ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка

Ярославцева Галина Ивановна

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_otsenki_bud_variant1.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

государственное  казённое общеобразовательное учреждение  

Ростовской области

«Колушкинская специальная  школа-интернат»

Принято:                                                                       Утверждаю:

На педагогическом совете учреждения                Директор ___________ Л.Г. Землянская                      

Протокол №__ от «__»____20__г.                          Приказ №__ от «___»____20___г.

ПРОГРАММА

формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

  1. Общее положение

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в  формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.  

Задачами реализации программы являются: 

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;  

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных         действий         обучающихся         с         умственной         отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школы. 

Программа формирования базовых учебных действий содержит:
1. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
базовых учебных действий.
3. Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с
программой и учебным планом и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий;
4. Планируемые результаты сформированности БУД.

2. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями) 

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.  

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

 Функции базовых учебных действий: 

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

 -обеспечение целостности  развития личности обучающегося.  

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. I (I1)-IV , V-IX, X-IX классы.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. 

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.  
  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.  

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.  

Характеристика базовых учебных действий

I (I1)-IV классы

Личностные учебные

 действия

Коммуникативные учебные

 действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Личностные  учебные действия включают следующие умения: *осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;    

*способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;            

* положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее

восприятию;                    

*воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;       *самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности; *понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  

*готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Коммуникативные учебные   действия включают следующие умения:                          

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,  учитель – класс);            
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и

учителем;                        

  • обращаться за помощью и

принимать помощь;       * слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;    * сотрудничать со взрослыми и све-

 рстниками в разных

социальных

ситуациях;                      

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с

людьми;                          

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия включают следующие  умения:                          

*адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить

из-за парты и т. д.);        

*принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем

темпе;                              

*активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия

 одноклассников; *соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. *принимать оценку деятельности.

*оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

К познавательным учебным действиям относятся следующие  умения:                          

* выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; *устанавливать видородовые отношения

предметов;                      

*делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; *пользоваться знаками, символами, предметами-

заместителями;               * читать; писать; выполнять арифметические

действия;                    

*наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.        

*работать с несложной по содержанию и структуре  информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных  и электронных носителях).

Характеристика базовых учебных действий

V-IX классы

Личностные учебные

 действия

Коммуникативные учебные

 действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Личностные  учебные действия включают следующие умения:

  • испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные   действия включают следующие умения:                          

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. 

Регулятивные учебные действия включают следующие  умения:                          

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. 

К познавательным учебным действиям относятся следующие  умения:                          

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 

Характеристика базовых учебных действий

X-XI классы 

Личностные учебные

 действия

Коммуникативные учебные

 действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Личностные  учебные действия включают следующие умения:

  • осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
  • определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
  • ориентировка в социальных ролях;  осознанное отношение к выбору профессии.

Коммуникативные учебные   действия включают следующие умения:                          

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
  • использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;
  • выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;
  • с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные учебные действия включают следующие  умения:                          

  • постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой);
  • определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач;
  • осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;
  • осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;
  • адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

К познавательным учебным действиям относятся следующие  умения:                          

  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов         и         явлений         действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
  • использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;
  • использовать         готовые         алгоритмы деятельности;         устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.  

 

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

I (I1)-IV  классы.

Перечень учебных действий

Предметная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и

социальных ролей

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Технология

Трудовое обучение

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Искусство

Музыка,  Изобразительное

искусство

Физическая культура

Физическая культура

Технология

Трудовое обучение

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной

частей

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

самостоятельность        в        выполнении        учебных заданий, поручений, договоренностей

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

Технология

Трудовое обучение

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Физическая культура

Физическая культура

Технологии

Трудовое обучение

готовность        к        безопасному        и        бережному

поведению в природе и обществе

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс)

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

Физическая культура

Физическая культура

Технология

Трудовое обучение

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

Физическая культура

Физическая культура

обращаться за помощью и принимать помощь

Технология

Трудовое обучение

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

Математика

Математика

слушать и понимать инструкцию к учебному зада- нию в разных видах деятельности и быту

Математика

Математика

Физическая культура

Физическая культура

Технология

Трудовое обучение

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Физическая культура

Физическая культура

Технология

Трудовое обучение

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях

взаимодействия с окружающими

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Физическая культура

Физическая культура

Регулятивные учебные действия

адекватно        соблюдать        ритуалы        школьного

поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

 Язык и речевая практика

Математика Искусство Технология Физическая культура

Естествознание

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Музыка Изобразительное искусство

Трудовое обучение

Физическая культура

Мир природы и человека

принимать цели и произвольно включаться в

деятельность

следовать предложенному плану и работать в

общем темпе

активно        участвовать        в        деятельности,

контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

соотносить свои действия и их результаты с

заданными образцами

принимать оценку деятельности, оценивать ее с

учетом предложенных критериев

корректировать свою деятельность с учетом

выявленных недочетов

Познавательные учебные действия

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред- метов

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

Искусство

Изобразительное искусство

устанавливать видородовые отношения предметов

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

делать        простейшие        обобщения,        сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

Искусство

Изобразительное искусство

пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика

Математика

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

читать

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение Речевая практика

писать

Язык и речевая практика

Русский язык

выполнять арифметические действия

Математика

Математика

наблюдать        под        руководством        взрослого        за предметами                и                явлениями                окружающей

действительности

Язык и речевая практика

Математика Искусство

Русский язык. Чтение Речевая практика

Математика Изобразительное искусство

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное        высказывание,        элементарное схематическое        изображение,                таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и

других носителях)

Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

V - XI классы

Перечень учебных действий

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

Осознанно выполнять обязанности ученика, члена

школьного        коллектива,        пользоваться соответствующими правами

Обществознание

Обществоведение

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Язык и речевая практика

Русский язык.

