был заложен князем Владимиром в 989 году? (Десятинная церковь Успения Богородицы)
  10. Как называются картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков? (Мозаика)
  11. Сложная ювелирная техника, когда узор напаивали из мельчайших шариков-зернышек? (Зернь)
  12. Назовите былинного героя, который был простым пахарем-земледельцем? (Микула Селянинович)

  Конкурс № 8. Конкурс болельщиков (проводится ведущим в то время, когда команды выполняют письменное задание).

Болельщикам задаются вопросы. Болельщик, правильно ответивший на вопрос, получает жетон.

1жетон=1баллу. Фамилии болельщиков и кол-во жетонов записывают помощники и отдают членам жюри, которые подводят итоги конкурса болельщиков.

Вопросы для болельщиков.

  1. Место сбора дани со второй половины 10 века  (погост).
  2. Начало княжения Владимира Святого  (980).
  3. Главный хлебный злак в Киевской Руси  (рожь).
  4. Кто убил братьев-князей Бориса и Глеба? (Святополк Окаянный).
  5. Бог славян – покровитель богатства и довольства (Велес).
  6. Штраф за убийство в Древней Руси (вира).
  7. Этот князь положил начало школьному обучению (Владимир «Святой»).
  8. Какой город времен Ярослава летописцы назвали «украшение Востока»? (Киев).
  9. Как называли служителей языческого культа? (волхвы).
  10. Что лишнее в ряду категорий населения Древней Руси: огнищанин, тиун, ключник, закуп? (закуп).
  11. По какому принципу образован ряд: сажень, локоть, пядь, вершок? (меры длины). 
  12. Сколько куполов имеет храм Святой Софии в Киеве? (13).
  13. Старший дружинник в дружине русского князя (боярин).
  14. Что называли уроками в Киевской Руси? (размер дани).
  15. Крупнейшая победа Руси в правление Ярослава Мудрого (разгром печенегов).
  16. Материал, на котором в Киевской Руси писали иконы (деревянные доски).
  17. Первые русские святые (Борис и Глеб).
  18. Кого на Руси называли гостями? (заморских купцов).
  19. Из каких помещений состоял крестьянский дом? (изба и сени).
  20. Год постройки Софийского Собора в Киеве (1037).
  21. Русская мера длины, чуть больше километра (верста).
  22. Обычная пища простых людей на Руси (щи да каша).
  23. Какое племя наказала Ольга за смерть Игоря? (древлян).
  24. Какой князь на Руси имел прозвища: Святой, Ласковый, Красное Солнышко? (Владимир).
  25. Кто лишний в ряду князей основателей Киева: Аскольд, Олег, Кий, Дир? (Олег).
  26. Профессиональное войско Киевской Руси (дружина).
  27. Религия древних славян (язычество)
  28. Автор «Повести временных лет» (Нестор).
  29. Так на Руси называли столицу Византии – Константинополь (Царьград).
  30. Верховный бог восточных славян (Перун).
  31. Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец (кольчуга).
  32. Первый русский письменный сборник законов («Русская правда»).
  33. Этот князь заключил в 911 году договор с Византией (Олег).
  34. Год крещения Руси (988).
  35. Отрезок времени в сто лет (век).
  36. Кто лишний в ряду первых киевских князей: Рюрик, Олег, Святослав, Игорь? (Рюрик).
  37. Памятники культуры, которые появились на Руси после введения христианства (иконы, храмы, письменность).
  38.  Человек, поступивший на службу в вотчину по ряду (рядович).
  39. На этом материале писали жители древнего Новгорода (береста).
  40. Каково происхождение древнерусского слова «закуп»? (от «купа» - долг).

Конкурс № 7. «Стенгазеты.»

Жюри оценивает стенгазеты, подготовленные ребятами по 5 балльной шкале.

Подведение итогов.

Награждение участников.

                                                                                                                

ОТВЕТЫ ДЛЯ  ЖЮРИ  (при проверке выполненных заданий)

Конкурс № 4. Вот такой случай.

А теперь конкурс «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте 6 ошибок и исправьте их. Зачеркните найденное слово, сверху напишите правильный ответ. За каждую найденную и исправленную ошибку, команда получает 1 балл. На выполнение задания дается 4 минуты.

Текст:

В 907 году князь ОЛЕГ пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско СЛАВЯН, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, ЗАМКНУЛИ ГАВАНЬ ЦЕПЯМИ. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше благодаря попутному ветру, добрались до столицы византийской империи. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору ВИЗАНТИЯ платила РУСИ огромную дань и ПОЛУЧАЛА привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.

Конкурс № 6. «История в лицах.»

Каждая команда получает листы с заданиями. Прочитав, небольшой отрывок из летописи «Повесть временных лет» команда должна определить о каком деятеле «Древней Руси» идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Время выполнения – 3 минуты.

 

1. «..В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах.» (князь Святослав)

2. «..И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на колеса свои корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались.. «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь..» (князь Олег) 

3. «..Взяв дань, пошел он домой… но поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь, пособираю еще». И отпустил дружину свою, а сам с малою частью вернулся, желая большего богатства. (князь Игорь)

4. «..И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна… и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же ответила: «Я-язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам…». (княгиня Ольга)

5. «..Пришел он с войском в Корсунь, город греческий… и сражались крепко горожане… он же вошел в город с дружиною своею и послал к царям Василию и Константину сказать: «Ваш славный город уже взял…». (князь Владимир)

6. «Устремилась с сыном к городу Искоростеню… И стояла у города все лето… и сказала жителям его: «Не хочу возлагать на вас тяжкую дань, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья…» (княгиня Ольга)

7. «..Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии…И стала при нем церковь христианская плодиться и расширяться…и поставил Илариона митрополитом, русского родом… и собрал писцов многих и переводили с греческого на славянский..». (князь Ярослав Мудрый)

8. «..В год 862. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший…в Новгороде…» (Рюрик)                                                                Стр.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»

В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».

   Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительс...