«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».
методическая разработка по теме

Николаева Надежда Васильевна

Мастер-класс .Урок в 7 классе для детей с тяжелыми множественными  нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».

      Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий в себя этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение и воспитание школьников с нарушением интеллекта осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность,  систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений и навыков.

      Специфика организации учебной деятельности у школьников вспомогательных школ требует введения такого понятия, как принцип достаточности, который направлен на создание условий, благоприятных для поддержания и развития сохранных положительных сторон учебной деятельности школьников. Это прежде всего требует отбора доступного для усвоения, минимально необходимого учебного материала, достаточного для успешной самостоятельной трудовой деятельности на уроках труда и после окончания школы.

       Согласно принципу достаточности учителю следует продумать и выделить из всего объема учебного материала тот, который необходим и достаточен для осуществления школьниками практической деятельности, а также определить методы, активизирующие интересы школьников к конечному результату своего учебного труда.

       Сложность решения названных задач усугубляется тем, что проблема отбора минимально достаточного объема из всего содержания учебного  материала изучена недостаточно: научно обоснованных критериев, помогающих это сделать, не существует ни в одном виде трудовой подготовки. До настоящего времени эта работа практически ложиться на плечи учителя труда.

       При обучении труду школьник не получит прочных умений и навыков без усвоения технико - технологических сведений. Последнее и составляет большую трудность. Всякой практической деятельности предшествует этап теоретического осмысления задания, приемов работы, ее последовательности, ознакомление с назначением и устройством инструментов, станков, оборудования и приспособлений. Учащиеся, прежде чем приступить к работе, должны знать назначение и название инструментов, приемы безопасной работы, название материалов, из которого делают изделие, его свойства, план работы, последовательность действий и приемы их контроля. Вот тот обобщенный минимум знаний, который необходим и достаточен школьнику при освоении любого вида труда.

      Принцип достаточности предполагает установление не только уровня трудности, но, самое главное, достаточного объема  необходимого учебного материала, без которого невозможно осуществление сознательной трудовой деятельности на том или ином этапе обучения. Работа учителя труда при обучении школьников всецело направлена на организацию учебного процесса таким образом, чтобы знания, полученные школьниками на уроках труда, помогали им в практической деятельности.

      После нескольких лет работы с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития и экспериментирования  в различных направлениях трудового обучения мы остановились на обучении детей данной категории ручной вышивке.

Применяя принцип достаточности мы установили тот объем учебного материала, который необходим и достаточен  учащимся данной категории (ТМНР) при освоении направления «ручная вышивка».  Мы подготовили папки - портфолио для каждого учащегося,  в которые  включены информационный материал по каждой теме программы, различные развивающие тесты, карты-задания для изучения правил техники безопасности с инструментами, материалов для вышивки, технологии выполнения различных швов в схемах, инструкционные карты. В папках необходимый и совершенно достаточный материал для обучения учащихся с ТМНР ручной вышивке.

       Сегодня мы хотим показать урок «Выполнение вышивки швом шнурок» с применением  индивидуальных папок-портфолио «К уроку».

Цели урока:  Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.

Задачи:

Образовательные:

 - обучать выполнять задания по образцу;

 - формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной

   ситуации;

 - учить самостоятельно оценивать результаты работы.

Воспитательные:

 - вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать  

  эстетические взгляды.

Коррекционно-развивающие:

 - улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся;

- развивать творческие способности личности;

- развивать речь, память и внимание.

Тип урока: практическое повторение.

М Т О:

1.  Образец вышивки.

2.  Инструменты и приспособления для вышивки.

3.  Материалы: ткань, нитки  ирис.

4.   Карта последовательности выполнения шва « шнурок».

5.   Индивидуальные папки-портфолио.

Ход  урока:

1. Организационный момент.

1.1.  Приветствие.

1.2.  Проверка явки учащихся.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1.   Перед началом работы повторим  предметы  труда, которые используем при  выполнении  вышивки.

Это инструменты, приспособления и материалы, необходимые для выполнения

работ.

В папке  на карточке изображены различные предметы труда.

