Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.
рабочая программа по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Чтение»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 6
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей-предметников

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

Руководитель МО

учителей-предметников

___________ С. А. Гончарова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________Т. М. Семенникова

от «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В. П. Алатарцев

от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету: «Чтение»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 6

2023 - 2024 учебный год

   Разработал: учитель русского языка – Гребенникова О.В.

г. Котово

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению предназначена для учащихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа разработана в  соответствии:

  •  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Рабочая программа по чтению ориентирована  на учебник

Чтение.  6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост.И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 14-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2017. – 229 с. : ил. – ISBN 978-5-09—046581-6

Чтение является учебным предметом образовательной области  «Язык и речевая практика» в АООП. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения,  соответствует требованиям ФГОС к образованию обучающихся данной категории.

Цель рабочей программы -   развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Рабочая программа по чтению в 6 классе   нацелена на решение следующих задач:

  • дальнейшее совершенствование техники чтения( правильности и беглости чтения);
  • развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения)
  • коррекцию недостатков речевой и  мыслительной деятельности;
  • воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу;
  • формирование положительных нравственных качеств личности;
  •  развитие навыка самоконтроля и самооценки.

        В программе   по чтению для обучающихся с умственной отсталостью обозначены   два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по чтению в 6 классе  не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Работа  обучающихся  на уроках чтения в 6 классе оценивается по традиционной 5-бальной системе отметок.  

 Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. Фронтальная форма работы на уроке применяется, когда все обучающиеся одновременно всем классом выполняют общее для всех задание, обсуждают, сравнивают и обобщают результат. Педагог взаимодействует со всеми обучающимися класса, общается фронтально в ходе своей беседы, рассказа, объяснения, показа, тем самым вовлекая обучающихся в обсуждение предложенных вопросов и высказывание личных мнений.

Групповая форма применяется в процессе закрепления и обобщения, а также на этапе  изучения нового материала. Однородная  групповая работа подразумевает- выполнение небольшими группами обучающихся, одинакового для всех задания. А дифференцированная - выполнение различных заданий,  разными группами.

Парная форма работы подразумевает совместную деятельность двух обучающихся.

Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся подразумевает самостоятельное выполнение заданий, а так же индивидуальную помощь педагога обучающемуся для успешного решения дидактических задач разной сложности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.  Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, позволяет решать задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с требованиями ФГОС.

Для чтения в 6 классе подобраны доступные для обучающихся произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.

        В связи с тем, что принцип размещения художественных произведений в учебной книге для 6 класса (авторы И.М. Бгажнокоав, Е.С. Погостина) имеет оригинальную структуру по сравнению с другими учебниками этапа объяснительного чтения, учитель может изменить порядок изучения художественных произведений, скомпоновав их по 9 тематическим разделам.

  1.  «Устное народное творчество»
  2. «Люблю природу русскую»
  3. «О далёком прошлом России»
  4. «Животные в нашем доме»
  5. «Будь человеком, человек!»
  6. «Они прославили Россию»
  7. «Смешное и весёлое»
  8.  «Вечный свет подвига»
  9. «Писатели мира - детям»

        В 6 классе продолжается    работа по формированию правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися  навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и предложениями.

Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.

Особое внимание уделяется выразительному чтению произведений с опорой на авторские ремарки. Ведётся коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Отрабатывается умение правильно интонировать конец предложения, на основе различительных знаков препинания, используя интонацию перечисления при однородных членах предложения.

В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению художественных произведений, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. Тексты подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки, дела, сезонные изменения в природе и т.п. К разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы, ученики знакомятся с  произведениями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.    

Кроме того, формируется умение самоконтроля и самооценки.

