РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 11 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
рабочая программа по алгебре (11 класс)

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Математика» 10-11 класс.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с учебным планом учреждения, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала с учетом требований национально-регионального компонента.

Основанием для разработки Адаптированной образовательной программы: рабочей программы по учебному предмету являются следующие документы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью;
  3. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительные и 5-9 классы, под ред. В.В.Воронковой;
  4. Учебный план образовательного учреждения.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление № 26 от 10.07.2015г.).

Задачи программы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с интеллектуальными нарушениями и коррекции недостатков в их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • воспитывать личностных качеств: целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_11_klass.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 10

от «31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

___________________ Е.А.Кузьмин

Приказ № 184

от «31 » августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Математика»

для обучающихся 11 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

на 2023/2024 учебный год

Составитель: Бердник Галина Станиславовна,

учитель

ЛАРЬЯК- 2023

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99 ФЗ, от N 203 ФЗ).

- федерального компонента базисного учебного плана для специальных коррекционных школ VIII вида и утвержденного Департаментом образования и науки ХМАО-Югры.

- Постановления от #1075;., №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Учебного плана КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.

- Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.

- Авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.

Математика в школе для обучающихся с ОВЗ является одним из основных учебных предметов. Обучающиеся 5-9 классов изучали математику по программам, разработанным на основе программы по математике для специальных коррекционных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, изданной в 2000 году Гуманитарным издательским центром ВЛАДОС.

В 5-9 классах делался упор на получение обучающимися различных математических знаний, развитие их вычислительных навыков. В процессе обучения математики школьники научились читать многозначные числа в пределах 1 000 000, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Обучающиеся познакомились с алгоритмами выполнения различных арифметических действий, научились складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное и двузначное число натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженными десятичными дробями.

Но изучение математики в школе - интернате носит предметно-практическую направленность и должно быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся.

Задачи преподавания математики в школе VIII вида:

- подготовить обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни;

- формировать элементарные представления об экономике;

- формировать потребительскую культуру;

- повысить уровень общего развития обучающихся коррекционных школ;

- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств.

В процессе обучения математики важно воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу, доводить начатое дело до завершения, а также формировать личностные качества будущих кадров рыночной экономики - их активность, самостоятельность, компетентность, деловитость, ответственность. Важно социально адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, осуществлять интеграцию в обществе. Математика в школе VIII вида имеет концентрическое расположение материала. Приобретая новые знания, обучающиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно. Именно такое расположение материала характерно для содержания математики 10-11 классов. Так, например, в процессе изучения математики обучающиеся продолжают решать арифметических задачи на увеличение, уменьшение, нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, площади, объёма, суммы, разности, части числа, на разностное и кратное сравнение, нахождение дроби от числа, пропорциональную зависимость, соотношение: расстояние, скорость, время, встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел, нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел, на части, нахождение процентов от числа, числа по его 1%. При обучении математики в 10 - 11 классах полученные ранее знания, умения и навыки расширяются и углубляются за счёт введения задач экономического и практического содержания. Решение задач с элементами экономики будет способствовать применению полученных ими знаний в трудовой деятельности, при решении конкретных практических задач, с которыми они встретятся в повседневной жизни. Полученные учащимися представления о затратах при производстве продукции, о её себестоимости доходах, расходах, прибыли позволят проявлять бережливость и экономическую расчётливость, хотя бы на элементарном уровне, какими бы скромными не были их доходы. Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением

Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы обучающихся, которым необходимо отводить значительное место.

Систематический и регулярный опрос обучающихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Важно приучить обучающихся давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения обучающихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.

При обучении математики особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 1000), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению.

Программа по математике определяет оптимальный объем знаний и умений учащихся, который доступен большинству школьников с интеллектуальным отклонением, в ней предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по степени их обучаемости. Обучающихся, которые незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим обучающимся, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким обучающимися следует давать посильные для них задания. Учитывая особенности этой группы школьников, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях. Перевод обучающихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов.

На уроках математики применяются здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные технологии, традиционный урок с коррекционным компонентом.

Основными видами и формами контроля знаний по данному предмету являются: устный опрос, проверка домашнего задания, ответы обучающихся у доски, комментированное решение примеров и задач, написание контрольных и самостоятельных работ, тестирование. Систематический и регулярный опрос обучающихся - являются обязательным видом работы на уроках.

Для реализации содержания рабочей программы, усвоения основных требований к знаниям и умениям обучающихся, используются учебник, допущенный Министерством образования РФ:

-Перова М.Н. Математика 9 класс. Учебник для 9 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009 г

Данная программа «Математика» предназначена для учащихся 10-11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Она рассчитана на 2 года обучения:

10 класс - 34 часа, 1 час в неделю;

11 класс - 34часа, 1 час в неделю.

С целью проверки знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися, в течение учебного года данная рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ. Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 10- 11 классов

Должны знать:

- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

- названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;

- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;

- отличие между понятиями скорость, время, расстояние;

- алгоритмы выполнения различных арифметических действий;

- понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и ее виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды, «профсоюзы» и зачем они нужны.

Должны уметь:

- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

- выполнять легкие случаи в пределах 1 000 000; письменные арифметические действия с натуральными числами, десятичными дробями, числами, полученными при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы;

- выражать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;

- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;

- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество- стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон;

-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;

- рассчитывать зарплату при фиксированном окладе, сдельной и повременной формах оплаты труда.

- сравнивать доходы семьи и её расходы;

- заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей; решать задачи на движение в одном, различных направлениях, навстречу друг другу;

- рассчитывать начало, продолжительность и окончание движения транспорта;

- производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

Примечания.

