Главные вкладки

    Урок по теме: "Особенности природы Западно-Сибирской равнины"
    методическая разработка по географии (8 класс) по теме

    Ромашкина Наталья Владимировна

    Познакомить с особенностями природы Западно-Сибирской равнины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx29.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок : ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ  РАВНИНА: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ.

    Цель: познакомить с особенностями природы Зап.Сиб. равнины.

    Задачи: Воспитательные: - формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

    Обучающие: - формирование представлений о природных особенностях и ресурсах Западно-Сибирской равнины: особенностях географического положения, рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата; - рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири;

    Развивающие: - навыки работы с картами России: физической, тектонической, климатической; - умение учащихся работать в группе и выступать перед аудиторией; - умение сравнивать величайшие равнины России: Русскую и Западно – Сибирскую, находить сходства и различия.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    - физич. карта России и Западной Сибири,

    - презентация «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы».

    - медиапроектор,

    - компьютер,

     - карточки – задания для команд, названия команд.

    ХОД  УРОКА

    1. Организационный момент.
    2. Изучение новой темы.

    - Добрый день! Здравствуйте!

    На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Урала, познакомились с его богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами. Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют- Сибирь. Хочется начать изучение этого региона  словами Александра Твардовского из поэмы  «За далью-даль». Эти слова станут эпиграфом в изучении данной темы (учитель выразительно зачитывает эпиграф).

    НА ДОСКЕ стих и д.з.:    

     Сибирь! Леса и горы скопом,

    Земли довольно, чтоб на ней

    Раздаться вширь пяти Европам

    Со всею музыкой своей.

    Могучий край всемирной славы,

    Что грозной щедростью стяжал,

    Завод и житница державы

    Ее рудник и арсенал!                       А. Твардовский  «За далью-даль».

    УЧИТЕЛЬ:  В словах поэта показано все величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.

    -Какой на ваш взгляд регион мы будем исследовать сегодня первым?

        (Западно- Сибирскую равнину).

    А как вы думаете, почему?

    1) согласно последовательности изучения крупных районов России,

    2) данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.

    - И тема нашего урока:  «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы».

    (слайд №1).

    Каковы же наши цели и задачи? (дети ставят  их сами).

    ЦЕЛЬ:

    Определить особенноси ФГП,  продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на  примере  Западно-Сибирской равнины. 

    ЗАДАЧИ:

    1) Развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

    2) Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

    3) Создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в оценивании Западно-Сибирской равнины, как географического объекта.

    4) Развивать пространственное мышление, внимание, память, умение применять полученные знания на практике.

    Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне  по Западно-Сибирской равнине.

    - Итак, я приглашаю вас в путь.

    Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. ГП.

    Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи. - на западе – восточнее предгорий Урала,

    - на востоке – долина р. Енисей,

    - на севере – береговая линия Карского моря,

    - на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского  мелкосопочника,  Алтая,  Салаира  и Кузнецкого Алатау.)

     По форме походит на трапецию – сужается к северу и расширяется к югу. С запада на восток она простирается от Урала до Енисея на 1900 км, с севера на юг – на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения – вот что выделяет эту территорию.

    Как велика по площади З-С равнина, можно убедиться, сравнив её площадь с площадью некоторых крупнейших стран мира, входящими в первую десятку мировых лидеров. (слайд №2).

    Интересным оказывается сравнение равнины со странами Европы. Восемь вместе взятых государств, из них шесть – самые крупные в Европе, по площади равны Западной Сибири (слайд №3). 

    Ребята, а давайте забудем на минуту, что Западно-Сибирская равнина уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами, и наши исследования будут положены в основу нового учебника по географии. Как вы думаете, это возможно? Давайте попробуем.

    1.  Исследовательская работа.

    Мы работаем в  группах  исследователей:  

    1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»

    2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат  Западно-Сибирской равнины?»

    3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды  Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод    Западно-Сибирской равнины?»

    4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно-Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»

    Перед вами лежат карточки на которых указаны сравнительные особенности Русской и Западно-Сибирской равнин. По ходу изучения вы должны заполнить эту таблицу.

    (на работу отводится 5-7  минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

    - учебник географии, атласы, дополнительная  литература  (энциклопедии, хрестоматии), словари.

    Перед исследованием проводится вводный инструктаж, группам выданы задания – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы равнины,  далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

    (слайд №4).

    Физкультминутка. (слайд №5).

    ( Отчёт по группам).

    I.    ГРУППА       исследовала рельеф Западно-Сибирской равнины и отвечает на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»

    группа – «Геоморфологов». См. задания

                                                              (выступление ученицы, электронный учебник).

    II.       ГРУППА        исследовала климат и отвечает на вопрос: «Чем характеризуется  климат  Западно-Сибирской равнины?»

    группа – «Климатологов». См. задания.

    III.      ГРУППА       исследовала внутренние воды  Западно-Сибирской равнины и сообщит нам  «Каковы главные особенности внутренних вод  Западно-Сибирской равнины?»

    группа – «Гидрологов». См. здания.

