Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.
статья на тему

Шапкина Людмила Александровна

 

Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).                                                               

На протяжении последних лет увеличилось число детей, страдающих не только нарушением звукопроизношения, но и наблюдаются различные нарушения психической деятельности: поведенческие и эмоциональные нарушения, снижение внимания, памяти. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_igre_shapkinoy_l.a.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.

Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).                                                                

На протяжении последних лет увеличилось число детей, страдающих не только нарушением звукопроизношения, но и наблюдаются различные нарушения психической деятельности: поведенческие и эмоциональные нарушения, снижение внимания, памяти. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком.  

           Наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности создает игра – как ведущая деятельность дошкольников. Игру как деятельность, отличную от других, определяет то, что ее мотив лежит в ней самой (А.Н. Леонтьев). В игровой деятельности формируется выдержка, настойчивость, сопереживание. Принцип единства аффекта и интеллекта в полной мере выражает себя в игре (Л.С. Выготский). Игра является практической формой размышления ребенка об окружающем мире, прообразом теоретической деятельности. В игре формируется и реализуется символическая функция мышления (Ж. Пиаже). Эти особенности роднят игру с творчеством, придают ей поисковый, познавательный характер. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, в ней ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания [1, 3].

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Большинство детей с нарушением речи соматически ослаблены, у многих наблюдается неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Поэтому, сочетая логопедические задания и игры с движением, мы снимаем нагрузку, связанную с сидением, что повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы и самостоятельности, что является наиболее узким местом в области дошкольного воспитания. Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть программным материалом, закрепить его усвоение, в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.

Игра «Найди свой домик»

Цель: определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса детей, упражнения в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции, развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3, предметные картинки на заданный звук.

Описание игры. В разных местах разложены карточки с цифрами – это домики. Логопед говорит, что в первом домике живут слова с одним слогом, во втором - с двумя слогами, в третьем – с тремя слогами. Затем предлагает превратиться самим в слова. Дети выбирают картинки на заданный звук, разбегаются по группе, бегают, прыгают, имитируют полет. Через минуту логопед говорит «Внимание!» и дети прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются картинками, игра возобновляется.

Игра «Ловишка из круга»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развитие произвольной памяти, фонематического слуха, воспитание выдержки.

Оборудование: фанты.

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка» в центре круга. Играющие двигаются по кругу и произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать!

Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три-лови!

Дети разбегаются, «ловишка» ловит, пока не поймает 3-4 ребенка. Забирает фанты у пойманных. Чтобы продолжить игру, дети должны получить назад свои фанты. «Ловишка» спрашивает логопеда: «Что должен сделать этот фант?»

Примеры заданий:

- назови слово на заданный звук;

- скажи наоборот…

Игра «Мяч в кругу»

Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например: один ребенок говорит слово со звуком - С, другой со звуком – Ш, следующий со звуком – С и т д. Затем задание можно изменить – подбирать слова попеременно со звуками з-ж, ш-ж, р-л… кто ошибается, тот выходит из игры. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.

Частыми гостями на занятиях могут быть литературные персонажи. Приход игровых персонажей создает игровую и социальную мотивацию. Дети радуются приходу Гнома, вороны Каркуши, Осла Ивановича и другим. Включаясь в игру, дети помогают своим героям отобрать картинки, составить рассказ, задают вопросы, адресуясь к тому или иному персонажу, что стимулирует их творческую активность. В непринужденной обстановке, смеясь, дети проявляют больше сообразительности и энтузиазма при выполнении заданий. Возрастает их уверенность в собственных силах, повышает уровень их самооценки.

Игра у зеркала «У Каркуши»

Цель: показ точных движений органов артикуляционного  аппарата; отработка артикуляционных упражнений.

Оборудование: пособие ворона Каркуша.

Описание игры. Сегодня мы в гостях у Каркуши, она считает себя красавицей, любит красоваться перед зеркалом:

    Я горжусь красой своей

    И улыбкой до ушей,

    Длинным красным языком

    Ребятишкам он знаком.

