Методическая разработка урока по географии для обучающихся 8 класса по теме "Природа Западно-Сибирской равнины"
методическая разработка по географии (8 класс)

Куратова Ирина Владимировна

Методическая разрабока урока может помочь учителю при подготовке к уроку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  по географии для обучающихся 8 класса

Тема: «Особенности природы Западно-Сибирской равнины»

Тип: комбинированный (фронтальная беседа, самостоятельная работа обучающихся с картами атласа, текстом и картами учебника, работа в  парах, решение проблемного вопроса)

Цели:

Обучающие:

  1. дать характеристику природы Западно-Сибирской равнины (географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды);
  2. выявить и объяснить причины наиболее важной особенности природы Западно-Сибирской равнины  - заболоченности;
  3. сравнить особенности природы двух  самых больших равнин России Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.

Развивающие:

  1. продолжить формировать умение сравнивать природные комплексы между собой  на примере сравнения природы Восточно-Европейской (ранее изученной) и Западно-Сибирской  равнин;
  2. устанавливать общность, сходство и различия объектов, а также поиск причин сходства и различия, то есть установление причинно-следственных связей;
  3. продолжить формировать умение  у обучающихся  ставить перед собой проблемный вопрос и находить на него ответ.

Воспитательные:

  1. продолжить формировать у обучающихся мировоззренческое  отношение к миру посредством обсуждения мировоззренческих вопросов;
  2. продолжить развивать  познавательную самостоятельность и активность у обучающихся;
  3. продолжить формировать интерес  к географии своей Родины, любви к России, ее природе, ее просторам;
  4. продолжить формировать  культуру труда посредством правильного оформления самостоятельной работы и правильного распределения времени
  5. продолжить формировать  доброжелательные отношения обучающихся друг к другу, посредством умения работать в парах, коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны:

  1. владеть  понятиями «географическое положение»,  «климатообразующие факторы», «коэффициент увлажнения»;
  2. свободно объяснять  особенности ГП ПК, давать характеристику рельефа, климата;
  3. владеть навыками сравнения  природы двух ПК;
  4. выявлять особенности природы  ПК;
  5. применять на практике полученные знания.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь формулировать цель урока, своей деятельности; уметь приобретать новые знания, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  уметь анализировать информацию, сравнивать, выявлять особенности, выделять причины и следствия этих особенностей и делать необходимые выводы.

Коммуникативные УУД:  уметь взаимодействовать  с одноклассниками, слушать, исправлять, задавать  и отвечать на вопросы; уметь организовывать свою деятельность; умение работать в коллективе, находить общее решение  проблемы.

Регулятивные УУД: уметь организовывать свое рабочее место, планировать свою работу в соответствии с поставленной целью; уметь выбирать средства и методы достижения своей цели.

Личностные:

формирование мотивации учения. Уметь осуществлять самоанализ своей деятельность; умение давать самооценку своей работы  в зависимости  от достижения цели своей деятельности.

Ресурсы урока

  1. Для учителя:

- компьютер, проектор, экран;

- мультимедийная презентация с набором необходимых для

урока карт (зрительный ряд);

- раздаточный материал (для выполнения домашнего задания);

- учебник «География России. Природа. 8 класс»;

- атлас «География России» 8-9 класс

2/ Для  обучающихся:

 - учебник «География России. Природа. 8 класс»;

- атлас «География России. 8-9 класс»;

- тетрадь по географии;

        - пишущие принадлежности.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов.

  1. Постановка обучающимися цели урока, определение задач, выполнение которых необходимо для достижения этой цели.
  2. Самостоятельная работа обучающихся по характеристике природы Западно-Сибирской равнины  в сравнении с природой Восточно-Европейской равнины – работа в тетради (работа с физической картой, работа с климатическими картами, анализ климатических показателей). Навыки работы с информацией.
  3. Формулировка выводов (промежуточных и итоговых).
  4. Самоанализ работы на уроке, анализ итогов деятельности (выделив как положительные, так и отрицательные).

