Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.) Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики
материал по физике на тему

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.)

Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_mmo.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.)

Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики

ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ

Одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приемам овладения информацией самостоятельно.

Показателем результативности школы является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.

Известный физик Лауэ  дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки.

Общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Общеучебные умения и навыки это такие, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

В методической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Вот одна из них. Эту классификацию составила педагог-психолог Лошкарева Н.А.

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

 К ним относятся:

• определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

• выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

 • сравнение полученных результатов с учебной задачей;

• владение различными формами самоконтроля;

 • оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

• определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

• постановка цели самообразовательной деятельности;

• определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. Каждый учитель должен планировать процесс формирования не только специальных умений и навыков, но и общеучебных умений и навыков.

При формировании данной группы учитель должен определять цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение заданий, находить рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Работая под контролем учителя, по образцу, показанному им, учащиеся отрабатывают учебно-организационные навыки. В дальнейшем они учатся, перерабатывая полученные знания, творчески применять их в своей деятельности. Конечная цель: правильно выбрать экзамен в 9 класее и специальность после 11 класса.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

К ним относятся:

 • работа с основными компонентами учебника;

• использование справочной и дополнительной литературы;

 • различение и правильное использование разных литературных стилей;

• подбор и группировка материалов по определенной теме;

• составление планов различных видов;

• создание текстов различных типов;

• владение разными формами изложения текста;

• составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

• составление тезисов, конспектирование;

• подготовка рецензии;

• владение цитированием и различными видами комментариев;

• подготовка доклада, реферата;

• использование различных видов наблюдения;

• качественное и количественное описание изучаемого объекта;

• проведение эксперимента;

• использование разных видов моделирования.

Самая важная и нужная группа умений и навыков которая должна быть сформирована на уроках. Начиная с 7 класса надо научить детей работать с учебником. Выделять главное  в тексте, находить ответ на вопросы , поставленные учителем или авторами учебника. Доказательством необходимости овладения этим методом является то, что в каждом КИМеОГЭ есть текст, который может дать 4 балла при условии правильных ответов по тексту.(Задание20,21,22) К тексту учебника со временем добавятся тексты справочной и дополнительной литературы.Виды работы с текстом : отвечать на вопросы после параграфа или предложенного текста;

 находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстративному материалу;
делить на отдельные смысловые части, выделять главное;
ставить вопросы к текстовому и иллюстративному материалу (умный вопрос –
это добрая половина знаний);

использовать составленный план или вопросы для самоконтроля в качестве опорных пунктов для пересказа;

 краткое конспектирование;

 составление сравнительных характеристик изучаемых объектов;
 осмысление логических связей внутри материала. Составление по прочитанному схемы: факт теория, следствия, эксперимент. (Отыщи всему начало и ты многое поймешь).


Опыт работы в школе показал, что на уроках физики можно эффективно использовать табличную форму представления учебного материала, которая позволяет:

вынести в таблицу основные положения материала;
представить их кратко;

сравнивать наглядно физические явления и свойства объектов.
Если эти таблицы составляют сами учащиеся, то это развивает их самостоятельность и учит работать с литературой, кратко формулировать ответы на вопросы. На первом этапе ученики делают таблицы вместе с учителем, затем – сами. Вот пример таблицы, заполняемой учащимися 7 класса. Агрегатное состоянии вещества. Можно включить пункты:

Расстояние между молекулами. Силы взаимодействия между молекулами. Характер движения молекул. Свойства вещества.

Она используется для самостоятельной работы учащихся с материалом курса: учащиеся должны по материалу учебника и, опираясь на ранее полученные знания, самостоятельно заполнить таблицу. Обсуждение материала темы сводится к анализу таблицы.

Такие информационные  таблицы составляем по всему курсу изучения физики.

Полезно составлять справочные таблицы физических величин, изученных в течении учебной четверти, включая такие колонки: физическая величина(название), обозначение, единицы измерения в системе «СИ», формула, прибор для измерения. (Задание 1 ОГЭ). Составлению таких таблиц посвящаю последний урок каждой четверти 7-9 класса, а первый урок следущей четверти посвящаю зачету по материалу заполненной таблицы. Таблицы используются при выполнении лабораторных работ.

Работу с таблицами невозможно переоценить. Таблиц в материалах ОГЭ и ЕГЭ встречается очень много.( Задания 1,9,19 ОГЭ,5,24 ЕГЭ)

Кроме текстов и таблиц необходимо до автоматизма довести работу с графиками. Научить брать информацию из графика и составлять графическую зависимость по имеющейся информации. Задания с графиками тоже многочисленные в ОГЭ  (2, 4, 10,16,19, ), ЕГЭ (1,7,9,16). Учимся работать с графиками с 7 класса.

