Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.
методическая разработка по технологии на тему

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekomendatsii_printsip_dostatochnochti.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –  «Специальная (коррекционная) школа № 9»

 

Принцип достаточности при формировании знаний,

умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях труда

Методические рекомендации

Мыски 2018

Автор – составитель Михаил Филиппович Коваленко, учитель трудового обучения МКОУ СКШ  № 9.

Данные методические рекомендации могут представлять интерес для педагогов трудового обучения специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида

                                             Рецензия

на методическую рекомендацию

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях труда» Коваленко Михаила Филипповича, учителя трудового обучения.  

Актуальность рецензированной работы «Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях труда» заключается в том, что в работе раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой деятельности при применении принципа достаточности на уроках труда.

Работа соответствует содержанию. Автор – составитель Михаил Филиппович Коваленко дает характеристику основных понятий и слагаемых принципа достаточности, раскрывает пути его реализации при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся на уроках слесарного дела.

Автор систематизировал материал по данной теме.

Работа может представлять интерес для педагогов профессионально – трудового обучения коррекционных школ.

Педагог – дефектолог

МКОУ СКШ № 9                                 Т.И. Рогожина

Содержание

Введение …………………………………...…………………………… 4

1. Психолого – педагогическое изучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ..……………………………………...  6

2. Коррекционная работа на занятиях слесарного дела ……………. 11

3. Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях труда ………………………………………………………………...…..  17

Заключение ……………………………………………………………. 23

Список литературы ………………………………………...…………. 24

Введение

Структурные изменения, которые происходят в обществе, заметно повлияли на сложившуюся систему трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта.

Коррекционные учреждения в настоящее время пока остаются главным помощником школьникам с ограниченными возможностями здоровья в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Одним из направлений оказания практической помощи учащихся коррекционных учреждений является трудовая подготовка по одной из специальностей.

Эта важнейшая задача возложена на учителей трудового обучения. Её решение требует использования коррекционных приемов, направленных на активизацию процесса трудовой подготовки посредством индивидуального и дифференцированного подхода к ученикам, а также постоянного изучения динамики развития школьников в учебной и трудовой деятельности.

Специфика организации учебной деятельности коррекционных школ требует введения такого понятия, как принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников, который направлен на создание условий, благоприятных для поддержания и развития сохранных положительных сторон учебной деятельности учащихся.

Данная проблема является объектом пристального внимания психологов и педагогов коррекционных учреждений. Сложность заключается в том, что проблема отбора минимального достаточного объёма из всего содержимого учебного материала изучена недостаточно: научно – обоснованных критериев, помогающих это сделать, не существует ни в одном виде трудовой подготовки.

Важность практического решения проблемы введения в практику преподавания принципа достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и определили выбор темы.

Цель: Выявить и обобщить имеющиеся критерии введения принципа достаточности при формировании знаний, умений и навыков у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках слесарного дела.

Задачи: -  провести анализ основных понятий;

- установить необходимость введения в практику преподавания слесарного дела принципа достаточности.

1. Психолого – педагогическое изучение учащихся

Процесс изучения школьников начинается в пропедевтический период и продолжается до окончания школы, так как учитель труда должен видеть ( в продолжение всего обучения) процесс усвоения учащимися знаний и умений, следить за их развитием от года к году.

При психолого-педагогическом изучении деятельности школьников с нарушением интеллекта рассматривается обучение на занятиях труда как целостный процесс, состоящий их взаимосвязанных этапов. В основе психолого-педагогического наблюдения лежит принцип систематичности, который предполагает необходимость наблюдать за учащимися последовательно на всех занятиях, что позволяет своевременно оказывать им необходимую помощь. Учащиеся переходят к следующему этапу занятия только после осознания и усвоения ими материала предыдущего этапа. Учитель излагает учебный материал в строго определенной последовательности и руководит учебным трудом школьников, основываясь на психолого-педагогических наблюдениях.

Изучая деятельность школьников, учитель может сделать вывод о ходе общего развития ребенка и выбрать меры педагогического воздействия, активизирующие процесс формирования знаний, умений и навыков. Задачей учителя является развитие школьников в процессе всей учебной деятельности.

В помощи учителя нуждаются все учащиеся, причем, как показывает практика, необходимыми бывают разные ее виды. Некоторым ученикам достаточно той помощи, которую они получают в процессе фронтального объяснения, но большинству школьников с нарушением интеллекта требуется индивидуальная помощь. Для учителя важно выяснить, в каком виде помощи нуждается ученик на том или ином этапе занятия. Это может быть дополнительное объяснение или использование дидактического материала и средств, активизирующих внимание и мыслительные процессы ученика. Иногда школьнику достаточно помощи товарища.

Особо следует изучить такие факторы деятельности, как мотивация, работоспособность и влияние стрессовых ситуаций, возникающих в ходе выполнения задания.

Наблюдая за деятельностью школьников, учитель особое внимание уделяет работоспособности ученика, т.е. определяет уровень и длительность усилий, необходимые ему для выполнения той или иной работы, а также продумывает механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах занятия.

Занятия трудом требуют физических и умственных усилий, и соответственно принято различать работоспособность физическую и умственную. В ходе трудового процесса физический и умственный труд бывают объединены, однако на разных этапах занятия можно четко проследит, как справляются учащиеся с умственными и физическими нагрузками. Работоспособность школьника зависит от характера задания, его трудности, объема, непрерывности работы и степени ее интенсивности и снижается со степенью утомления.

Возникновению утомления на уроках труда способствуют однообразие операций, неблагоприятные условия, в которых выполняется работа (слабая освещенность, шум, запахи, пыль, невозможность изменить позу, быстрый темп работы). Предупреждая возникновение утомления, учитель предлагает доступный данной группе учащихся объем теоретического и практического материала, заботится о создании благоприятных условий для учебной деятельности: в помещении должны быть нормальные освещения и температура, чистый воздух. Большое значение следует придавать состоянию рабочего места, исправности инструмента, рациональному чередованию труда и отдыха, смене видов и темпа работы.

Отметим, что не всегда утомление влечет снижение работоспособности: некоторые ученики сохраняют работоспособность при явных признаках утомления. Это может быть объяснено высокой мотивацией, настойчивостью, заинтересованностью в работе, эмоциональной увлеченностью и другими индивидуальными особенностями ребенка. Иногда работоспособность школьника заметно снижается, но признаков усталости нет. Не всегда учителю удается четко определить, под влиянием какого фактора обусловлено снижение работоспособности. Но всегда это сигнал о том, что необходимо сменить вид деятельности, найти способ активизировать внимание ученика или просто дать ему отдохнуть. Важно вовремя заметить потерю работоспособности, чтобы оказать помощь ученику.

Высокий уровень работоспособности наступает у учащихся, когда они после обсуждения задания включаются в исполнительный этап деятельности (разметка, работа с инструментами и на станках).  Именно в этот период они сосредоточивают внимание и усилия на выполнении работы. Однако при первых трудностях у одних учащихся наблюдается спад деятельности, у других – подъем работоспособности к концу занятия, так как у них возникает желание завершить первыми работу и получить хорошую оценку.

Работоспособность в большой степени зависит от мотивов, которые побуждают ученика к сознательной деятельности.

Наблюдая за школьниками в процессе обучения, можно выделить мотивы как личного характера, так и вызванные чувством долга. В основе личных мотивов лежит стремление получить вознаграждение за свой труд в виде хорошей оценки, похвалы, материальных средств (денег, подарков) или интерес, вызванный желанием иметь полезную для себя вещь. Как правило, у детей и подростков на второй план отступают мотивы, достаточно для них отвлеченные, обусловленные чувством долга, такие, как понимание необходимости получить определенные знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой жизни, желание сделать приятное или подарок близким. Мотив же создания условий для собственного благополучия выступает активизирующей силой, способствующей непреднамеренному усвоению школьниками теоретического и практического материала. Для создания условий, необходимых для активации учебного процесса, учитель должен учитывать названные факторы.