    Я помочь вам буду рада,

    Ты смотри и повторяй,

    От меня не отставай,

    Язычок заставь трудиться-

    Ведь ему нельзя лениться.

     Будем мы с тобой дружить

     И красиво говорить!

Ну что, нравится тебе Каркуша?

Как она о себе говорит? Посмотрим, действительно ли она такая хорошая.

Она покажет нам упражнения с язычком. Выполняют упражнения: «Блинчик», «Завернем блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Чашка», «Качели», «Барабанщик». Тебе понравилось играть с язычком вместе с Каркушей? В следующий раз она покажет тебе другие упражнения с язычком.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки могут представлять собой как целое занятие, часть занятия, так и дидактическую игру.

Логосказка  «Сказка про лису – рыжую красу»

Цель: уточнение артикуляции звука Ш; автоматизация звука Ш в изолированном виде, в слогах, в словах, чистоговорках;

Задачи:

-развитие зрительной координации, соотнесение движений руки с произношением;

-воспитание нравственных качеств.

Описание игры.

Ведущий: Жила-была лиса на лесной опушке. И все у нее было хорошо, только не умела она говорить звук Ш, сидит она, плачет. А тут ползет мимо змейка, вылезла из норки своей, погреть свои бока на солнышке.

- Здравствуй, лиса - рыжая краса, о чем печалишься?

 - Как мне не печалиться, как мне не плакать, все умеют в лесу говорить звук Ш, а я нет.

Рассмеялась змейка.

- Не беда, я твоему горю помогу как смогу, но мне нужны помощники.

- А кто это?

- Мои друзья. Ребята, подскажите мне, когда мы произносим звук Ш, губы что делают? (округляются) Язычок вверху или внизу? (вверху)

- Ну вот, лиса, делай так:

  Язык широкий выше,

  Губы округли и звук прошипи.

Лиса: «Ах, какой красивый звук!»

Дети вместе с лисой произносят звук Ш.

Уползла змейка дальше. Вдруг видит лиса, скачет  мимо лягушка Кваша и что-то поет и улыбается.

 - Здравствуй, Кваша, ты чему улыбаешься?

 - У меня хорошее настроение и я пою песню.

 - А меня научишь петь?

 - Конечно, повторяй вместе со мной и с помощниками:

 Ша-ша-ша—ша-ша, а можно и так шо-шо—шо-шо—шо-шо, можно и по- другому шу—шу-шу-шу—шу. Молодцы! У вас хорошо получается, ну я дальше поскакала. Сидит лиса на пеньке. Видит медведь идет, кусты гнет, что-то тяжелое несет.

 - Здравствуй, лиса!

 - Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?

 - Да вот картинки в лесу нашел, а что на них нарисовано – не знаю.

 - Так ты их детям покажи, они тебе подскажут.

Логопед показывает предметные картинки, дети называют их.

 - Спасибо вам за науку!

Собрал медведь картинки и потопал дальше, только его и видели.

Сидит лиса, думает о чем-то, вдруг слышит, зашумел лес, зашуршали листья, испугалась лиса.

 - Ой, я так боюсь ветра, а вы, ребята, боитесь? Если мы произнесем вместе громко чистоговорки, то ветер утихнет, поможете?

    Ша-ша-ша – Лена хороша.

    Шо-шо-шо – летом хорошо.

    Шу-шу-шу – я тебе пишу.

    Ши-ши-ши – это малыши.

    Ше-ше-ше – ты мне по душе.

    Аш-аш-аш – вот и домик наш.

    Ош-ош-ош – потеряли нож.

    Уш-уш-уш – вот холодный душ.

    Иш-иш-иш – почему молчишь?

    Еш-еш-еш – яблоки поешь.

- Вот и ветер стих. Спасибо вам, ребята, за помощь. Только настоящая дружба может преодолеть трудности. До свидания, друзья!

 Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец! [3, 93]

Логосказка «Сказка о Змее Горыныче – Яшке, Кешке и Антошке»

Цель: - уточнение артикуляции звука С; автоматизация звука С в изолированном виде, слогах, чистоговорках;

Задачи: тренировка глубокого вдоха и плавного медленного выдоха;

- развитие мелкой моторики пальцев рук,

- согласование речи с движением.

