УЧЕБНЫЕ ВЫСТАВКИ ПО ХИМИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья по химии по теме

Киселева Татьяна Михайловна

Интерес к изучению химии у учащихся непрофильных 10-11 классов в последние годы существенно снизился, поэтому учителя активно ищут способы и средства решения этой проблемы. Опираясь на 20-летний опыт работы по созданной мною методике, я организую занятия по химии с использованием такой формы их проведения, как школьные выставки. В работе выставок, кроме химических аспектов, затрагиваются также вопросы истории, культуры и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_gorpedsovete.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЕ ВЫСТАВКИ ПО ХИМИИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НЕПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Доклад Т.М. Киселевой

ГБОУ г. Москвы СОШ №171 ЦАО

Интерес к изучению химии у учащихся непрофильных 10-11 классов в последние годы существенно снизился, поэтому учителя активно ищут способы и средства решения этой проблемы. Опираясь на 20-летний опыт работы по созданной мною методике, я организую занятия по химии с использованием такой формы их проведения, как школьные выставки. В работе выставок, кроме химических аспектов, затрагиваются также вопросы истории, культуры и литературы.

Процесс создания каждой выставки занимает от двух до трех месяцев. В ходе подготовки у школьников развиваются умения работать с разными информационными источниками, в том числе, с Интернет-ресурсами, научной, научно-популярной и учебной литературой. При работе в малых творческих группах формируются коммуникационные и рефлексивные умения. Оформление экспозиции выставки позволяет проявить художественный вкус учащихся. Публичная беседа с посетителями выставки способствует развитию монологической и диалогической речи.

Организаторами выставок выступают учащиеся 10-11 классов. От меня группа ребят, включающая 3-4 человека, получает конкретную тему для самостоятельной разработки и поиска материалов для дальнейшего выступления перед учащимися школы. Позднее предоставленные и скорректированные мною индивидуальные тексты, учащимся предстоит переработать в единый текст экскурсии и отработать выступление. Количество разрабатываемых тем обычно определяется мною вместе с классом-организатором. Как правило, выставка включает от 6 до 8 разделов. В случае подбора видеоматериалов, характеризующих технологические процессы, количество разделов сокращается. Это связано с продолжительностью урока, так как экскурсовод ведет беседу со слушателями строго в течение пяти минут. Это время итогового выступления каждого учащегося на выставке. Именно так я ставлю задачу перед лидером каждой группы. Для ребят самым трудным является создание единого для всех текста, жертвуя собственными находками. Но дело есть дело, и поставленная цель побеждает эгоизм. Осознание этого приходит по окончании работы выставки, так как ощущение собственной значимости на уровне остальных учащихся школы побеждает и доставляет экскурсоводу удовольствие от проделанной работы.

Выставку посещают все классы школы, для чего составляется расписания посещений и работы экскурсоводов.  В таком расписании учитывается как занятость экскурсоводов на уроках, так и занятость посетителей выставки. Мы стараемся приглашать учащихся на уроках непрофильных предметах.На выставке каждый класс может быть разделен на две или три группы, экскурсия для которых начинается в разных разделах выставки, что я учитываю заранее, выбирая тематику разделов так, чтобы логика изложения не нарушалась.

Первые выставки в кабинете химии работали в течение одного дня и за 7 уроков их могли посетить учащиеся 14 классов.  Задача  для экскурсоводов была совсем непростая.  В последние годы  выставки работают в школьном музее, руководителем которого я являюсь, что дало возможность удлинить время работы выставок. Пользуясь  случаем, я приглашаю вас посетить нашу выставку «От папируса до книги», которая продлится до 12 апреля.  Я перечислю темы предыдущих выставок, кстати, темы повторяются не ранее, чем через пять лет. «Красота силикатов», «Что мы едим?», «Наш дом – Земля», «Парфюмерия и косметика», «Металлы в нашей жизни» и другие.

Оставленные в «Книге отзывов» записи свидетельствуют о том, что эта форма работы вызывает интерес посетителей любого возраста, а  ученики-экскурсоводы оценивают выставки, как один из самых интересных видов внеурочной учебной деятельности..

В заключении отмечу, что регулярное проведение учебных выставок способствует:

- значительному повышению интереса к изучению химии и других предметов, что проявляется в активизации деятельности учащихся на уроке и повышении успеваемости;

- формированию монологической речи, расширении кругозора, что проявляется в грамотных, полных и содержательных ответах учащихся, как на уроках химии, так и на уроках других учебных дисциплин, в умении приводить аргументы, отстаивая ту или иную точку зрения;

- сплоченности классных коллективов на основе совместной целенаправленной деятельности по подготовке и проведению выставок.