  Учащиеся отрабатывают умения:

-сознательного, правильного, беглого, выразительного  чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтению «про себя»;

- учатся выделять  главную  мысль произведения и его частей, определять основные  черты  характера действующих лиц;

 -осуществлять разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя;

 -находить  непонятные слова;  осуществлять подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснять  с помощью учителя слова, данные в переносном значении  и образные выражения, характеризующих поступки героев, картины природы;

-делить  текст на части, составлять  под руководством учителя простой  план, в некоторых случаях  с использованием  слов самого текста;

- определять основные черты характера действующих лиц;

-выполнять  полный или выборочный  пересказ  прочитанного по составленному плану;

 -выполнять самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ;

-заучивать  наизусть стихотворения.

        Значительное место в программе отводится формированию внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений  характеризующих события  и героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал).   Отрабатывается умение определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).    

В процессе обучения чтению в 6 классе ведётся работа с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:

- ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);

- текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»;

- итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).

         Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки   чтения обучающихся. Такие уроки   чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов.

Особое внимание в программе уделяется внеклассному   чтению, которое ставит задачу формирования читательской самостоятельности учащихся, развитию интереса к детским книгам и разнообразным жанрам (сказки, рассказы, стихи).

На уроках внеклассного чтения формируется умение: самостоятельного чтения доступных по содержанию детских книг русских и зарубежных писателей; умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; правильно называть заглавия произведения и его автора; ориентировка в книге по оглавлению; умение вести  дневник внеклассного чтения, а так же работать с уголком внеклассного чтения.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения с 5 по 9 класс.

В соответствии с планом АООП и годовым календарным  графиком  данная  программа  для обучающихся 6 класса  рассчитана на 2023-2024 учебный год,  136 часов  (4 часа в неделю).

4. Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение учащимися  следующих личностных результатов:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты.

К концу обучения в 6   классе учащиеся должны уметь:

  Минимальный уровень

-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

-отвечать на вопросы учителя;

-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

-оценивать поступки героев (с помощью учителя);

-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

 

Достаточный уровень:

-  читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

- делить текст части под руководством учителя;

- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

-определять мотивы поступков героев, выражать своё  отношение к ним;

- выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя) ;

- выучить наизусть 8-10 стихотворений;  

-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя;

Программа обеспечивает достижение учащимися 6 класса базовых учебных действий:

  1. Личностные учебные действия:
  • развивать  нравственные качества, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
  • понимать  учебную задачу, поставленную учителем, и уметь её выполнять;
  • развивать способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
  • уметь  адекватно оценивать правильность выполнения  своего действия и уметь вносить  по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;
  • уметь строить сообщение в устной форме;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • уметь формулировать собственное мнение;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь оценивать поступки героев художественных произведений;
  • уметь адекватно использовать речь  для планирования и регуляции своей деятельности.

 2.  Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3.  Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

4.  Познавательные учебные действия

  • уметь осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
  • соблюдать при чтении паузы между предложениями;
  • соблюдать при чтении интонационное оформление предложений(тон, громкость чтения, логические ударения);
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • уметь осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям)
  • выделять главную мысль произведения;
  • участвовать в беседе;
  • делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
  • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
  • заучивать стихотворение наизусть;
  • читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеке.

Методы диагностики и критерии результативности

Диагностика сформированности  личностных результатов проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичная диагностика)

2 этап -  декабрь (промежуточная диагностика)

3 этап -  май  (итоговая диагностика)

Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующим критериям:

        0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

        1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;                                                    

        2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно;                      

        3 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Полученные данные заносятся в мониторинговую карту фиксации достижения личностных результатов (Приложение 1).

Диагностики и критерии результативности предметных результатов

В 6 классе ведётся отметочное обучение. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Отметка «5» ставится, когда задание выполнено без ошибок.

Отметка «4» ставится, когда в задании допущены 1-2 ошибки.

Отметка «3»ставится, когда в задании допущено 3-6 ошибок.

Отметка «2» ставится, когда в задании допущено 7 и больше ошибок.

 Диагностика достижения  предметных результатов по предмету «Чтение» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичная диагностика)

2 этап -  декабрь (промежуточная диагностика)

3 этап -  май  (итоговая диагностика)

Полученные данные заносятся в мониторинговую карту фиксации достижения предметных результатов (Приложение 2).