Необходимо учитывать и еще один немаловажный фактор, влияющий на работоспособность ученика. Это стрессовая ситуация, которую не всегда может предвидеть и предупредить учитель. Стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка тогда, когда его деятельность протекает в трудных условиях. Как показывает практика, именно стрессовые ситуации оказывают сильное отрицательное влияние на качество обучения и воспитания школьников.

При анализе стрессовых ситуаций на занятиях трудовой подготовки учителю необходимо обратить внимание на их возможные причины. Это могут быть причины бытового характера (плохая освещенность, шущ запахи, неудобное рабочее место), технологического (трудное задание, большой объем работы, неправильно усвоенные приемы работы, непонятная техническая документация, резкая смена видов деятельности, неправильное рабочее положение, неприемлемый для ученика темп работы), вербального (непонятная терминология, громкая, быстрая речь учителя), физиологического (нарушения зрительной, слуховой или двигательной системы, частые или хронические заболевания у ребенка как источник повышенной утомляемости и др.). Любой из перечисленных факторов может стать причиной негативного отношения школьников к процессу обучения.

Неблагоприятные условия являются вредными раздражителями, вызывая отрицательные эмоции: неуверенность, уныние, разочарование и страх. Устранить полностью неблагоприятные факторы, могущие вызвать стрёсс, трудно, но предвидеть возможные осложнения и создать необходимые условия для работы может и должен каждый учитель. Следует помнить, что систематическое превышение физических и психических возможностей учащегося может вызвать у него эмоциональный срыв.
Недостаточное внимание к психологическим факторам приводит к тому, что ученик начинает отставать на том или ином этапе усвоения учебного материала, резко снижается мотивация, у него возникают невротические реакции. Если своевременно не обратить внимание на кажущиеся мелочи, то негативные эмоции, накладываясь друг на друга, могут привести к отказу ученика от работы, прогулам занятий и другим нежелательным последствиям. Психоэмоциональный стресс может явиться причиной конфликта между учителем и учеником. Педагогу необходимо сделать все, чтобы предупредить возникновение у ученика нервных и психических перегрузок.
Большую сложность представляет текущее психолого-педагогическое изучение особенностей усвоения школьниками учебного материала. Тем не менее осуществлять его необходимо для того, чтобы иметь возможность оказать своевременную помощь тому или иному учащемуся при освоении им программного материала. При этом результаты наблюдения следует фиксировать с указанием как отрицательных, так и положительных сторон деятельности учащихся.

Текущее психолого-педагогическое изучение позволяет решать важные задачи в общей системе трудовой подготовки школьников. Во-первых, на основе систематических наблюдении за деятельностью на разных этапах занятия учитель труда выявляет детей, нуждающихся в индивидуальном и дифференцированном подходе. Во-вторых, изучает возможности восприятия и усвоения трудного для данных групп школьников теоретического и практического материала на основе использования дополнительных методов. В-третьих, получает возможность проследить динамику развития школьников при оказании им своевременной помощи.

2. Коррекционная работа на занятиях слесарного дела

Целью коррекционной работы учителя слесарного дела в коррекционном учреждении является формирование доступных для данной категории школьников знаний, умений и навыков посредством своевременного оказания помощи.

Несомненно, вопросы коррекции учителем решаются в единстве процессов обучения и воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Любая программная тема планируется в соответствии с целями коррекционно-воспитательной работы. Только сознательное овладение приемами труда, когда учащиеся способны рассказать о причинно-следственных зависимостях и последовательности выполнения действия, позволяет говорить о правильно поставленной коррекционной работе.
Не все учителя понимают коррекционную роль занятий слесарного дела и порой затрудняются определить коррекционные задачи на отдельных этапах занятия.

При организации коррекционной работы на уроках по всем учебным предметам, в том числе и на занятиях по трудовому обучению, учителю следует помнить высказывание Л. С. Выготского о «зонах ближайшего развития». Их суть состоит в следующем: нельзя оценивать возможности ребенка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве со взрослым. Педагогу необходимо опираться на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширять и обогащать эти знания. Учителю следует обращать внимание на то, как ребенок самостоятельно использует знания, которые освоил.

