Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
    рабочая программа на тему

    Аипова Рабия Мунировна

    Паспорт рабочей программы

    Тип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     

     Статус программы: рабочая программа учебного курса.

    Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

    Категория обучающихся: 1 бкласс

                                                 3б класс

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени:1б класс - 66 часов.

                                                 3 б класс –68 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим уроков: 1б класс – 2 часа в неделю

                               3б класс –2 часа в неделю.

    Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

    Введение

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

    Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

        - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

        - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

    «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

    Разработана и одобрена на МО учителей олигофренопедагогов  филиала ОГКОУШ  №39

    Протокол №_______от_______

    Руководитель____Мяннанова Г.А.

    Согласовано

    Заместитель директора по

    УВР филиала ОГКОУШ  №39

    __________Мозгова Ю.Е.

    Утверждена

    Педагогическим советом филиала ОГКОУШ  №39

    Протокол №___от____

    Директор_________Пономарева М.Н.

    Рабочая программа по учебному предмету

     «Коррекционно-развивающие занятия»

    для обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

    Вариант 2

    1б класс/

    3б класс

    Составитель программы:

    Аипова Р.М.

    Ульяновск 2018

    Содержание

    1.Паспорт рабочей программы

    2.Введение

    3.Пояснительная записка

    4.Планируемые предметные и личностные результаты

    5.Базовые учебные действия.

    6.Содержание рабочей программы

    7.Учебно-тематическое планирование

    8.Перечень материально-технического обеспечения

    9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

    10.Лист внесения изменений

    Паспорт рабочей программы

    Тип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

     Статус программы: рабочая программа учебного курса.

    Назначение программы: для обучающихся ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

    Категория обучающихся: 1 бкласс

                                                 3б класс

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени:1б класс - 66 часов.

                                                 3 б класс –68 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим уроков: 1б класс – 2 часа в неделю

                               3б класс –2 часа в неделю.

    Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.

    Введение

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени с  или ТМНР, ОГКОУШ № 39,2018г.

    Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

        - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

        - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

    Пояснительная записка.

    Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

    Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного обучающегося, образовательная организация имеет возможность дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

    Планируемые личностные и предметные результаты

    Личностные результаты:

    -адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;

    -устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым,потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;

    -эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

    -зрительный контакт «глаза в глаза»;

    - фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.

    Предметные:

    - выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

    - использование пишущего предмета по назначению,

    - проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

    - рассматривание иллюстраций,

    - использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

    - проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям,

    - элементарные графо-моторные умения,

     - соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

    Базовые учебные действия

    Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

    - входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

    - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    - организовывать рабочее место;

    - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

    - следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

    Содержание рабочей программы

         Программа включает игровые упражнения, игровые ситуации.

    Рассматривание предметов; восприятие, перемещение предметов в руке для их рассматривания. Упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание с увеличением амплитуды движений в суставах.Ритмические упражненияна общую моторику под звуки музыкальных инструментов. Ходьба в заданном направлении с игрушкой под удары бубна, барабана. Упражнения в перешагивании через препятствия под хлопки или удары музыкальных инструментов.

    Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами.

    Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором. Игры-пантомимы, этюды.

    Рисование. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы.

    Игры и упражнения на простейшую группировку по образцу статических и динамических изображений предметов, животных, людей.

         Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

         Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

    Учебно-тематическое планирование

    1 б класс – 66 часов.

    Тема урока

    Кол – во часов

    1 четверть (16 часов)

    1

    Дидактическая игра «Найди пару».

    2

    2

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    3

    Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем.

    2

    4

    Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин).

    2

    5

    Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин)

    2

    6

    Рисование узоров в круге и в полосе.

    2

    7

    Письмо букв и цифр по трафаретам.

    2

    8

    Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.

    2

    2 четверть (16 часов)

    1

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    2

    Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем.

    2

    3

    Рисование по точкам (листья, ягоды).

    2

    4

    Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья).

    2

    5

    Настольная игра «Лото».

    2

    6

    Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки»

    2

    7

    Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет».

    2

    8

    Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка».

    2

    3 четверть (18 часов)

    1

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    2

    Изготовление открытки «23 февраля»

    2

    3

    Рисование по точкам (помидор,морковь,огурец)

    2

    4

    Раскраска по серии сказки «Колобок»

    1

    5

    Изготовление открытки «8 марта»

    1

    6

    Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»).

    2

    7

    Плетение из полосок бумаги «Коврик».

    2

    8

    Раскраска «Кукла».

