Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
материал по географии (7 класс) на тему

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              МОУООШ с. Середниково Шатурского         муниципального р-на Московской обл.

ДОКЛАД

на тему «Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест»

Выполнил

учитель географии

Кравцова Н.А.

Шатура 2009


Формирование общеучебных и специальных навыков в курсе географии определяется формированием теоретических знаний и закрепляют их практические упражнения. Успех изучения всего курса географии и отдельных её тем определяется насколько успешно учащиеся овладели основными теоретическими знаниями и умениями по начальному курсу. Ведь именно там начинается формирование основных понятий и навыков. Решение задач на выполнение действий по карте в изучении тем «Географические координаты», «Расстояние между точками», «Определение абсолютной высоты» становится невозможным, если шестиклассники не владеют элементарными понятиями «экватор», «меридиан», «параллель», «географическая широта» и «долгота», «градусная сетка», «абсолютная высота» и др.

Помочь усвоить понятия учащимся можно различными способами. Проще всего записать определение и проверить, как учащиеся его выучили. Из своего опыта хочу сказать, что такая ситуация приводит детей к формальному заучиванию формулировок и не способствует ни пониманию понятий, ни формированию в дальнейшем умения применять теоретические знания на практике. Важнее научить учащегося умению формулировать определение своими словами. Изучая понятия, можно применять такую схему

Понятие = ключевое слово + существенные признаки. Параллель - это линия + условная

проведённая по поверхности Земли

параллельна экватору. Меридиан - это линия + условная

кратчайшая

проведенная от Северного до Южного полюса.

Какой  существенный признак пропущен!  (проведённая  по поверхности Земли).


На примере анализа определений, хорошо известных учащимся понятий, осуществляется обобщение знаний, приводящее к качественно новому уровню осознания изученного. Напомню также, что именно усвоение знаний является непременным условием развития учащегося в процессе обучения. Применение имеющихся знаний, в свою очередь, может быть использовано для приобретения новых знаний, в частности для выведения определений и понятий, с содержанием которых ребята знакомы, но которых не давали, до поры заменяя их другими высказываниями (что показывает «географическая широта» и «долгота»).

Фрагмент урока

Учитель - Попробуйте сформулировать, что называется географической широтой

Ученик - Географическая широта - это линия, которая проводится от экватора до заданного объекта и измеряется в градусах.

Учитель — Можно сказать так, ну что это за линия, ведь линии на карте имеют название!!!

Ученик - Это меридиан, вернее, это часть меридиана.

Учитель - Так можно ли дать определение географической широты с использованием термина меридиан!

Ученик - Географическая широта - это часть меридиана от экватора до заданного объекта и измеряется в градусах.

Учитель - Правильно. Но нужно точнее сказать, что географической широтой называется часть дуги меридиана от экватора до заданного объекта и измеряется в градусах. А теперь попытайтесь сформулировать самостоятельно, что называют географической долготой (чаще всего ученики справляются).

Ученик - Географическая долгота - это часть дуги параллели от начального меридиана до заданного объекта и измеряется в градусах.

Формулировка понятий «географическая широта» и «долгота», которая была трудна для учащихся даётся им гораздо легче, а некоторым вообще без


затруднений. Это стало возможным, когда учащиеся прочно осознали содержание терминов «меридиан», «параллель» и др. и перестали их путать друг с другом; когда учащиеся в достаточной степени овладели приёмом абстракции и умеют выделять признаки рассматриваемых объектов и явлений; когда они сознательно применяют правило построения логического определения через уже известные.

Для закрепления определений можно провести такое упражнение-перекличку. Я называю слово, а учащиеся - основной существенный признак. Пример;

  1. гранит - это горная порода...
  2. меридиан - это линия...
  3. параллель - это линия ...

- абсолютная высота - это превышение точки...

Теоретические знания необходимо закрепить выполнением практических заданий. Очень хорошо заинтересовать ребят, поставить перед ними проблемную задачу: найти тонущий корабль, который имеет определённые координаты или спасти экспедицию Папанина на дрейфующей льдине (71° с. ш. 20° з. д.). Можно задать такой вопрос: «Почему дети из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта» не могли найти своего отца до тех пор, пока не прошли всю параллель 15°ю.ш. (географическая долгота была смыта    водой)?»   Для    местонахождения    объекта    необходимо   знать географическую широту и долготу.