Задание:  выберите инструменты и приспособления, которые вам понадобятся для   выполнения вышивки.

(учащиеся называют предметы труда и объясняют их назначение ).

2.2.  Переверните страницу папки. Теперь  рассмотрим   строение  инструментов.  Но для начала отгадаем загадку:          

Нитку  за собой ведет,

Вышивает, платье шьёт,

Очень - остренька и колка

Угадали, что это?

Правильно –  игла.

Найдите карточку с изображением этого  инструмента. Посмотрите и скажите:

-  Что находиться в верхней части иглы?  (Ушко).

-  Для чего нужно ушко? (Чтобы вставить нитку в иглу).

-  Как называется нижняя часть иглы? (Остриё).

-  Для чего необходимо остриё?  (Для прокалывания  ткани).

-   Какая часть иглы опасна и почему?(Остриё, можно пораниться).

-  Где нужно хранить иглу? (В игольнице).

А вот ещё одна загадка:                          

 Два кольца, два конца,

А по - середине гвоздик.

Что это?

Правильно – ножницы.

Найдите карточку с изображением этого инструмента. Посмотрите и покажите:

- где находятся острые концы, лезвия и кольца ножниц?

- Какие участки ножниц наиболее опасны и почему? (Концы ножниц  и лезвия).

- Где храним ножницы? (В определенном месте, лотке).

- Как  правильно передавать ножницы? (кольцами  вперед, показать как)                              

Какие ещё правила безопасной работы мы соблюдаем при работе с ножницами?

- Нельзя держать ножницы раскрытыми.  

- Нельзя держать ножницы острыми концами вверх!!!

2.2. Какие ткани используем для вышивки?

Переверните страницу. Посмотрите - перед вами образцы ткани.

- Выберите ткань, которую используем для вышивки, объясните почему.

(Для вышивки используем ткань без рисунка).

2.3. Переверните страницу. Вы видите образцы ниток. Как называются   нитки,  которые мы используем для вышивки? (Ирис). Найдите их среди образцов.

2.4.  Перевернули страницу.  При выполнении вышивки мы используем  простейшие  швы, такие как:

Шов « вперед иголку» и шов «шнурок».

Перед вами образцы швов, найдите и покажите:

- шов «вперед иголку»,

- шов «шнурок».

3. Тема урока  «Выполнение вышивки швом « шнурок».

На прошлом занятии мы начали вышивать листок  швом «шнурок»  и

выполнили  1 этап этого шва  прямыми стежками.

Сегодня мы продолжим  вышивать листок  и   выполним   2 этап  этого шва

- обвивочные стежки.

4. Практическая часть урока.

4.1. Организация рабочего места.

4.2.     Разминка перед началом практической  работы.

Упражнения для разминки пальцев и кисти рук.

Кто из пальчиков ловчее?                Вышиваем лист зеленый.

Ручку кто держать умеет?                Кто желает поработать?

Пальцы дружно отвечают,                Каждый палец рвется в бой

Головами все кивают.                    И кивает головой.

Молодцы!  Теперь приступаем к вышивке с соблюдением правил безопасной работы.

Помним!

 -  Хранить иглу должны  только в игольнице.

 -  А  когда выполнишь работу, тут же ножницы закрой,

    Чтоб до острых краешков не коснулся кто другой.

4.3.    Выполнение практической работы.

1  уровень – учащиеся выполняют вышивку  самостоятельно, по образцу.

2  уровень – учащиеся выполняют вышивку по инструкции учителя и

практическому показу приемов выполнения.

4.4   Индивидуальная помощь учащимся в процессе работы.

4.5.  Гимнастика для глаз.

5.    Заключительная часть урока.

5.1.  Анализ работ.

5.2.  Проставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

повышение заинтересованности учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, путём формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни

повышение заинтересованности учащихся к систематическим занятиям физической культурой  и спортом, путём формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни...

Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта

Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...

Отчет по теме самообразования: «Технология ручной обработки металла - как основа формирования знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта».

Демократизация общества ставит в иные    условия возможности ручного труда и профессиональной подготовки школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные учреждения в настоящее время о...

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...