Главные вкладки

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
    методическая разработка по географии

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Школа равных возможностей» г.Химки

    Методическая разработка

    Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации

    ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Выполнила: Исаева Татьяна Николаевна

    учитель географии

    2019

    Структура ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, условия реализации, результаты освоения.

    Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) был принят приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. под номером 1599 и утвержден 13 февраля 2015 года.

    Федеральный государственный образовательный стандарт содержит 4 раздела:

    1. Общие положения
    2. Требования к структуре адаптированной основной общеобразовательной программе
    3. Требования к условиям реализации АООП
    4. Требования к результатам освоения АООП

    Раздел 1. Общие положения

    Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.

    Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью, которые обозначены как варианты:

    Вариант 1: с легкой умственной отсталостью;

    Вариант 2: с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности с учетом индивидуальной программы реабилитации и мнения родителей (законных представителей).

    Стандарт предъявляет требования к разработке адаптированной основной общеобразовательной программе.

    Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью 9 - 13 лет.

    Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и согласия родителей (законных представителей).

    Стандарт является основой для разработки и реализации организацией АООП, определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.

    Стандарт включает в себя требования к:

    1) структуре АООП;

    2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам освоения АООП.

    Раздел 2. Требования к структуре АООП

    В Стандарте раскрыты требования к структуре АООП.

    Требования:

    - АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью;

    - АООП для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования;

    - АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП;

    - на основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

    - для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся;

    - АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений

    -  реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности.

    АООП содержит три раздела:

    1. Целевой
    2. Содержательный
    3. Организационный

    1. Целевой определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. В него входит пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.

    2. Содержательный определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В него входят программы отдельных учебных предметов, курсов; программа формирования базовых учебных действий; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа нравственного развития; программа внеурочной деятельности; программа коррекционной работы ( только для 1 варианта); программа сотрудничества с семьей обучающегося (только для 2 варианта).

    3. Организационный определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП. В него входит учебный план и система условий реализации АООП.

    Раздел 3. Требования к условиям реализации АООП

    Стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью.

    Кадровое обеспечение организации, реализующей АООП и, или СИПР предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

    В процессе реализации АООП в рамках сетевого взаимодействия при необходимости должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, психиатр, невролог, офтальмолог, ортопед и другие) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции. При необходимости, с учетом соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется медицинское сопровождение обучающихся.

    Определены требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.

    Раздел 4. Требования к результатам освоения АООП.

    Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью двух вариантов АООП.

    Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

    Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

    Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью.

    В настоящее время примерные АООП находятся в состоянии проектов и не утверждены приказами Министерства образования и науки РФ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

    Интерактивный тест «Что я знаю о ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»...

    Статья в сборнике программно - методического материала по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Программно - методический материал по реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсьалостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Обеспечение доступности образования различных категорий обучающихся в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Выступление на педагогическом совете, раскрывает особенности организации обучения детей с умеренной умственной отсталовтью.в связи  свнедрением Стандарта.Удовлетворение особых образовательных пот...

    Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Методическая разработка "Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    В разработке представлены основные разделы Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....