Диагностика сформированности  базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (первичная диагностика)

2 этап -  декабрь (промежуточная диагностика)

3 этап -  май  (итоговая диагностика)

Сформированность базовых учебных действий оценивается по следующим критериям:

        0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

        1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;                                                    

        2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно;                      

        3 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Полученные данные заносятся в мониторинговую карту фиксации достижения базовых учебных действий (Приложение 3).

5.Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Чтение» включает следующие разделы:

  1. «Устное народное творчество»
  2. «Люблю природу русскую»
  3. «О далёком прошлом России»
  4. «Животные в нашем доме»
  5. «Будь человеком, человек!»
  6. «Они прославили Россию»
  7. «Смешное и весёлое»
  8.  «Вечный свет подвига»
  9. «Писатели мира - детям»

Количество часов по четвертям

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

 8 н.- 31ч.

8н.- 32 ч.

10 н. - 42 ч.

9 н. - 31 ч.

136 ч.

Раздел

I

Четверть

II

Четверть

III

Четверть

IV

Четверть

За год

Устное народное творчество

3

-

11

-

14

Люблю природу русскую

5

4

13

3

25

О далёком прошлом России

3

7

-

-

10

Животные в нашем доме

8

-

2

7

17

Будь человеком, человек!

8

4

5

11

28

Они прославили Россию

1

3

-

4

Смешное и весёлое

-

3

-

3

6

Вечный свет подвига

-

-

-

1

1

Писатели мира - детям

6

3

8

13

30

Итого

32

31

39

33

136

  1. Устное народное творчество. Загадки, пословицы, небылицы (особый мир игры- игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины).

Знакомство с произведениями различных форм устного народного творчества происходит на протяжении всего учебного года, обучающиеся работают с пословицами и поговорками при изучении  разнообразных произведений, сказок, былин.

2. Люблю  природу русскую.  В. Бианки «Сентябрь», Н. Бунин «Лес, точно терем расписной», И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» (отрывок), В. Бианки «Октябрь», В. Бианки «Ноябрь», В. Бианки «Декабрь»,  А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север,  тучи нагоняя…», В. Бианки «Январь», И. Никитин  «Весело сияет месяц…», И. Суриков  «Белый снег пушистый», , С. Смирнов «Первые приметы», В. Бианки «Март», По В. Пескову «Весна идет», М. Пришвин «Жаркий час»,  Г. Скребицкий «Весенняя песня»,  В. Жуковский «Жаворонок»,  А. Толстой «Детство Никиты»,   А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…», В. Бианки «Апрель», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», В. Бианки «Май», В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести «последний поклон»), Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».

   Рассказы и стихотворения о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего   всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

  Формирование внимания  к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Развитие умения принимать участие в беседе о природе с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе.

                                                                                                                                

3. О далеком прошлом России. По В. Пескову «Отечество», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», Ф. Глинка «Москва» (В сокращении), По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»,  По С. Алексееву «На берегу Невы»

Рассказы, стихи. Научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России.    Знакомство с разными видами произведений  о прошлом нашего народа. Формирование внимания  к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.

   4.Животные в нашем доме. Ю. Качаев «Грабитель», К. Паустовский «Заячьи лапы», Е. Носов «Хитрюга», По В. Астафьеву «Злодейка», По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт.   Формирование внимания  к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Участие в беседе о животных с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о животных. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев по отношению к животным.

5. Будь человеком , человек!.  Б. Житков  «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи»,  С. Михалков «Будь человеком», Е. Пермяк «Тайна цены», «Здравствуйте!» Перевод Д. Гальпериной, Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», Ю. Рытхэу «Пурга»К. Паустовский «Стальное колечко» (Сказка), В. Медведев «Звездолет Брунька», По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

 Рассказы и стихи , раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление  мира и своего места в нем. Произведения раскрывающие отношение человека к происходящим событиям и поступкам людей, раскрывающие нравственные черты характера.

