Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
рабочая программа по русскому языку

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Русский язык»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 8
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей-предметников

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

Руководитель МО

учителей-предметников

___________ С. А. Гончарова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________Т. М. Семенникова

от «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В. П. Алатарцев

от «31» августа 2023 г.

                                                                                       Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету: «Русский язык»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 8

2023 - 2024 учебный год

       Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.

г. Котово

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  •  Федеральный закон Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ( с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»
    При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
  1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
    Просвещение, 2018. – 230 с.;
  3.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:Просвещение, 2023..
Цель адаптированной программы: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

 В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов. Эти навыки необходимы умственно отсталым учащимся для организации общения в повседневной жизни, при устройстве на работу.

Краткая характеристика учебного предмета

         Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют  результаты обучения по другим школьным предметам. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цель: развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, максимальное преодоление недостатков умственного, речевого и  эмоционально-волевого развития  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета.

Задачи:

  • Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
  • Повысить уровень общего развития обучающихся.
  • Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в плане общего развития.
  • Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .  

Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.

Основные направления коррекционной работы:

  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие фонетико – фонематического слуха;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

   Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.

В рабочих программах по русскому языку для 5-9 классов описаны два уровня требований к усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не способным усваивать грамматические понятия и правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий уровень требований). Он заключается в следующем:

• письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;

• участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.

Формы организации образовательного процесса. Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра,   урок развития речи.

Технологии обучения. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные. Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:  педагогика сотрудничества, гуманно – личностная, уровневая дифференциация, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

Виды и формы контроля

  • обобщающая беседа по изученному материалу
  • индивидуальный устный опрос
  • фронтальный опрос
  • выборочная проверка упражнения
  • взаимопроверка
  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям, памяткам)
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический)
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения
  • письмо под диктовку
  • комментирование орфограмм
  • контрольное списывание
  • написание мини сочинений по опорным словосочетаниям

Курс – язык и речевая практика тесно связан со многими предметами, где присутствует письмо. Математика – запись задач, география, история, биология – письменная и устная связанная речь.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая практика.

Адаптированная программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение письма  и развития речи 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 140 часов в год, в том числе 10 часов для работ по развитию письменной связной речи.

Рабочая программа рассчитана на 1 год (34 недели). Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин)..

Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения  сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Содержание программы

Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа.  1, 2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глаголы на -ся (-сь).

Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?

Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.

Правописание наречий на -а и -о.

Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. Выписывание

Предложение. Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная речь1 Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

'Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера .

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала

       Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного курса письмо и развитие речи в 8 классе разделена на разноуровневые требования к овладению знаниями: В текстах контрольных работ, представленных в методических рекомендациях, отражены три уровня требований к усвоению программного материала: для первого уровня увеличивается количество слов, значит, и орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается контрольное списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

название частей речи, их значение;

наиболее распространенные правила правописания слов

Учащиеся должны уметь:

Достаточный  уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);

• писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического

материала (до 70 слов);

• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;

• образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;

• определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;

• находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);

• пользоваться школьным орфографическим словарем.

Минимальный  уровень

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;

• исправлять текст;

• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

• различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении;

• решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.

Критерии и нормы оценки знаний по письму и развитию речи.

Устные ответы учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа.

Балл

 Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же        исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 Нормы оценки письменных контрольных работ

I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант

Отметка

 Число ошибок  (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

 Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

 Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Изложение, сочинение, творческая работа

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений, сочинений творческих работ являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы в соответствии с планом работы или вопросами по тексту;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух трёх недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств. Поэтому изложения, сочинения творческие работы оцениваются с точки зрения следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета-

РУССКИЙ ЯЗЫК,

 с учетом требований ФГОС НОО

(136 часов) 8А1 класс

9

Содержание, тема занятий

1-й уровень. Базовый уровень.

К-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся с учетом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I четверть - 33 ч.

I

Повторение. Предложение

8

1

Простые и сложные предложения

№ 1, 2, 3

1

01.09

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному

восприятию учащимися

требований и просьб учителя,

привлечению их внимания к

обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной

деятельности

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7652/main/301750/

2

Составление сложных предложений

№ 4, 5, 6

1

04.09

06.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/36/?ysclid=lm1n7jv7iz858977657

3

Однородные члены предложения

 Выделение однородных членов из предложения

№ 7, 8, 9

1

07.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/545/?ysclid=lm1n8efv9t888673445

4

Использование однородных членов в предложении

№ 10, 11, 12

1

08.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7646/main/312155/

5

Обращение

 Знаки препинания при обращении

№ 13, 14, 15

отечество

1

11.09

Применение на уроке интерактивных форм

работы учащихся: интеллектуальных

игр, которые дают учащимся возможность

приобрести опыт ведения конструктивного

диалога при работе в группе.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/42/?ysclid=lm1nam24cy33620566

6

Использование обращений в предложениях

№ 16, 17, 18

1

13.09

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-upotreblenie-obrascheniy-klass-2798382.html?ysclid=lm1ncdujao865433020

7

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 19, 20, 21; с. 18¬19

1

14.09

8

Деловое письмо. Адрес

1

15.09

II

Состав слова. Текст        

16

1.

Корень. Однокоренные слова

№ 22, 23, 24

1

18.09

Формирование умения анализировать, объяснять происхождение слов через работу в парах.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-koren-slova-i-odnokorennye-slova-5-klass-4352238.html?ysclid=lm1ne8rhj5517089773

2.

Приставка, суффикс, окончание

№ 25, 26, 27

1

20.09

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-pristavki-i-suffiksy-5-klass-4357567.html?ysclid=lm1nezwsz8740003011

3.

Разбор слов по составу

№ 28, 29, 30

секретарь

1

21.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7681/main/263426/

4.

Правописание гласных и согласных в корне и приставке

Проверка орфограмм в корне

№ 31, 32, 33

1

22.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/main/266405/

5.

Нахождение орфограмм в корне и приставке

№ 34, 35, 36

1

25.09

Овладение фонетической системой русского языка, развитие умения общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации в группе

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/main/266405/

6.

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение. Предложение»

1

27.09

7.

Правописание приставок

№ 37, 38, 39

1

28.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7682/start/306711/

8.

Орфограммы в корне и приставке

№ 40, 41, 42

1

29.09

9.

Текст. Составление плана текста

№ 43, 44, 45

1

02.10

10.

Сложные слова

Сложные слова с соединительными гласными о, е

№ 46, 47, 48

1

04.10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6961/main/258683/

11.

Сложные слова без соединительной гласной

№ 49, 50, 51

1

05.10

Побуждение обучающихся к становлению личности с позитивным эмоционально-ценностным отношением к русскому языку и стремлением к грамотному использованию средств языка, через формирование умений и навыков способам словообразования через работу в парах

https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-slozhnye-i-slozhnosokrashchennye-slova.html?ysclid=lm1noeyx2i374161437

12.

Сложные слова с соединительной гласной и без неё

№ 52, 53, 54

1

06.10

https://multiurok.ru/files/intieraktivnyi-eliektronnyi-trienazhior-po-russkom.html?ysclid=lm1nmig129710733316

13.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 55, 56, 57, 58, 59, 60; с. 49

паспорт

2

09.10

11.10

14

Сочинение по данному началу частей

2

12.10

13.10

15

Деловое письмо. Поздравление

1

16.10

III

Части речи. Текст

18

1.

Различение частей речи

№ 61, 62, 63

Документ

1

18.10

Формирование способности получать

и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении через применение на уроке интерактивных форм работы учащихся

Существительное

17

2.

Значение существительных в речи

№ 64, 65, 66

чувство

1

19.10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6335/start/125997/

3.

Существительные, близкие по значению

№ 67, 68, 69

1

20.10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6335/main/126000/

4.

Род, число и падеж существительных

№ 70, 71, 72

1

23.10

5.

Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова. Сложные слова с соединительными гласными и без них»

1

25.10

6.

Склонение существительных в единственном числе

Определение склонения существительных

№ 73, 74, 75

планета

1

26.10

Овладение различными

приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками  с целью саморазвития и самосовершенствования

https://resh.edu.ru/subject/lesson/419/

7.

Ударные и безударные окончания существительных

№ 76, 77, 78

1

27.10

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-udarnye-i-bezudarnye-okonchaniya-imyon-sushestvitelnyh-6059101.html?ysclid=lm1npipdmv88530200

II четверть-32 ч.(-06.11)

8.

Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения

№ 79, 80, 81

1

08.11

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7690/main/312589/

9.

Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения

№ 82, 83, 84

государство

1

09.11

10.

Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения

№ 85, 86, 87

медаль

1

10.11

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7690/conspect/312584/

11.

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе

№ 88, 89, 90

1

13.11

https://resh.edu.ru/subject/lesson/390/

12.

Склонение существительных во множественном числе

Изменение по падежам существительных во множественном числе

№ 91, 92, 93

1

15.11  

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-mnozhestvennoe-chislo-imen-sushestvitelnyh-5-klass-4059249.html?ysclid=lm1oao7rzk87854797

13.

Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе

№ 94, 95, 96

1

16.11

https://multiurok.ru/index.php/files/okonchaniia-imion-sushchestvitelnykh-vo-mnozhest-1.html?ysclid=lm1obqzb5g75981604

14.

Падежные окончания существительных во множественном числе

№ 97, 98, 99

1

17.11

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/163443-prezentaciya-okonchaniya-suschestvitelnyh-vo-mnozhestvennom-chisle-v-raznyh-padezhah.html

15.

Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе

№ 100, 101, 102

1

20.11

https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/207194-prezentaciya-pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-imen-suschestvitelnyh.html

16.

Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе

№ 103, 104, 105

пациент

1

22.11

17.

Окончания родительного падежа существительных во множественном числе

№ 106, 107, 108

1

23.11

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-roditelnyj-padezh-sushestvitelnyh-vo-mnozhestvennom-chisle-6360755.html?ysclid=lm1oewwx96727985564

18.

Склонение существительных. Закрепление знаний

№ 109, 110, 111

депутат

1

24.11

19.

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 112, 113, 114; с. 87-88

1

27.11

20.

Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание падежных окончаний существительных»

1

29.11

21.

Прилагательное

 Значение прилагательных в речи

№ 115, 116, 117

1

30.11

Исследовательская деятельность

обучающихся в рамках реализации

индивидуальных и групповых

исследовательских проектов, с целью

приобретения навыка самостоятельного

решения теоретической проблемы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/32/?ysclid=lm1ofrydco449341035

22.

Прилагательные, близкие по значению

№ 118, 119, 120

1

01.12

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-prilagatelnye-blizkie-i-protivopolozhnye-po-znacheniyu-4392790.html?ysclid=lm1oi1b42j869043359

23.

Словосочетания с прилагательными

№ 121, 122, 123

1

04.12

24.

Род и число прилагательных

№ 124, 125, 126

электричество

1

06.12

25.

Склонение прилагательных в единственном числе

Изменение окончаний прилагательных по вопросам

№ 127, 128, 129

1

07.12

26.

Постановка вопросов к прилагательным

№ 130, 131, 132

1

08.12

27.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе

№ 133, 134, 135

территория

1

11.12

https://resh.edu.ru/subject/lesson/41/?ysclid=lm1oj061fe799378957

28.

Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста

№ 136, 137, 138

1

13.12

29.

Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе»

1

14.12

30.

Склонение прилагательных во множественном числе

Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе

№ 139, 140, 141

1

15.12

31

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам

№ 142, 143, 144

1

15.12

https://resh.edu.ru/subject/lesson/41/training/?ysclid=lm1ojukvah438475170#115233

32.

Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе

№ 145, 146, 147

полиция

1

18.12

33

Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе

№ 148, 149, 150, 151, 152, 153

1

20.12

https://resh.edu.ru/subject/lesson/41/?ysclid=lm1ol8b7i162421305

34.

Склонение прилагательных. Закрепление знаний

№ 154, 155, 156

1

21.12

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-bezudarnyh-padezhnyh-okonchanij-imen-prilagatelnyh-v-imenitelnom-i-viniteln-6660576.html?ysclid=lm1olmrp46731958954

35.

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 157, 158, 159; с. 121-122

 характер

1

22.12

36.

 Деловое письмо. Записка

1

25.12

37.

Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе»

1

27.12

38.

Характеристика литературного героя

2

28.12

29.12

III четверть-44 (-08.01;23.02; 08.03) ч.

Местоимение

19

39.

Значение местоимений в речи

№ 160, 161, 162

1

10.01

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/

40.

Различение местоимений по лицам и числам

№ 163, 164, 165

1

11.01

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через командную

работу и взаимодействие с другими

детьми

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-lichnie-mestoimeniya-klass-616897.html?ysclid=lm1onnfypi422217999

41.

Склонение личных местоимений

Наблюдение за склонением местоимения 1 -го лица единственного числа (я)

№ 166, 167, 168

профессия

1

12.01

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/

42.

Склонение местоимения 1-го лица единственного числа

№ 169, 170, 171

1

15.01

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-sklonenie-mestoimenii-1-go-l.html?ysclid=lm1opg5xso320550648

43.

Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа (мы)

№ 172, 173, 174

1

17.01

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/264573/

44.

Склонение местоимения 1-го лица множественного числа

№ 175, 176, 177

1

18.01

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-izmenenie-po-padezham-lichnih-mestoimeniy-pravopisanie-mestoimeniy-i-go-lica-edinstvenno-3638668.html?ysclid=lm1oquk0y4896851338

45.

Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа (я, мы)

№ 178, 179, 180

1

19.01

46.

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа (ты)

№ 181, 182, 183

совесть

1

22.01

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/

47.

Склонение местоимения 2-го лица единственного числа

№ 184, 185, 186

1

24.01

48.

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа (вы)

№ 187, 188, 189

1

25.01

49

Склонение местоимения 2-го лица множественного числа

№ 190, 191, 192

1

26.01

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-sklonenie-mestoimenij-2-go-lica-4692268.html?ysclid=lm1osokd32373268181

50.

Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа (ты, вы)

№ 193, 194, 195

1

29.01

51.

Наблюдение за склонением местоимений 3-го лица единственного числа (он, она, оно)

№ 196, 197, 198

1

31.01

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/main/

52.

Склонение местоимений 3-го лица единственного числа

№ 199, 200, 201

1

01.02

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-sklonenie-mestoimenij-3-lica-edinstvennogo-i-mnozhestvennogo-lica-5108258.html?ysclid=lm1pku40cm735625303

53.

 Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа (они)

№ 202, 203, 204

1

02.02

54.

Склонение местоимения 3-го лица множественного числа

№ 205, 206, 207

1

05.02

55.

Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа (он, она, оно, они)

№ 208, 209, 210

1

07.02

56.

Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 211, 212, 213, 214, 215, 216; с. 159-160

юмор

1

08.02

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-na-temu-sklonenie-lichnyh-mestoimenij-3-lica-edinstvennogo-i-mnozhestvennogo-chisla-6540579.html?ysclid=lm1plrwir0743595361

57.

Деловое письмо. Письмо

1

09.02

58.

Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание местоимений»

1

12.02.

Глагол

  21

59.

Значение глаголов в речи

№ 217, 218, 219

1

14.02

Использование интеллектуальных

игр, которые дают учащимся возможность

приобрести опыт ведения конструктивного

диалога при работе в группе.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7697/main/

60.

Глаголы, близкие по значению

№ 220, 221, 222

1

15.02

https://videouroki.net/razrabotki/glagoly-sinonimy-glagoly-antonimy-prezentatsiya.html?ysclid=lm1pnig36m420219675

61.

Частица не с глаголами

№ 223, 224, 225

1

16.02

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7697/main/?ysclid=lm1pp95cwg922949138

62.

Неопределённая форма глагола

№ 226, 227, 228

1

19.02

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7699/main/?ysclid=lm1pq4cq8y37437611

63.

Изменение глагола по временам и числам

№ 229, 230, 231

квитанция

1

21.02

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7701/start/307300/

64.

Изменение глагола по лицам

Знакомство с глаголами 1-го лица

№ 232, 233, 234

1

22.02

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/04/05/interaktivnyy-trenazher-po-teme-glagol-povtorenie

65.

Постановка вопросов к глаголам 1-го лица

№ 235, 236, 237

1

26.02

66.

Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа

№ 238, 239, 240

1

28.02

67.

Знакомство с глаголами 2-го лица

№ 241, 242, 243

1

29.02

68.

Постановка вопросов к глаголам 2-го лица

№ 244, 245, 246

1

01.03

69.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа

№ 247, 248, 249

Дисциплина

1

04.03

https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-okonchaniy-glagolov-go-lica-2868011.html?ysclid=lm1pu87ei7375281654

70.

Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа

№ 250, 251, 252

1

06.03

71.

Знакомство с глаголами 3-го лица

№ 253, 254, 255

1

07.03

72.

Постановка вопросов к глаголам 3-го лица

№ 256, 257, 258

клиент

1

11.03

73.

Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа

№ 259, 260, 261

1

13.03

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/09/interaktivnyy-krossvord-po-teme-pravopisanie-glasnykh-v

74.

Правописание глаголов, которые заканчиваются на -тся, -ться

№ 262, 263, 264

1

14.03

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7627/start/311686/

75.

Различение глаголов по лицам и числам

№ 265, 266, 267

патриот

1

15.03

76.

Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 268, 269, 270; с. 194-195

1

18.03

77.

Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»

1

20.03

78.

Деловое письмо. Объявление

1

21.03

79.

Изложение отрывка из повести

1

22.03

IV четверть-32( - 01.05;09.05) ч.

Наречие

15

80.

Наречие как часть речи

№ 271, 272, 273

1

01.04

Применение на уроке интерактивных форм

работы учащихся,  стимулирующих

познавательную мотивацию школьников: дискусии,

групповая работа или работа в парах

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2639/main/

81.

Наречие - неизменяемая часть речи

№ 274, 275, 276

неожиданно

1

0304

82.

Значение наречий в речи

№ 277, 278, 279

1

04.04

83.

Образование наречий от прилагательных

№ 280, 281, 282

1

05.04

https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-po-teme-obrazovanie-narechiy.html?login=ok&ysclid=lm1pxbcyam362261993

84.

Наречия, противоположные и близкие по значению

№ 283, 284, 285

1

08.04

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7675/start/263515/

85.

Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?

Наречия, отвечающие на вопрос как?

№ 286, 287, 288

память

1

10.04

https://rutube.ru/video/1fafc89ce6ba8e60779950eceffcd039/?ysclid=lm1q0d4xq6526173084

Наречия, отвечающие на вопрос где?

№ 289, 290, 291

1

11.04

86.

Наречия, отвечающие на вопрос когда?

№ 292, 293, 294

1

12.04

87.

Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда?

№ 295, 296, 297

1

15.04

88

Постановка вопросов к наречиям

№ 298, 299, 300

1

17.04

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/10/02/prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-po-teme-narechie-5-klass

89

Подбор наречий с опорой на вопросы

№ 301, 302, 303

1

18.04

90

Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 304, 305, 306; с. 217-218

1

19.04

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2639/train/#197795

91

Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание наречий»

1

22.04

92

Деловое письмо. Объяснительная записка

1

24.04

93

Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям

1

25.04

IV

Предложение. Текст

10

1.

Простое предложение

Простое предложение с однородными членами

№ 307, 308, 309

1

26.04

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.(групповая дискуссия)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7646/main/312155/

2.

Распространение предложений однородными членами

№ 310, 311, 312

1

29.04

3.

Сложное предложение

Сложное предложение без союзов

№ 313, 314, 315

станция

1

02.05

https://resh.edu.ru/subject/lesson/36/?ysclid=lm1q31g9ct485196073

4.

Сложные предложения с союзами и, а, но

№ 316, 317, 318

1

03.05

https://infourok.ru/prezentaciya-klass-po-teme-slozhnoe-predlozhenie-s-soyuzami-iano-3463129.html?ysclid=lm1q3stcda827123294

5.

Составление сложных предложений с союзами и, а, но

№ 319, 320, 321

1

06.05

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7652/main/301750/

6.

Сравнение простых и сложных предложений

№ 322, 323, 324

1

08.05

7.

Распространение простых и сложных предложений

№ 325, 326, 327

1

10.05

8.

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

№ 328, 329, 330; с. 236-237

информация

1

13.05

9.

Деловое письмо. Заявление

1

15.05

V

Повторение

6

1.

Состав слова

№ 331, 332

Существительное

№ 333, 334

1

16.05

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей   через выразительные возможности языка, анализ пейзажных

зарисовок и репродукций картин и др.;используя индивидуальную и парную работу

2

Прилагательное

№ 335, 336

 Местоимение

№ 337, 338, 339

1

17.05

3.

Глагол

№ 340, 341, 342

Наречие

№ 343, 344

1

20.05

4.

Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая контрольная работа»

1

22.05

5.

Предложение

№ 345, 346, 347

1

23.05

6.

Деловое письмо. Расписка

1

24.05

7.

Анализ письма. Обобщение пройденного

1

27.05

График контрольных работ по русскому языку в 8 классе (136 ч)

№ п/п

Вид деятельности

Дата

Контрольная работа №1 по теме: «Повторение. Предложение»   ( входной контроль)

27.09

Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова. Сложные слова с соединительными гласными и без них»

25.10

Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание падежных окончаний существительных»

29.11

Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе»

14.12

Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе»

27.12

Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание местоимений»

12.02

Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»

20.03

Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание наречий»

22.04

Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая контрольная работа»

22.05

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1.        Учебники:

Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М., «Просвещение», 2023.

2.        Литература для учителя:

Н.М.Барская, Л.А.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1992.

О.В.Перекатьева, С.Н. Подгорная. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. - Ростов –на –Дону, «Феникс», 2002.

А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 -9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002

 Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Бородулина С.Ю. Корекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.

Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.1994. Зикеев А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004. №5.

Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. -М.,1976.

Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Русский язык в школе.1999. №1

Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.,1956. Ожегов С.И.Словарь русского языка. -М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие основы. Процесс обучения. -М.: Владос,2004.

Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2005. Пузанов Б.Г.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:

3.Демонстрационные таблицы: «Гласные буквы», «Согласные звуки», «Члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Главные члены предложения», «Падежи», «Состав слова», «Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»

4.Раздаточный материал: опорные таблицы, карточки, словари, предметные картинки, схемы, иллюстративный материал.

5.Технические средства обучения: ПК.Мультимедиа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  5 класс....