Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа на тему

Колесникова Ольга Николаевна

Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kolesnikova_o.n._ritmika_2d_fgos.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №5

от «04» мая 2018г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа № 854

____________А.В. Курсаков

Рабочая программа

по факультативному курсу «Ритмика»

для обучающихся 2 класса

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной

 программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 (вариант 1)

Составитель:

Колесникова О. Н.

 учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ритмике для 2 классов отделения для детей с особыми образовательными потребностями составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой.

- Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

   - Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета

Преподавание ритмики в коррекционном образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей, их эмоционального состояния, а также воспитания положительных качеств личности, средствами музыкально-ритмической деятельности.

Цели обучения

  • формирование умения ориентироваться в пространстве;
  • способствование выработке необходимых музыкально-двигательных навыков;
  • развитие координационных способностей учащихся;
  • приобщение к народной культуре разных народов, формирование умения находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Основное содержание

Тема

2 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве

4

Ритмико-гимнастические упражнения

10

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

6

Игры под музыку

6

Танцевальные упражнения

8

ИТОГО:

34

Содержание занятий 2 класс  (34 часа)

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ – 4 часа

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – 10 часов

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ – 6 часов

Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане в разных вариациях.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ – 6 часов

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.  Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценировка доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

 Русские народные танцы. Пальчики и ручки. Инсценировка песни. Каравай. На горе-то калина.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – 8 часов

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Импровизация сказки «Теремок», «Лиса и заяц».

Тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

Музыкальный материал

1

Повторение элементов по программе 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг. Виды бега.

Марш. Музыка Т. Ломовой.

2

Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Упражнения с бубном.

«Поскачем» Музыка Т. Ломовой.

3

Музыкально - ритмическое упражнение «Кто лучше скачет?»

«Кто лучше скачет?» Музыка Т. Ломовой.

4

Переменные притопы. Музыкально - ритмическое упражнение «Потопаем-покружимся».

Рус.народная мелодия «Ах, улица широкая»

5

Музыкально - ритмическое упражнение «Потопаем-покружимся»: повторение. Музыкально- ритмическая игра «Ловишка».

Рус.народная мелодия «Ах, улица широкая»

6

Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Музыкально- ритмическая игра «Ловишка».

Музыка В. Витлина.

7

Движения парами : бег, ходьба с приседанием.

«Бег», музыка Е. Тиличеевой.

8

Движения парами : бег, ходьба с приседанием. Кружение в парах на месте.

«Бег», музыка Е. Тиличеевой

9

Кружение в парах на месте, с продвижением вперед. Музыкально- ритмическая игра «Ловишка».

Музыка Ю. Слонова «Полька»

10

Разучивание элементов пляски «Парная пляска».

Чешская нар.мелодия

11

Повторение элементов пляски «Парная пляска».

Чешская нар.мелодия

12

Закрепление элементов пляски «Парная пляска». Музыкально- ритмическая игра «Горячий конь».

Чешская нар.мелодия

13

Упражнение с лентами. Свободная пляска.

Моцарт. Аллегретто.

14

Разучивание элементов новогоднего хоровода.

«Новогодний хоровод», музыка Т. Потапенко

15

Повторение элементов новогоднего хоровода. Музыкально- ритмическая игра «Горячий конь».».

«Новогодний хоровод», музыка Т. Потапенко

16

Закрепление элементов новогоднего хоровода. Упражнения с предметами.

«Новогодний хоровод», музыка Т. Потапенко

17

Хороводный шаг. Разучивание элементов русской  хороводной пляски.

Рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

18

Повторение элементов русской  хороводной пляски.

Рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

19

Закрепление элементов русской  хороводной пляски. Музыкально-ритмическая игра «Метро».

Рус.нар. мелодия, обр. Т. Ломовой

20

Поскоки в парах. Разучивание элементов пляски «Хлопки». Музыкально-ритмическая игра «Метро».

Музыка Ю. Слонова «Полька»

21

Повторение элементов пляски «Хлопки».

Музыка Ю. Слонова «Полька»

22

Закрепление элементов пляски «Хлопки».

Музыка Ю. Слонова «Полька»

23

Кружение вправо-влево в парах. Разучивание элементов танца «Пляска с притопами». Музыкально-ритмическая игра «Зоркие глаза».

Гопак. Укр.народная мелодия

24

Повторение элементов танца «Пляска с притопами». Музыкально-ритмическая игра «Зоркие глаза».

Гопак. Укр.народная мелодия

25

Закрепление элементов танца «Пляска с притопами»

Гопак. Укр.народная мелодия

26

Упражнения с бубном. Разучивание элементов пляски «Матрешки».

«Пойду ль я …»- русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой.

27

Закрепление элементов пляски «Матрешки». Разучивание музыкально-ритмической игры «Найди себе пару».

«Пойду ль я …»- русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой.

Латвийская народная мелодия.

28

Повторение элементов пляски «Матрешки». Закрепление музыкально-ритмической игры «Найди себе пару».

«Пойду ль я …»- русская народная мелодия, обр. Т. Ломовой.

Латвийская народная мелодия.

29

Разучивание элементов пляски «Танец медвежат».

«Песенка о медведях», музыка А. Зацепина.

30

Закрепление элементов пляски «Танец медвежат». Разучивание музыкально-ритмической игры «Кот и мыши».

«Песенка о медведях», музыка А. Зацепина.

 Музыка Т. Ломовой

31

Повторение элементов пляски «Танец медвежат». Закрепление музыкально-ритмической игры «Кот и мыши».

«Песенка о медведях», музыка А. Зацепина.

Музыка Т. Ломовой.

    32

Разучивание элементов пляски «Смени пару».

Карелофинская полька..

33

Закрепление элементов пляски «Смени пару». Разучивание музыкально-ритмической игры «Будь ловким!».

Карелофинская полька.

Музыка Н. Ладухина.

34

Повторение элементов пляски «Смени пару». Закрепление музыкально-ритмической игры «Будь ловким!».

Карелофинская полька. Музыка Н. Ладухина.

Всего часов - 34

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения на уроках ритмики;
  • понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, круг, хоровод.

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
  • ходить шагом, не мешая друг другу;
  •  выполнять несложные движения руками и ногами;
  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Достаточный уровень

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения на уроках ритмики;
  • понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, хоровод, русская народная пляска.
  • элементы изученных плясовых и игровых упражнений.

Учащиеся должны уметь:

  • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • организованно строиться;
  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
  •  выполнять изученные игровые и плясовые движения.

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса                                            

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой  (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
  2. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
  3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С . – Петербург, 2000. – С5.
  4. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
  5. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
  6. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: прог.-метод. матер./ под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика

Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни

Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни

При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...