6. Они прославили Россию. По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге. «Медаль», «Гришенька», Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона»,  «В дни спокойные», Д. Хармс «Пушкин».

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни

великих людей прошлого и настоящего России. Знакомство с разными видами произведений  о прошлом нашего народа. Формирование внимания  к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев

   

 7. Смешное и веселое. Б. Заходер «Петя мечтает», По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка).. Кузнечик Денди (сказка), По Н. Носову «Как Незнайка стихи сочинял», В. Драгунский «Кот в сапогах», Д. Хармс «Заяц и еж».

Юмористические произведения разных жанров. 

  8. Вечный свет подвига.  М. Дудин. Наши песни спеты на войне. (В сокращении). Вн. чтение «Подвиг детей во время Великой отечественной войны»

 Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям . Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.

 9. Писатели мира – детям.  Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари. «Пуговкин домик», По Х.К. Андерсену «Снежная королева», По Р. Киплингу «Рикки-Тиккки-Тави», По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

   Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров. Знакомство с разными видами сказок и рассказов зарубежных писателей. Формирование умения определять жанр произведения  и  приводить примеры  (в соответствии с классификацией). Формирование внимания  к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Оценка и сравнение  нравственного аспекта поступков персонажей.

6. Календарно-тематическое планирование по чтению в 6 классе (136 ч)

 п/п

Наименования разделов.

Темы уроков.

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1

По В. Пескову

 «Отечество»

Беседа с опорой на иллюстративный  материал, знания школьников. Знакомство с понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для  понимания. Объяснение таких понятий, как «Отчизна» , «Отечество», «Родина»,  «Россия», «корни».

1

04.09

2

М. Ножкин

 «Россия»

Бесседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть.

1

05.09

3

М. Пришвин

«Моя Родина»

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Пересказ от первого лица по плану.

1

06.09

4

В. Бианки

«Сентябрь»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ.

1

07.09

5

И. Бунин

«Лес, точно терем расписной»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями,  образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение описания осени у В.Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения, доказательства. Заучивание стихотворения наизусть.

1

11.09

6

Ю. Качаев

 «Грабитель»

Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение. Рассказ отрывков текста, полный пересказ.

1

12.09

7

Б.Житков

 «Белый домик»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом.

2

13.09

14.09

Внеклассное чтение.

Чтение произведений устного народного творчества.

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, художественные произведения, музыку. Элементы драматизации. Выборочное чтение. Рассказывание. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения. Конкурсы, викторины. Работа в парах и группах.

1

18.09

8

А.Белорусец

 «Звонкие ключи»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Жидкова «Белый домик» и А. Белорусец  «Звонкие ключи».

1

19.09

9

Техника чтения

А.Белорусец

 «Звонкие ключи»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Жидкова «Белый домик» и А. Белорусец  «Звонкие ключи».

3

20.09

21.09

25.09

10

К.Паустовский

 «Заячьи лапы»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями.  Объяснение таких понятий как «отзывчивость», «человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом.

3

26.09

27.09

28.09

11

Внеклассное чтение.

Чтение рассказов о животных.

Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.

1

02.10

12

И.Тургенев

 «Осенний день в берёзовой роще»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием.

1

03.10

13

Е.Носов

 «Хитрюга»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего дня в тексте. Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе.

2

04.10

05.10

14

В. Бианки

«Октябрь»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное рисование. Пересказ по плану.

1

09.10

15

С Михалков

 «Будь человеком»

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали.

1

10.10

16

Б. Заходер

«Петя мечтает»

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

1

11.10

17

По Д. Биссету

 «Слон и муравей»

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

1

12.10

18

По Д. Биссету

«Кузнечик Денди»

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Сравнительный анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над рассказыванием сказок.

1

16.10

19

Дж. Родари

 «Как один мальчик играл с палкой»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом.

1

17.10

20

Дж. Родари

«Пуговкин домик»

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

2

18.10

19.10

21

Внеклассное чтение.

Чтение авторских сказок.

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок. Использование элементов драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах, командах. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного чтения с выставкой книг.

1

23.10

22

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 (отрывок из былины)

Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями.

1

24.10

23

Ф.Глинка

 «Москва» (в сокращении)

Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами.

1

25.10

24

В. Бианки «Ноябрь».

Обобщение произведений осенней тематики.

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на иллюстрации. Составление рассказа- описания  по опорным словам. Работа над образными выражениями, используемыми для описания осени. Чтение наизусть стихотворений об осени.

1

26.10

25

По С. Алексееву

«Без Нарвы не видать моря»,

«На берегу Невы»

Беседа об историческом  периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами. Определение и объяснение мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

2

07.11

08.11

26

Рассказы о русском подвиге

По С. Алексееву «Медаль», «Гришенька»

Беседа об исторических  периодах, описанных в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами. Сравнение действий двух полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.

2

09.11

13.11

27

Великодушный русский воин

По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь»

 «Боевое крещение»

 «День рождения Наполеона»

«В дни спокойные»

Беседа об историческом  периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы, иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями.

4

14.11

15.11

16.11

20.11

28

Внеклассное чтение.

Чтение рассказов о подвигах народа.

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.

1

21.11

29

По Н. Носову

 «Как Незнайка сочинял стихи»

Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг, фрагменты мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей.

3

22.11

23.11

27.11

30

Е. Пермяк

 «Тайна цены»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым значением сложных для понимания слов и словосочетаний. Составление плана к произведению. Пересказ произведения по плану.

1

28.11

31

«Здравствуйте!»

Перевод с польского Д. Гальпериной

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов драматизации. Пересказ произведения  по плану.

1

29.11

32

В. Бианки «Декабрь»,

Е. Благинина

 «Новогодние загадки»

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельно составление зимних загадок.

1

30.11

33

А. Никитин

 «Встреча зимы»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными для понимания словами.

1

4.12

34

А. Дорохов

«Тёплый снег»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего леса. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.

1

5.12

35

А.Пушкин

 «Вот север, тучи нагоняя ….»

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть.

1

6.12

36

Д. Хармс

 «Пушкин»

Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа об известных школьникам произведениях А.С. Пушкина.

1

7.12

37.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений А.С. Пушкина

Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение отрывков наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с  дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.

1

11.12

38.

В. Бианки

 «Январь»

Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану.

1

12.12

39.

Х.-К. Андерсен

 «Ель»

Беседа о произведениях  Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.

3

13.12

14.12

18.12

40.

А. Чехов

 «Ванька»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через отношения автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа.

3

19.12

20.12

21.12

Техника чтения

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.

1

25.12

41.

И. Никитин

 «Весело сияет месяц над селом…»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть.

1

26.12

42.

И. Суриков

 «Белый снег пушистый….»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над средствами выразительности. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения  И. Никитина «Весело сияет месяц над селом….»  со стихотворением И. Сурикова «Белый снег пушистый….»

1

27.12

43.

М. Зощенко

 «Леля и Минька. Ёлка»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста по вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения учащихся  к героям рассказа и их поступку.

2

28.12

09.01

44.

Ю. Рытхэу

«Пурга»

Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием пурги. Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над пересказом текста.

1

10.01

45.

Ю.Дмитриев

«Таинственный ночной гость»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Эмоциональная оценка произведения.  Работа над сложными для понимания выражениями. Работа над пересказом.

2

11.01

12.01

46.

В Бианки

«Февраль»

Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Подготовка самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения.

1

15.01

47.

С. Маршак

 «Двенадцать месяцев»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Знакомство с новым жанром – пьеса – сказка. Нахождение непонятных слов, выражений  и объяснение их (с помощью учителя). Выразительное чтение текста по ролям. Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя  с подтверждением отрывков из текста. Анализ нравственных качеств персонажей. Создание характеристик персонажей  пьесы, их поступков с использованием художественно – выразительных средств данного текста. Высказывание личного отношения к персонажам пьесы, участие в коллективном обсуждении. Раскрытие понятий «себялюбие», «зависть». Работа с иллюстративным материалом, соотнесение иллюстраций с текстом пьесы. Просмотр отрывков из мультфильма по данной пьесе. Участие в драматизации отрывков пьесы.

