Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
материал по географии (7 класс) на тему
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-1.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУООШ с. Середниково Шатурского муниципального р-на Московской обл.
ДОКЛАД
на тему «Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест»
Выполнил
учитель географии
Кравцова Н.А.
Шатура 2009
Формирование общеучебных и специальных навыков в курсе географии определяется формированием теоретических знаний и закрепляют их практические упражнения. Успех изучения всего курса географии и отдельных её тем определяется насколько успешно учащиеся овладели основными теоретическими знаниями и умениями по начальному курсу. Ведь именно там начинается формирование основных понятий и навыков. Решение задач на выполнение действий по карте в изучении тем «Географические координаты», «Расстояние между точками», «Определение абсолютной высоты» становится невозможным, если шестиклассники не владеют элементарными понятиями «экватор», «меридиан», «параллель», «географическая широта» и «долгота», «градусная сетка», «абсолютная высота» и др.
Помочь усвоить понятия учащимся можно различными способами. Проще всего записать определение и проверить, как учащиеся его выучили. Из своего опыта хочу сказать, что такая ситуация приводит детей к формальному заучиванию формулировок и не способствует ни пониманию понятий, ни формированию в дальнейшем умения применять теоретические знания на практике. Важнее научить учащегося умению формулировать определение своими словами. Изучая понятия, можно применять такую схему
Понятие = ключевое слово + существенные признаки. Параллель - это линия + условная
проведённая по поверхности Земли
параллельна экватору. Меридиан - это линия + условная
кратчайшая
проведенная от Северного до Южного полюса.
Какой существенный признак пропущен! (проведённая по поверхности Земли).
На примере анализа определений, хорошо известных учащимся понятий, осуществляется обобщение знаний, приводящее к качественно новому уровню осознания изученного. Напомню также, что именно усвоение знаний является непременным условием развития учащегося в процессе обучения. Применение имеющихся знаний, в свою очередь, может быть использовано для приобретения новых знаний, в частности для выведения определений и понятий, с содержанием которых ребята знакомы, но которых не давали, до поры заменяя их другими высказываниями (что показывает «географическая широта» и «долгота»).
Фрагмент урока
Учитель - Попробуйте сформулировать, что называется географической широтой
Ученик - Географическая широта - это линия, которая проводится от экватора до заданного объекта и измеряется в градусах.
Учитель — Можно сказать так, ну что это за линия, ведь линии на карте имеют название!!!
Ученик - Это меридиан, вернее, это часть меридиана.
Учитель - Так можно ли дать определение географической широты с использованием термина меридиан!
Ученик - Географическая широта - это часть меридиана от экватора до заданного объекта и измеряется в градусах.
Учитель - Правильно. Но нужно точнее сказать, что географической широтой называется часть дуги меридиана от экватора до заданного объекта и измеряется в градусах. А теперь попытайтесь сформулировать самостоятельно, что называют географической долготой (чаще всего ученики справляются).
Ученик - Географическая долгота - это часть дуги параллели от начального меридиана до заданного объекта и измеряется в градусах.
Формулировка понятий «географическая широта» и «долгота», которая была трудна для учащихся даётся им гораздо легче, а некоторым вообще без
затруднений. Это стало возможным, когда учащиеся прочно осознали содержание терминов «меридиан», «параллель» и др. и перестали их путать друг с другом; когда учащиеся в достаточной степени овладели приёмом абстракции и умеют выделять признаки рассматриваемых объектов и явлений; когда они сознательно применяют правило построения логического определения через уже известные.
Для закрепления определений можно провести такое упражнение-перекличку. Я называю слово, а учащиеся - основной существенный признак. Пример;
- гранит - это горная порода...
- меридиан - это линия...
- параллель - это линия ...
- абсолютная высота - это превышение точки...
Теоретические знания необходимо закрепить выполнением практических заданий. Очень хорошо заинтересовать ребят, поставить перед ними проблемную задачу: найти тонущий корабль, который имеет определённые координаты или спасти экспедицию Папанина на дрейфующей льдине (71° с. ш. 20° з. д.). Можно задать такой вопрос: «Почему дети из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта» не могли найти своего отца до тех пор, пока не прошли всю параллель 15°ю.ш. (географическая долгота была смыта водой)?» Для местонахождения объекта необходимо знать географическую широту и долготу.