Когда учащиеся на контурной карте отметили точку нахождения папанинцев, задание можно продолжить. Учащихся разделить на две группы и дать координаты, где находится каждая группа. Задание: какая группа ребят первой придёт на помощь? Здесь необходимо учащимся объяснить, что помимо определения расстояния по карте с использованием масштаба, можно определить расстояние с помощью градусов. Один градус по меридианам равен 111 км и не меняется, так как дуги меридианов имеют одинаковую длину, а по параллелям разные, так как длина окружности параллелей от экватора к полюсам уменьшается.

Географическая широта

Длина дуги одного градуса, км

111.3

10°

109,62

20°

104,63

30°

96,47

40°

85,38

50°

71,68

60°

55,79

70°

38,18

80°

19,39

90°

0

Для отработки навыков можно дать простые задания:

  1. Определитe гeoграфические  координаты   и  абсолютную  высоту г. Москвы, г. Владивостока, горы Эверест.
  2. Даны географические координаты, определите объекты? (54° ю. ш. 70°
    з. д. - о. Огненная Земля; 50° с. ш. 143° в. д. о. Сахалин)
  3. Найдите соответствие:

30° с. ш. 30° в. д.        о. Петра 1

69° ю. ш. 91° з. д.        г. Каир

56° с. ш. 38° в. д.        г. Москва

  1. Определите протяжённость материка Африка с севера на юг в градусах
    и километрах.
  2. Определите протяжённость Австралии с запада на восток по параллели
    20° ю. ш. в градусах и километрах.

Очень помогает в отработке навыков упражнения в рабочих тетрадях.

Обобщение и систематизация знаний по этим темам должны носить практическую направленность. Задача учителя — подобрать интересные задания, которые позволили бы учащимся применить умения по образцу и в новых ситуациях, а учителю соответственно проверить уровень их усвоения. Это может быть тестовый опрос или игра «Путешествие» с обозначением объектов на контурной карте.


Если вы плывете на восток от точки с координатами 47° с. ш.. 20° з. д., берега какого материала

вы достигните?

Корабль, находящийся в точке 30° ю. ш. 70° в. д., потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30° ю. ш. 110° в.д.) и «Вера» (20° ю. ш. 50° в. д.). Какой корабль придет

быстрее на помощь тонущему судну?

  1. Какую широту имеет северный полюс?
    а) 90° с. т.    "        6)0° с. ш.
  1. Какую широту имеет экватор?

а) 90° с. ш.        6)0° с. ш.

3.        Нулевой меридиан проходит через

а) 11ариж;        б) Берлин;

в) Лондон;        г) Москву.

4 11родолжением меридиана 30° в. д. на западном полушарии является:
а)30°з.д.;        б)70°з.д.:

в)60°з.д.:        г)150° з.д.;

д)180°з.д.

  1. Какое кругосветное путешествие короче:
    а) по экватору;        б) 10° с. ш.;
    в) 50° с. ш.;
    г        г) 70° с. ш.
  2. Может ли быть широта 95° с. ш.?
    а) да        б) нет

7 Может ли быть долгота 183°в.д.?
а) да;        б) нет.

8.        Для определения какого места на Земле нужно знать только
широту:

а) экватор;        б) Северный полюс:

в) Южный полюс;        г) нулевой меридиан.

9.        Найдите соответствие: географический объект - географические координаты:
а) 30° с. ш. 30° в. д.        Каир

б)69°ю. ш. 9Гз. д.        о. Петра!

в) 56° с. ш. 38° в. д.        Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для 6 класса по теме: "Определение географических координат"

Методическая разработка урока по теме "Определение географических координат "для решения задачи по формированию  умения определять географических координат на глобусе и карте....

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

Формирование общеучебных и специальных умений на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС  большое значение приобретает формирование УУД ( термин  «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связ...

Урок по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"

5 классТема урока: Определение географических координатЦели урока:- формирование умений по определению географических координат объекта;- продолжить развивать познавательный интерес обучающихся, творч...

Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"

Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"...