МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»(урок-ода)
учебно-методический материал по физике (9 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ  ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!», 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОН ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБУ ОО ЗО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Г. МЕЛИТОПОЛЬ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПОВТОРИТЕЛЬНО - ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ

по теме: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»

9 класс

Учитель Мифле-Чередниченко С.А.

г. Мелитополь, 2024

ФИЗИКА.

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по теме:

«ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Осуществляется приветствие и обращение ко всем с просьбой обратить внимание на экран, где включается демонстрация с приглушенным звуком видеоролика о движениях разных тел. Во время демонстрации производится проверка присутствующих и общей готовности к уроку , а также организация включения в учебный процесс.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Вопросы для фронтальной беседы демонстрируются на слайде презентации. Заслушиваются ответы обучающихся.

  • Что продемонстрировалось в разных фрагментах видеоролика, что их объединяет? (Фрагменты демонстрируют разные виды движений).
  • Как вы считаете: почему именно с демонстрации движений мы начинаем сегодняшний урок? О чем и почему, на ваш взгляд, сегодня должен пойти у нас с вами разговор?(Речь пойдет, пожалуй, о механическом движении).
  • Предметом изучения какого раздела физики является механическое движение? (Механическое движение является предметом изучения механики).
  • А в чем заключается основная задача механики (ОЗМ)? (Основная задача механики - определение положения (координат) движущегося тела в любой момент времени).
  • Как вы считаете, насколько важным является умение решать основную задачу механики для разных видов движений? (Конечно, нет, нельзя) . Можно ли было бы запустить космический корабль или искусственный спутник Земли, точно попасть в цель при выстреле, проследить за самолетом из центра управления полетами или за плывущим судном с берега и т.д., без умения решать основную задачу механики?

Таким образом, сразу напрашивается вывод о важности и необходимости изучения механики как раздела физики, о важности умения решать основную задачу механики. Эта важность обоснована также тем, что в будущем, какую бы профессию вы не выбрали, да и просто в жизни, без знаний законов движений не обойтись! (связь с жизнью, политехническая направленность материала ).

Мы завершили изучение огромного раздела физики - раздела «Механика». И наша задача – повторить, обобщить и систематизировать все полученные нами знания и еще раз убедиться в необходимости и важности знаний законов разных видов движений.

Сообщается тема, цель и задачи урока под слайд на экране : «Повторительно

обобщающий урок по теме: " Ее величество, механика!». Дату и тему урока обучающиеся записывают в тетрадях.

В фронтальной беседе под. слайды презентации идет разбор следующих вопросов:

  • Что называют механическим движением?(Механическое движение – это изменение положення тела относительно других тел. в пространстве с течением времени).
  • И какие подразделы механики, изученные нами, нам предстоит сегодня вспомнить? На какие вопросы мы отвечали при их изучении?(Кинематика, динамика, статика, раздел о законах сохранения).
  • Кинематика – раздел механики, изучающий механическое движение как? (без причин, которые его вызывают)
  • Динамика – раздел механики, изучающий что?( причины движений).
  • А что является предметом изучения статики? (условия равновесия тел).
  • Раздел, изучающий законы сохранения в механике, какие конкретно законы изучает?(закон сохранения импульса и механической энергии).

Итак, сделаем выввод.

КАКОЙ основной вопрос в кинематике и динамике? («Как?» - в кинематике, «Почему?» - в динамике.)

КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА - ОСНОВНЫЕ ИЗ РАЗДЕЛОВ МЕХАНИКИ!

Изучая кинематику, мы научились отвечать на вопрос: «Как тело движется, как по изученным уравнениям решить ОЗМ». (Экспресс-демонстрация слайда с формулами кинематики ПРД, ПРУД, РАВНОМЕРНОГО КРИВОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ позволяет освежить их в памяти обучающихся).

