Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

Давыдова Людмила Петровна

 

Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»

Цели и задачи урока:

Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобразии, неповторимости самого маленького материка, раскрытие причин этого своеобразия; ознакомление обучающихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

Развивающие: Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения: Совершенствование умения применять теоритические знания для приобретения новых знаний, продолжить формирование умения работать с картой, развитие монологической речи.

Воспитательные: Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

 

Тип урока:  «открытия» нового  знания.

 

Методы: частично – поисковый, репродуктивный.

 

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

 

Оборудование: учебник, глобус, физическая карта мира, карта «Австралия и Океания», школьные атласы, контурные карты, книга Ж. Верна «Дети капитана Гранта», конверт с письмом и «Памятка отправляющемуся в Австралию», компьютер, СД «Австралия», презентация к уроку, плакат «План характеристики ФГП материка», сигнальные карты (красные и зелёные), смайлики ( «Солнышко» и «Тучка»), лист самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»

Цели и задачи урока:

Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобразии, неповторимости самого маленького материка, раскрытие причин этого своеобразия; ознакомление обучающихся с основными сведениями из истории открытия Австралии.

Развивающие: Закрепление и развитие общих понятий в процессе их применения: Совершенствование умения применять теоритические знания для приобретения новых знаний, продолжить формирование умения работать с картой, развитие монологической речи.

Воспитательные: Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги, мужества путешественников и исследователей.

Тип урока:  «открытия» нового  знания.

Методы: частично – поисковый, репродуктивный.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, глобус, физическая карта мира, карта «Австралия и Океания», школьные атласы, контурные карты, книга Ж. Верна «Дети капитана Гранта», конверт с письмом и «Памятка отправляющемуся в Австралию», компьютер, СД «Австралия», презентация к уроку, плакат «План характеристики ФГП материка», сигнальные карты (красные и зелёные), смайлики ( «Солнышко» и «Тучка»), лист самооценки.

Ход урока:

I.Вводная часть:(мотивация)

  1. Добрый день! Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке. Наш урок мы проведём под девизом: «Путешествие продолжается…»Послушаем стихотворение Галины Усовой:

- Материк – страна наоборот

Она располагается под нами

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

- Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где- то

- Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются  зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

- Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней чем наводненье,

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

- Её исток – на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Материк – страна наоборот.

  1. Вопрос: Как вы думаете, о каком материке идёт речь?

Итак, путешествие продолжается и продолжается оно в Австралии.

Запись темы урока: «Австралия. ФГП и история открытия».

2.Изучение нового материала.

1) Прослушайте страстный монолог Паганеля, главного героя книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта», который удивляет и вызывает вопросы о природе Австралии:

«Клянусь вам что этот край -  самый любопытный на всём земном шаре: его возникновение, природа и грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое – то гигантское кольцо, материк, в середине которого, есть наполовину испарившееся море, где реки высыхают, где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени, где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины, где животные необычны… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда -либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы»

- Правда ли всё это или вымысел, мы узнаем изучая Австралию.

2)(Стук в дверь, входит абориген)

- К нам кажется гость.

Абориген: Здравствуйте, ребята. Я приехал квам из далёкой Австралии. Давно мечтал побывать в вашей прекрасной стране. Я привёз вам письмо от жителей Австралии: «Дорогие ребята из далёкой России! Мы очень любим свою страну и хотим, чтобы вы узнали об Австралии много нового и интересного. Приглашаем вас совершить путешествие по материку. Желаем вам успеха в изучении природы и населения нашей замечательной страны.

С уважением ваши друзья…»

-Спасибо, присаживайтесь! Мы уже начали знакомиться с Австралией и надеемся, что вы нам в этом поможете.

Абориген: С удовольствием.

- Тогда в путь!!!

-3) Итак, с чего начать разговор об Австралии?Наверное с того, как добраться до пятого континента. Предоставим слово нашему гостю.

Абориген:«Чтобы проследить путь  от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол – оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100-200 лет назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долететь за 40 часов. В 17 часов садишься в самолёт в Шереметьево. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 часов утра по местному времени – в Сингапуре. В 8 часов снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова, Индийский океан, Индонезия, и. наконец, с рассветом Австралия. Долго летим над пустынями и только утром приземляемся в самом большом городе Австралии – Сиднее.