Учителю слесарного дела особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хотя и усваивают  теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия. Учителю следует изучить особенности каждого ученика. Порой не всегда быстро удается выяснить причину, почему ребенок не усвоил тот или иной материал. А для этого нужны постоянные наблюдения и анализ действий детей. Путем упрощения или усложнения конструкции изделия, выбора наиболее оптимального объема теоретического и практического материала для усвоения на одном занятии, учета индивидуальных особенностей по темпу и умениям выполнения задания каждым учащимся (а от этого зависит и распределение учащихся по рабочим местам или приближение их к месту работы учителя) можно практически осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях слесарного дела необходимы для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы и добиться усвоения каждым из них учебного материала. А для этого используются различные приемы и методы обучения.

1. Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребенку психопатического поведения учитель объясняет спокойно, но строго. Порой задание может быть дано в форме приказа.

2. Следует использовать различные дидактические приемы и методы в процессе формирования умений. Наряду с вербальными методами используют и наглядный, для этого учителю нужны образцы изделий, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты.

З. Практическую работу учащихся следует контролировать, применяя принцип максимального расчленения, т. е. после выполнения одной слесарной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Нужно постепенно приучать детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.

4. Необходимо учитывать различный темп выполнения задания учащимися. Так, эпилептики педантичны, аккуратны, переживают за оценку. Поэтому им желательно начать выполнение работы раньше других. Им можно сократить объем практической работы. И наоборот, тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, можно несколько увеличить объем работы или предложить помочь другим детям.

Для успешного решения коррекционных задач на занятиях слесарного дела учителю следует четко представлять все этапы трудовой деятельности школьников и конкретные задачи на каждом из этих этапов.
На этапе восприятия учителю необходимо правильно организовать процесс изучения нового материала. Учебный материал должен быть осмыслен учащимися в общих чертах, а содержание материала доступно для восприятия данной группой учащихся. Так как восприятие у учащихся коррекционного учреждения замедленное, недифференцированное, то на данном этапе большое значение придается четкому, ясному объяснению с опорой на иллюстративный материал. Надо четко определить объем знаний, которые следует запланировать на данном занятии. Во многом это зависит от программы и рационально составленного тематического плана. Объем новых сведений должен соответствовать уровню возможностей учащихся и корректироваться по мере усвоения учащимися учебного материала. При подготовке к занятию учителю необходимо точно определить, какие вербальные и наглядные методы на этапе восприятия нужны в зависимости от уровня развития у учащихся познавательных процессов. Чем активнее учащиеся включаются в учебный процесс на данном этапе, тем лучше и продуктивнее будет их дальнейшая практическая деятельность. Во многом процесс восприятия нового материала зависит от умения учителя связать пройденный ранее материал с другими предметами.
Таким образом, задачи коррекции восприятия нового материала решаются, во-первых, определением объема и четкости повторения того, что необходимо вспомнить учащимся для усвоения ими нового материала на данном занятии, и, во-вторых, как учитель сумеет довести до сознания детей процесс предстоящей работы, провести анализ образца, изучить устройство инструментов, оборудования и приспособлений, приемы работы с ними.
На этапе осмысления коррекционная задача учителя заключается в активизации мыслительных процессов школьников, в умении научить их логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, обобщать и т. д. Недоразвитие мышления у данной категории детей и связанные с этим трудности создают необходимость учить школьников наблюдать, выделять существенные признаки изучаемого объекта или технологического процесса, находить их в однородных объектах и классифицировать, используя приемы анализа и синтеза. Недостатки учащихся с нарушением интеллекта проявляются в слабости обобщений, отвлечений, замедленности, инертности, негибкости и узости ума, стереотипности, шаблонности, некритичности и несамостоятельности мышления. Учителю слесарного дела следует учить детей умению анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, конкретизировать и овладевать понятиями, суждениями и умозаключениями. Это возможно на основе предметно-практической деятельности и продуманного применения средств наглядности. На этапе осмысления учителю слесарного дела следует добиваться того, чтобы ученик не только понимал задание, но и мог объяснить, ЧТО он делает, КАК он делает и ДЛЯ ЧЕГО.