Изучая динамику по ее основным законам научились понимать, почему тело движется так, а не как-то иначе. (Экспресс-демонстрация слайда с ЗАКОНАМИ НЬЮТОНА и ФОРМУЛАМИ СИЛ).

  • Статика – раздел механики, изучающий условия чего? (условия равновесия тел).
  • Раздел, изучающий законы сохранения в механике, какие конкретно законы изучает?(закон сохранения импульса и закон сохранения механической энергии).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Все мы знаем, что изучить и понять что-то новое или подготовиться, например, к контрольной работе, легче, основываясь на уже имеющихся знаниях, причем не только по физике, но и по математике (межпредметные связи).

ДАВАЙТЕ-КА ВСПОМНИМ:

Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы. Демонстрируется серия слайдов «Вспомним…»

  • Какие виды движений существуют по траектории?(По траектории различают прямо- и криволинейные движения.) А по характеру? Дайте их определения. (По характеру различают равномерное и неравномерное , в частности, равноускоренное, движения).

Прямолинейное равномерное движение (ПРД )– движение по прямой, при котором за равные промежутки времени тело совершает одинаковые перемещения(при прямолинейном неравномерном движении (ПНРД) - неодинаковые перемещения).

Прямолинейное равноускоренное движение (ПРУД) – движение по прямой, при котором за равные промежутки времени скорость тела изменяется одинаково.

При знакомстве с разными видами движений мы имели дело с разными физическими величинами.

  • Как в математике и в физике называют величины, которые имеют только числовое значение и не имеют направления?(скалярные).
  • А имеющие направление?(векторные).
  • По слайду «блиц-опрос» назовите векторные величины(скорость, перемещение, ускорение, сила) и скалярные(путь, маса).
  • Чем отличаются модуль вектора от его проекции на ось?(модуль не может быть отрицательным, а проекция - может).
  • Проекция какого вектора на рис. положительна, а какого - отрицательна? ()

  • Какие законы лежат в основе динамики? (В основе динамики лежат три закона Ньютона:

Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению.

  • Для каких движений применяют и как формулируются І и ІІ законы Ньютона?(І - покой и прямолинейное равномерное движение; ІІ – для движений с ускорением).

А о чем говорит ІІІ закон Ньютона? (Тела ВЗАИМНО действуют друг на друга, силы появляются только парами)

  • Какие виды сил в механике мы изучили? (Виды сил в механике - сила тяжести и всемирного тяготения, сила трения и упругости, вес, а в механике жидкостей и газов – архимедова сила). Заслушивается ответ под слайд ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ НА СООТВЕТСТВИЕ «название силы - формула или закон для расчета» (задание можно выполнить в группах по 2).

Аудитории можно также продемонстрировать несколько видеофрагментов без звука и предложить задание: дать название и определение для каждой силы, о которой идет речь в видеоролике ( фронтальная беседа, озвучивание видеофрагментов).

Записываются формульные выражения законов Ньютона и формулы сил.

  • А по каким правилам математики мы находили

равнодействующую всех сил, если их было несколько? (когда векторы направлены в одну сторону, их модули складываются, когда в разные – вычитаются, для вектроров, выходящих из одной точки под углом друг к другу – применяли правило параллелограмма). (ЗАДАЧИ –ВОПРОСЫ О РЕПКЕ, ПЕРЕТЯГИВАНИИ КАНАТА, ЛЕБЕДИ-ЩУКЕ-РАКЕ).

ДЕЛАЕМ ВЫВОД(УЧИМСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ): если есть нескомпенсированная сила, что возникнет у тела?(УСКОРЕНИЕ или ДЕФОРМАЦИЯ). А в каком состоянии будет находиться тело при компенсации сил? (ПОКОЙ ИЛИ ПРД).

  • Поскольку математика - язык физики, скажите: какие виды математических зависимостей между величинами мы встречали при изучении механики? Назовите графики этих зависимостей. (Виды математических зависимостей: линейная – график прямая, прямо пропорциональная – график прямая, проходящая через ноль, обратно пропорциональная – график гипербола, квадратичная – график парабола.)- (межпредметные связи).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

А теперь давайте глубже рассмотрим материал изученного раздела.

