Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.

Очень часто родители особого ребенка хотят, чтобы он читал, считал, писал, а ребенок элементарно не может держать ложку, кружку, застегнуть пуговицы на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие такого ребенка не задумываются, на сколько умения связанные с самообслуживанием важны для развития ребенка, его социальной адаптации в окружающем мире. Позиция близких ребенка: «Это долго», «Я лучше сам одену, это будет быстрее» и тому подобное, сильно тормозит процесс овладения ребенком навыков самообслуживания. Поэтому необходимо обучать ребенка навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в первую очередь, так как развитие жизненных компетенций такого ребенка выступает на первый план.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Какие можно выделить основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.

Первое направление.

Формирование навыка приема пищи.

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами.

Второе направление.

Формирование гигиенических навыков.

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

Третье направление.

Формирование навыка одевания и раздевания.

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта является игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.

Таким образом на индивидуальных логопедических занятиях с помощью дидактические игр мы прививаем навыки самообслуживания. Дидактические игры, которые используются на занятиях можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками);

- настольно-печатные;

- словесные игры.

Например, для формирования гигиенических навыков, чтобы научить ребенка мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). При этом можно отрабатывать различные задачи, в зависимости от уровня сформированности речевого развития. С одними детьми мы отрабатываем лишь понимание обращенной речи, наращиваем пассивный и активный словарь, а с другими детьми корректируем лексико-грамматический строй речи.

При обучении раздеванию и одеванию используются дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики: застегивание, расстегивание пуговиц, игры со шнуровками. При этом так же можно решать различные задачи в ходе этих игр. С одними детьми мы будем в процессе работы проговаривать лишь признаки предмета: цвет, форму, размер пуговиц, а с другими можем развивать связную речь, проговаривая свои действия полным ответом «Я застегнул большую, красную пуговицу, я буду застегивать маленькую зеленую пуговицу». Так же используются дидактические игры с картинками, предполагающие следующие задания: например разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания (при одевании на прогулку зимой, летом). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку» и т.п.

Таким образом, для успешного формирования навыков самообслуживания, бытовых и социально навыков, необходима тесная, непрерывная работа всех специалистов, работающих с ребенком. А так же это работа внутри семьи и ближайшего социального окружения.

 

Учитель-логопед Шерер А.В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.

Очень часто родители особого ребенка хотят, чтобы он читал, считал, писал, а ребенок элементарно не может держать ложку, кружку, застегнуть пуговицы на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие такого ребенка не задумываются, на сколько умения связанные с самообслуживанием важны для развития ребенка, его социальной адаптации в окружающем мире. Позиция близких ребенка: «Это долго», «Я лучше сам одену, это будет быстрее» и тому подобное, сильно тормозит процесс овладения ребенком навыков самообслуживания. Поэтому необходимо обучать ребенка навыкам самообслуживания и социально-бытовым навыкам в первую очередь, так как развитие жизненных компетенций такого ребенка выступает на первый план.

Процесс обучения навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Какие можно выделить основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с выраженной умственной отсталостью.

Первое направление.

Формирование навыка приема пищи.

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами.

Второе направление.

Формирование гигиенических навыков.

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

Третье направление.

Формирование навыка одевания и раздевания.

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта является игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.

Таким образом на индивидуальных логопедических занятиях с помощью дидактические игр мы прививаем навыки самообслуживания. Дидактические игры, которые используются на занятиях можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками);

- настольно-печатные;

- словесные игры.

Например, для формирования гигиенических навыков, чтобы научить ребенка мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). При этом можно отрабатывать различные задачи, в зависимости от уровня сформированности речевого развития. С одними детьми мы отрабатываем лишь понимание обращенной речи, наращиваем пассивный и активный словарь, а с другими детьми корректируем лексико-грамматический строй речи.

При обучении раздеванию и одеванию используются дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики: застегивание, расстегивание пуговиц, игры со шнуровками. При этом так же можно решать различные задачи в ходе этих игр. С одними детьми мы будем в процессе работы проговаривать лишь признаки предмета: цвет, форму, размер пуговиц, а с другими можем развивать связную речь, проговаривая свои действия полным ответом «Я застегнул большую, красную пуговицу, я буду застегивать маленькую зеленую пуговицу». Так же используются дидактические игры с картинками, предполагающие следующие задания: например разложить их в последовательности одевания (картинки, изображающие предметы одежды); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания (при одевании на прогулку зимой, летом). Дидактические игры с куклой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку» и т.п.

Таким образом, для успешного формирования навыков самообслуживания, бытовых и социально навыков, необходима тесная, непрерывная работа всех специалистов, работающих с ребенком. А так же это работа внутри семьи и ближайшего социального окружения.

Учитель-логопед Шерер А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Программа коррекционно - логопедического курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с системным недоразвитием речи

Логопедическая программа групповых занятий для обучающихся 3 класса, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и системное недоразвитие речи....

Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....

Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одним из важнейших направлений  в процессе профессионально-трудового обучения обучающиеся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправлен...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...