На этапе закрепления знаний, умений и навыков учитель стремится к тому, чтобы у учащихся появились прочные знания и готовность к разнообразной деятельности. Это достигается путем умело организованной коррекционной работы.

На этапе применения полученных знаний, умений и навыков надо научить детей не бояться новых, необычных условий и при необходимости применять свои знания на практике. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес учащихся к знаниям, их настроение влияет на качество и темп работы, способствует улучшению дисциплины. Познавательный интерес у учащихся коррекционного учреждения формируется с трудом. Они легко отвлекаются, их внимание неустойчиво, они быстро утомляются. Эти недостатки, как правило, особенно заметны при изучении трудного теоретического материала, а также при выполнении сложной практической работы или в процессе первоначального знакомства с приемами работы.
Поэтому учитель определяет дозировку трудовых нагрузок, объем учебного материала, необходимого для усвоения на данном занятии, предусматривает смену различных видов деятельности школьников, чтобы предотвратить утомляемость. Важным коррекционным требованием к содержанию занятий слесарного дела является доступность для учащихся того или иного вида труда по физическим нагрузкам, темпу работу, общему воздействию на физическое состояние. Коррекционное значение каждого занятия слесарного дела зависит от степени включения в тот или иной вид труда учащихся различных умственных действий, таких, как сравнение, планирование предстоящей трудовой деятельности, умения провести счетно-измерительные операции, самоконтроль в процессе выполнения практической работы.

Учитель должен четко представлять, в каком направлении следует анализировать учебную и трудовую деятельность школьников. Наблюдая за детьми в ходе обучения, он увидит результаты их умственной и физической работы, для выполнения этой работы требуются и индивидуальные усилия учащихся. Один и тот же ученик в разных ситуациях может испытывать трудности на любом этапе обучения. Это зависит от ряда факторов. Во-первых, немаловажное значение отводится педагогическому мастерству учителя, его умению довести до сознания учащихся весь объем учебного материала с учетом особенностей каждого ученика, знания динамики его развития. Во-вторых, от общей организации занятий: оснащенности мастерских материалом, инструментами и оборудованием, правильной организации рабочего места каждого ученика с учетом гигиенических рекомендаций. В-третьих, от психофизического состояния ученика на данном занятии.

Естественно, учитель слесарного дела изучает учащихся не с научной точки зрения, а с целью дать им практические знания по слесарному делу. На занятии, как правило, бывает не более 7 учеников. Поэтому учитель имеет все возможности для осуществления коррекционной работы на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

3. Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях труда.

Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение и воспитание школьников с нарушением интеллекта осуществляются на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место в дефектологии отводится принципу коррекции умственных и физических недостатков посредством индивидуального и дифференцированного подходов и обучения.
Учитель строит урок, опираясь на общедидактические приемы и методы и обогащая его собственным опытом и наблюдениями, привнося свои находки и открытия в практику преподавания.

Специфика организации учебной деятельности у школьников коррекционных школ требует введения такого понятия, как принцип достаточности, который направлен на создание условий, благоприятных для поддержания и развития сохранных положительных сторон учебной деятельности школьников. Это требует отбора прежде всего доступного для усвоения, минимально необходимого учебного материала, достаточного для успешной самостоятельной трудовой деятельности на уроках труда и после окончания школы.

Остановимся на характеристике способов осуществления на практике предлагаемого нами дидактического принципа, который находится в теснейшей связи с понятием коррекционное обучение. Согласно принципу достаточности учителю следует продумать и выделить из всего объема учебного материала тот, который необходим и достаточен для осуществления школьниками практической деятельности, а также определить методы, активизирующие интересы школьников к конечному результату своего труда.

Сложность решения названных задач усугубляется тем, что проблема отбора минимально достаточного объема из всего содержания учебного материала изучена недостаточно: научно обоснованных критериев, помогающих это сделать, не существует ни в одном виде трудовой подготовки. До настоящего времени эта работа практически ложилась на плечи учителя труда.

