Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
рабочая программа по русскому языку

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 6
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей-предметников

Протокол № 1

от «30» августа 2022 г.

Руководитель МО

учителей-предметников

___________ С. А. Гончарова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________Т. М. Семенникова

от «31» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В. П. Алатарцев

от «31» августа 2022 г.

                                                                                       Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету: «Русский язык»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 6

2023 - 2024 учебный год

       Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.

г. Котово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 6 классов в двух сборниках/ под ред. И.М. Бгажноковой. изд. центр Владос,2001.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просещение, 2018. – 230 с.;
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2021г

          Содержание  учебного   предмета -  всего 136 часов,  4 часа в неделю.

Основное содержание курса направлено на изучение состава слова, частей речи, построения предложений; на формирование умения применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме; на развитие коммуникативной функции речи.

Цели:

  • освоение обучающимися знаний грамматической теории, орфографических правил и пунктуации;
  • овладение умениями:
  • грамматически правильно оформлять предложение,
  • связно и логично излагать свои мысли в письменной форме,
  • различать простое и сложное предложения,
  • проверять смысловые, лексико-грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки;
  • коррекцию и развитие познавательных процессов, связной устной и письменной речи

        Задачи курса:

  • учить детей орфографически правильному, аккуратному, беглому письму;
  • развивать навыки устной и письменной речи;
  • применять на практике изученный грамматико-орфографического материал в устной и письменной форме;
  • воспитывать аккуратность при письме, трудолюбие

Содержание учебного курса «Русский язык» в 6 классах

Программа по русскому языку в 6 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию  коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает  не столько запоминание  грамматической теории и орфографических  правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 6 классе

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала ( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными  нарушениями.

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

                                                     Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала

Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного курса письмо и развитие речи в 5 классе разделена на разно уровневые требования к овладению знаниями: 1-й уровень — основной состав учащихся , 2-й  уровень — учащиеся выполняющие задания с помощью учителя, 3-й  уровень —  минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом. 1 уровень (1,2 группа обучения), 2 уровень (3 группа обучения).

1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.

4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

Группы учащихся:

По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

I группу составляют ученики: Нестеров Саша, Новратюк Алёна наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы: также достаточно успешно обучаются в классе: Слюсарева Зарина, Мамадиев Салман, Зурабов Руслан, Куцолап Славик. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.

К III группе относятся ученики: Судников Ярослав которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Класс

№ п/п

1-й уровень

2-й уровень

6б1

1

Нестеров Саша

6

Судников Ярослав

2

Новратюк Алёна

7

Зурабов Руслан

3

Слюсарева Зарина

4

Мамадиев Салман

5

Куцолап Славик

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

 

Основные требования к умениям учащихся

 1-й уровень

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами

 ( 55-60 слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

-пользоваться школьным орфографическим словарем;

-решать орфографические задачи, опираясь на схему;

-называть и различать части речи;

-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6Б1 КЛАССЕ (136ч)

№ урока

Название (раздела) темы

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направляющей рабочей программы воспитания

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Повторение. Звуки и буквы. Текст – 8 часов

1.

Гласные и согласные. Их различение.

Сравнивать гласные и согласные.

Проследить за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов, находить проверочные и проверяемые слова в группе однокоренных слов. Пользоваться способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах.

Понаблюдать за делением текста на части. Познакомиться с понятием «красная строка». Тренироваться в записи текста с соблюдением красной сроки.

Перечислить все адресные данные, необходимые для оформления почтовых отправлений. Найти в адресе отправителя и получателя (адресат). Познакомиться с историей почтовой марки.

1

01.09

2.

Безударные гласные в словах.

1

04.09

3.

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.

1

05.09

4.

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

07.09

5.

Текст. Части текста. Красная строка.

1

08.09

6.

Непроверяемые гласные и согласные в словах.

1

11.09

7.

  Деловое письмо. Адрес

1

12.09

8.

Работа над ошибками.   Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания  

1

14.09

Предложение. Текст – 11 часов

9.

Деление текста на предложения.

Тренироваться в делении текста на предложения. Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения. Сравнивать предложения нераспространённые и распространённые и делать вывод об их различиях. Овладевать умением распространять предложения с помощью вопросов и рисунков, а также однородных членов предложения.

Различать в диалоге слова автора и слова участников диалога. Учиться записывать диалог без слов автора, используя данную схему диалога. Сделать речь участников диалога более интересной, дополнив её однородными членами предложения.

Познакомиться с планом текста. Учиться выделять вступление, главную часть и заключение. Тренироваться в составлении текста из отдельных частей по данному плану и записывать получившийся текст, соблюдая красную строку.

Повторить названия частей в тексте поздравлений. Тренироваться в правильном расположении частей поздравления на поздравительных открытках. Познакомиться с интересными сведениями о речевом этикете и поделиться впечатлениями с одноклассниками. Составить сезонный календарь памятных дат. Заполнить несколько поздравительных открыток.

1

15.09

10.

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1

18.09

11.

Нераспространенные и распространенные члены предложения.

1

19.09

12.

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом.

1

21.09

13.

Распространение предложений с помощью рисунков

1

22.09

14.

Распространение предложений с помощью вопросов.

1

25.09

15.

Входная контрольная работа  по теме «Звуки и буквы». 

1

26.09

16.

Работа над ошибками.

Однородные члены предложения.

1

28.09

17.

Предложение. Закрепление знаний по теме. Контрольные вопросы и задания.

1

29.09

18.

Деловое письмо. Поздравление.

1

02.10

19.

Работа над ошибками.  Закрепление.

1

03.10

Состав слова. Текст – 29 часов

20.

Корень и однокоренные слова.

Дополнить вывод о том, какие слова называются однокоренным.

Учиться объяснять значения слов по данному плану и образцу (почему предмет так называется).      

Объяснять, какую важную работу выполняют окончания в словах, и подкреплять свои объяснения примерами.

Понаблюдать за изменением значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Тренироваться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах, опираясь на смысл словосочетания и предложения.

Разбирать слова по составу, используя таблицу.

Находить в словах и объяснять орфографическую трудность. Отрабатывать способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Уметь различать приставку и предлог, выучив для этого два правила. Понаблюдать за правописанием гласных и согласных в приставке. Запомнить правила правописания приставок. Подбирать примеры слов с заданными приставками. Запомнить случаи написания разделительного твёрдого знака в приставках.

Научиться различать записку-просьбу, записку-приглашение, записку-сообщение. Тренироваться в написании записок. Прочитать отрывок из рассказа «Любовь» Ю. Буковского о любовной записке второклассника. Ответить на вопросы. Учиться делить текст на части по данному плану.

1

05.10

21.

Окончание как изменяемая часть слова.

1

06.10

22.

Образование смысловой связи между словами с помощью окончания

1

09.10

23.

Приставка как часть слова.

1

10.10

24.

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

12.10

25.

Суффикс как часть слова.

1

13.10

26.

Разбор слов по составу.

1

16.10

Правописание безударных гласных в корне

27.

Написание гласных в корне однокоренных слов.

1

17.10

28.

Проверяемые и проверочные слова.

1

19.10

29.

Проверка безударных гласных в корне

1

20.10

30.

Контрольная работа    по теме «Состав слова».

1

23.10

31.

Работа над ошибками.

1

24.10

Правописание звонких и глухих согласных в корне

32.

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

26.10

33.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне .

1

27.10

34.

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания.

1

7.11

35.

Изложение зрительно воспринимаемого текста.

1

09.11

36

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

10.11

Правописание приставок

37.

Приставка и предлог

1

13.11

38.

Различение приставки и предлога

1

14.11

39.

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

1

16.11

40.

Правописание гласных в приставках.

1

17.11

41.

Правописание безударных гласных в корне и приставке.

1

20.11

42.

Текст. Деление текста на части по данному плану.

1

21.11

43.

Наблюдение за правописанием согласных в приставках

1

23.11

44.

Правописание приставок на согласную.

1

24.11

45.

Разделительный твердый знак в словах с приставками.

1

27.11

46.

Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без него.

1

28.11

47.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

30.11

48.

Деловое письмо. Записка.

1

1.12

49.

Деловое письмо. Записка. Закрепление.

1

04.12

Части речи. Текст

50.

Существительное, прилагательное, глагол.

Уметь находить разные части речи в группе однокоренных слов. Различать существительные, прилагательные и глаголы в предложении.

Выделять из текста существительные и менять их форму по вопросам кто? что? (ставить в начальную форму).

Понаблюдать за существительными, которые называют предмет по-разному. Потренироваться в подборе существительных, называющих один и тот же предмет по-разному. Составлять предложения с такими существительными. Учиться подбирать пары существительных, противоположных по значению.

Восстановить в памяти понятия рода и числа существительных.

Пополнить знания о правописании имён собственных случаями написания их в кавычках.

1

05.12

51.