6

16.01

17.01

18.01

22.01

23.01

24.01

48.

По Х. – К. Андерсену

«Снежная королева»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста учителем по цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над техникой чтения (правильность, выразительность, осознанность). Озаглавливание частей сказки. Составление плана, пересказ сказки по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Составление характеристики героев сказки. Высказывание личного отношения к героям сказки, участие в коллективном обсуждении.

8

25.01

29.01

30.01

31.01

01.02

05.02

06.02

07.02

49.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений по зимней тематике(на усмотрение учителя)

Участие в беседе по вопросам учителя  о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение отрывков. Чтение наизусть произведений. Подбор пословиц и поговорок, обсуждение народных примет, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников о прочитанных произведениях.

1

08.02

50.

С. Смирнов

«Первые приметы»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, объяснение (с помощью учителя). Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на  иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, на личный опыт обучающихся. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности.  Выразительное чтение. Разучивание стихотворения наизусть.

1

12.02

51.

В. Бианки

«Март»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и образных выражений, объяснение их (с помощью учителя). Чтение учащимися по цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя.  Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Отгадывание загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне.

1

13.02

52.

По В. Пескову

«Весна идёт»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа об особенностях прихода весны в разных странах и континентах. Рассказы обучающихся  о перелётных птицах с опорой на знания и личный опыт. Нахождение и объяснение непонятных слов и выражений (с помощью учителя). Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное рисование с опорой на картину.

1

14.02

53.

М. Пришвин

«Жаркий час»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Чтение текста учащимися с комментарием и беседой. Работа над выразительным чтением. Работа над формированием беглого чтения. Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки. Работа над средствами художественной выразительности.

1

15.02

54.

Г. Скребицкий

«Весенняя песня»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа о признаках весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Нахождение в тексте образных слов и выражений, служащих для описания. Словесное рисование с опорой на иллюстрацию. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки.

2

19.02

20.02

55.

В. Жуковский

«Жаворонок»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Прослушивание романса А. Глинки «Жаворонок». Словесное описание природы. Анализ стихотворения по вопросам учителя. Самостоятельное чтение. Работа над техникой чтения. Чтение стихотворения цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Нахождение эпитетов, расстановка логических ударений.Разучивание стихотворения наизусть.

 

1

21.02

56.

А. Толстой

«Детство Никиты»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, объяснение их (с помощью учителя). Выборочное чтение. Работа над техникой чтения (правильность, осознанность, выразительность). Анализ текста по вопросам учителя. Участие в беседе об изменениях в природе весной. Составление рассказа – описания. Пересказ текста.

1

22.02

57.

А. Твардовский

«Как после мартовских метелей…»

Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Беседа о сезонных изменениях весной с опорой на произведения искусства, музыку, знания и личный опыт учащихся.Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над выразительными средствами языка. Словесное рисование.Заучивание стихотворения наизусть.

1

26.02

58.

А. Плещеев

«И вот шатёр свой голубой…»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов, их объяснение (с помощью учителя). Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания и личный опыт учащихся. Работа над выразительным чтением. Чтение по цепочке, расстановка логических ударений, пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Работа над выразительными средствами языка (сравнение, эпитеты). Словесное рисование. Выразительное чтение стихотворения.

1

27.02

59.

В. Бианки

«Апрель»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на  романс М. Глинки «Жаворонок», картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рисунки, знания и личный опыт обучающихся. Рассказ по картине с опорой на текст  произведения. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

1

28.02

60.

Внеклассное чтение.

Чтение произведений весенней тематики (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя).

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет, пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. Работа с дневниками внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.

 

1

29.02

61.

