Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».
учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме

Ермоленко Людмила Ивановна

Цели урока:

 Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирования картографических знаний и умений.

Развивающая цель:  содействие  развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации,  самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и  познавательной активности учащихся.

Воспитательная цель: создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afrika._urok_geografii_v_7_klasse.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Африка: образ материка.

Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по20* в.д.».  

Автор: учитель географии Ермоленко Л.И.

Место работы:   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение        

                             «Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1»  

Класс:  7Б класс

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Алексеев А.И. «География. Страны  и континенты». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.  Академический школьный учебник «Полярная звезда». Москва «Просвещение» 2011г. 4-е издание.

Оборудование: Атлас материки и океаны, народы и страны. 7 класс;

контурные карты, раздаточный материал:  физическая карта полушарий, физическая карта Африки; правила работы в контурной карте, план описания географического положения материка;  линия-экватор; мультимедийный  проектор, презентация  Microsoft  PowerPoint .

Тип урока:  практикум.

Методы:   частично – поисковый.

       Формы организации учебной деятельности:

-самостоятельная работа.

-рассказ учителя.

                                                   Цели урока:                                                                

Образовательная цель: создание условий для формирования  у обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирования картографических знаний и умений.

Развивающая цель:  содействие  развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации,  самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и  познавательной активности учащихся.

Воспитательная цель: создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толерантности.

                                     Урок «Африка: образ материка».

Цели урока:

 Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирования картографических знаний и умений.

Развивающая цель:  содействие  развитию умений и навыков работы с разнообразными источниками географической информации,  самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы; расширение кругозора и  познавательной активности учащихся.

Воспитательная цель: создание условий для формирования  взаимосотрудничества,   толерантности.

Оборудование: карты атласа, настенная карта мира и Африки, контурные карты        

                             Африки, презентация к уроку.

Ход урока.

1

  1. Организация класса.

Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет?
(Африка)

            (Слайды об Африке в презентации)

Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.

Слайд 1- 14

2

  1. Актуализация знаний

Учитель:

Мы начали наш урок со слайд - ряда «Уникальная Африка»

Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения на уроке?

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока?

(если возможна будет заминка можно прочесть стихотворение к слайду 1)

За морем-океаном в тени Килиманджаро. Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

Учитель: На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

Активизация познавательной активности обучающихся.

Эмоциональный вход в урок.

Слайд 15

Дети: Африка

Учитель

Совершенно верно.

Тема нашего урока: Африка: образ материка.

 (записываем  тему урока на контурной карте, также подписываем, чья  работа, обратите внимание на оборудование вашего рабочего места)

Выход на тему урока

Слайд 15

Учитель:

Сегодня на уроке  мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки,  познакомиться с океанами и морями, омывающими материк.

Выполнить практическую работу в контурной карте.

Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка?

Дети: Физическую карту Африки, физическую карту полушарий и климатическую карту мира.

Учитель: Скажите, что такое «адрес материка»?

            Мы с вами должны на контурной карте    

            составить адрес материка.

Дети: Это географическое положение, где находится материк.

Учитель:

Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения, исследования. 

Мы на уроке  будем заниматься исследованиями этого континента.  

Видеофильм «Дикая Африка» - фрагмент

 Учитель: Для   того, что бы перейти к изучению материка нам необходимо  выяснить,  откуда же произошло  название – Африка? Что оно обозначает?

Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Существует несколько гипотез возникновения названия этого материка. С ними нас познакомят ребята. 

Слайд 15 - 16

Сообщение  обучающихся.

(опережающее задание)

Учитель: Что же такое ФГП?

 (ФГП) – это положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам, океанам и другим материкам. 

                (учебник стр. 96)

Используя образцы, мы знакомимся с типовым планом характеристики географического положения материка.

Введение понятия «Физико-географическое положение материка».

Работа в контурной карте.

Работа с учебником.

Работа в контурной карте.

Выполнение  практической работы.

Обратить внимание учащихся на правила работы в контурной карте. 

Учитель:

-Как материк расположен  по отношению к экватору?

-Как располагается материк по отношению к

начальному меридиану и тропикам?

- Показ крайних точек.

Задание: Определите координаты крайних точек и нанесите их в контурной карте.

М. Бен-Секка- 37°с. ш  11°в.д. - северная точка

М. Игольный-35° ю.ш.  20°в.д.- южная точка

Задание: Определите координаты крайних точек.

М. Рас-Хафун-10°с.ш. 51° в.д.- западная точка

М. Альмади-15°с.ш  18°з.д.- восточная точка

Работа с физической картой полушарий  и  нанесение географических объектов в к/к

Работа в контурной карте

Слайд 17

Дети:

 -Африка расположена в с. полушарии и ю. полушарии.

