Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся
статья

статья из опыта работы на темой  «Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся». Перечисляются варианты обучения учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_metody_formirovaniya_obshcheuchebnyh.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы и методы формирования общеучебных

умений и навыков (компетенций) учащихся»

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться. Речь идет о том, чтобы научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

  А это значит, что учащихся необходимо  научить:

•  основам организации собственной учебной деятельности;
•  способам поиска, переработки и представления информации;
•  приемам и методам умственного труда; 
•  основам  коммуникативных умений.

Причиной низкой успеваемости у учащихся, особенно в средней и старшей школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков.  Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия». (В.В.Краевский, А.В.Усова)

Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей. Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Более подробно остановимся на классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А.

Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:

· организация рабочего места;

· выполнение правил гигиены учебного труда;

· принятие учебной цели;

· выбор способов деятельности;

· работа консультантом;

· планирование организации контроля труда.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы учитель должен ставить цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока нужно учить планировать выполнение заданий, отыскивать рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Например: учитель на первом уроке  излагает свои требования или советы по организации рабочего места ученика, что должно быть на столе для успешной работы.

Для развития организационных умений на уроках нужно использовать групповые формы работы, проектную деятельность. Вариантом групповой работы может быть подготовка общеклассного проекта, когда каждая группа готовит свой фрагмент презентации (5-6 слайдов по определенному плану и оформлению), из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация. Пусть учащиеся используют различные методы познания (наблюдение, опыт, измерение, описание,  моделирование, элементы прогнозирования) При подведении итогов обязательна рефлексивная деятельность: объективное оценивание вклада каждого члена группы в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). 

Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

· анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между рисунками и определениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к...);

· синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);

· сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);

· причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставьте недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших классов: постройте систему понятий)

· выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности. 

Методические приемы работы с  терминами.

1.Перевод терминов на русский язык, что делает запоминание более осмысленным. Задания, в которых школьник выбирает один правильный ответ из предложенных вариантов.

2.Задания, в которых ученикам необходимо вставить пропущенное слово.

3.Задания на соответствие. (Установите соответствие между …)

4.Терминологические диктанты. В конце тетради записываются термины. На первом уроке необходимо учащихся предупредить о том, что диктанты по терминам могут быть на любом уроке, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка учитель берет термины для диктанта. В ходе диктанта школьникам необходимо сформулировать определение предложенных понятий и записать их в тетрадь.

5.Графические диктанты. Учитель предлагает определение понятия, ученик должен выбрать верно или неверно это определение и в тетради записать условный знак.  Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… Учитель зачитывает определения по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты позволяют формировать умения учащихся работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа;  развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить отчет в условно-графической форме (перекодирование информации). Учитель  составляет «ключи» для проверки или взаимопроверки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при ре...

Формирование общеучебных умений и навыков в ходе обучения математике

При переходе на ФГОС необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обеспечить деятельностный подход к обучению. И, вовлекая детей в учебную деятельность, научить их не только физик...

Средства и методы развития общеучебных умений и навыков

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках....