Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.
рабочая программа по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Чтение (литературное чтение)»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 7
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей-предметников

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

Руководитель МО

учителей-предметников

___________ С. А. Гончарова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________Т. М. Семенникова

от «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В. П. Алатарцев

от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету: «Чтение (литературное чтение)»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 7

2023 - 2024 учебный год

   Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.

г. Котово

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению (Литературному чтению) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана с учетом Программы воспитания учреждения на 2023 – 2024 года и нацелена на коррекцию поведения обучающихся, социализацию и адаптацию их в современном обществе, налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми, формирование у них системных знаний, в том числе о различных аспектах развития России и мира, гражданской идентичности в рамках преподавания учебного предмета.

Рабочая программа по предмету «Чтение (Литературное чтение)» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Программа составлена на основе программы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение». Обучение проводится по учебнику «Чтение» для 7 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений УО, автор составитель А.К. Аксенова, издательство Москва «Просвещение» 2023 год.

Программа, рассчитанная на 1 год обучения (2023 – 2024 гг., 136 часов, 4 ч. в неделю), детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу по сложности дефекта.

Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Задачи:

  Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

 Сформировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

 Обогатить словарный запас, уметь пользоваться словарями разных типов;

 Нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

          Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет обучающимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

        Коррекционная работа выражается в формировании умения ориентироваться в задании, планировании контроле работы. В процессе обучения осуществляется устранение недостатков в познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, памяти, недостатков физического развития: коррекция эмоционально-волевой сферы. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности обучающихся грамотного, беглого осознанного чтения, воспитывают привычки и умения, необходимые для усвоения учебного материала по данному курсу, готовят к успешной адаптации в жизни.

        При изучении программы у обучающихся совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения, соблюдаются при чтении нормы русской орфоэпии, выделение главной мысли произведения; составление характеристик героев; работа над планом; пересказ содержания прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

        Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух дети учатся «читать про себя».

        Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.  

Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

 Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения, диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, работа с учебником, фронтальный опрос, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, выборочное), тест.

Формы организации учебного процесса 

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-концертов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

 Внеклассное чтение /1 раз в месяц/ Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских журналов, газет. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах.

Итоговый контроль

Один раз в четверти для оценки знаний и умений обучающихся проводится проверка техники чтения. В учебнике структурно выделяются 3 раздела:

 1. Устное народное творчество.

 2. Из произведений русской литературы XIX века.

 3. Из произведений русской литературы XX века.

II.Содержание учебного материала.

Устное народное творчество.

Волшебные сказки. Сивка-бурка.

Сказки о животных. Журавль и цапля. Бытовые сказки. Умный мужик.

Былина. Три поездки Ильи Муромца.

Пословицы. Загадки.

Русская литература 19 века.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».

Поэзия А.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Басни И.А. Крылова

Басни И.А. Крылова

Н.А.Некрасов «Несжатая полоса»

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин»

Знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. «Кавказский пленник».

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

А.П.Чехов «Хамелеон»

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Русская литература 20 века.

М.Горький «Детство»

М.Горький «В людях»

М.Горький «В людях»

М.В.Исаковский « Детство».

К.Г.Паустовский «Последний чёрт»

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

К.М.Симонов «Сын артиллериста»

Н.И.Рыленков. Стихотворения

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»

Ю.Я.Яковлев «Багульник»

А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля»

К. Я. Ваншенкин. «Мальчишка».

III Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Корректировка

Вид контроля

Обязательный минимум

ЗУН

1.

Устное народное творчество

12 часов

Устный опрос, тестирование, пересказ, конкурс чтецов, чтение по ролям, инсценирование

Наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка; основные сведения из жизни писателей.

Читать осознанно, правильно (соблюдать нормы русской орфоэпии), бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;выделять главную мысль произведения; давать характеристики главным героям и их поступкам

(объяснение причин тех или иных поступков героев с помощью учителя);пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным; работать над планом, над средствами языковой выразительности; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Внеклассное чтение

Самостоятельно читать книги, газеты, журналы. Обсуждать прочитанное.

Составлять отзыв о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

2.

Из произведений русской литературы XIX века

48

часов

Устный опрос, тестирование, пересказ, конкурс чтецов, чтение по ролям, инсценирование

3.

Из произведений русской литературы XX  века

76

часов

Устный опрос, тестирование, пересказ, конкурс чтецов, чтение по ролям, инсценирование

Итого за год – 136 час

IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;

- читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

 Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 4-6 стихотворений.

V. Формы и средства контроля

Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы.

Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика .

Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль).

Время, отводимое на уроке для контроля  – 5-15 минут.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися программного материала по письму и развитию речи.

При выставлении годовой оценки  учитываются оценки за четверти). Годовая оценка выставляется как среднее арифметическое четвертных

Предусматривается одна промежуточная аттестация (годовая) - оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год, проводится в виде техники чтения.  В соответствии с Уставом Школы промежуточная  аттестация обучающихся оценивается по  пятибалльной  системе.

Графики проверки техники  чтения в  7 классе

п/п

  Контрольно-диагностические материалы

                    Дата

1.

                                                                                                                  В.  В.Осеева. « Что легче?» 

сентябрь

2.

По В . Бианки « У кого домик лучше всех?» 

май

 


При оценивании знаний детей с интеллектуальной недостаточностью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.

Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. Сорокин Паша, Шевченко Лиза, Косаков Влад,  Прохоров Коля, Дрофа Лёша.

Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются. Шотуев Саша, Голота Богдан, Слюсарев Данил, Круглов Ярослав,  Гартвич В, Келлер М.

Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров. Казаков Антон, Гитченко Лена

К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.

VI. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

VII. Календарно-тематическое планирование «Чтение ( литературное чтение)» 136 часов 7 класс (4 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности

                  Устное народное творчество.

1.

2.

Жанры устного народного творчества.

     2

01.09

04.09

 

Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над пониманием фольклорного текста , изучение жанров народного творчества, понимание происхождения устного народного творчества. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Работа над устными высказываниями учащихся, работа в парах.

3.

4.

5.

Русская народная сказка « Сивка-бурка».

3

05.09.

06.09.

08.09

 

Совершенствование техники чтения .Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений.

6.

Русская народная сказка « Журавль и

Цапля ».

1

11.09

 

Совершенствование техники чтения .Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над образами персонажей сказки.

7.

Русская народная сказка « Умный мужик ».

1

12.09

 

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков бытовой сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки. Работа над описанием героев сказки, их характерами и поступками.

8.

9.

Былина « Три поездки Ильи Муромца».

2

13.09

15.09

 

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ былины  по вопросам учителя. Работа над выяснением идеи былины, признаков былины. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных слов и выражений. Сопоставление пословиц и поговорок с текстом былины. Работа над составлением характеристики главного  героя.

10.

Народные песни.

1

18.09

 

Работа над выразительным чтением. Анализ народных песен с опорой на вопросы учителя, музыку, произведения искусства. Работа на особенностями текста фольклорной песни.

11.

Пословицы и загадки.

1

19.09

 

Работа над особенностями народных произведений малых форм. Работа над смысловым значением пословиц. Подбор пословиц по разной тематике. Отгадывание загадок. Самостоятельное составление загадок. Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и группах.

12.

Внеклассное чтение « Русские народные сказки».

1

20.09

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа над пониманием особенностей жанра сказки, видами сказок ( волшебные, бытовые, о животных). Проведение конкурса, викторины, соревнования по знаниям сказок. Работа в парах, группах.

        Из произведений ХIХ века.

13.

А. С. Пушкин . Биография.

Входная проверка техники чтения.

1

22.09

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. С. Пушкина.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…».

6

25.09

26.09

27.09

29.09

02.10

03.10

 

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки.

20.

А. С. Пушкин « Зимний вечер».

1

04.10

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа няни. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Разучивание стихотворения наизусть.

21

А. С. Пушкин « У лукоморья» ( отрывок из поэмы « Руслан и Людмила».

1

06.10

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. . Работа над сложными для понимания словами и выражениями

22.

Внеклассное чтение . Чтение произведений

А. С. Пушкина.

1

09.10

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений.  Использование  элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах.

23.

М. Ю. Лермонтов. Биография.

1

10.10

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

24.

25.

26.

27.

М. Ю. Лермонтов « Бородино».

4

11.10

13.10

16.10

17.10

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на исторические факты, произведения искусства, музыку. Составление образа солдата. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Определение главной мысли ( идеи) стихотворения. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения.

28.

И. А. Крылов . Биография.

1

18.10

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества И. А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И. А. Крылова.

29.

И. А. Крылов « Кукушка и петух».

1

20.10

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения  по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней. Использование элементов драматизации. Определение морали басен. Заучивание басни наизусть.

30.

И. А. Крылов « Волк и Журавль».

1

23.10

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения  по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней. Использование элементов драматизации. Определение морали басен.

31.

И. А. Крылов « Слон и Моська».

1

24.10

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения  по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней. Использование элементов драматизации. Определение морали басен.

32.

Внеклассное чтение « О чём рассказывают басни».

1

25.10

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений.  Использование  элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах.

33.

Обобщение пройденного по теме « Басни И. А. Крылова».

1

27.10

 

Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ произведения  по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение общего и различий между сказкой и басней. Использование элементов драматизации. Определение морали басен.

34.

Н. А. Некрасов . Биография.

1

07.11

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. А. Некрасова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова.

35.

