Метод проектов в формировании общеучебных умений и навыков на уроках литературы.
статья по литературе на тему

Соловьева Ирина Ивановна

практический опыт применения технологии проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лихицкая Татьяна Викторовна

Соловьева Ирина Ивановна

МБОУ «СОШ №20» г. Абакана

Метод проектов в формировании общеучебных умений и навыков

на уроках литературы.

  В соответствии с новым Федеральным компонентом государственного стандарта по всем учебным предметам предусматривается формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Для этого на уроках литературы используем различные формы организации учебного процесса. Они носят активный и интерактивный характер, позволяющий каждому ученику реализовать свой потенциал, полнее раскрыть личностные качества, повысить самооценку, получить исчерпывающие ответы на волнующие вопросы. С целью формирования умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы в своей работе используем «Технологию метода проектов», прибегая к сочетанию ее с информационно-коммуникативной технологией. Подобная интеграция  способствует творческому и интеллектуальному развитию детей, формированию критического мышления и ключевых компетенций  школьников.  В процессе разработки проекта, обучающиеся в средних классах под руководством учителя, а в старших самостоятельно изучают критическую, научно-популярную, справочную литературу.  Ученики составляют разные по характеру и результату проекты: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные. По форме: слайдовые презентации, видеоролики, журнальные репортажи, методические пособия.

   Для четкой организации деятельности обучающихся нами разработан алгоритм работы над созданием проекта:

  • формирование групп (художники, лингвисты, редакторы)

Художники создают видеообразы персонажей, макет мультимедийной презентации. Лингвисты работают над анализом изобразительно-выразительных средств и семантикой слов. Редакторы отбирают наиболее важные эпизоды произведения, видеофрагменты для анализа поставленной проблемы.

  • сбор и обработка материалов производится всеми участниками проекта.  При этом учитель выступает в роли консультанта.
  • презентация проекта (творческая группа)
  • оценка результатов (учитель, курирующий работу над проектом, независимые эксперты  из числа учеников)

Накоплен опыт по созданию, совместно с обучающимися, проектов: в 5 классе при изучении темы «Устное народное творчество» ребята выполняли проект «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости»; в 6 при прочтении поэмы М.Ю.Лермонтова  «Песня…про купца Калашникова» разработан   проект «Иван Грозный. Какой он?». В 7 классе при работе над  романом «Капитанская дочка» предметом изучения стал образ Е. Пугачева «Кто он: злодей или заступник?», в  8 – создан  проект по «Слову о полку Игореве» (изображение описываемых событий А.С.Пушкиным «Песнь о Вещем Олеге», В.М.Васнецовым «После побоища», А.П.Бородиным «Князь Игорь»)  

  Мы считаем, что применение метода проектов на уроках литературы делает уроки не только интереснее  и разнообразнее, но и кардинально меняет роль учителя и ученика.  Учитель  – инструктор, куратор, наставник; ученик - активный участник образовательного процесса, который учится мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Такой вид деятельности способствует развитию личности ученика, формированию умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные). Деятельность учеников становится интереснее и разнообразнее. Ведь еще в древности говорили: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, - я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.) Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.)Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики...

Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся

статья из опыта работы на темой  «Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся». Перечисляются варианты обучения учащихся  оптимальной со...