Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме

Ауэр Наталья Николаевна

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМК

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Африка. Австралия.:  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2009.-208с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgp_afriki_-_novaya_versiya.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Физико-географическое положение, история исследования Африки. Практическая работа№8. Определение координат крайних точек материка, его протяженность с севера на юг и с запада на восток.  Итоговая 2                                                                                                                                     

Автор: учитель географии  Ауэр Н.Н.

Место работы:   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гимназия № 12»  г. Белгорода им. Ф.С. Хихлушки

Класс:  7 класс.        

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на которой мы живем. Африка. Австралия.:  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2010.-208с.

Оборудование: Душина И.В, Летягин А.А. Атлас материки и океаны, народы и страны. 7 класс обновлен 2008г. ООО «АСТ-ПРЕССШКОЛА»;

контурные карты, интерактивная карта “Физическая карта Африки”, раздаточный материал:  физическая карта полушарий, физическая карта Африки; правила работы в контурной карте;  контуры географических объектов: пустыня Сахара, р. Нил, в. Килиманджаро и флажки для обозначения стран;  линия-экватор; мультимедийный  проектор, презентация  Microsoft  PowerPoint .

Тип урока:  комбинированный.

Методы:   частично – поисковый.

       Формы организации учебной деятельности:

-самостоятельная работа.

-рассказ учителя.

-опережающие задания.

                                                   Цели урока:                                                                

Образовательная цель: создание условий для формирования  у обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирования картографических знаний и умений.

Развивающая цель:  содействие  развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации,  самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и  познавательной активности учащихся.

Воспитательная цель: создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толератности.

Ход урока:

1

  1. Организация класса.

Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.

2

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Мы начали наш урок со  слайд - ряда «Уникальная Африка»

Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(если возможна будет заминка можно прочесть стихотворение к слайду1

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы ,там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

Активизация познавательной активности обучающихся.

Эмоциональный вход в урок.

Слайд 1

Дети: Африка

Учитель

Совершенно верно.

Тема нашего урока: Географическое положение Африки. История открытия материка (открыли тетради и записываем  тему урока )

Выход на тему урока

Слайд 2

Учитель:

Сегодня на уроке  мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки.

Познакомиться с историей исследования материка, его влиянием на природу материка, океанами и морями, омывающими материк.

Выполнить практическую работу в контурной карте.

Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка?

Дети: Физическая карта полушарий. Физическая карта Африки, физическую карту полушарий.

Сегодня на уроке мы  будем работать по следующему плану:

  1. Сокровища  африканского континента.
  2. История открытия.
  3. Физико-географическое положение материка.
  4. Практическая работа

Учитель:

Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным,

сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования.

Слайд 3

    Мы на уроке  будем  исследователями этого континента.  И хотелось бы узнать  какими сокровищами обладает этот континент? Мы послушаем обучающихся , которые получили опережающее задание.

 (Приложение 1.)

Сообщения обучающихся.

 Учитель: Для   того , что бы перейти к изучению материка нам необходимо  выяснить  откуда же произошло  название – Африка? Что оно обозначает?

Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Существует несколько гипотез возникновения названия этого материка. С ними нас познакомят ребята.

Слайд 4

 ( Приложение 2)

Сообщение  обучающихся.(опережающее задание)

История открытия Материка Африка     слайд

Рассказ учителя.

Изучение этого вопроса  следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея.  

-Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного материка?

В середине XII в. ал-Идриси опираясь на наследие Птолемея, создал серию прямоугольных карт, в совокупности составлявших общую карту мира. Карты ал-Идриси отличаются большой подробностью и, в ряде случаев, довольно высокой точностью для своего времени.

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Не позднее II-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра на запад. Они поднимались по Нилу, пересекали Аравийскую и Нубийскую пустыни  и попадали в  Ливийскую пустыню.  Ходили легенды - одна другой красочней – о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента... Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita» - «неизведанная земля». Она ждала своих исследователей.

Слайд 5

Я предлагаю вам открыть учебник§20  стр. 154  и самостоятельно выяснить, кто открыл этот материк, назвать имена путешественников, и записать результаты их исследований в таблицу.

Назовите имена путешественников, представленных на слайде и  результаты их исследований.

Работа с учебником.

Слайд6

Взаимопроверка работ в тетради .1-2 мин. Проверка сл. №7

Закрепление навыка  самоконтроля.

Слайд 7

 Учитель:

Вывод: Африку никто не открывал - это прародина человека. Люди здесь всегда жили, и  исследования этого материка требовали больших усилий.