Н. А. Некрасов « Несжатая полоса».

1

08.11

 

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ стихотворения по вопросам учителя  . Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование.

36.

37.

38.

Н. А. Некрасов « Генерал Топтыгин».

3

10.11

13.11

14.11

 

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ стихотворения по вопросам учителя  . Работа над сложными для понимания и незнакомыми  словами и выражениями. Работа над средствами выразительности в стихотворении. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика персонажей.

39.

Л. Н. Толстой . Биография.

1

15.11

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л. Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Л. Н. Толстого.

 40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Л. Н. Толстой « Кавказский пленник».

11

17.11

20.11

21.11

22.11

24.11

27.11

28.11

29.11

01.12

04.12

05.12

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристиками персонажей, внешним видом, поступками. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли произведения. Деление текста на части, озаглавливание частей. Работа над пересказом прочитанного.

51.

Внеклассное чтение. Чтение произведений о силе человеческого характера, о смелых и красивых поступках людей.

1

06.12

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений.  Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения.

52.

А.П.Чехов. Биография.

1

08.12

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. П. Чехова.

53.

54.

А.П.Чехов « Хамелеон».

2

11.12

12.12

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристиками персонажей. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли произведения.  Работа над пересказом прочитанного. Нахождение смешного и комичного в рассказе.

55.

Внеклассное чтение. Чтение юмористических рассказов.

1

13.12

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений.  Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения.

56.

В. Г. Короленко . Биография.

1

15.12

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. Г. Короленко .. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

В. Г. Короленко « Дети подземелья».

9

18.12

19.12

20.12

22.12

25.12

26.12

27.12

29.12

09.01

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев повести . Сравнение взаимоотношений Валика и Васи  с сёстрами.Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли произведения.  Работа над пересказом прочитанного.

66.

Внеклассное чтение. Чтение произведений русских писателей ХIХ века.

1

10.01

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения.

                                                                                 Из проведений русской литературы ХХ века.              

67.

А. М. Горький. Биография.

1

12.01

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

А. М. Горький  « Детство».

7

15.01

16.01

17.01

19.01

22.01

23.01

24.01

 

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев повести . Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли произведения.  Работа над пересказом прочитанного.

75.

76.

77.

78.

79.

А. М. Горький  « В людях».

5

26.01

29.01

30.01

31.01

02.02

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев повести . Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли произведения. Озаглавливание частей текста  , работа над пересказом прочитанного. Высказывание своего мнения о прочитанном.

80.

81.

М. В. Исаковский « Детство».

2

05.02

06.02

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М. В. Исаковского . Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Сравнительный анализ произведений М. Горького и стихотворения М. Исаковского. Выразительное чтение по ролям стихотворения.

82.

М. В. Исаковский « Ветер».

1

07.02

 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

83.

М. В. Исаковский « Весна».

1

09.02

 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

84.

К. Г. Паустовский. Биография.

1

12.02

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях. К. Г. Паустовского.

85.

86.

87.

88.

89.

К. Г. Паустовский « Последний чёрт».

5

13.02

14.02

16.02

19.02

20.02

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над  просторечными словами и выражениями. Работа над рассказом- описанием. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев . Высказывание своего мнения о прочитанном.

90.

 

М.М. Зощенко. Биография.

1

21.02

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.М. Зощенко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М.М. Зощенко.

91.

92.

93.

94.

М. М. Зощенко « Великие путешественники».

4

26.02

27.02

28.02

01.03

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Нахождение смешного и комического в рассказе. Высказывание своего мнения о прочитанном.

95.

К.М. Симонов. Биография.

1

04.03

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.М. Симонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

96.

97.

98.

99.

К.М. Симонов. « Сын артиллериста»             ( отрывки).

4

05.03

06.03

11.03

12.03

 

Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением.  Анализ текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героев. Соотнесение пословиц с содержанием текста. Высказывание своего мнения о прочитанном. Разучивание наизусть отрывка стихотворения.

100.

В. П. Катаев . Биография.

1

13.03

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. П. Катаева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

101.

102.

В. П. Катаев . « Флаг».

2

15.03

18.03

 

Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением.  Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным материалом. Работа над характеристикой героев. Определение главной мысли  произведения. Сравнение стихотворения К К.М. Симонова. « Сын артиллериста»  и рассказа   В. Катаева « Флаг» .     Высказывание своего мнения о прочитанном.

103.

Н.И. Рыленков . Биография. « Деревья».

1

19.03

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н. И. Рыленков. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением.  Анализ текста по вопросам учителя. Работа над характеристикой героя. Определение главной мысли  стихотворения. Сравнение стихотворения М.Исаковского « Детство» и стихотворения Н. Рыленкова  . « Деревья». Высказывание своего мнения о прочитанном.

104.

