работа с текстом учебника как средство формирования общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом
статья на тему

статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vg.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом учебника  как средство формирования

общеучебных умений и навыков у детей с нарушенным слухом

Софронова Валентина Георгиевна,

учитель географии и биологии муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната II вида г. Советска Кировской области

Мы живем в такое время, когда школа меняется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие максимальных способностей учащихся.

Основная функция педагога сегодня - не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс познания.

Одним из главных инструментов воздействия в педагогической деятельности учителя выступает общение и работа с учебником и учебным материалом. Не так просто убедить учащихся, что учебник- это их помощник, что он является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Работа с учебником должна проводиться сначала с помощью учителя. Начинаю работу с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, рассматриваем форзац, оглавление, обозначение и т.д. Такая работа проводится на первом уроке по предмету обязательно, и знакомство с каждым новым учебником в последующих классах тоже начинаю с данной работы. Именно в начале важно продумать систему уроков по обучению работе над учебным текстом и осуществлять ее от простого к сложному: работа с учебником после объяснения нового материала, чтение текста учителем с выделением главных мыслей, чтение текста учителем и составление плана прочитанного, составление учителем образца ответа по составленному плану, ответ учащихся по составленному плану, чтение текста учащимися и разбиение его на составные части, чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.

Систематическая работа по данному плану дает хороший результат: готовность детей к самостоятельной работе с учебником. Самостоятельная работа над статьями учебника имеет важное значение  для слабослышащих учащихся. Ученики, прослушав учителя, могут прочитать материал в учебнике любое число раз и вопросами уточнить содержание.

Работа с учебником дает возможность для повторения.

Работа с учебником с помощью учителя и самостоятельная работа с ним формируют следующие навыки и умения: уметь выделять главное в тексте, составление вопросов по тексту, составление  по тексту плана рассказа, ведение словаря географических терминов по теме, выполнение схем, таблиц, графиков по тексту учебника (с различными параметрами и с самостоятельным названием граф), сравнение и  обобщение, выводы по тексту; анализ текста, рисунка в тексте, готовность делать сообщения, писать конспекты, «сочинения», умение охватывать текст как единое речевое целое; установление логических связей и зависимостей между сведениями, изложенными в тексте учебника и сведениями из других источников.

Следует соблюдать ряд условий  для организации работы с учебником: наличие минимума знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения; присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения; фиксация результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах; сочетание с другими видами самостоятельной работы на уроке; систематичность.

Использование текста учебника возможно на разных этапах урока, но особую значимость приобретает при изучении нового материала. Формулирование заданий разного уровня сложности позволяет осуществлять реализацию принципа индивидуального и дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы работы с учебником позволяют вырабатывать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания.

Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и очень важно научить их добывать эти знания самостоятельно. Помощником в этой работе  служит школьный учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Технология критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО

Технология  критического мышления на уроках биологии как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся в рамках ФГОС ООО. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, ...

Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.

Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности реб...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...

Работа с текстом как основное средство развития слухового восприятия устной речи у школьников с нарушением слуха на индивидуальных занятиях.

Одним из самых сложных разделов работы по развитию слухового восприятия (далее РСВ) в школах для детей с нарушением слуха являются тексты. Восприятие текстов является основным средством развития слухо...