План урока:

  1. Организационный момент – 1 минута
  2. Актуализация необходимых знаний. Мотивация познавательной деятельности.  Определение темы урока, целей, задач урока.  – 5 минут.
  3.  Организация познавательной деятельности
  1. Самостоятельная работа обучающихся по определению ГП Западно-Сибирской равнины и сравнению с ГП Восточно-Европейской равнины – 10 минут.
  2. Определение наиболее важной особенности природы  Западно-Сибирской равнины, постановка проблемного вопроса и его решение – 18 минут.
  3. Формулировка ответа на проблемный вопрос, вывод об особенностях природы равнины  причин  заболоченности – 5 минут.
  1. Рефлексивно-оценочный этап. Самоанализ деятельности/ Выставление отметок   – 5 минут.
  2. Домашнее задание  по вариантам – 2 минуты.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний. Мотивация познавательной деятельности.  Определение темы урока, целей, задач урока.

Цель этапа: продолжить развивать  познавательную самостоятельность и активность у обучающихся.

Познавательные УУД: уметь формулировать цель урока, своей деятельности; уметь приобретать новые знания, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать  с одноклассниками, слушать, исправлять, задавать  и отвечать на вопросы.

Используемые методы, приемы, формы: актуализация знаний посредством фронтальной беседы. Метод ассоциаций. Метод коллективного целеполагания.

Оборудование: компьютерная презентация.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение ПК России и «перешагнув» через Урал, мы оказываемся в совсем другой части света  - Азии. Часть азиатской территории России называют Сибирью.

Вопрос учителя. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Сибирь? [1], [2]. В презентации сменяются слайды с видами природы Сибири [3].

 

Ответ учеников.  Мороз, холод, тайга, кедр (кедровая сосна),  многолетняя мерзлота, мошкара, болота и т.д.

Учитель. А у меня слово «Сибирь» связано с такими словами как: обширная, просторная, многоликая, бескрайняя, удивительная, волшебная, сказочная, непокорная, богатая. Не зря М.В. Ломоносов говорил «Богатство России Сибирью прирастать будут». Все эти ассоциации связаны как с огромными просторами, которые раскинулись за Уралом, так и с обычаями, традициями, культурой, образом жизни  тех удивительных народов, которые проживают на этой территории. Много высказываний связано с Сибирью. Если вы наберете в любой поисковой системе в Интернете «Высказывания о Сибири», «Стихотворения о Сибири», то откроется много ссылок.  И сразу становится понятно, что для многих людей понятие «Сибирь» и понятие «Родина» неотделимы. И видно, как они любят свою Родину, свою Сибирь. А мне запомнилось одно стихотворение «Земля Сибирская» (автор: Александр Бойчук)[4]

После того, как мы познакомимся с этим уникальным регионом, я уверена, что ваши знания об этом удивительном уголке России пополнятся.  Сегодня мы приступаем к изучению темы «Особенности природы Западно-Сибирской  равнины» [5] Но  изучать ее мы будем в сравнении с уже изученной нами ранее равниной. Давать характеристику природы какого-либо ПК для вас дело не новое и поэтому большую часть сегодняшнего урока вы проведете, работая самостоятельно [6]  Вспомните, какие показатели  включает в себя такое широкое понятие «ПРИРОДА»?. 

Вопрос учителя. Таким образом, что будет являться целью нашего урока? [7]

Учитель. Дома я вас просила повторить особенности природы  Восточно-Европейской равнины. В ходе урока ваши знания нам очень пригодятся.  Учитель просит учеников открыть рабочие тетради и записать дату и тему урока «Особенности природы Западно-Сибирской равнины»

Ответ учеников.  Понятие «природа» включает  в себя такие показатели как;: ГП, рельеф и тектонической строение территории, полезные ископаемые, внутренние воды, климат, ПЗ, почвы, растительный и животный мир.

Ответ учеников. Дать характеристику природы Западно-Сибирской равнины и сравнить ее с Восточно-Европейской равниной.

Организация познавательной деятельности

Цель этапа:

  1.  дать характеристику природы Западно-Сибирской равнины (географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды);
  2. выявить и объяснить причины наиболее важной особенности природы Западно-Сибирской равнины  - заболоченности;
  3. сравнить особенности природы двух  самых больших равнин России Восточно-Европейской и Западно-Сибирской.
  1. продолжить формировать умение сравнивать природные комплексы между собой  на примере сравнения природы Восточно-Европейской (ранее изученной) и Западно-Сибирской  равнин;
  2. устанавливать общность, сходство и различия объектов, а также поиск причин сходства и различия, то есть установление причинно-следственных связей;
  3. продолжить формировать умение  у обучающихся  ставить перед собой проблемный вопрос и находить на него ответ.
  1. продолжить формировать у обучающихся мировоззренческое  отношение к миру посредством обсуждения мировоззренческих вопросов;
  2. продолжить развивать  познавательную самостоятельность и активность у обучающихся;
  3. продолжить формировать интерес  к географии своей Родины, любви к России, ее природе, ее просторам;
  4. продолжить формировать  культуру труда посредством правильного оформления самостоятельной работы и правильного распределения времени;
  5. продолжить формировать  доброжелательные отношения обучающихся друг к другу, посредством умения работать в  коллективе.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  уметь анализировать информацию, сравнивать, выявлять особенности, выделять причины и следствия этих особенностей и делать необходимые выводы.

Коммуникативные УУД:  уметь взаимодействовать  с одноклассниками, слушать, исправлять, задавать  и отвечать на вопросы, находить общее решение проблемы.

Регулятивные УУД: планировать свою работу в соответствии с поставленной целью; уметь выбирать средства и методы достижения своей цели.

Используемые методы, приемы, формы: Самостоятельная работа с картами.  Сравнительная характеристика, выявление сходства и различия.

Оборудование: компьютерная презентация, физическая карта России, физическая карта Западно-Сибирской равнины.

Самостоятельная работа обучающихся по определению ГП Западно-Сибирской равнины и сравнению с ГП Восточно-Европейской равнины.

Учитель.  Вспомните план определения ГП ПК. Согласно этому плану определите ГП Западно-Сибирской равнины и запишите в тетради.

Учитель. Давайте сравним ГП двух равнин, выявив сходства и различия. Обратите внимание на названия равнин, попытайтесь это объяснить.

Ответ учеников.

  1. В какой части страны находится
  2. Границы.
  3. Протяженность (в градусах и километрах).

Учащиеся определяют ГП  Западно-Сибирской равнины.

По ходу работы учитель вызывает к доске обучающихся:

- показывают равнину на карте (компьютерная презентация. Слайд с физической картой России) [8];

- показывают на карте границы равнины;

- рассчитывают протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток (физическая карта Западно-Сибирской равнины) [9].

Обучающиеся.

Западно-Сибирская равнина находится в центре России.

Природные границы:

- на севере – Карское море Северного Ледовитого океана;

- на юге – горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Казахский мелкосопочник;

- на западе – Уральские горы;

- на востоке – долина реки Енисей.

 Протяженность: - с севера на юг по 80 градусу в.д. (в 1 градусе – 111 км)

21 * 111 = 2331 км; - с запада на восток по 60 градусу с.ш. (в 1 градусе – 55,8 км) 30*55,8 = 1674 км.

Обучающиеся.

  1. Обе равнины расположены в России. Западно-Сибирская, расположена в центре России, а Восточно-Европейская – на  западе. Западно-Сибирская равнина расположена на западе Азии, а Восточно-Европейская на востоке Европы.
  2. Эти равнины расположены примерно на одних широтах.
  3. Обе равнины имеют выход к морям Северного Ледовитого океана. Восточно-Европейская – к морям Атлантического океана.

Учитель. То есть,  расположены равнины в одних и тех же климатических поясах? И на климат равнин  оказывает влияние Северный Ледовитый океан?

Учитель.  Итак, в ГП обеих равнин есть как черты сходства, так и черты различия.  И  ГП влияет на особенности природы  ПК. И конечно же, особенно на климат территории.