   Австралийцы любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолёта, как его тотчас спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» Несколько позже ему не задают подобных вопросов, а просто говорят: «Австралия – самая  лучшая страна в мире». Я вам вручаю «Памятку, отправляющемуся в Австралию»»

Памятка, отправляющемуся в Австралию.

Дорогой турист!

Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя осведомить и проинструктировать:

- Австралия – самый маленький материк Земли (9 млн. кв. км).Он находится в восточной части Южного полушария между 10 и 39 южной широты, а также между 115 и 154 восточной долготы. Возьми с собой карту и ориентируйся, чтобы не проплыть мимо.

  - Австралия – самый сухой материк, но если едешь в восточную Австралию, то захвати с собой плащ или зонт, т.к. там льют дожди. В Западной и Центральной Австралии сухо.

   - Австралия в основном состоит из нагорий и плоскогорий, но в Центральной Австралии встречаются низменности. Горы в Австралии низкие: самая высокая – гора Косцюшко – 2230 м. Горообразование  закончилось давно – 230 млн. лет назад. Это единственный материк, где нет вулканов. В горах много полезных ископаемых. Золотоискателям следует отправляться на юго – запад Австралии.

    - В Австралии обильная растительность, животный мир весьма своеобразен. Это своеобразный заповедник, здесь много эндемиков.

     - Население Австралии состоит из коренного и пришлого. Общая численность – 16 млн. человек. Это самый малочисленный материк.

      - На материке расположено только одно государство – Австралийский Союз. Столица – г. Канберра»

  1. Мы убедились, что Австралии во многом является уникальным материком.

Вопрос: Что делает Австралию Австралией?

«Пыль и зной пустыни или яркие краски Большого Барьерного рифа, «плюшевые медвежата» коала или замечательные прыгуны кенгуру, одичавшие кролики или бесчисленные стада овец. Но главное, конечно, сами австралийцы, их быт, нравы и характеры. В книге австралийского писателя есть любопытные строки: «Семь – слышите, не шесть, не восемь, а именно семь – семь универмагов в разных городах Австралии были показаны мне с аттестацией «самого большого магазина во всём Южном полушарии». Я насчитал пять стадионов, каждый из которых был «самым крупным в Южном полушарии». Меня познакомили с очень высоким джентльменом. Когда он ненадолго отлучился, мой спутник заметил, что это «самый высокий директор во всём Южном полушарии»»

-Шутка, но она передаёт колорит Австралии: ведь он во многом, и вправду, самый.

-Вопрос: Самый…какой? (Работа с памяткой – запись в тетрадь) (Показ слайда)

5)Практическая  работа «Определение ФГП Австралии»

А сейчас мы отправляемся в экспедицию, «проплывём» вокруг Австралии и соберём сведения о ГП. Условия выполнения – быстрота, достоверность, количество фактов.

А) По какой карте мы будем работать?

Б) План характеристики ФГП материка.

В) 1) По отношению к экватору – в Южном полушарии, по отношению к нулевому меридиану – в Восточном полушарии.

2)Крайние точки: с. – м. Йорк – 11 ю. ш; 142 в. д.

                                  ю. – м. Юго – Восточный- 39 ю. ш; 146 в.д.

                                  з. м. Стип – Пойнт – 26 ю. ш; 113 в. д.

                                  в. – м. Байрон – 29 ю. ш; 154 в.д.  (показ слайда)

3) Омывается водами двух океанов: на западе – Индийским, на востоке – Тихим.

Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.

Удалён от других материков, ближе – к Азии.

4)Расположен в субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.

Г) Характеристика береговой линии:

Моря: Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское.

Заливы: Карпентария, Большой Австралийский.

Полуострова: Арнемленд(с), Кейп – Йорк, Эйр(ю)

5)Физминутка:        Поработали, ребята!

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь!

Наклонитесь, поднимитесь

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок

А теперь бежим вприпрыжку.

Замедляем, дети шаг

И на месте стой! Вот так

       А теперь мы сядем дружно

     Нам ещё работать нужно.

II.История  открытия и исследования Австралии.

Теперь мы знаем, где располагается Австралия. А какова история её открытия?