А теперь я вам предлагаю выполнить задание: Прослушайте отрывок из стихотворения и  найдите на карте называемые географические объекты.  (Вырезанные  трафареты географических объектов обучающимся  необходимо прикрепить к  карте).

На материке  пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь  воды-то  мало!
А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там - вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных - целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.


С. Беляева

Зная описания предложенное автором, мы смогли с вами определить месторасположение объекта на карте. Но оказывается можно сделать и обратное действие: зная месторасположение можно определить его особенности.  Для этого необходимо определить физико-географическое положение объекта. 

Работа с картой (прием оживления карты).

Учитель: Что же такое ФГП?

 (ФГП) – это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам, океанам и другим материкам). Записать в тетрадь

Используя Приложение 2 стр.274 мы знакомимся с типовым планом характеристики географического положения материка.

Введение понятия «Физико-географическое положение материка».

Работа в тетради.

Работа с учебником.

Слайд 8

Учитель:

На что влияет положения материка  вблизи  экватора?

Дети:

- количество получаемого солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года.

Учитель:

На что влияет протяженность материка?

Дети:

 влияет на все компоненты природы,  оказывает влияние на формирование климата, а значит на растительный и животный мир материка

Для того, что бы дать характеристику физико-географического положения материка, необходимо ответить на вопросы плана.

Беседа учителя с обучающимися.

Физминутка

Выполнение  практической работы.

Обратить внимание обучающихся на правила работы в контурной карте . Приложение №3

Учитель:

-Как материк расположен  по отношению к экватору?

-Как это влияет на природу материка?

Дети:

 Относительно экватора Африка, можно сказать, располагается симметрично: север – зеркальное отражение юга, поэтому

Африка расположена в с. полушарии и ю. полушарии.

Времена года в северной и южной  части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима.

Показ крайних точек.

Задание: Определите координаты крайних точек и нанесите их в к/к

М. Бен Секка- 37°с.ш  11°в.д.-северная точка

М. Игольный-35° ю.ш.  20°в.д.- южная точка

Работа с физической картой полушарий  и  нанесение географических обеъктов в к/к

Самостоятельная работа обучающихся по карте.

Слайд 9

Как располагается материк по отношению к

начальному меридиану и тропикам?

Африку пересекает северный и южный  тропики

Африка самый жаркий материк Земли.

Африку в восточной части пересекает нулевой меридиан,  меньшая её часть лежит в западном полушарии,  а большая в восточном.

Показ крайних точек.

Задание: Определите координаты крайних точек.

М. Рас-Хафун-10°с.ш. 51° в.д.- западная т.

М. Альмади-15°с.ш  18°з.д.- восточная т.

Работа в контурной карте

Самостоятельная работа обучающихся по карте.

Слайд 10

 Учитель:

Сейчас мы узнаем как правильно определить протяженность материка  не пользуясь линейкой и масштабом. Как вы думаете, это возможно?

Да!  

Совместно с обучающимися  определяем протяженность материка с севера на юг.

При определении протяженности материка с севера на юг 1°=111 км. 

  Протяженность материка с запада на восток и географические координаты крайних точек  уч-ся определяют самостоятельно.

При определении протяженности материка с запада на восток 1°=110 км.

Совместная работа  учителя с  обучающимися

Самостоятельная работа  обучающихся

Слайд 11

Учитель: В каких климатических поясах расположен материк?

Дети:

Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка очень жаркий материк, так как лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.

Работа с климатической картой

Слайд 12

Какими морями и океанами омывается Африка? Нанесите на контурную карту гидрографические объекты:  океаны, моря, заливы, проливы, каналы

Показ на физической карте географических объектов с нанесением в к/к

Слайд 13

Упражнение «Найди меня»

Найди глазами : Красное море, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив.

Посмотрели вправо : глаза смотрят на крайнюю восточную точку Африки.

Посмотри налево: глаза смотрят на крайнюю западную точку  Африки.

Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево.

Учитель: Мы продолжаем работать с планом характеристик географических объектов. Как материк Африка  расположен относительно других материков?

Рассказ учителя с сопровождение показом географических объектов обучающимися.

Африка удалена от Ю. Америки ,Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал -судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет Огромное значение для мирового судоходства

Стат. Справка:

 -Строился канал 10 лет

-Длина 161 км

-Ширина от120км до 318 км

-Глубина более 16 м.