Обучающиеся. Климатические пояса те же (на севере – субарктический, большая часть – умеренный), но климатические области разные. Западно-Сибирская равнина имеет более континентальный климат, так как удалена от Атлантического океана. Моря Северного Ледовитого океана круглый год покрыты льдом, оттаивает только незначительная часть береговой линии, поэтому над ним не формируются влажные воздушные массы, которые смягчали бы климат равнины. Но Восточно-Европейская равнина имеет выход к Баренцеву морю Северного Ледовитого океана, в которое заходит теплое океаническое  течение, которое и смягчает климат прибрежных территорий равнины.

Определение наиболее важной особенности природы  Западно-Сибирской равнины, постановка проблемного вопроса и его решение [9]

Учитель.  Давайте посмотрим внимательно на карту Западно-Сибирской равнины. Что вам бросается в глаза, какая особенность равнины? (На слайде в презентации физическая карта России) [6]/

Обучающиеся.  Равнина очень плоская и заболоченная

Учитель. Действительно, равнина очень плоская, нигде больше в мире вы не увидите такого ровного плоского заболоченного пространства. А что влияет на заболоченность территории?

Обучающиеся. В первую очередь  заболоченность зависит от количества выпадающих осадков, испаряемости, то есть увлажнения территории.

Учитель. Как определяется увлажнение территории?

Обучающиеся. Увлажнение определяется по коэффициенту увлажнения, который рассчитывается : К= О/И, где К – коэффициент увлажнения, О – осадки, И – испаряемость.  Если,  К больше 1 – увлажнение избыточное, если К меньше 1 – недостаточное, если К равен 1 – достаточное, если К меньше или равно 0,3 – скудное.

Учитель. Тогда получается, что более увлажнена территория Западно-Сибирской равнины, раз она сильно заболочена.  Давайте дадим характеристику климата Западно-Европейской равнины и сравним его с климатом Восточно-Европейской равнины. Сравнение будем проводить в виде таблицы [10]/.  По окончании работы учитель просит выйти к доске двух обучающихся и заполнить  таблицу на доске.

Обучающиеся. Обучающиеся заполняют таблицу,  используя карты в учебнике (стр. 62,63,65,66). Двое обучающихся  заполняют таблицу на доске и рассказывают о полученных результатах, делая необходимые выводы. Хотя равнины и  находятся примерно на одних широтах, но климат у них разный:

  1. Зимы на территории Западно-Сибирской равнины более суровые, средние температуры января ниже на 10 градусов и годовая амплитуда колебания температур также знанчительно выше, чем на территории Восточно-Европейской равнины. Это говорит о  более континентальном климате Западно-Сибирской равнины.
  2. Осадков выпадает больше на территории Восточно-Европейской равнины. Восточно-Европейская равнина больше увлажнена, т.к. коэффициент увлажнения у нее больше 1, а на территории Западно-Сибирской равнины равнее 1.

Учитель. Это уже противоречит нашим доводам, о том, что Западно-Сибирская равнина больше увлажнена, поэтому и сильно заболочена. Значит, на заболоченность влияют и другие, кроме климатических, причины. Как вы думаете, какие еще причины  влияют   на заболоченность Западно-Сибирской равнины?

Обучающиеся. На заболоченность влияет  плоский рельеф Западно-Сибирской равнины, на территории которой существуют еще низменности, где влага скапливается.

Учитель. Какие это низменности, назовите и покажите их.

Обучающиеся. Называют и показывают Барабинскую низменность, Ишимскую низменность, Васюганскую низменность.

Учитель.  И  действительно, нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы  понижающимся к центру [11].  Пересекая равнину в поезде  из Тюмени в Новосибирск (учитель показывает маршрут на карте), видишь необозримое плоское пространство, ни бугорка, ни увала. Длительное время равнина испытывала прогибания и поэтому в какие-то периоды была занята морем, в какие-то вновь становилась сушей, и постепенно заполнялась морскими и континентальными отложениями, то есть она несет в себе мощный слой осадочных пород. Из-за всех этих процессов  неровности фундамента не нашли отражением в рельефе равнины. Как же влияте плоский рельеф на заболоченность?

Обучающиеся.  Так как рельеф плоский, то избыток влаги  будет задерживаться в пределах всей равнины.

Учитель. Может быть есть еще какие-нибудь причины заболоченности равнины?

Обучающиеся. На заболоченность Западно-Сибирской  равнины  также влияет обширная речная сеть.

Учитель. Докажите это и выпишите в тетрадь крупные реки равнины. Покажите их на карте. Дайте им характеристику

Обучающиеся. Учащиеся работают с физической картой Западно-Сибирской равнины и выписывают в тетрадь  реки: Обь с притоками Чулым, Иртыш, Тобол, Ишим. Учащиеся называют и показывают реки на карте/ Главная река – Обь, остальные ее притоки. Учащиеся говорят, что реки равнинные, имеют медленное течение, текут с юга на север, питание смешанно с преобладанием снегового, реки с весенним половодье, имеют небольшой уклон.

Учитель. Итак, на территории Западно-Сибирской равнины густая речная сеть. Как это влияет на заболоченность территории?

Обучающиеся.  Так как реки Западно-Сибирской равнины текут  с юга на север и имеют весеннее половодье, то они вскрываются весной на юге, а в среднем и  нижнем течении еще скованы льдом, поэтому лишней воде некуда уходить,  и происходят мощные наводнения, которые также способствуют заболачиванию территории

Учитель. Конечно, но есть еще очень важный фактор, который будет влиять на заболоченность равнины. Подумайте,  какой?  

Обучающиеся. На заболоченность равнины также будет влиять ГП равнины  за Уралом, где распространена зона многолетней мерзлоты. Промерзшие грунты не дают лишней влаге впитываться в нижние почвенные слои.

Формулировка ответа на проблемный вопрос, вывод об особенностях природы равнины  причин  заболоченности

Учитель. Итак, мы с вами рассмотрели много компонентов природы, которые влияют на заболоченность Западно-Сибирской равнины. Составьте в тетради  схему «Причины заболоченности Западно-Сибирской равнины» [12].

Учитель просит обучающихся озвучить получившуюся схему

Обучающиеся.

  1. Достаточное увлажнение.
  2. Плоский рельеф
  3. Густая речная сеть
  4. Медленное (равнинное) течение рек
  5. Течение рек с юга на север.
  6. Весеннее половодье.
  7. Многолетняя мерзлота

Рефлексивно-оценочный этап. Самоанализ деятельности. Выставление отметок.

Цель этапа: закрепление полученных знаний и применение их на практике, эмоциональное состояние  обучающихся.

Личностные УУД:  уметь осуществлять самоанализ своей деятельность; умение давать самооценку своей работы  в зависимости  от достижения цели своей деятельности.

Учитель.  Чем мы с вами занимались сегодня на уроке, чему научились?  Пригодятся ли нам полученные на сегодняшнем уроке знания и умения?

Обучающиеся. На сегодняшнем уроке мы давали сравнительную характеристику некоторых компонентов природы двух равнин России Западно-Сибирской и Восточно-Европейской (ГП, климат, внутренние воды, особенности рельефа).  Мы выявили основную особенность природы Западно-Сибирской равнины – заболоченность,  и определили причины  заболоченности Западно-Сибирской равнины. Мы  научились искать ответы на проблемные вопросы, так как в ходе урока у нас они возникали и в дальнейшем нам будет проще делать сравнительный анализ двух, а может быть и больше ПК.

Учитель.  С какими трудностями вы столкнулись  на уроке? Было ли вам интересно на уроке? Можете ли вы поставить себе отметку за урок? Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив лист самооценки [13].

Обучающиеся. Заполняют лист самооценки.

Учитель. Предлагаю назвать, по вашему мнению,  обучающихся, которые сегодня активно работали на уроке и поставить им отметки.

Обучающиеся.  Называют обучающихся и выставляют им отметки {14}

Домашнее задание.

Учитель.  Тогда предлагаю вам самим оформить домашнее задание к следующему уроку.  «Сравнительная характеристика ПК Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин». Давайте попробуем составить таблицу.  Какие графы и пункты плана мы туда включим? Какие компоненты природы мы сегодня с вами не затронули?

Учитель. Давайте добавим их в наши пункты плана. Итак, оформляем домашнее задание [15] Надо сравнить и выявить сходства и различия в природе двух равнин, причины этого.

Обучающиеся. В таблице будет три графы: 1 – план, 2  Восточно-Европейская равнина, 3 –Западно-Сибирская равнина. В пункты плана мы добавляем: ПЗ, полезные ископаемые, почвенные ресурсы.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] – Метод свободных ассоциаций https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_свободных_ассоциаций

[2] - Метод развития критического мышления. http://festival.1september.ru/articles/572344/.

[3] - Компьютерная презентация. Сменяющиеся слайды с природой Сибири.

[4] -

Земля Российская, земля Сибирская,

Земля Камчатская и Азиатская.

Леса дремучие, метели жгучие,

Такая теплая моя Сибирь.

 

Земля равнинная, земля былинная,

Земля таежная, непроходимая.

Гостеприимная и неделимая,

Такая теплая моя Сибирь.

Земля Алтайская и Забайкальская,

Земля угрюмая, как старец  мудрая,

Земля суровая, открытья новые,

Такая теплая моя Сибирь.

 

Земля Уральская и Прибайкальская

Река Амур и Енисей,

Земля Таймырская и океанская,

Сибирь открыта для друзей

[5] – Компьютерная презентация. Слайд с названием темы урока.

[6] - Метод коллективно-взаимного обучения. http://festival.1september.ru/articles/572344/.

[7] –Методика педагогического целеполагания. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/06/19/soderzhanie-metoda-pedagogicheskogo.

[8] – Компьютерная презентация. Физическая карта России.

[9] – Компьютерная презентация. Физическая карта Западной-Сибирской равнины.

[10] - Метод проблемного изучения материала.

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/52-metod/100-problema.html.

 [11} – Таблица «Сравнение климатических показателей Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин»

Показатели

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

  1. Количество осадков (мм/год)

600-800

400-600

  1. Средние  температуры января (С)

- 15

- 25

  1. Средние температуры июля (С)

+ 17

+ 17

  1. Годовая амплитуда температур (С)

32

42

  1. Испаряемость (мм)

500

500

  1. Коэффициент увлажнения

Больше 1

Равен 1

  1. Вывод об увлажнении

Избыточное

Достаточное

[12]- Компьютерная презентация. Слайды с фотографиями Западно-Сибирской равнины.

[13]

[14] – Лист самооценки

Мне было интересно, неинтересно

У меня возникли трудности или не возникли трудности

Я научился или не научился

Мне это пригодится или не пригодится

Если можно поставить, то отметка за урок или оценка своей деятельности.

*Были разнообразные виды работ. Много самостоятельной работы.

Работа с картами.

 Самостоятельный поиск ответов на поставленные проблемные вопросы.

*При работе с климатическими показателями.

При характеристике ГП равнины (определение протяженности)

*Сравнивать

Анализировать

Обобщать.

Отвечать на поставленные вопросы.

Работать с информацией. Работать с физическими и климатическими картами.

*На других уроках, в том числе и по другим предметам.

При характеристике других ПК России.

В дальнейшей жизни, так как учусь самостоятельности.

Пригодится в жизни, где необходимы умения анализировать и делать выводы.

*Отметки ставят не все, только те, которые действительно отвечать, выходили к доске.

Иногда ставят отметки те, кто вроде бы и не работал активно в ходе урока, но при вопросе на следующем уроке учителя,  говорили, что все задания выполняли самостоятельно.

В таком случае, учитель ставит отметку этому ученику, спросив его по домашнему заданию.

Часто обучающиеся отвечают, что у них сегодня получилось то задание, которые раньше никак не получалось выполнить. Также открыто пишут, что еще не получается (особенно с протяженностью).

*Наиболее  часто  встречаемые ответы обучающихся.

[15] Как правило, обучающиеся активно, самокритично подходят к оценке своей работы. Также достаточно уверенно выставляют отметки своим одноклассникам за работу. Решение о выставлении той или иной отметки принимаются коллегиально. Мнения редко когда расходятся, но всегда отметка выставляется в пользу обучающегося. На следующем уроке отметки  при анализе листа самооценки учитель еще может выставить отметки тем обучающимся, которые оценили себя, учитывая мнения обучающихся, а также при анализе домашнего задания.