Обществознание

Обществоведение

Физичесая культура

Физическая культура

Технология

Профессионально-трудовое и

производственное обучение

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

Обществознание

Обществоведение

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Технология

Профессионально-трудовое и

производственное обучение

Активно        включаться        в        общеполезную социальную деятельность

Технология

Профессионально-трудовое и

производственное обучение

Естествознание

Природоведение. Биология

Осознанно относиться к выбору профессии

Обществознание

Обществоведение

Технология

Профессионально-трудовое и

производственное обучение

Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Обществознание

Обществоведение. География

Естествознание

Природоведение. Биология

Коммуникативные учебные действия

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие речи.

Человек и Общество

Обществоведение. Этика и

психология семейной жизни

Технология

Профессионально-трудовое и

производственное обучение

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,

аргументировать свою позицию

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Человек и Общество

Обществоведение. Этика и психология семейной жизни

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики

участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.)

  Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Человек и Общество

Обществоведение. Этика и психология семейной жизни

Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Человек и Общество

Обществоведение. Этика и

психология семейной жизни

Использовать                разные        источники        и        средства получения        информации        для                решения

коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Математика

Математика

Регулятивные учебные действия

Принимать  и  сохранять  цели  и  задачи решения

типовых        учебных        и        практических        задач, осуществлять   коллективный   поиск   средств  их осуществления

Язык и речевая практика

Естествознание Математика Обществознание Искусство Технология Физическая культура

Русский язык.

Чтение и развитие речи. Родной язык и литература Математика Обществоведение История География

Этика и психология семейной жизни

Музыка и пение Изобразительное искусство Профессионально-трудовое и

производственное обучение Физическая культура

Познавательные учебные действия

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение и развитие

речи.

Математика

Математика

Естествознание

Природоведение. Биология. История. Обществоведение

География

Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,        социальных,        культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения

познавательных и практических задач

Искусство

Изобразительное искусство.

Музыка и пение

Физическая культура

Физическая культура

Технология

Профессионально-трудовое и производственное обучение

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия  используется следующая система оценки:  

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;  
  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
  6. баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.  

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью в могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы:

 наблюдение, беседа, различные виды психолого-педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование родителей.

Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций,  а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования БУД: различных видов гнозиса, праксиса, мнестических функций, показателей нейродинамики. Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться выполненные задания в учебных тетрадях.

Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу 1. Подобная система оценки сформированности БУД может осуществляться и учителем-логопедом.

 Рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности БУД.

Таблица 1

Оценка сформированности БУД

I-IVклассы

Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________

п/п

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)

начало

уч. года

конец

уч. года

1

Личностные

*осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;    

*способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;            

* положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;                    

*воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;      

*самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;

*понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  

*готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

Максимум 35 баллов

2

Регулятивные

*адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);        

*принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;                              

*активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия  одноклассников;

*соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

*принимать оценку деятельности.

*оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Максимум 30 баллов

3

Познавательные

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Максимум 35 баллов

4

Коммуникативные

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях

взаимодействия с окружающими.

Максимум 35 баллов

Итого баллов

  • Лист мониторинга  оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой
  • Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
  • В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра.
  • В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.

0        баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1        балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2        балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3        балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;  

4        балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5        баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.  

Оценка сформированности БУД

V-IX классы

Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________

п/п

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)

начало

уч. года

конец

уч. года

1

Личностные

испытывать чувство гордости за свою страну

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Максимум 30 баллов

2

Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

Максимум 25 баллов

3

Познавательные

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Максимум 15 баллов

4

Коммуникативные

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Максимум 30 баллов

Итого баллов

Оценка сформированности БУД

IX-ХI классы

Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________

п/п

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)

начало

уч. года

конец

уч. года

1

Личностные

осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права
и обязанности;

соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;

определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;

ориентировка в социальных ролях;

осознанное отношение к выбору профессии.

Максимум 25 баллов

2

Регулятивные

постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной,
трудовой, бытовой);

определение достаточного круга действий и их последовательности для
достижения поставленных задач;

осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;

осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;

Максимум 20 баллов

3

Познавательные

Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;

использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;

использовать готовые алгоритмы деятельности;

устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.

Максимум 25 баллов

4

Коммуникативные

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;

выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;

с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Максимум 40 баллов

Итого баллов

  • Лист мониторинга  оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой
  • Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося.
  • В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра.
  • В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.

0        баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1        балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2        балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3        балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;  

4        балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5        баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.  

Уровень сформированности БУД

п/п

Уровень сформированности БУД

Умения

Кол-во

баллов

1

Первый уровень сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.

140-70

2

Второй уровень сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.

71-30

3

Третий уровень сформированности БУД

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.

31-20

4

 Четвертый уровень сформированности БУД

В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной

19-0

Лист  сформированности БУД

  Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________

п/п

Группа БУД

Год обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Личностные

2

Регулятивные

3

Познавательные

4

Коммуникативные

Общее количество баллов

Уровень сформированности БУД

Уровень сформированности БУД

п/п

Уровень сформированности БУД

Умения

Кол-во

баллов

1

Первый уровень сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.

140-70

2

Второй уровень сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.

71-30

3

Третий уровень сформированности БУД

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.

31-20

4

 Четвертый уровень сформированности БУД

В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной

19-0

Журнал итоговых достижений БУД обучающихся________класса____________уч.год

п/п

Ф.И.

обучающегося

Группа БУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

начало

уч. года

конец

уч. года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

средний

балл

Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям.

Наглядное представление результатов мониторинга БУД демонстрируется построением диаграмм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках рисования в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...

АННОТАЦИЯ К КУРСУ «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО (Вариант 2.3)

Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих детей. На этих занятиях проводится...