К. Паустовский

«Стальное колечко»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом частей сказки.

3

4.03

5.03

6.03

62.

По В. Астафьеву

«Злодейка»

Прослушивание произведения, читаемого учителем. Чтение текста цепочкой по абзацам. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми, сложными для понимания словами, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Работа над описанием собаки (внешность, поведение). Работа над пересказом текста.

3

7.03

11.03

12.03

63.

По Е. Барониной

«Рассказы про зверей»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения (правильность, выразительность, осознанность). Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Отгадывание загадок о животных.  Рассказы школьников о посещении зоопарка, о своих домашних питомцах. Участие в коллективном обсуждении.

2

13.03

14.03

64.

В. Драгунский

«Кот в сапогах»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление характеристики персонажей. Беседа о качествах настоящего друга с опорой на знания и личный опыт учащихся.  Работа над пересказом текста.

2

18.03

19.03

65.

Д. Хармс

«Заяц и ёж»

Прослушивание сказки, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя.  Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Работа над техникой чтения.

1

20.03

66.

И.А. Крылов

 «Зеркало и обезьяна»

Прослушивание аудиозаписи. Определение понятия «басня» как литературного жанра. Самостоятельное и выразительное чтение басни. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выборочное чтение по заданию учителя. Работа с иллюстративным материалом. Участие в драматизации басни. Выяснение и обсуждение морали басни.

1

21.03

67.

Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке (выбор авторов и произведений на усмотрение учителя)

Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок с героями произведений и их поступками. Работа с иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.

1

1.04

68.

По Р. Киплингу

«Рики - Тики – Тави»

Прослушивание произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение по заданию учителя. Самостоятельное чтение. Озаглавливание частей сказки, составление плана, пересказ сказки. Составление описания внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев сказки. Участие в беседе по выделению и осознанию идеи сказки с помощью вопросов учителя. Просмотр отрывков анимационного фильма. Участие в коллективном обсуждении, заслушивание высказываний учащихся.

7

2.04

3.04

4.04

8.04

9.04

10.04

11.04

69.

В. Набоков

«Дождь пролетел…»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Самостоятельное чтение стихотворения. Работа по совершенствованию техники чтения.  Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением стихотворения.  Работа над средствами художественной выразительности. Словесное рисование картины природы после дождя. Заучивание стихотворения наизусть.

1

15.04

70.

В. Бианки

 «Май»

Прослушивание теста, читаемого учителем. Участие в беседе о весне с опорой на знания школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения, музыку. Работа по совершенствованию техники чтения. Чтение текста по цепочке. Нахождение и объяснение непонятных слов, выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя.  Словесное рисование картин весны в мае. Сопоставление народных примет, поговорок, пословиц с текстом произведения.

1

16.04

71.

М. Дудин

«Наши песни спеты на войне»

Аудио прослушивание произведения. Чтение стихотворения, работа над выразительным чтением. Участие в  беседе о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников.  Нахождение непонятных слов, выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Просмотр отрывков из документальной хроники. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали. Выразительное чтение стихотворения.

1

17.04

72.

В. Медведев

«Звездолёт «Брунька»»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, объяснение (с помощью учителя). Чтение произведения по абзацам. Выборочное чтение по заданию учителя. Чтение по ролям.  Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики героев произведения. Оценка поступков  Ани. Выяснение личного отношения к событиям, описанным в рассказе, к главному герою. Деление и озаглавливание частей сказки. Составление плана сказки и пересказ по плану.

5

18.04

22.04

23.04

24.04

25.04

73.

По К. Паустовскому

«Корзина с еловыми шишками»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Беседа о композиторе Э. Григе о с опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Прослушивание музыкального произведения Э. Грига.  Чтение произведения по абзацам. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление описания осеннего леса.

Участие в беседе по выделению главной мысли произведения  с опорой на вопросы учителя. Составление краткого пересказа текста.

4

29.04

30.04

06.05

07.05

 74.