- Вспомним сначала основные формулы кинематики (индивидуальный письменный опрос) – 3 чел. на доске воспроизводят формулы кинематики ПРД, ПРУД и РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ, дают определения этим движениям). Одновременно в форме индивидуального устного опроса(1 чел.) или фронтальной беседы вспоминаем содержание основных понятий кинематики и динамики(словарная работа) - под слайды «блиц – опрос» /путешествие по основным понятиям/ - словарь основных терминов кинематики и динамики: материальная точка, система отсчета, траектория, путь, перемещение; сила, инертность, масса, инерция, равнодействующая сила, деформация.

После заслушивания ответов по формулам, учащиеся не просто переписывают с доски формулы кинематики, а заполняют обобщающую таблицу (работа с таблицей) – располагая формулы расчета кинематических характеристик ПРД и ПРУД в нужных ячейках таблицы) (индивидуально-коллективная форма работы). По формулам равномерного движения по окружности проводят аналогию с недавно выученным колебательным движением.

После этого происходит повторение графиков зависимости кинематических величин от времени тоже путем заполнения обобщающей таблицы (фронтальный устный разбор, работа с графиками, работа с таблицей). Углубление умения их объяснять и применять при расчетах происходит в процессе решения графических задач. Демонстрируется слайд: «решаем графические задачи - графическая естафета». Она станет итогом работы с графическим представлением ПРД и ПРУД после разбора заполнения обобщающей таблицы по графикам с целью сравнения, установления сходства и расхождений в движениях различных тел, выявления причинно-следственных связей и т.д., Заслушиваются краткие комментарии по графическим задачам (после обсуждения в группах по 2)

После графических задач переходим к решению задач расчетных как по кинематике, так и по динамике . Демонстрируется слайд: «решаем расчетные задачи». Пока вместе с аудиторией один ученик решает на доске задачу достаточного уровня по кинематике, другой - по карточке решает задачу достаточного уровня по динамике (индивидуально-коллективная форма работы).

Краткое условие и решение задач предлагается записать в тетрадь.

По желанию можно предложить решить на оценку задачи высокого уровня по карточкам (индивидуальная форма работы).

И снова в фронтальной беседе под слайды презентации разбираем ряд вопросов:

  • Ну а какие величины обладают УНИКАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ СОХРАНЯТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ? (импульс замкнутой системы тел и полная механическая энергия в замкнутой системе при отсутствии трения).
  • Какие 2 вида механической энергии нам знакомы? Каковы их формульные выражения? Какой вид имеет закон сохранения механической энергии? (Потенциальная - энергия взаимодействия: ;. Кинетическая - энергия движения:: Полная мех энергия тела: . Закон сохранения мех. энергии: или )
  • А какое из важнейших проявлений закона сохранения импульса позволило человечеству осуществить прыжок в космос?

( или

, )

реактивное движение(движение тела за счет отделения части его массы) (политехническая подготовка, связь с жизнью).

Демонстрируется слайд: «Ее величество, механика! ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ…». Вниманию обучающихся представляются имена выдающихся ученых, внесших свой вклад в развитие механики. И как подведение итога, заслушивается содержание сообщения - выполнение опережающего задания,

ОПЕРЕЖДАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовка сообщения об успехах СССР и России в освоении космоса. ГОВОРЯ О РЕАКТИВНОМ ДВИЖЕНИИ, НЕЛЬЗЯ НЕ СКАЗАТЬ ОБ УСПЕХАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И РОССИИ В ОСВОЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА!(Патриотическое воспитание). Именно на многоступенчатых ракетах были сделаны первые шаги человечества в космос: 4 октября 1957 г. советские ученые вывели на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. — космический корабль «Восток», на борту которого был первый в мире советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Прошло всего 60 лет, а мы уже не можем представить свою жизнь без космоса: спутниковое телевидение и спутниковая связь, система GР8 и спутниковый Интернет, надежный прогноз погоды и спутниковые карты.