Для обучающихся, усваивающих программу на низком уровне, достаточно:

- уметь считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение и деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10тыс.

- решать простые арифметические задачи экономического содержания на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время с натуральными числами, числами, полученными при измерении, десятичными дробями в пределах 10 000.

Тематическое планирование по математике 11 класс

№ п\п

Наименование темы

Общее количество часов

1

Введение в экономику

1

2

Числа целые и дробные

3

3

Натуральные числа

5

4

Человек как потребитель

4

5

Меры стоимости

3

6

Проценты

4

7

Числа, полученные при измерении величин

10

8

Повторение

4

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по математике в 11 классе

Тема урока

Кол час

Содержание материала занятия

Дата

Iчетверть

9

Введение в экономику(1 час)

1

Экономические объекты и экономические ресурсы. Торговля. Виды торговли.

1

Природные богатства региона и их использование.

Виды товаров. Сертификат качества. Товарный знак. Этикетка. Импорт. Экспорт.

Числа целые и дробные (3 часа)

2

Натуральные числа. Таблица классов и разрядов

1

Виды чисел. Все действия с целыми и дробными числами.

Нахождение одного и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

3

Выполнение упражнений с дробными числами

1

Виды чисел. Все действия с целыми и дробными числами.

Нахождение одного и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

4

Диагностическая контрольная работа

1

Проверка знаний и умений.

Анализ ошибок, допущенных в работе

Натуральные числа (5 часов)

5

Значение выражения в решении примеров и задач

1

Значение выражения в решении примеров и задач.

Все действия с натуральными числами

Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.

Все виды устных вычислений с разрядными единицами в пределах 1000

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата).

6

Нахождение значения выражения

1

7

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак плюс

1

8

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак минус

1

9

Уравнение

1

IIчетверть

7

Человек как потребитель ( 2 часа)

10

Собственность. Приватизация. Ценные бумаги.

1

Виды собственности.

Акции, облигации. Рынок ценных бумаг

11

Деньги. Роль денегкак средство измерения и сбережения.

1

Мир денег. Виды денег. Валюта. Наличные и безналичные.

Меры стоимости (3 часа)

12

Стоимость - цена. Дороже - дешевле

1

Решение задач на простое тройное правило (Цена, количество, стоимость);

Разностное и кратное сравнение (дороже- дешевле).

Соотнесение размера заработка с прожиточным минимумом и потребительской корзиной.

Выполнение расчетов:

- семейного бюджета;

- коммунальных услуг;

13

Решение задач на расчет стоимости-цены

1

14

Бюджет семьи. Доходы

1

Проценты ( 4 часа)

15

Нахождение одного и нескольких процентов от числа.

1

Нахождение одной и нескольких частей от числа.

Проценты в нашей жизни.

16

Нахождение числа по его процентам.

1

Решение задач на проценты: отчисление процентов от заработной платы; социальные выплаты; % к вкладам, % к пенсионному вкладу, % по кредиту, % скидка.

IIIчетверть

6

17

Проценты. Отчисления зарплаты. Социальные выплаты.

1

Решение задач на проценты: отчисление процентов от заработной платы; социальные выплаты; % к вкладам, % к пенсионному вкладу, % по кредиту, % скидка.

18

Решение задач на проценты

1

Человек как потребитель (2 часа)

19

Потребности. Права потребителя.

1

Основные виды потребностей:

Материальные, духовные, социальные.

20

Виды услуг

1

Финансовые, страховые, нотариальные

Числа, полученные при измерении величин (10 часов)

Минимальная зарплата. Решение задач на:

- определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.

Выполнение расчетов на:

- расчет стоимости разных видов услуг;

.

21

Оплата труда.

1

22

Решение задач на расчет оплаты труда

1

IVчетверть

9

23

Меры длины. Преобразование мер длины. Решение задач с мерами длины

1

Единицы измерения длины. Соотношение мер длины

Решение составных задач практического характера. Решение задач на простое тройное правило (Скорость, время, расстояние); Решать задачи на движение в одном, различных направлениях, навстречу друг другу;

24

Решение задач на движение

1

25

Меры площади,

соотношение и преобразование мер площади.

1

Расчеты квартплаты в зависимости от количества проживающих и площади занимаемой квартиры.

Работа с расчетными книжками.

Определение площади пола, стены, потолка и соответственно определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, известь и т.д.)

26

Вычисление площади геометрических фигур и помещений.

1

27

Практическое занятие

1

28

Меры массы. Соотношение и преобразование мер массы.

1

Определение затрат количества моющих средств;

Определение нужного количества при консервировании, приготовлении пищи и пр.

Решение задач практического характера с мерами веса, стоимости

на соотношение дороже - дешевле

29

Решение задач с мерами массы.

1

30

Контрольная работа по теме: «Арифметические действия с числами, полученными при измерении величин»

1

Проверка знаний и умений по теме

Анализ ошибок, допущенных в работе

Повторение (4 часа)

31

Нахождение неизвестных компонентов. Решение задач с помощью уравнения

1

Решение составных задач, практического характера. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначных чисел.

Дополнительные часы (3 часа)

32

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000

1

33

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число и трехзначное число.

1

Способы проверки правильности вычислений

(алгоритм, обратное действие, оценка достоверности результата).

Действия сложения, вычитания, умножения и деления с числами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.

34

Все действия с обыкновенными дробями

1

  1. Учебно-методическое обеспечение

Научно - методическая литература

  1. Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 304с.
  2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 128с.
  3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика - № 3. - С. 44 – 59.
  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 408с.
  5. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
  6. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.
  7. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.
  8. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-образовательного центра «Солнышко»

Адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) в образовательном учреждении в рамках реабилитационно-о...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...