-Африку в восточной части пересекает нулевой меридиан,  меньшая её часть лежит в западном полушарии,  а большая в восточном.

-Африку пересекает северный и южный  тропики

Самостоятельная работа обучающихся по карте.

Физминутка.  Упражнение «Найди меня» 

Найди глазами: Красное море, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив.

Посмотрели вправо: глаза смотрят на крайнюю

восточную точку Африки.

Посмотри налево: глаза смотрят на крайнюю западную точку  Африки.

Взгляд переводим в такой последовательности: вниз, вверх, вправо, влево.

Через 20 мин урока

Молодцы!

 

Учитель:

Сейчас мы узнаем как правильно определить протяженность материка  не пользуясь линейкой и масштабом. Как вы думаете, это возможно?

  • При определении протяженности материка с севера на юг по 20* в.д. 1°=111 км. 
  • В градусах 32* + 35* = 67*111=7437 км

  Протяженность материка с запада на восток уч-ся определяют самостоятельно.

  • При определении протяженности материка с запада на восток 1°=110 км.

Совместная работа  учителя с  учащимися

Самостоятельная работа  обучающихся

Слайд 18

Дети: Да!  

Совместно с учащимися  определяем протяженность материка с севера на юг.

Учитель: В каких климатических поясах расположен материк?

Работа с климатической картой

Слайд 19

Дети: Если Африка пересекается экватором почти посередине, то климатические пояса должны повторяться в ней дважды с севера на юг, и Африка  лежит в основном в экваториальном и тропическом климатическом поясе.

Учитель: Какими морями и океанами омывается Африка?

Нанесите на контурную карту гидрографические объекты:  океаны, моря, заливы, проливы, каналы

Показ на физической карте географических объектов с нанесением в контурную карту

Слайд 20

Учитель: Мы продолжаем работать с планом характеристик географических объектов. Как материк Африка  расположен относительно других материков?

Рассказ учителя с сопровождение показом географических объектов учащимися.

Африка удалена от Ю. Америки, Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет огромное значение для мирового судоходства.

Статистическая справка:

 -Строился канал 10 лет

-Длина 161 км

-Ширина от120км до 318 км

-Глубина более 16 м.

Итак, практическая часть урока подошла к концу, перед вами лежат контурные карты, в которых вы выполнили работу и в конце урока вы их сдадите учителю. Ну а сейчас мы с вами поиграем.

Работа с картой (развитие  навыков работы с картой)

Слайд 21,22

Закрепление

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся  должны закончить предложение.

  • « Африканский рог» - остров (Сомали)
  • Самое соленое море Земли (Красное)
  • Африка посередине пересекается (20 в.д. – меридианом,  экватором.)
  • Нулевой меридиан пересекает Африку на  (западе)
  • Африку омывают океаны,_____________ их по количеству (Атлантический и Индийский, 2)
  • С севера материк омывается _____________ - (Средиземным морем).
  • Восточной крайней точкой материка считается (                              )
  • Дальше всех материков от Африки расположен материк______________ (Северная Америка).
  • Гвинейский залив расположен с ______________________материка.
  • Самый большой остров близ берегов Африки________________ (остров Мадагаскар)

Наш урок хочется закончить словами Николая Гумилёва

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Итоги урока. Оценивание.

Итак,  вы сегодня: Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение и
закрепили навыки работы с картой, учебником, алгоритмом.
Очень хорошо поработали, самостоятельно и я думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

Закрепление изученного материала в игровой форме

Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:– Я чувствовал себя в процессе учения …– Свою работу на уроке я оцениваю …– Мне этот материал нужен для …– Я ухожу с … настроением!

Домашнее задание:  § 25, страницы 96, вопросы 1,2,6,11.

Фиксирование домашнего задания.

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

Практическая работа № 1. Определение по карте протяженности Воронежской области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.

Определите по карте географические координаты крайних точек Воронежской области.Подпишите, с какими соседними областями и государством граничит Воронежская область....

Определение по карте« протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности

Практическая работа Определение по карте« протяженности области и в градусной мере и километрах. Опре­деление координат различных точек местности...

Графика в QBasic. Определение координат точек для построения геометрических фигур

Урок входит в раздел Алгоритмизация и программирование и посвящен теме Графика в QBasic....

Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»

Урок составлен в форме практической работы. Обучающиеся почти самостоятельно создают топографическую карту местности. Урок на практике вызвал большой интерес у учеников. Подходит для классов, иду...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...