А) Выступление подготовленного обучающегося:

«Австралия открыта позже других материков, была открыта дважды. В 16 веке картографы изображали на картах и глобусе в Южном полушарии «Терра Инкогнита» - огромную «Неведомую южную землю».

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность полуострова Кейп-Йорк, пролив, отделяющий Новую Гвинею от м.Йорк назвали Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским  властям о своем открытии, было решено держать это в секрете, и свыше 150 лет об этом открытии никто не знал.

В 1642 – 1643 году голландец Абель Тасман доказал, что Австралия – континент, но восточных берегов Австралии он не видел. А в 18в. началось соперничество между Францией и Англией за первенство открытия нового континента.

Летом 1768г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» (Попытка) отправилась экспедиция под руководством известного Джеймса Кука.

В октябре 1769г. с корабля заметили на горизонте землю. Это была Новая Зеландия. 1 апреля 1770г. был взят курс на запад и через 19 дней экспедиция достигла восточного берега Австралии у южной оконечности. Состоялась первая высадка на побережье. Небольшая группа темнокожих аборигенов скрылась в лесу. Местность вокруг была замечательной: густой лес, воздух, удивительно свежий смолистый запах чуть кружил голову. До конца мая корабль шел вдоль восточного побережья. Здесь его подстерегла беда, он сел на мель и коралловым рифом распорол днище. Пришлось чинить корабль. 22 августа 1770г. высадились на берег, Кук провозгласил открытые земли собственностью Англии.

Б) Доп.информация: Капитан Джеймс Кук проследил восточный берег Австралии и открыл Большой Барьерный риф. Словом, не случайно капитан Кук очень почитается в Австралии. Так, одной из достопримечательностей Мельбурна является домик Кука – небольшое двухэтажное каменное здание  с крутой черепичной крышей. Домик первоначально находился в Англии. В начале 30-х годов 20в. домик был куплен состоятельным австралийцем, разобран и перевезен в Мельбурн. Сейчас здесь музей и туристы рассматривают потрескавшийся глобус, полуистлевшие карты, старинные навигационные приборы, которыми пользовался Джеймс Кук.

Внутренние районы материка изучали не только географы:

Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-40 в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива.

- Посмотрите на карту – что он открыл?

(оз. Эйр)

Стшельский Павел Эдмунд – польский эмигрант проводил съемку в Австралийских Альпах и открыл самую высокую точку Австралии

(г.Косцюшко – 2228м.)

Юм Гамильтон и Ховелл Уильям, два вольных колониста, обнаружили р.Муррей (первоначальное название Юма).

В) В 19в. Австралия была обследована полностью!!!

День высадки первых англичан 26 января считается национальным праздником – Днем Австралии.

Г) Вопрос: Ребята, может быть мы зря вначале изучали историю исследования материка и определяли ГП?

Может быть, стоило сразу изучать природу материка?

(Нет.Именно ГП главным образом оказывает влияние на природу любой территории).

Д) Игра «Светофор»

1) Австралия – самый маленький материк.(+)

2) Австралия расположена во всех полушариях.(-)

3) Австралию омывает два океана.(+)

4) Австралия – страна наоборот.(+)

5) Австралия полностью лежит в восточном полушарии.(+)

6) На юге Австралию омывает Гвинейский залив.(-)

7) Австралию открыл Васко да Гама.(-)

8)В переводе на русский язык  слово «Австралия» означает «южный».(+)

9) Австралия является самым маленьким обломком Гондваны.(+)

10) Большая часть Австралии лежит в северном полушарии.(-)

Е) Практическая работа с компьютером «Расставь объекты»

Ж) Презентация «Природа Австралии»

III.Итоги урока

На этом наше путешествие по Австралии не заканчивается, мы делаем «остановку» до следующего урока.

Оценим свою работу на уроке (лист самооценки).

Д/З: 1)п.35, задание в контурной карте: отметить элементы ФГП.

          2)На контурной карте обозначить маршруты путешествий                  

              исследователей Австралии.

3)Сообщение «Интересное в природе Австралии».

-Если вам понравился урок и вы всё поняли возьмите с собой Солнышко, если урок не понравился – Тучку.

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка по географии 8 класс по теме "Климат"

Этот материал содержит конспект урока по географии....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»

Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...