Самое дорогое задание в ОГЭ экспериментальное. Поэтому особое внимание уделяем проведению и обработке результатов эксперимента. Обязательным условием подготовки этого задания будет проведение всех лабораторных работ, предусмотренных программой. Первую лабораторную работу проводим почти под диктовку. Оценки коментируем с требованием к письменным лабораторным работам. Вторую работу в 7 классе можно сделать домашней. При подготовке к экзаменам в 9 классе знакомим с комплектами оборудования и возможными заданиями, которые могут встретиться с данным комплектом оборудования, правилами оформления Заданий такого типа. Отрабатываем последовательность выполнения работы, умение н правильно написать вывод к работе, как следствие выполнения цели работы. Так как при выполнении экспериментальных заданий приходится пользоваться приборами необходимо до автоматизма довести умение   работать с приборами, определять цену деления шкалы прибора, знать правила работы с данным прибором (правило взвешивания, не включать амперметр без потребителя и т, д.)

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

 К ним относятся:

• определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

• выявление существенных признаков объекта;

• определение соотношения компонентов объекта;

 • проведение разных видов сравнения;

• установление причинно-следственных связей;

• оперирование понятиями, суждениями;

• классификация информации;

• владение компонентами доказательства;

• формулирование проблемы и определение способов ее решения.

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для каждого предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности.

 4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

К таким навыкам относятся:

• выслушивание мнения других;

• владение различными формами устных публичных выступлений;

• оценка разных точек зрения;

• владение приемами риторики;

• организация совместной деятельности;

• владение культурой речи;

• ведение дискуссии.



Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физики, поскольку она помогает формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике.
При решении задач по физике у учащихся формируются следующие умения: анализировать физическое явление; проговаривать вслух решение; анализировать полученный ответ; классифицировать предложенную задачу; составлять простейшие задачи; владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным; владеть методами самоконтроля и самооценки.
Физические задачи используются для:
а) выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;
б) сообщения новых сведений;
в) формирования практических умений и навыков;
г) проверки глубины и прочности знаний;
д) закрепления, обобщения и повторения материала;
е) реализации принципа политехнизма;
ж) развития творческих способностей учащихся и пр.


Наряду с этим при решении задач у школьников воспитываются трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной цели.
При решении задач используются алгоритмы. В старших классах учащимся можно предложить задание самим составить алгоритм решения задачи по данной теме. Приведем пример алгоритма, составленного учащимися 9 класса, после их обсуждения и корректировки.
Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.
1. Изучить условие задачи.
2. Записать условие задачи.
3. Выполнить перевод единиц физических величин в СИ.
4. Выяснить какие тела взаимодействуют.
4. Выполнить чертеж, указав направление векторов импульсов тел.
5. Выбрать оси координат.
6. Записать уравнение, выражающее закон сохранения импульсов.
7. Записать уравнение в скалярной форме, т.е. в проекции на оси.
7. Решить уравнение относительно искомой величины.
8. Подставить в формулу числовые значения и выполнить вычисления.
9. Оценить достоверность результата и записать ответ.
Безусловно, все приемы обучения перечислить невозможно. Выбор приемов обучения всегда остается за педагогом. Как сказал Бершадский М.Е «В приемах отражается индивидуальное мастерство учителя, его личность, его жизненный опыт, его система отношений с окружающими людьми ».



Что надо знать о явлении:

Внешние признаки явления.

Условия, при которых протекает явление.

Сущность явления и механизма его протекания, т. е. необходимо

объяснять явление на основе современных научных теорий.

Определение явления.

Связь данного явления с другими.

Количественные характеристики явления (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие эту связь).

Использование явления на практике.

Способы предупреждения вредного действия явления.

Планы обобщенного характера о свойствах и процесс ах аналогичны плану обобщенного характера о явлении.

Что надо знать о величинах:

Какое явление, свойство тел или процесс характеризует данная величина.

Определение величины.

Определительную формулу (для производной величины формула, выражающая связь данной величины с другими).

Какая эта величина - скалярная или векторная.

Единицу измерения данной величины.

Способы измерения величины.

Что надо знать о законе:

Между какими явлениями (процессами) или величинами закон выражает связь.

Формулировку закона.

Математическое выражение закона.

Опыты, подтверждающие справедливость закона.

Учет и использование закона на практике.

Границы применения закона.

Что надо знать о теории:

Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории (эмпирический базис теории).

Основные понятия теории.

Основные положения (принципы) теории.

Математический аппарат теории (основные уравнения).

Круг явлений, объясняемых данной теорией.

Явления и свойства тел (частиц), предсказываемые теорией.

Что надо знать о приборе:

Назначение прибора.

Принцип действия прибора.

Схему устройства прибора (основные части прибора, их взаимодействие).

Правила пользования прибором.

Область применения прибора.

План деятельности по выполнению эксперимента.

1.Уяснение цели эксперимента.

2.Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.

3.Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента.

4.Планирование (проектирование) эксперимента, включающего ответы на вопросы:

  • какие наблюдения провести;
  • какие величины измерить;
  • приборы и материалы, необходимые для проведения опытов;
  • ход опытов и последовательность их выполнения;

выбор формы записи результатов эксперимента.

5.Отбор необходимых приборов и материалов.

6.Сборка установки, электрической цепи.

7.Проведение опыта, сопровождаемого наблюдениями и записью их результатов.

8.Математическая обработка результатов измерений.

9.Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словесной, знаковой или графической форме).

Учитель физики МБОУ «ЗСОШ №6» Курова Е.А.