При обучении труду школьник не получит прочных умений и навыков без усвоения технико-технологических сведений. Последнее и составляет большую трудность. Всякой практической деятельности предшествует этап теоретического осмысления задания, приемов работы, ее последовательности, ознакомление с назначением и устройством инструментов, станков, оборудования и приспособлений. Учащиеся, прежде чем приступить к работе, должны знать назначение и название инструментов, приемы безопасной работы, название материала, из которого делают изделие, его свойства, план работы, последовательность действий и приемы их контроля. Вот тот обобщенный минимум знаний, который необходим и достаточен школьнику при освоении любого вида труда.

Каким образом учитель труда может определить необходимый и достаточный объем учебного материала, т. е. тот, который ученик должен усвоить обязательно к концу обучения? Эту работу следует начинать с определения степени сложности содержания учебного материала и выделения главного, без чего ученик не может приступить к выполнению практического задания. Установлено, что особую сложность для школьников представляет усвоение технической терминологии, в особенности технико-технологических сведений. При изучении устройства и принципа работы различных станков, машин, оборудования, приспособлений и инструментов дети с низкими учебными возможностями усваивают общее название изучаемого объекта, но с большим трудом ориентируются в его частях и функциях. Однако большинство учащихся запоминают название и отдельные части инструментов, а в процессе упражнений приобретают прочные трудовые умения и навыки. Учителю следует проводить детальный разбор предлагаемых ученику новых сведений по степени их сложности и значимости. В процессе фронтального обучения все школьники изучают как необходимые, так и дополнительные («прикладные») сведения.

Итак, для школьников с низкими учебными возможностями трудным представляется усвоение значительного объема дополнительных знаний, связанных с устройством, принципом действия оборудования, определениями изучаемых понятий. Принцип достаточности предполагает установление не только уровня трудности, но, самое главное, достаточного объема необходимого учебного материала, без которого невозможно осуществление сознательной трудовой деятельности на том К)ТИ илом этапе обучения. Работа учителя труда при обучении школьников направлена на организацию учебного процесса таким образом, чтобы знания, полученные школьниками на уроках труда, помогали им в практической деятельности. Неподготовленность учащихся выражается прежде всего в том, что они не владеют необходимыми для осуществления практической деятельности представлениями, знаниями, умениями и навыками.

При анализе подготовленности учащихся обычно имеют в виду только полноту знаний и умений, их суммарный набор, который зачастую не используется в практической деятельности. Отметим, что уровень и возможности познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта значительно отличаются от заложенных в программе требований. Из всего объема знаний, предусмотренных программой для усвоения, лишь часть сведений используется школьниками в процессе практической деятельности на занятиях труда и после окончания школы. Следовательно, основное внимание при обучении должно уделяться освоению учебного материала, позволяющего формировать устойчивые умения и навыки.
Деление учебного материала на базовый (для фронтального обучения учебной группы) и достаточный (для обязательного усвоения школьниками с низкими учебными возможностями) создает более перспективные условия оптимизации учебного процесса, поскольку школьники с низкими возможностями обучаемости и развития не преодолевают трудностей при усвоении базового учебного материала в полном объеме. Вместе с тем, как показывает практика, данная группа школьников может усвоить определенный объем учебного материала, если создать особые психолого-педагогические условия, правильно дозируя задания и оценивая. Знания, исходя из возможностей ученика. В этой связи следует учитывать главный фактор процесса обучения школьников — возможности их развития и обучаемости. В процессе обучения происходят постоянные изменения в сознании и психике школьников, пополняется их запас знаний, умений и навыков. Главным критерием оценки обучаемости является анализ успешности продвижения школьников.

В качестве примера — одна из типичных ситуаций на занятии.
Ученик знает название инструмента, научился им правильно и безопасно работать, старательно трудится. Однако учитель снижает ему оценку за допущенные ошибки при ответах и выполнении практического задания. Ученик теряет интерес к работе, так как считает, что учитель к нему несправедлив.

Совершенно очевидно, что подобной коллизии не возникнет, если учитель будет дифференцированно оценивать знания учащихся, учитывая возможности их обучаемости применительно к разным этапам занятия. Это позволит решать не только общие задачи трудовой подготовки школьников, пои оптимально сохранять их реальную заинтересованность в конечном результате своего труда.