Итак, практическая часть урока подошла к концу, перед вами лежат контурные карты, в которых вы выполнили работу и в конце урока вы их сдадите учителю. Ну а сейчас мы с вами поиграем.

Работа с картой (развитие  навыков работы с картой)

Слайд 14

Закрепление

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся  должны закончить предложение.

  1. « Африканский рог» - остров (Сомали)
  2. Самое соленое море Земли (Красное)
  3. Африка по середине пересекается (20 в.д. – меридианом,  экватором .)
  4. Нулевой меридиан пересекает Африку на  (запада)
  5. Африку омывают океаны,_____________ их по количеству (Атлантический и Индийский, 2)
  6. С севера материк омывается _____________-(Средиземным морем).
  7. Восточной крайней точкой материка считается (                              )
  8. Дальше всех материков от Африки расположен материк______________ (Северная Америка).
  9. Гвинейский залив расположен с ______________________материка.
  10. Самый большой остров близ берегов Африки________________ (остров Мадагаскар).

 Игра  «Шифровальщик»

Наш урок хочется закончить словами Николая Гумилёва

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Итоги урока. Оценивание.

Итак,  вы сегодня: Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение и
закрепили навыки работы с картой, учебником, алгоритмом.
Очень хорошо поработали самостоятельно и я думаю ,что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

Закрепление изученного материала в игровой форме

Слайд 15 

Домашнее задание: Обозначить на контурных картах маршруты путешествий исследователей Африки. § 20.

Фиксирование домашнего задания.

Приложение №1

Сокровища  африканского континента или интересные факты о Африке:

В Африке находится 53 страны — это больше, чем в любой другой части света.

Самый крупный по численности населения город Африки – легендарный Каир. В нем проживает 7,5 млн. человек.

Площадь пустыни Сахара лишь немногим меньше площади США. Когда-то Сахара была плодородной территорией. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, которые ученые датируют 6000 г. до н. э.

Африка является домом для самой длинной рекой в мире, Нил которая протянулась на 6671 км. Она течет через несколько африканских стран, включая Уганду, Эфиопию, Судан и Египет.

Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в африканской саванне: там водятся слоны, бегемоты, львы, жирафы, леопарды, гепарды, антилопы, зебры и африканский страус. Правда, некоторых слонов, а также каффских буйволов и белых носорогов, можно встретить только в заповедниках.

Африка известна своими богатейшими месторождениями алмазов и золота. Там сосредоточено более половины мировой добычи золота и чуть меньше половины мировой добычи алмазов.

Название столицы Судана – Хартума – означает «хобот слона». Название происходит от арабского выражения ra’s al-hurtum, что означает «кончик хобота».

А  теперь ребята , мы узнаем почему Африка получила такое название,  наверное всем это  интересно.

Приложение №2

Гипотезы происхождения названия материка .

  Само слово «Африка», как утверждает французский историк П. Гаффель, происходит от названия одного из древних берберских племен — авриг, или африк, которое проживало на территории Туниса. Позже, в 146 г. н. э. римляне создали здесь свою провинцию, скоро превратившуюся в житницу Рима. Постепенно Африкой стали называть и весь материк.
Есть и другие версии происхождении топонима.

  1. Иосиф Флавий, еврейский историк I века, утверждал, что это название происходит от имени внука Авраама Эфера (Быт. 25:4), чьи потомки заселили Ливию.
  2. Латинское слово aprica, означающее «солнечный», упомянуто в «Началах» Исидора Севильского, том XIV, раздел 5.2 (VI век).
  3. Версию о происхождении названия от греческого слова αφρίκη, что означачает «без холода», предложил историк Лев Африканский. Он предполагал, что слово φρίκη («холод» и «ужас»), соединённое с отрицательным префиксом α-, обозначает страну, где нет ни холода, ни ужаса.

Приложение №3

Памятка "Правила работы с контурной картой"

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания  выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3.  Все действия с контурными картами выполняются гелиевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7.  Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но  и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  - гимназия № 12 г. Белгорода им. Ф.С. Хихлушки

Разработка урока по курсу «География материков и океанов»

Тема урока:   «Физико -географическое положение Африки»

Выполнила: учитель географии Ауэр Н.Н.

Белгород 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».

Цели урока: Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирова...

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Географическое положение Африки и история исследования материка.

Методическая разработка урока для  7 класса по теме "Географическое положение Африки и история исследования материка". В приложени содержится презентация к уроку MS Office PowerPoint «Геогра...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...