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

1

07.12

Имя существительное – 30 часов

52.

Значение существительных в речи.

1

08.12

1

11.12

53.

Существительные, обозначающие явления природы.

54.

Существительные, называющие один и тот же предмет по- разному.

1

12.12

55.

Существительные, противоположные по значению.

1

14.12

Род и число существительных

56.

Различение существительных по родам.

1

15.12

1

18.12

57

Изменение существительных по числам.

Правописание имен собственных

58.

Существительные собственные и нарицательные.

1

19.12

59.

Большая буква в именах собственных.

1

21.12

60.

Кавычки в именах собственных.

1

22.12

61.

Различение написания существительных собственных и нарицательных.

2

25.12

26.12

62.

Контрольная работа  по теме «Имя существительное».

1

28.12

63.

Работа над ошибками.. Имя существительное. Закрепление

знаний. Контрольные вопросы и задания

1

29.12

Изменение существительных по падежам

Учиться определять падежи данных существительных по вопросам.

Познакомиться с понятием о начальной форме существительного. Учиться ставить существительные в начальную форму.

Продолжать работу с текстом. Находить в нём основную мысль, подбирать дополнительные факты для подтверждения основной мысли.

Познакомиться с основными частями текста письма. Потренироваться в правильном расположении частей письма на листе бумаги. Прочитать историческую справку и поделиться с одноклассниками интересными сведениями о книжках- письмовниках

64.

Понятие о склонении.

1

9.01

65.

Определение падежей существительных по вопросам.

1

11.01

66.

Именительный падеж - кто? что?

1

12.01

67.

Родительный падеж – кого? чего?

1

15.01

68.

Дательный падеж – кому?  чему?

1

16.01

69.

Винительный падеж – кого? что?

1

18.01

70.

Творительный падеж-  кем? чем?

1

19.01

71.

Предложный падеж – о ком? о чем?

1

22.01

72.

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

1

23.01

73.

Понятие о начальной форме.

1

25.01

74.

Постановка существительных в начальную форму.

1

26.01

75.

Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

2

29.01

30.01

76.

Деловое письмо. Письмо.

1

01.02

77.

Деловое письмо. Письмо. Закрепление.

1

02.02

78.

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям. 

1

05.02

79.

Анализ сочинения. Работа над ошибками.

1

6.02

Имя прилагательное  – 25 часов

80.

Значение прилагательных в речи.

Упражняться в подробном описании предмета, его качества и свойства с помощью прилагательных (коллективные упражнения).

Познакомиться с прилагательными, противоположными по значению. Учиться находить в тексте и составлять пары прилагательных, противоположных по значению. Распространять предложения прилагательными, противоположными по значению выделенным прилагательным.

1

8.02

81.

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

1

9.02

82.

Описание человека, животных с помощью прилагательных.

1

12.02

83.

Прилагательные, противоположные по значению.

1

13.02

Изменение прилагательных по родам и числам

Наблюдать за изменением прилагательных по родам и числам и учиться делать выводы о зависимости грамматических признаков прилагательных от существительных. Учиться доказывать правильность своих выводов, подкрепляя их примерами.

Познакомиться с понятием о склонении прилагательных. Учиться ставить вопросы к прилагательным в косвенных падежах, выделять окончания вопросов и окончания прилагательных.

Овладевать умением склонять прилагательные мужского и среднего рода по падежам. Выделять из предложения сочетания прилагательных с существительными, определять их падеж по вопросам и выделять окончания прилагательных.

Сочинять диалог на основе повествовательного текста, в котором «прячется» разговор героев; использовать для этого данную схему диалога и начало фраз героев.

Закреплять умение делить текст на части по данному плану и записывать текст, соблюдая красную строку.

84.

Изменение прилагательных по родам.

1

15.02

85.

Окончания прилагательных мужского рода.

1

16.02

86.

Окончания прилагательных женского рода.

1

19.02

87.

Окончания прилагательных среднего  рода.

1

20.02

88.

Определение родовых окончаний прилагательных.

1

22.02

89.

Определение родовых окончаний прилагательных. Повторение.

1

26.02

90.

Изменение прилагательных по числам.

1

27.02

91.

Род и число прилагательных. Закрепление знаний.

1

29.02

Склонение прилагательных мужского и среднего рода

Познакомиться с разной тематикой объявлений. Накапливать тематический словарь. Научиться называть и выделять в объявлении три основные части. Потренироваться составлять из разных частей школьные объявления. Прочитать историческую справку об устных объявлениях. Поделиться с одноклассниками интересными сведениями.

92.

Понятие о склонении прилагательных.

1

01.03

93.

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах.

1

04.03

94.

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

05.03

95.

Родительный  падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

07.03

96.

Дательный  падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

11.03

97.

Винительный  падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

10.03

98

Творительный   падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

12.03

99.

Предложный   падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

14.03

100.

Контрольная работа по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода».

1

15.03

101.

Работа над ошибками.

1

18.03

102.

Деловое письмо. Объявление.

1

19.03

103.

Деловое письмо. Объявление. Закрепление.

1

21.03

Глагол- 16 часов

104.

Значение глагола в речи.

Обсудить значение глагола в речи (какие действия называет) и в предложении (каким членом предложения является). Познакомиться с глаголами, противоположными по значению, учиться составлять из них пары и включать в предложения.

Наблюдать за изменением глаголов по родам и числам и учиться делать выводы о значении этих свойств глагола. Учиться доказывать правильность своих выводов, подкрепляя их примерами.

Учиться различать глаголы по временам, изменять их по числам. Отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам

Познакомиться с текстами, описывающими интересный случай или занимательную историю. Учиться использовать в них особые слова и словосочетания, которые помогут связать части текста по смыслу

1

22.03

105.

Глаголы, противоположные по значению.

1

1.04

106.

Различение существительных, прилагательных и глаголов.

1

02.04

Изменение глаголов по временам

107.

Настоящее время глаголов.

1

04.04

108.

Прошедшее время глаголов.

1

5.04

109.

Будущее время глаголов.

1

8.04

110.

Различение глаголов по временам.

1

9.09

111.

Различение глаголов по временам.  Повторение.

1

11.04

Изменение глаголов по числам

112.

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени.

1

12.04

113.

Единственное и множественное число глаголов будущего времени.

1

15.04

114.

Единственное и множественное число глаголов  прошедшего времени.

1

16.04

115.

Текст. Связь частей в тексте.

1

18.04

116.

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1

19.04

117.

Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.

1

22.04

118.

Работа над ошибками.

1

23.04

Предложение. Текст – 8 часов

119.

Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

Восстановить в памяти знания о разных по интонации предложениях. Дополнить вывод о различиях, характерных для повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Уметь привести примеры.

Отрабатывать умение ставить запятые между однородными членами предложения без союзов и с одиночным союзом и. Познакомиться с обращением, его значением в речи. Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделением обращения при письме запятыми.

Использовать обращения в диалогах. Придумывать добрые, ласковые слова-обращения участниками диалога.

1

25.04

Однородные члены предложения

120.

Определение однородных членов предложения.

1

26.04

121.

Однородные члены предложения без союзов.

1

29.04

122.

Однородные члены предложения с союзом и.

1

30.04

123.

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.

1

06.05

Обращение

124.

Знакомство с обращением.

1

7.05

125.

Место обращения в предложении.

1

13.05

126.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

14.05

Повторение- 8 часов

128.

Состав слова.

1

16.05

129.

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

17.05

130.

Имя существительное.

1

20.05

131.

Итоговая контрольная работа по теме «Предложения»

1

21.05

132.

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

1

23.05

133.

Глагол.

1

24.05

134.

Деловое письмо. Объявление.

1

27.05

135.

Деловое письмо. Объявление. Закрепление.

1

28.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1..Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова  Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы  Москва «Просвещение» 2021г.  

2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова,  Русский язык 6 класс. М.: Просвещение, 2021 г.

3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.

4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.      

5.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.                                      

6. В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика.

В гостях у слова. Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.

7. Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. /

Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.

8. Словари по русскому языку: орфографический словарь, толковый словарь, словарь

фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

9. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание

центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

10. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:

пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с.

(коррекционная педагогика).

11. Дидактические игры на уроках русского языка А.К Аксёнова Э.В Якубовская

12.«Логопед и Я: автоматизация шипящих  звуков» О.В. Епифанова/ Волгоград, 2006г.

13.«Логопед и Я согласные и гласные –  похожие, но разные» О.В. Епифанова Волгоград, 2006г.

14. Ресурсы интернета.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

Вводный контрольный диктант

Проверяемые орфограммы:

- разделительный ь;

- ь – показатель мягкости согласных;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- слова с непроверяемыми написаниями.

Золотой дождь

        Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.         

         Летят, скачут, плывут по ветру листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибки под листьями спрятались.

        Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (64 слова)

(По Н. Сладкову)

Грамматическое задание.

  1. Разобрать предложение

(Шумит в лесу золотой дождь.) по членам предложения.

2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

л_тят – _____________

л_сточки – ____________

гри_ки – ______________

дож_ь – ___________

Проверяемые орфограммы:

- разделительный ь;

- ь – показатель мягкости согласных;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями.

Зима на севере

        Ушла осень и захватила все листья с деревьев. Пасмурные дни октября ускорили листопад. Над тайгой закружились снежинки. Они таяли, как только касались земли. Тогда природа заморозила землю. Вечером начался снегопад. Утром люди увидели землю в белом наряде и обрадовались её красоте. На лесной полянке искрами засветились снежинки. Снег шапками лёг на пни и муравейники. Ожила сейчас тайга. По её просторам в избушках и палатках стали жить охотники. (70 слов)

Грамматическое задания

  1. Найти предложениЯ

(Над тайгой закружились снежинки.).

Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:

- сн_жинки –___________

- л_сной – ____________

3. Разобрать по составу слова: снежинки, полисадник.

Промежуточный контрольный диктант

Проверяемые орфограммы:

- разделительный ь;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- безударные падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе;

- предложение (главные и второстепенные члены).

Природа зимой

        Не страшна белке холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку. Наготовила запасов на зиму. Летом белка начала сушить грибы. Поднимет гриб и воткнёт его на сучья ели. А когда поспели орехи и жёлуди, натаскала их в дупло. Потом начала утеплять свой домик. Вон свесились с сухой ветки белые клочья мочала. Она устраивает из него мягкую перинку. Зимой белка свернётся там клубочком и хвостом прикроется, как одеялом.

(68 слов)

(Из книги «Четыре желания»)

Грамматическое задание.

1. Найти предложение (Летом белка начала сушить грибы). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

2. Определить падеж существительных: на шубку, на сучья, клубочком.

3. Разобрать по составу слова: домик, перинку.

Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- разделительный ъ;

- безударные гласные в корне слова;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- имя прилагательное (род, число, безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода);

- предложение (главные и второстепенные члены предложения).

Снегири

Родина снегирей – хвойный лес северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим красивым ярким оперением. Холодной северной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды вкусной рябины. Ранней весной снегири улетят далеко на родину. Птицы совьют там гнёзда, выведут маленьких птенчиков. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

(67 слов)

Грамматическое задание.

1. Найти предложение (Ранней весной снегири улетят далеко на родину.). Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти в тексте и подчеркнуть словосочетания (хвойный лес, северной зимой, маленьких птенчиков). Определить род, число имён прилагательных.

3. Разобрать по составу слова: зимовку, красивым.

Итоговый контрольный диктант

Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- разделительный ъ;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- приставка и предлог;

- слова с непроверяемыми написаниями;

- имя прилагательное (род, число, безударные окончания прилагательных женского рода единственного числа, множественного числа);

- предложение (главные и второстепенные члены предложения).

Весна

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днём на солнце таял снег. Вдруг потянуло тёплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились вешние воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушёл. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лёд. Тёплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом полей и лугов. Высоко пролетели с гоготаньем журавли и гуси. Пришла настоящая весна. (70 слов)

(По Л. Толстому)

Грамматическое задание.

1. Найти предложение (Днём на солнце таял снег.). Подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти в тексте и подчеркнуть словосочетания (морозная погода, вешние воды, мутные потоки). Выделить окончания. Определить падеж имён прилагательных.

Проверяемые орфограммы:

- ь – показатель мягкости согласных;

- разделительный ь;

- безударные гласные в корне слова;

- звонкие и глухие согласные;

- приставка и предлог;

- имя прилагательное (род, число, безударные окончания прилагательных);

- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, сложные предложения).

Кто сеет в лесу?

        Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горстки чёрной земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Кто же начнёт сев? Вокруг лесной полянки расположились зелёные ели. Бесшумно полетели их лёгкие семена. Многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные полянки зарастают деревьями. (69 слов)

Грамматическое задание.

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены. Какое это предложение: простое или сложное? Составить его схему.

2. Найти и подчеркнуть однородные члены предложения, соответствующие схеме: о и о.

3. Разобрать по составу слова: ёлочки, полянки

Критерии и нормы оценки

Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ.

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 6 классе – списывание и диктанты, 65 -70 слов в диктанте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов

Рабочая  программа  составлена  на основе  программы «МАТЕМАТИКА» (авторы  М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами  специальных (ко...

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс

Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...