Познавательные возможности школьников с нарушением интеллекта в учебной группе, как правило, неоднородны. Это хорошо прослеживается на разных этапах занятия. 10—45% школьников не в состоянии освоить содержащийся в программе учебный материал в полном объеме. Причины могут быть различными, и не всегда учитель труда, не имеющий специального образования, может их выяснить. Поэтому важно своевременно определить, какой именно материал ученик не усвоил и на каком этапе занятий он испытывает трудности.

Развитие это процесс, представляющий собой переход от простого к сложному, постепенное накопление количественных и качественных изменений. Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах. Если ученик не справился с трудностями на одном из этапов обучения, это неминуемо скажется в дальнейшем. Отсутствие педагогического наблюдения за ходом учебной деятельности учащихся на каждом этапе занятия является одной из причин снижения обучаемости школьников с нарушением интеллекта.

Учитель труда вправе сократить или увеличить количество учебного времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объем учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Важным аспектом психического и физического развития, на который следует обратить внимание, является противоречие между требованиями, предъявленными учителем к ученику, и тем, чем он располагает и может ответить на эти требования. Ученик в процессе обучения постоянно ощущает это противоречие. На каждом этапе учитель должен видеть индивидуальные возможности ученика при восприятии и осмыслении им того или иного учебного материала. Только анализируя динамику измерений на протяжении занятий, происходящих у школьника, учитель своевременно выявит слабые его стороны и в нужный момент поможет ему справиться с заданием.

Наблюдая за выполнением тех или иных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные и отрицательные личностные особенности каждого ученика. Учитель опирается на сохранные стороны личности школьника.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразввтие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могут принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма ин конце концов эти ученики могут совсем отказаться от работы. Учителю следует учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.

Зачастую учителя труда, желая побудить ученика лучше учиться, снижают ему оценки, однако это воспринимается школьником как несправедливость. Нарастает обида: ученик знает, что он старался. Оценка в этом случае теряет всякую побудительную и воспитательную функцию. Между учителем и учеником возникает непонимание, затрудняющее процесс обучения и воспитания. Именно поэтому необходим критерий адекватной психолого-педагогической оценки учебной деятельности.

Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений.

Умелое введение в практику преподавания трудового обучения принципа достаточности явилось бы одной из составляющих, гуманизирующих систему обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта.

Заключение

Основная задача обучения слесарному делу – дать учащимся основы профессиональной подготовки по изучению предмету.

Учащиеся изучают техническую терминологию, технологические процессы изготовления изделий, теоретический материал, учатся планировать свои действия, выполнить трудовые приемы и операции. Эффективность занятий по слесарному делу в коррекционных учреждениях во многом зависит от того, насколько правильно учителем выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей.

Учитель строит урок, опираясь на общедидактические приемы и методы и обогащая его собственным опытом и наблюдениями, привнося свои находки и открытия в практику преподавания.

Введение в практику преподавания принципа достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет создать условия, благоприятные для поддержания и развития сохранных положительных сторон учебной деятельности школьников.

Задача учителя – это отбор доступного для усвоения, минимального необходимого учебного материала, достаточного для успешной самостоятельной трудовой деятельности на уроках труда и после окончания школы.

Список литературы

  1. Власова, Т.А. Обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1981. - 117с.
  2. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. –М.: Просвещение, 1992.–260 с.
  3. Потракеев, В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр Вдалос, 2003. - 192с.
  4. Потракеев, В.Г. Психолого – педагогическое изучение учащихся учителем труда в школах VIII вида // Дефектология. – 1996. – №6. – с.15-21.
  5. Потракеев, В.Г. Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1998. – 6. –  с. 18-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"

В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду....

«Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда».

Мастер-класс .Урок в 7 классе для детей с тяжелыми множественными  нарушениями развития...

Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Русские счеты как инструмент развития вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Характерной чертой развития детей с умственной отсталостью является то, что у них отмечается неготовность к обучению в школе. При достижении требуемого уровня готовности к школьному обучению у ребенка...