                                                              (выступление ученицы, слайд №    ).

    IY.   ГРУППА       исследовала  ландшафт Западно-Сибирской равнины и готова дать отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»

    группа – «Ландшафтоведов».См. задания.

    ИТАК,  мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири  (слайд №   ).

    - Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота,

    её богатые природные ресурсы, её плодородные  земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно  связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею  наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика,  и вся она наша – твоя и моя!

    Удивительная и неповторимая по своей красоте природа,  давно  воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

    Вот, например  Поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

    Равнина. Равнина.

    Ни яра, ни пади.

    Равнина - на север,

    Равнина -  на юг.

    Как будто гористую

    Землю разгладил

    Какой – то  гигантский утюг.

    Давайте обобщим наши знания. (слайд №    выводы ).

    Ребята, как вы думаете, совпали ли наши исследования с авторскими?

    А давайте ещё раз убедимся, что наши выводы правильные.

    Эти знания мы применим на практике, выполняя практическую работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно-Европейской  и Западно-Сибирской равнины».

    На столах у вас лежат карточки с особенностями Русской и Зап.- Сиб. Равнин.

    КАРТОЧКА

    ГП равнин

    Восточно-Европейская

    Западно - Сибирская

    В полушарии

    На материке

    Омывается водами океанов

    Примерные широты

    В основании равнин лежат

    Тип поверхности

    Преобладающие высоты

    Климатообразующие факторы

    Тип климата

    Средняя t января и июля

    Среднегодовое количество осадков

    Внутренние воды, их особенности

    Природные зоны

    Вывод:

    САМ СЕБЯ ОЦЕНИ:

    - Как вы оцените свою работу на уроке?

    - Чему научились на уроке?

    - О чём бы вы хотели узнать больше?  (оценка работы групп учителем).

     На следующем уроке мы продолжим знакомство с природой З.С, её природными ресурсами и проблемами их освоения.

    Запишите д.з.:     1.  п. 35,  2.    на конт.карте: 1. Границы, 2. Рельеф

    Спасибо за урок.

    СЛОВАРИК

    Яр – крутые высокие берега рек, озёр.                                                              

    Падь – глубокие долины, межгорные понижения.

    Урманы - густой темнохвойный лес с преобладанием ели, пихты, иногда с преобладанием кедра.

    Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах (ПТК), в том числе о природных зонах.

    Геоморфология – наука о рельефе земной поверхности

    Гривы – это песчаные гряды высотой от 10-30 м .

    Колки – это рощицы берёз и осин.

    Гнус - комары, мошки, мокрецы, оводы, слепни

    Увалы – невысокая, вытянутая, сглаженная возвышенность.

    Задания  группе

    ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие  рельеф земной поверхности.

    1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая к.» - стр. 16).2. Каков соответственно рельеф? (см.  «Физическая к.»- стр.14-15).

    3. Преобладающие высоты.

    4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?

    5. Что такое Северные Увалы?

    6. Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине.(см. «Тектоническая к.» - стр. 16).

    ВЫВОД:    Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной  Сибири?

                                                                  Задания  группе

    КЛИМАТОЛОГИ -  учёные, изучающие климат.

    1. Работа по «Климатической к.» - стр. 17, и по «Физической к.» - стр. 15.

    2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?

    3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

    - широта,

    - рельеф,

    - океаны,

    - атмосферные фронты, циклоны,

    - горы на периферии.

    ВЫВОД:    Чем характеризуется климат Западной  Сибири?

    Задания  группе

    ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

    1. Работа по «Физической к.» - стр. 15.

    2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

    3. Привести пример. Показать на карте

    4. К бассейну  какого океана относятся реки и почему?

    5. Почему реки Западной  Сибири имеют медленное течение?

    6. Почему весной река Обь разливается на десятки км.?

    - ДОП. МАТЕРИАЛ - ( Обская губа,  р. Иртыш).

    ВЫВОД:  Каковы особенности речной системы Западной Сибири?

                                                               

                                                                 Задания  группе

    ЛАНДШАФТОВЕДЫ – учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.

    1.Работа по карте «Природные зоны» стр. 25.        

    2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине? (дать краткую характеристику природных зон).

    3.Какая природная зона занимает большую площадь?

    4.Какие виды хвойных пород преобладают?

    5.В чём особенность лесостепи и степи,  их    хозяйственное использование?

    6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.

    ВЫВОД:   Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"

    В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока....

    Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"

    Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций...

    Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".

    Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...

    Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."

    Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...

    УРОК НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ РОЗЫ. ЗЕЛЕНОЕ ЧЕРЕНКОВАНИЕ»

    Познакомить детей с особенностями размножения. Научить приемам черенкования. Провести беседу по ТБ при работе с секатором. Коррекция зрительного восприятия. На основе упражнений в воспроизведении. Вос...

    Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"

    Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы  игры и методика ее проведения...

    Конспект урока на тему: "Особенности природы Австралии", 7 класс

    Раскрытие причины своеобразия и неповторимости природы самого маленького материка...