Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Цели урока

Образовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира

                                  в конце XIX века  и сделать вывод об особенностях российской модернизации

Развивающая -      развивать историко-познавательную компетентность учащихся

                              - критически анализировать историческую информацию
Воспитательная - способствовать формированию коммуникативной компетентности

- умению вести диалог, приводить веские аргументы, отвечая
на вопросы оппонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_10g.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока

Образовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира

                                  в конце XIX века  и сделать вывод об особенностях российской                                               модернизации

Развивающая -      развивать историко-познавательную компетентность учащихся

-        критически анализировать историческую информацию
Воспитательная - способствовать формированию коммуникативной компетентности

-        умению вести диалог, приводить веские аргументы, отвечая
на вопросы оппонента

Тип урока - урок комплексного применения знаний

Ход урока

1.        Организация начала занятия

Учащиеся заранее разделены на 4 рабочие группы, принцип деления - комфортность работы в группе.

Расстановка парт в классе с учетом групповой работы.

Учащиеся знакомятся с информационным ресурсом - словари, хрестоматия,

альтернативные учебники - Загладин Н.В. "История России и мира" ,

Загладин Н.В. "Всемирная история" ,

Хачатурян В.М. "История мировых цивилизаций"
Буганов Б.И. Зырянов П.Н. "История России"

Учащиеся знакомятся с темой Дебатов, планируют информационный поиск. Определяют ролевое участие, выделяют спикера.

2.        Проверка выполнения домашнего задания

Терминологический диктант (З минуты) "индустриальное общество", "модернизация", "монополия", "промышленный переворот", "реформы и контрреформы". Работа выполняется индивидуально. Сдается учителю.

На местах групп - таблицы "Пути модернизации экономики" (Таблицы на листе

полуватмана, заполнены фломастером) Это - домашнее задание группы.

Учитель выполняет роль тьютора: корректирует результаты работы, дает советы по

организации поиска, отмечает насколько активны члены группы, как ориентируются они в

материале.

"Пути модернизации экономики в передовых странах Европы и Азии в конце XIX века "

 Страна

Кем осуществляется

Цели

государственной

политики

Какими

средствами

осуществляется

Итоги

Вывод


Группа l -страны Западной Европы (без Германии); группа 2 - США и Германия; группа 3

-        Япония; группа 4- Россия.

После корректировки таблицы крепятся на доске. Информацией можно пользоваться для аргументации своей позиции в ходе дебатов. 5-7 минут затрачивается на просмотр и обсуждение работ оппонентов (прием - «мозговой штурм»), в это время группы готовятся в выступлению в ходе Дебатов , готовят аргументы к тезисам

 (приемы – поиск аргументов и составление  речи первого спикера)

3. Закрепление знаний и способов действий

Учитель ставит перед классом задачу - сделать вывод об изменениях в России за последние десятилетия XIX века, сравнить их с изменениями в зарубежных странах.

Проблема для обсуждения в ходе Дебатов

"Россия в конце XIX века - модернизированная страна?"

План Дебатов

  1. Промышленный переворот 90-х годов.
  2. Сельское хозяйства России
  3. Внутренняя политика Александра III
  4. Николай II – сторонник модернизации?

Группы 1 и 4 - позиция "ЗА"

Группы 2 и 3 - позиция "ПРОТИВ"

Учитель ведет дебаты. Общие выводы, к которым, предположительно, должны прийти учащиеся:

Вступление России на путь модернизации и формирования индустриального общества происходило позднее большинства западных государств.

Курс на модернизацию промышленности характеризует экономическое развитие России в 80-90-х годах. Реформаторская деятельность БунгеН.Х., Вышеградского И. А., Витте СЮ. способствовала этому. К концу века промышленный переворот в России завершился. В сельском хозяйстве явлений модернизации не наблюдается.

Особенности экономического развития:

  • складывание системы государственно-монополистического капитализма
  • укрепление финансовой системы
  • широкое внедрение иностранного капитала
  • многоукладность экономики (в том числе полунатуральный крестьянский уклад)
  • отставание аграрного сектора
  • сохранение феодальных пережитков (помещичье землевладение)

Особенности политического развития:

  • сохранение самодержавия
  • ограничение земского и городского самоуправления
  • усиление полицейского режима
  • неоднородность рабочего класса
  • уменьшение влияния либералов на общественно- политическую жизнь страны, усиление роли консерваторов
  • консерватизм молодого императора

   4.        Обобщение и систематизация знаний

Подводя итог дискуссии, учащиеся делают вывод об особенностях российской

модернизации, о роли объективного и субъективного факторов в ее проведении.

Тема урока, не озвученная в начале занятия, формулируется самими учащимися как ответ

на вопрос учителя "О чем говорили мы на сегодняшнем уроке? К какому выводу мы

пришли?"

Преобразования, начавшиеся в России в конце XIX века, оказались

незавершенными; перспектива дальнейшего развития по пути модернизации могла осуществиться при условии изменения траектории политического развития России по инициативе «верхов».

Подведение итогов занятия

Рефлексия по результатам Дебатов

  • Свободно ли было Вам во время дебатов, ориентировались ли Вы в материале,             предложенном Вашими оппонентами?
  • Заданная группе позиция "за" или "против" мешала Вашей работе?
  • Воспользовались ли Вы результатами работы Ваших оппонентов?
  • Нет ли у Вас чувства незавершенности работы?
  • Что полезное для себя Вы приобрели на этом уроке?
  • Целесообразна ли такая деятельность на уроках истории?

При невозможности высказаться всем желающим, следующий урок начать с продолжения рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"

Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры  по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

Разработка повторительно-обобщающего урока "Россия в XII веке"

Презентация по отечественной истории "Россия в XII веке" для учеников седьмых классов, общеобразовательной школы....