[16] – Домашнее задание «Сравнительная характеристика ПК Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин»

Пункты плана

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

Сходства / Различия

  1. Полезные ископаемые (минеральные ресурсы)

Рудные: железная руда, бокситы.

Топливные: каменный уголь, нефть и природный газ, горючие сланцы

Нерудные: апатиты, фосфориты, калийные и поваренные соли.

Топливные: нефть и природный газ.

Восточно-Европейская равнина более богата минеральными ресурсами. Но на территории Западно-Сибирской равнины залегают богатейшие запасы нефти и природного газа. Это связано с тем, что на территории Западно-Сибирской равнины толстый слой осадочного чехла и равнина на протяжении своей истории была занята морем.

  1. Природные зоны (ПЗ)

Тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, степи и лесостепи.

Тундра и лесотундра, тайга, степи и лесостепи.

На территории Западно-Сибирской равнины отсутствует ПЗ смешанных и широколиственных лесов, так как  широколиственные деревья не могут перенести слишком суровые зимы.

  1. Почвенные ресурсы

Тундрово-глеевые, подзолистые, серые лесные, буроземы и черноземы.

Тундрово-глеевые, подзолистые, черноземы.

Так как «почва- зеркало ландшафта», то на территории Западно-Сибирской равнины отсутсвует почвы под зонами смешанных и широколиственных лесов.

Список литературы

  1. Атлас. География России. 8-9 классы
  2. Баринова И.И «Учебник. География России. Природа. 8 класс». М.: Дрофа, 2012 г.;
  3. Баринова И.И., Ром В.Я. «География 8-9 класс. Методическое пособие. Классическая линия. ФГОС».  Вертикаль,  2016 г.
  4. Горбатова О.Н. «География. 6-11 класс. Технологии решения творческих задач» Учитель, 2011 г.
  5. Иванова В.Д. «География. 7-10 класс. Активация познавательной деятельности учащихся. Исследовательские работы, уроки, проекты».  Учитель, 2009 г.
  6. Кузнецовой Т.С., доцент кафедры естественно-научного образования, к.п.н. «Методические рекомендации «О преподавании  учебного предмета «География» в 2015-2016 учебном году. Государственное образовательное учреждение  дополнительного профессиональногоазования  профессионального обрвзования  специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного  педагогического Институт общего образования».  СПб,  2015 г.
  7. Лахзаревич К.С. «Физическая география России. Пособие для учителя» Русское слово, 2013 г.
  8. Назарова Л.Д. «Нетрадиционные уроки по физической географии»,  Сфера, 2008 г.
  9. Пятунин В.Б., Таможня Е.А. «География. 8 класс. Методическое пособие. ФГОС». Вентана-Граф. 2016 г.
  10. Репринцева Ю.С. «Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии, 5-9 классы. Методическое пособие. ФГОС».  Вентана-Граф,  2016 г.
  11. Стадник А.Г. «География. 6-11 класс. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции».  Учитель., 2010 г.
  12. Интернет ресурсы:

http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/2-stikhi-o-sibiri.html (Стихотворения о Сибири)

 http://www.yandex,ru/ - Поисковая система Яндекс. Изображения.

 http://ru.wikipedia/ - Википедия

http://festival.1september/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок».

 http://nsportal.ru. – Портал работников народного образования.

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/ - Образовательный сайт для учителей, учащихся, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Земля и Вселенная""

Методическая разработка урока географии в 6 классе составлена с учетом ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока географии в 6 классе

Проблемно-диалогический урок географии в 6 классе.Класс     6         Тема: ВетерОтбор минимума содержания урока- новое знание, которое долж...

Методическая разработка урока географии в 7 классе на тему: "Климат Северной Америки"

Методическая разработка урока географии в 7 классе на тему: "Климат Северной Америки"УМК: программа И.В. Душина  «Материки, океаны, народы и страны», базовый уровень, учебник: И.В. Душина, В.А. К...

Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"

Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»Цели и задачи урока:Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобр...

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

методическая разработка урока географии в 6 классе по ФГОС

урок в 6 классе по теме "Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана" по ФГОС...

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...