При наличии времени можно решить КОМБИНИРОВАННУЮ ЗАДАЧУ высокого уровня на законы сохранения(индивидуально-коллективная форма работы) или ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ЗАДАЧУ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Подводя итог урока, я хочу услышать ваше мнение выполнили ли мы поставленную нами задачу - не только повторить и обобщить изученный материал важнейшего раздела физики, но и проследить: действительно ли уметь решать основную задачу механики так важно для изучения, понимания и применения разнообразных движений. Как вы считаете удалось нам доказать важность и необходимость знаний по механике в жизни, а у кого-то - в овладении будущей профессией? Заслушиваются ответы.. Делается анализ работы на уроке, сообщаются оценки.

Сообщается домашнее задание:

- повторить теоретический материал раздела в соответствии с опорными конспектами;

- заполнить предоставленную обобщающую таблицу по графикам и решить графическую задачу;

- решить расчетные задачи соответствующего уровня сложности - расчетную задачу по кинематике и по динамике достаточного уровня а также (по желанию) - задачу высокого уровня. (Разноуровневость решаемых задач – дифференциация в обучении.)

Даются комментарии по выполнению домашнего задания.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА УРОКЕ

Задача графическая № 1

Качественно охарактеризуйте движение тела по графику: а) установите соответствие между описанием движения тела и соответствующей ему областью графика… 1. равномерное движение в направлении оси Ох; 2. покой; 3. равноускоренное движение в направлении оси Ох (вперед), при котором модуль скорости возрастает(разгон); 4. равноускоренное движение в направлении, противоположном оси Ох (назад):

Задача графическая № 2

Установите соответствие между графиком проекции скорости тела и графиком ускорения:

Задача расчетная № 1

Автомобиль, начальная скорость которого 72 км/ч, начал тормозить с ускорением, модуль которого равен 0,5 м / с2. Найдите тормозной путь автомобиля и время торможения.

Задача расчетная № 2

Упряжка собак равномерно тянет по горизонтальной дороге сани массой 500 кг. Коэффициент трения равен 0,1. С какой силой собаки действуют на сани?

Задача расчетная высокого уровня № 1

В показанной на рисунке системе на наклонной плоскости, образующей угол с горизонтом, находится тело 1 . К нему нитью, перекинутой через неподвижный блок, привязано тело 2. .Найдите путь, пройденный телом 1 за время , если коэффициент трения этого тела о плоскость равен . массы 1-го и 2-го тел соответственно равны и . Нить и блок можно считать невесомыми, нить – нерастяжимой, трением в блоке пренебречь.

Задача высокого уровня № 2

Винтовка массой М подвешена горизонтально на двух параллельных нитях. При выстреле в результате отдачи она отклонилась вверх на высоту Н. Масса пули m. Определить скорость вылета пули из винтовки.

ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДОМА

Задача графическая

Охарактеризовать движение по графику:

Задача расчетная № 1

Электропоезд, отходящий от станции, в течение 0,5мин двигался с ускорением 0,8 м/с2. Определить путь, пройденный за это время и скорость в конце этого пути.

Задача расчетная № 2

Автобус массой 10т, трогаясь с места, приобрел на пути в 50м скорость 10м/с. Найти коэффициент трения, если сила тяги 14кН.

Задача высокого уровня

Пуля, летящая горизонтально, попадает в шар, подвешенный на очень легком жестком стержне, и застревает в нем. Масса пули в 1000 раз меньше массы шара. Расстояние от точки подвеса стержня до центра шара 1м. Найти скорость пули, если известно, что стержень с шаром отклонился после выстрела на угол 100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"

Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры  по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...