Техника чтения

По А. де Сент – Экзюпери

«Маленький принц»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Работа по совершенствованию техники чтения. Чтение по ролям. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения главной мысли произведения. Составление характеристики главного героя. Словесное рисование. Работа над пересказом текста.

4

08.05

13.05

14.05

15.05

75.

Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных писателей

(выбор авторов и произведений на усмотрение учителя)

Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Работа над техникой чтения (правильность, выразительность, осознанность). Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки, знания учащихся.  Оценка персонажей, их поступков, прочитанных произведений. Высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Участие в викторине, в конкурсах. Участие в коллективном обсуждении.

1

16.05

76.

В. Астафьев

«Зорькина песня»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя).  Чтение текста по абзацам. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения главной мысли произведения. Составление описания земляники.

2

20.05

21.05

77.

Н. Рыленков

«Нынче ветер, как мальчишка…»

Прослушивание аудиозаписи произведения в исполнении мастеров – чтецов. Чтение стихотворения цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Работа над выразительными средствами языка (сравнение, эпитеты).

Работа над выразительным чтением (правильность, выразительность, осознанность). Составление словесного описания. Разучивание стихотворения наизусть.

1

22.05

78.

Обобщающий урок по теме «Весна»

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт учащихся. Развитие техники чтения. Выборочное чтение отрывков произведений о весне. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление рассказа по плану. Участие в викторине.

3

23.05

27.05

28.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Чтение»   предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска;
  • демонстрационные  карточки:  «Мир животных»,  «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы»,«Птицы домашние», «Природные явления», «Времена года», «Деревья и кустарники», «Великие полководцы»;
  • наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по чтению;
  • Демонстрационные карточки: портреты писателей и поэтов.

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедиа  проектор в комплекте с креплением;
  • интерактивная доска;
  • цифровая видеокамера;
  • мультимедийный  проектор;
  • документ- камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по чтению.

Список  литературы

Нормативно-правовые документы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_19.10.2015.pdf/
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №12»

Учебно-методическая литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.
  2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011.

3.Габай, Т. В. Педагогическая психология: [учеб.пособие для вузов по спец. психологии] / Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

  1.   Коренев   А .  Н .  Нарушения   чтения   и   письма   у   детей. /  А .  Н .  Коренев . — СПб.: Речь, 2006.

Литература для учащихся

       1. Чтение.  5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост. З.Ф Малышева. – 17-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2018. – 255 с. : ил. – ISBN 978-5-09—55183-0/

      2. Ликум А. Детская энциклопедия  "Все обо всем".

      3.  Гуркова И.В. Энциклопедический словарь для детей от А до Я.

       4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.

Приложение 1

Текст для проверки техники чтения (сентябрь)

Чёрные руки

Бабушка замесила белое тесто. Оно пышное, мягкое.

Юра попросил испечь ему голубя. Бабушка начала лепить птицу из белого теста.

Юра не мог отвести глаз от бабушкиных рук. Словно впервые увидел он, что руки у бабушки чёрные, сухие, сморщенные, с тонкими подвижными пальцами.

Видит Юра, как появляется у голубя головка, крылышки. Каждое крылышко лёгкое и хрупкое.

Достала бабушка голубя из печки. Он белый, нежный. Вот-вот взлетит.

Юра спросил, почему руки у бабушки чёрные-чёрные, а голубь белый-белый.

- если бы у меня были белые руки, не было бы ни пышного теста, ни белого голубя, - тихо сказала бабушка.

Вопросы:

1. Какое тесто замесила бабушка?

2. Какие руки у бабушки?

3. Что ответила бабушка на вопрос Юры? Почему она так сказала?

Текст для проверки техники чтения (декабрь)

"Купание медвежат"

В.В. Бианки

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун - её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом - в воду, как первого. Полоскал, полоскал его - да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Вопросы:

1. Кто шёл по берегу реки?

2. Кто такой пестун?

3. Что он делал с медвежатами?

Текст для проверки техники чтения ( май)

Золотой луг

М. Пришвин

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...