Оборудование: куклы пальцевого театра: Змей Горыныч, волк, заяц, тренажер для дыхательных упражнений.

Описание игры.

Ведущий. Жил-был в дремучем лесу Змей-Горыныч с тремя головами - Яшкой, Кешкой и Антошкой. Никто с ними не хотел дружить, потому что эти братцы постоянно шипели да огонь из пастей пускали. То лисичке хвостик подпалят, то белочек  испугают - так зашипят из кустов, что они стали бояться в лес за грибами бегать.

Вот и остались Яшка, Кешка и Антошка одни в целом лесу, стало им скучно и неинтересно, даже поговорить не с кем, только шипят друг на друга. Вот сидят они на опушке леса, пригорюнились. Вдруг видят, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.

Бабочки: «Что пригорюнились Яшка, Кешка и Антошка?»

З.Г. Не подШкажете ли, бабочки, почему Ш нами никто не хочет дружить?

Б. А вы не пробовали сначала научиться правильно и красиво говорить звук (С), а то вы все время шипите и шипите, всех зверей распугали.

З.Г. А как нам научитьЩа этот звук говорить?

Б. А вы сначала подуйте на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно стало летать, а дети вам помогут.

В. Ребята, вы поможете братцам Яшке, Кешке и Антошке подуть на бабочек? Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку» (3 раза).

Б. Спасибо вам, дети, и вам спасибо Яшка, Кешка и Антошка! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научиться звук правильно произносить вам поможет Заяц. Вон он скачет. (Появляется Заяц).

Заяц. Здравствуйте, братцы Яшка, Кешка и Антошка!

З.Г. Здравствуй, Зайчик-попрыгайчик!

И рассказали братья Зайцу про то, что не умеют звук С произносить.

З. Кажется, я могу вашему горю помочь, но мне помощники нужны.

Ведущий. Ребята, подскажите Зайчику, когда мы произносим звук С, губы что делают? (растягиваются в улыбке). Язык вверху или внизу? (внизу). Струйка воздуха где? (посередине язычка).

                Язык широкий – ниже.

                Кончик к нижним зубкам – ближе;

                Посередине языка – струйка воздуха.

                Улыбнись и посвисти,

                Звук (С-С-С) произнеси!

З.Г. С-С-С. Ах, какой красивый звук!

З. Теперь вы с этим звуком можете играть в игру «Насос». (Логопед показывает картинку «Насос». Дети вместе с логопедом свистят). Убежал Заяц по своим делам. Вдруг, бежит Волк, чем-то озабоченный.

З.Г. Здравствуй, Волк, куда спешишь и чем озабочен?

Волк. Да вот телеграммы мне пришли, да только прочитать их не могу.

З.Г. А может дети тебе помогут?

Дети по одному «читают» телеграммы: СА, СО, СЫ.

 В. Я понял: «На Сову напала Оса, и летят еще Осы» побегу скорее на помощь.

Только его и видели. (Звучит музыка, появляется Оса).

З.Г. Ой, мы так боимся ос, вы ребята, боитесь ос? Если  мы будем все вместе громко произносить слова, Оса испугается и улетит.

         Са-са-са - вот летит оса;

         Сы-сы-сы - не боимся мы осы;

         Су-су-су - мы прогоним осу;

         Са-са-са - улетай скорей оса.

Ведущий. Испугалась Оса и улетела.

З.Г. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания, друзья!

Ведущий. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец!  

Таким образом, использование различных игр на занятиях может быть основным методом формирования разнообразных психических свойств и качеств личности ребенка, формирования коммуникативных умений и навыков во всех жизненных ситуациях общения.

Используемая литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.,1991.
  2. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И.Селиверстова.1981.
  3. Инновации – в логопедическую практику./ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ сост. Громова О.Е.- М.,2008.
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.,2003.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта

Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».

Мастер-класс .Урок в 7 классе для детей с тяжелыми множественными  нарушениями развития...

Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время о...