Н.И. Рыленков « Весна без вещуньи- кукушки…».

1

20.03

 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанным текстом. Словесное рисование.

105.

Н.И. Рыленков « Всё в тающей дымке…»

1

22.03

 

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над выразительными средствами языка. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанным текстом. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть.

106.

Внеклассное чтение. Поэты о русской природе.

1

01.04 

Беседа о прочитанных о произведениях  с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над выразительным чтением.  Выборочное чтение. Работа над выразительными средствами языка Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения. Чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование.

107.

Ю. И. Коваль Биография .

1

02.04

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю. И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

108.

109.

110.

111.

Ю. И. Коваль « Капитан Клюквин».

4

03.04

05.04

08.04

09.04

 

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Анализ текста по вопросам учителя. Составление характеристики клеста по данному плану. Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание  частей рассказа, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение.

112.

113.

114.

115.

116.

Ю. И. Коваль « Картофельная собака».

5

10.04

12.04

15.04

16.04

17.04

 

Совершенствование техники чтения. Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выделение комического в рассказе. Составление характеристики собаки Тузика. Характеристика рассказчика истории по опорным словам. Работа с иллюстративным материалом. Описание собаки по плану. Составление рассказа от первого лица.

117.

Промежуточная аттестация. Проверка техники чтения.

1

19.04

 

Чтение и пересказ предложенного текста.

118.

119.

120.

121.

Ю. Я. Яковлев Биография. « Багульник».

4

22.04

23.04

24.04

26.04

 

Беседа о породах собак с опорой на иллюстрации и знания учащихся. Совершенствование техники чтения. Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Составление рассказа от первого лица. Составление рассказа по данному плану. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение.

122.

Внеклассное чтение. Чтение произведений о взаимоотношениях человека с животными.

1

29.04

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения.

123.

Р. П. Погодин .Биография.

1

30.04

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р. П. Погодина . Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

124.

125.

126.

127.

Р. П. Погодин « Время говорит- пора».

4

06.05

07.05

08.05

13.05

 

Совершенствование техники чтения. Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение.

128.

А.Г. Алексин .Биография.

1

14.05

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Г. Алексина . Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

129.

130.

131.

А.Г. Алексин « Двадцать девятое  февраля».

3

15.05

17.05

20.05

 

Совершенствование техники чтения. Анализ текста по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Сопоставление пословицы с текстом произведения. Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой.  Составление характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли рассказа. Деление текста на части по данному плану, пересказ по плану. Коллективное обсуждение.

132.

К.Я. Ваншенкин. Биография.

1

21.05

 

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.Г. Алексина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту.

133.

К.Я. Ваншенкин. « Мальчишка».

1

22.05

 

Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Составление характеристики героев стихотворения. Работа с иллюстративным материалом. Выделение главной мысли стихотворения.  Коллективное обсуждение.

134.

135.

 

Итоговая аттестация. Проверка техники чтения.

К.Я. Ваншенкин. « Снежки»

2

24.05

 27.05

Выборочное чтение.  Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выделение главной мысли стихотворения.  Коллективное обсуждение.

136.

Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей .

1

28.05

 

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Анализ прочитанных произведений. Характеристика персонажей и их поступков. Работа с иллюстративным материалом ,  рисунками ,в том числе выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения. Работа в парах, группах. Коллективное обсуждение , высказывание собственного мнения.

 

VIII.Учебно-методический комплекс

Программно-методическое обеспечение:

  • Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1 под редакцией В.В. Воронковой, - Гуманист, изд. центр « Владос 2011».(электронная версия)
  • Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М 2009..
  • Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида: 5-9кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2012.
  • Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида / А.К.Аксёнова.- М.: «Просвещение», 2023г.
  • Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  • Л.Н. Ефименкова .Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

Печатные пособия:

  • Демонстрационные карточки
  • Портреты писателей

Материал для диагностики техники чтения в начале и в конце учебного года.

                                                                                                                     7 класс                                                                                                   

                                                                                                                    В. Осеева.  Что легче?

                                                                                                   (начало учебного года)

 

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся:

— Попадет нам дома?

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, - говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, - говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про Волка - глядь, лесной сторож идет.

—Нет, — говорит,— в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идет.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик...

(145 слов.)   
Вопросы:

1. Как вы думаете, что сказал третий мальчик?

2. Как отнеслись к этому дома?

3. За какие две вины ругали первого и второго мальчиков?

4. Почему правду всегда лучше сказать? А как поступил бы ты?

5. Перескажите рассказ, дополнив его.

У кого домик лучше всех.

(конец учебного года)

 Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех. Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы. Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе. Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи. Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда.

(140 слов.) По В. Бианки.

Вопросы на понимание текста.

1.       Какие птицы вьют себе гнезда?

2.       У кого домик лучше всех?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...