    2

    9

    Изготовление книжек- самоделок.

    2

    10

    Изготовление закладки для книги.

    2

    4 четверть (16 часов)

    1

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    2

    Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка)

    2

    3

    Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы).

    2

    4

    Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу»

    2

    5

    Раскраска по серии сказки «Репка»

    2

    6

    Изготовление закладки-косичка.

    2

    7

    Рисование «Машины».

    2

    8

    Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям.

    2

    Итого:                                            66 часов.

    Учебно-тематическое планирование

    3 б класс -68 часов.

    Тема урока

    Кол – во часов

    1 четверть (16 часов)

    1

    Дидактическая игра «Найди пару».

    2

    2

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    3

    Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу, данному учителем.

    2

    4

    Рисование по точкам (яблоко, груша, апельсин).

    2

    5

    Вырезание предметов по шаблону (яблоко, груша, апельсин)

    2

    6

    Рисование узоров в круге и в полосе.

    2

    7

    Письмо букв и цифр по трафаретам.

    2

    8

    Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно.

    2

    2 четверть (16 часов)

    1

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    2

    Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук, учащихся по образцу (на картинке), данному учителем.

    2

    3

    Рисование по точкам (листья, ягоды).

    2

    4

    Вырезание узор для аппликации (ягоды, листья).

    2

    5

    Настольная игра «Лото».

    2

    6

    Дидактическая игра на зрительное восприятие «Соотнеси картинки»

    2

    7

    Упражнения - ориентировку на листе бумаги «Солнышко наверху, цветы внизу», «Снег идет».

    2

    8

    Коллективная аппликация «Новогодняя ёлка».

    2

    3 четверть (20 часов)

    1

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    2

    Изготовление открытки «23 февраля»

    2

    3

    Рисование по точкам (помидор,морковь,огурец)

    2

    4

    Раскраска по серии сказки «Колобок»

    2

    5

    Изготовление открытки «8 марта»

    2

    6

    Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов для композиции «Колобок»).

    2

    7

    Плетение из полосок бумаги «Коврик».

    2

    8

    Раскраска «Кукла».

    2

    9

    Изготовление книжек- самоделок.

    2

    10

    Изготовление закладки для книги.

    2

    4 четверть (16 часов)

    1

    Прослушивание с учащимися музыкальных сказок.

    2

    2

    Рисование на шаблонах (божья коровка, бабочка)

    2

    3

    Вырезание предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (Цветы).

    2

    4

    Коллективная аппликация из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов «Цветы на лугу»

    2

    5

    Раскраска по серии сказки «Репка»

    2

    6

    Изготовление закладки-косичка.

    2

    7

    Рисование «Машины».

    2

    8

    Рассматривание иллюстраций и картин к прочитанным произведениям.

    2

    Итого:                                 68 часов.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    образовательного процесса

    Материально-техническое обеспечение предмета включает:

         - мячи разного размера;

         - кубики разного размера;

         - различная по текстуре бумага;

         - шарики разного размера для нанизывания;

         - игрушки: кошка, собака, медведь, заяц и др.;

         - музыкальные инструменты: погремушка, барабан, колокольчик, бубен;

         - набор «Грибочки»;

         - матрешки;

         - муляжи овощей и фруктов: яблоки, морковь;

         - куклы разного размера.

    Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Цель:        

    1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

     2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

            

    Личностные результаты:

    Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

    Результаты:

    • 0 баллов - нет продвижения;
    • 1 балл – минимальное продвижение;
    • 2 балла – среднее продвижение;
    • 3 балла – значительное продвижение.

    Предметные результаты

    Бальная система оценки:

    • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
    • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
    •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
    • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
    • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
    • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

    Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

    Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

    В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

    Например,

    «выполняет действие самостоятельно»,

    «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

    «выполняет действие по образцу»,

    «выполняет действие с частичной физической помощью»,

    «выполняет действие со значительной физической помощью»,

    «действие не выполняет»;

     представление:

    «узнает объект»,

    «не всегда узнает объект» (ситуативно),

    «не узнает объект».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

    Составленная программа поможет сэкономить время при написании СИПРа. Предметная область: «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»1.      Пояснительная записка (общие цели образования с ...

    Рабочая программа по предметам учебного плана 11 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Цель: Обучающийся, компетентный в социально - трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями на основе формирования предметных и личностных качеств в условия...

    Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

    Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

    СИПР для 2 класса (3 год обучения) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

    СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...

    СИПР для 3 класса (4 год обучения)обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

    СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...

    Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...