Когда учащиеся на контурной карте отметили точку нахождения папанинцев, задание можно продолжить. Учащихся разделить на две группы и дать координаты, где находится каждая группа. Задание: какая группа ребят первой придёт на помощь? Здесь необходимо учащимся объяснить, что помимо определения расстояния по карте с использованием масштаба, можно определить расстояние с помощью градусов. Один градус по меридианам равен 111 км и не меняется, так как дуги меридианов имеют одинаковую длину, а по параллелям разные, так как длина окружности параллелей от экватора к полюсам уменьшается.
Географическая широта | Длина дуги одного градуса, км |
0° | 111.3 |
10° | 109,62 |
20° | 104,63 |
30° | 96,47 |
40° | 85,38 |
50° | 71,68 |
60° | 55,79 |
70° | 38,18 |
80° | 19,39 |
90° | 0 |
Для отработки навыков можно дать простые задания:
- Определитe гeoграфические координаты и абсолютную высоту г. Москвы, г. Владивостока, горы Эверест.
- Даны географические координаты, определите объекты? (54° ю. ш. 70°
з. д. - о. Огненная Земля; 50° с. ш. 143° в. д. о. Сахалин) - Найдите соответствие:
30° с. ш. 30° в. д. о. Петра 1
69° ю. ш. 91° з. д. г. Каир
56° с. ш. 38° в. д. г. Москва
- Определите протяжённость материка Африка с севера на юг в градусах
и километрах. - Определите протяжённость Австралии с запада на восток по параллели
20° ю. ш. в градусах и километрах.
Очень помогает в отработке навыков упражнения в рабочих тетрадях.
Обобщение и систематизация знаний по этим темам должны носить практическую направленность. Задача учителя — подобрать интересные задания, которые позволили бы учащимся применить умения по образцу и в новых ситуациях, а учителю соответственно проверить уровень их усвоения. Это может быть тестовый опрос или игра «Путешествие» с обозначением объектов на контурной карте.
Если вы плывете на восток от точки с координатами 47° с. ш.. 20° з. д., берега какого материала
вы достигните?
Корабль, находящийся в точке 30° ю. ш. 70° в. д., потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощь. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30° ю. ш. 110° в.д.) и «Вера» (20° ю. ш. 50° в. д.). Какой корабль придет
быстрее на помощь тонущему судну?
- Какую широту имеет северный полюс?
а) 90° с. т. " 6)0° с. ш.
- Какую широту имеет экватор?
а) 90° с. ш. 6)0° с. ш.
3. Нулевой меридиан проходит через
а) 11ариж; б) Берлин;
в) Лондон; г) Москву.
4 11родолжением меридиана 30° в. д. на западном полушарии является:
а)30°з.д.; б)70°з.д.:
в)60°з.д.: г)150° з.д.;
д)180°з.д.
- Какое кругосветное путешествие короче:
а) по экватору; б) 10° с. ш.;
в) 50° с. ш.; г г) 70° с. ш. - Может ли быть широта 95° с. ш.?
а) да б) нет
7 Может ли быть долгота 183°в.д.?
а) да; б) нет.
8. Для определения какого места на Земле нужно знать только
широту:
а) экватор; б) Северный полюс:
в) Южный полюс; г) нулевой меридиан.
9. Найдите соответствие: географический объект - географические координаты:
а) 30° с. ш. 30° в. д. Каир
б)69°ю. ш. 9Гз. д. о. Петра!
в) 56° с. ш. 38° в. д. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок для 6 класса по теме: "Определение географических координат"
Методическая разработка урока по теме "Определение географических координат "для решения задачи по формированию умения определять географических координат на глобусе и карте....
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики
В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...
Формирование общеучебных и специальных умений на уроках математики
В условиях внедрения ФГОС большое значение приобретает формирование УУД ( термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связ...
Практическая работа по географии 6 класса по теме«Определение географических координат, направлений и расстояний по глобусу и карте».
Фильфорд на знание понитий....
Метод проектов в формировании общеучебных умений и навыков на уроках литературы.
практический опыт применения технологии проекта...
Урок по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"
5 классТема урока: Определение географических координатЦели урока:- формирование умений по определению географических координат объекта;- продолжить развивать познавательный интерес обучающихся, творч...
Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"
Презентация к уроку по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"...