Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
методическая разработка по географии

В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа равных возможностей» г.Химки

Методическая разработка

Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Выполнила: Исаева Татьяна Николаевна

учитель географии

2019

Структура ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, условия реализации, результаты освоения.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был принят приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. под номером 1599 и утвержден 13 февраля 2015 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит 4 раздела:

  1. Общие положения
  2. Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программе
  3. Требования к условиям реализации АООП
  4. Требования к результатам освоения АООП

Раздел 1. Общие положения

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью, которые обозначены как варианты:

Вариант 1: с легкой умственной отсталостью;

Вариант 2: с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом индивидуальной программы реабилитации и мнения родителей (законных представителей).

Стандарт предъявляет требования к разработке адаптированной основной общеобразовательной программе.

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью 9 - 13 лет.

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей).

Стандарт является основой для разработки и реализации организацией АООП, определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.

Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре АООП;

2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения АООП.

Раздел 2. Требования к структуре АООП

В Стандарте раскрыты требования к структуре АООП.

Требования:

- АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью;

- АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования;

- АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП;

- на основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

- для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся;

- АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений

-  реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

АООП содержит три раздела:

  1. Целевой
  2. Содержательный
  3. Организационный

1. Целевой определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. В него входит пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.

2. Содержательный определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В него входят программы отдельных учебных предметов, курсов; программа формирования базовых учебных действий; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа нравственного развития; программа внеурочной деятельности; программа коррекционной работы ( только для 1 варианта); программа сотрудничества с семьей обучающегося (только для 2 варианта).

3. Организационный определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП. В него входит учебный план и система условий реализации АООП.

Раздел 3. Требования к условиям реализации АООП

Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью.

Кадровое обеспечение организации, реализующей АООП и, или СИПР предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

В процессе реализации АООП в рамках сетевого взаимодействия при необходимости должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, ортопед и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции. При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся.

Определены требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

Раздел 4. Требования к результатам освоения АООП.

Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью двух вариантов АООП.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью.

В настоящее время примерные АООП находятся в состоянии проектов и не утверждены приказами Министерства образования и науки РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – лёгкая умственная от

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающегося 11 класса (обучение на дому, адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умств...

Презентация к уроку по биологии для обучающихся 7 класса, реализующих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями вариант 1. Тема: Голосеменные. Хвойные растения.

- Цель презентации, уточнить знания обучающихся  о строении хвои и шишек голосемянных.- В презентации показана роль голосемянных в природе и жизни человека....

Статья в сборнике программно - методического материала по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программно - методический материал по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсьалостью (интеллектуальными нарушениями)...