Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
рабочая программа на тему

Аипова Рабия Мунировна

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 1 бкласс

                                             3б класс

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:1б класс - 66 часов.

                                             3 б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс – 2 часа в неделю

                           3б класс –2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

    - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

    - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Мяннанова Г.А.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ  №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

Протокол №___от____

Директор_________Пономарева М.Н.

Рабочая программа по учебному предмету

 «Коррекционно-развивающие занятия»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2

1б класс/

3б класс

Составитель программы:

Аипова Р.М.

Ульяновск 2018

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: 1 бкласс

                                             3б класс

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:1б класс - 66 часов.

                                             3 б класс –68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 1б класс – 2 часа в неделю

                           3б класс –2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

    - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

    - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Планируемые личностные и предметные результаты

Личностные результаты:

-адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;

-устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;

-эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

-зрительный контакт «глаза в глаза»;

- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.

Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

- использование пишущего предмета по назначению,

- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

- рассматривание иллюстраций,

- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям,

- элементарные графо-моторные умения,

 - соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

Базовые учебные действия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Содержание рабочей программы

     Программа включает игровые упражнения, игровые ситуации.

Рассматривание предметов; восприятие, перемещение предметов в руке для их рассматривания. Упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание с увеличением амплитуды движений в суставах.Ритмические упражненияна общую моторику под звуки музыкальных инструментов. Ходьба в заданном направлении с игрушкой под удары бубна, барабана. Упражнения в перешагивании через препятствия под хлопки или удары музыкальных инструментов.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами.

Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором. Игры-пантомимы, этюды.

Рисование. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.

Игры и упражнения на простейшую группировку по образцу статических и динамических изображений предметов, животных, людей.

     Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

     Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Учебно-тематическое планирование

1 б класс – 66 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

Дидактическая игра «Найди пару».

2

2

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

3

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем.

2

4

Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин).

2

5

Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин)

2

6

Рисование узоров в круге и в полосе.

2

7

Письмо букв и цифр по трафаретам.

2

8

Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.

2

2 четверть (16 часов)

1

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

2

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем.

2

3

Рисование по точкам (листья, ягоды).

2

4

Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья).

2

5

Настольная игра «Лото».

2

6

Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки»

2

7

Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет».

2

8

Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка».

2

3 четверть (18 часов)

1

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

2

Изготовление открытки «23 февраля»

2

3

Рисование по точкам (помидор,морковь,огурец)

2

4

Раскраска по серии сказки «Колобок»

1

5

Изготовление открытки «8 марта»

1

6

Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»).

2

7

Плетение из полосок бумаги «Коврик».

2

8

Раскраска «Кукла».

2

9

Изготовление книжек- самоделок.

2

10

Изготовление закладки для книги.

2

4 четверть (16 часов)

1

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

2

Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка)

2

3

Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы).

2

4

Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу»

2

5

Раскраска по серии сказки «Репка»

2

6

Изготовление закладки-косичка.

2

7

Рисование «Машины».

2

8

Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям.

2

Итого:                                            66 часов.

Учебно-тематическое планирование

3 б класс -68 часов.

Тема урока

Кол – во часов

1 четверть (16 часов)

1

Дидактическая игра «Найди пару».

2

2

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

3

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем.

2

4

Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин).

2

5

Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин)

2

6

Рисование узоров в круге и в полосе.

2

7

Письмо букв и цифр по трафаретам.

2

8

Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.

2

2 четверть (16 часов)

1

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

2

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем.

2

3

Рисование по точкам (листья, ягоды).

2

4

Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья).

2

5

Настольная игра «Лото».

2

6

Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки»

2

7

Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет».

2

8

Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка».

2

3 четверть (20 часов)

1

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

2

Изготовление открытки «23 февраля»

2

3

Рисование по точкам (помидор,морковь,огурец)

2

4

Раскраска по серии сказки «Колобок»

2

5

Изготовление открытки «8 марта»

2

6

Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»).

2

7

Плетение из полосок бумаги «Коврик».

2

8

Раскраска «Кукла».

2

9

Изготовление книжек- самоделок.

2

10

Изготовление закладки для книги.

2

4 четверть (16 часов)

1

Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

2

2

Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка)

2

3

Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы).

2

4

Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу»

2

5

Раскраска по серии сказки «Репка»

2

6

Изготовление закладки-косичка.

2

7

Рисование «Машины».

2

8

Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям.

2

Итого:                                 68 часов.

Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

     - мячи разного размера;

     - кубики разного размера;

     - различная по текстуре бумага;

     - шарики разного размера для нанизывания;

     - игрушки: кошка, собака, медведь, заяц и др.;

     - музыкальные инструменты: погремушка, барабан, колокольчик, бубен;

     - набор «Грибочки»;

     - матрешки;

     - муляжи овощей и фруктов: яблоки, морковь;

     - куклы разного размера.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:        

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

        

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например,

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

2020 (апрель)-Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы     Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы     Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 10 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 11 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету«Математика» 10-11 класс.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательн...