Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.
рабочая программа по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна
Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по предмету: «Чтение (литературное чтение)»
предметная область: «Язык и речевая практика»
класс: 8
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

-ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКАЯ  ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей-предметников

Протокол № 1

от «30» августа 2023 г.

Руководитель МО

учителей-предметников

___________ С. А. Гончарова

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

________Т. М. Семенникова

от «31» августа 2023 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ

«Котовская школа-интернат»

_________В. П. Алатарцев

от «31» августа 2023 г.

Рабочая программа

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

по предмету: «Чтение (литературное чтение)»

предметная область: «Язык и речевая практика»

класс: 8

2023 - 2024 учебный год

Разработал: учитель - Гребенникова О.В.

г. Котово.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (литературное чтение) для обучающихся 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  •  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год ГКОУ «Котовская школа-интернат»
  • Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат»


При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
  2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
    Просвещение, 2018. – 230 с.;
  3.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;

Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Чтение» (литературное чтение) 8 класс:

  1. Чтение.8 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные. основные общеобразоват. программы /авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Цель – развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных произведений., формирование прочных навыков чтения   доступного их пониманию текста вслух и «про себя».

Основными задачами обучения чтению в специальной (коррекционной) школе является: научить детей читать  доступный их пониманию текст  вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное, формировать речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме; формировать способности грамотного, беглого, осознанного  чтения; воспитание интереса и любви к чтению, обогащать словарный запас.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

                                                                   Краткая характеристика учебного предмета

Программа направлена на совершенствование техники чтения учащихся и всех ее составляющих: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Большое внимание уделяется развитию речи и мышления учащихся. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Цель: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

Задачи:

  • развитие речи и мышления учащихся
  • умение отвечать на поставленные вопросы;
  • полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
  • кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
  • называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику,
  • оценивать их действия и поступки;
  • устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
  • делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Учащиеся учатся:

  • задавать вопросы по тексту одноклассникам;
  • анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
  • комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).

Сроки реализации программы:2023-2024 учебный год.

Программа построена с соблюдением следующих принципов:

- коррекционная направленность обучения:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

Основные направления коррекционной работы

  • Корригировать артикуляционный аппарат.
  • Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  • Развивать речь, владение техникой речи;
  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  • Развивать познавательные процессы.
  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

 Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглость чтения, т.е. плавное в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания, читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Особое внимание уделяется работе с иллюстрированным материалом, как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

Внеклассное чтение ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы.

Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуются технологии: личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания.

Формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения. Применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты, интерактивные упражнения.

Типы урока:  

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Межпредметные связи

Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая практика.

Адаптированная программа рассчитана на 4 часа в неделю. Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение чтения  (литературного чтения)  4 часа в неделю, что составляет 140 часов в год.

Рабочая программа рассчитана на 1 год.

               

Содержание программы

Примерная тематика

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,

Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, АН. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г. Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».

Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».

Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».

Ваншенкин КЯ. Стихотворения.

Гайдар А.П. «Школа».

Есенин С.А. Стихотворения.

Искандер ФА. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».

Каверин В А. «Два капитана».

Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).

Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».

Рубцов Н.М. Стихотворения.

Симонов К.М. Стихотворения.

Сурков АА. Стихотворения.

Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».

Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».

                                             Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала

       Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного курса чтение  и развитие речи в 8 классе разделена на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й уровень — основной состав учащихся , 2-й  уровень — учащиеся выполняющие задания с помощью учителя. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения в 8 классе

Личностные результаты

  • развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;
  • развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);
  • развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;
  • слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предметные результаты

  • совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
  • анализировать литературное        произведение:        определять        его
  • принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно¬выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно- художественного содержания произведения;
  • формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;
  • понимать авторскую позицию и высказывать своёотношение к ней;
  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;
  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;
  • создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
  • понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения.

Содержание учебного предмета «Чтение» в 8 классе

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество

Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.

Былины, исторические песни, предания, сказки.

Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.

Народная точка зрения на добро и зло.

Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.

Русская литература XIX века

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 8 класса.)

Биография и творчество        А. С. Пушкина,        М. Ю. Лермонтова,

И. А. Крылова,        Н.        А. Некрасова,        И.        С. Тургенева,        К. Пруткова,

И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Навыки чтения

Дальнейшее совершенствование        сознательного,        правильного,

выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.

Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нём нравственных истин.

Составление характеристики героев путём отбора соответствующих мест текста для подтверждения определённых черт характера.

Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).

Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.

Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.

Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.

Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.

Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.

Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя, составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.

Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употреблённых в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.

Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.

Определение жанровых особенностей произведения.

Внеклассное чтение. 

Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень (минимальный)

  • читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
  • читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
  • пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
  • выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
  • находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
  • учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);
  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

2-й уровень (достаточный)

  • читать вслух правильно, бегло, выразительно;
  • читать про себя доступные по содержанию тексты;
  • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
  • определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);
  • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
  • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
  • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
  • ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
  • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
  • заучить наизусть 10 стихотворений;
  • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

Тематическое планирование рабочей программы учебного предмета-

ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

с учетом требований ФГОС НОО

(136 часов)  8Б1  класс

№ п/п

Тематические блоки.

Темы.

К-во часов

Дата

Основные виды деятельности обучающихся с учетом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

             

              I четверть – 32ч.

I.

Устное народное творчество

1.1.

Вводный урок.

1

01.09

1.2.

Сказка – один из распространённых видов устного творчества .

1

04.09

1.3.

Сказка «Волшебное кольцо».

1

05.09

Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм: смелость, храбрость, доброта, трудолюбие, честность в народных и литературных (авторских) произведениях, нахождение особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных, волшебная).

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-po-litieraturnomu-chtie-25.html?ysclid=llze3qqf7j993856354

1.4.

Сказка «Волшебное кольцо». Добрые поступки Мартынки.

1

06.09

1.5.

«Волшебное кольцо». Герои сказки «Воспевание доброты и дружбы»

1

08.09

https://www.youtube.com/watch?v=KCRSzz99oVU

1.6.

Пословицы и поговорки.

1

11.09

https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/eliektronnyi_ obrazovatiel_nyi_riesurs_poslovitsy_i_poghovorki?ysclid=llze 7wslh361232669

1.7.

Баллады. Статья «Баллады» (общее понятие)      

1

12.09

1.8.

  Баллада В.А. Жуковского . «Перчатка».

2

13.09

15.09

Индивидуальная работа: воспитание  нравственных понятий честности, доброты, долга.

1.9.

И.З. Суриков «Нашла коса на камень»

1

18.09

1.10

Былины. Статья «Былины»

1

19.09

1.11

Былина «Садко»

2

20.09

22.09

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-bilina-sadko-klass-1202428.html?ysclid=llzebyas1t465693723

1.12

Входной контроль техники чтения.

1

25.09

1.13

Урок внеклассного чтения.

Чтение произведений устного народного  творчества

1

26.09

II.

Произведения русской литературы XIXвека

2.1.

А.С.Пушкин. Биография.

1

27.09

https://urok.1sept.ru/articles/531093?ysclid=llzedq2m85474660724

2.2.

М.Я.Басина «Публичное испытание».

1

29.09

2.3.

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

1

02.10

2.4.

А.С.Пушкин «Памятник»

1

03.10

2.5.

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд..»

1

04.10

2.6.

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

06.10

2.7.

А.С.Пушкин «И. И. Пущину»

1

9.10

2.8.

А.С.Пушкин «Няне»

1

10.10

2.9.

А.С.Пушкин «Сожженное письмо»

1

11.10

2.11.

А.С.Пушкин «Я вас любил…»

1

13.10

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-aspushkin-ya-vas-lyubil-3429709.html?ysclid=llzep0ei6o955463385

2.12.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Образы героев в сказке.

1

16.10

Работа в группах: заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по сюжету

Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки-средство формирования  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию

https://infourok.ru/prezentaciya-as-pushkin-skazka-o-pope-i-o-rabotnike-ego-balde-3924704.html?ysclid=llzeqwbvq574492817

2.13.

Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде». Поэтическое мастерство Пушкина

1

17.10

https://www.youtube.com/watch?v=-nbUhuQ-DEY

2.14.

 Урок внеклассного чтения.

Произведения А.С.Пушкина

1

18.10

2.15.

М.Ю. Лермонтов. Биография  поэта.

1

20.10

https://infourok.ru/eor-po-literature-na-temu-zhizn-i-tvorchestvo-myu-lermontova-klass-2814485.html?ysclid=llzepwzjtf750880468

2.16

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».

1

23.10

2.17.

М.Ю. Лермонтов «Родина».

1

24.10

2.18

М.Ю.Лермонтов «Парус».

1

25.10

2.19

М.Ю.Лермонтов «Сосна».

1

27.10

         

II четверть -32ч.

2.18.

  М.Ю.Лермонтов «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Опричник Кирибеевич на пиру у царя.

1

07.11

Творческая дифференцированная работа -воспитание  уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России.

  https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/11/26/prezentatsiya-poema-m-yu-lermontova-pesnya-pro-tsarya-ivana

2.19.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рассказ Алены Дмитриевны мужу.

1

08.11

2.20.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Кулачный бой на Москве-реке.

1

10.11

2.21

Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому".

2

13.11

14.11

2.22.

М.Ю.Лермонтов «Песня царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (обобщающий урок)

2

15.11

17.11

https://www.youtube.com/watch?v=Izev2QU96Vo

2.23.

Отзыв о прочитанном произведении

1

20.11

2.24.

Урок внеклассного чтения.

(по выбору учителя)

1

21.11

2.25.

И.А.Крылов. Биография баснописца

1

22.11

Мораль басни как нравственный урок (поучение). Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением настроения героев

https://urok.1sept.ru/articles/655032?ysclid=llzewtlfa0310064337

2.26.

 И.А.Крылов «Волк на псарне».

1

24.11

2.27.

И.А.Крылов «Осел и соловей».

1

27.11

2.28.

И.А.Крылов «Муха и пчела».

1

28.11

2.29.

Урок внеклассного чтения.

И.А. Крылов. «Синица», «Волк и Лисица», «Ворона и Курица».

1

29.11

2.30

Н.А.Некрасов. Биография

1

01.12

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/06/18/biografiya-nekrasova

2.31.

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

1

04.12

Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища- воспитывать бережное отношение к сельскохозяйственному труду.

2.32.

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская».

1

05.12

2.33.

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

1

06.12

2.34

Н.А.Некрасов «Русские женщины».

1

08.12

2.35.

И.С.Никитин. Биография поэта. «Русь».

1

11.12

2.36.

И.С.Никитин «Утро на берегу реки».

1

12.12

2.37.

Урок внеклассного чтения.

Стихи  русских поэтов .

1

13.12

2.38.

И.С. Тургенев. Биография писателя.

1

15.12

2.39.

И.С. Тургенев «Муму». 1 глава: Приезд Герасима в город.

1

18.12

Использую учебный диалог воспитывать активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-is-turgenev-mumu-klass-885762.html?ysclid=llzf3vzenf218564480

2.40.

И.С. Тургенев «Муму». 2 глава: Необыкновенное происшествие.

1

19.12

2.41

И.С. Тургенев «Муму». 3 глава: Муму в барских покоях.

1

20.12

2.42

И.С. Тургенев «Муму». 4 глава: Переживания Герасима.

1

22.12

2.41.

И.С. Тургенев «Муму». 5 глава: Переполох в доме

1

25.12

2.42.

И.С. Тургенев «Муму». 6 глава: Решение Герасима

1

26.12

2.43

Промежуточный контроль техники чтения

1

27.12

2.44.

И.С. Тургенев «Муму». 7 глава: Твёрдость слова и сила воли Герасима.

2

29.12

09.01

III четверть – 44ч.(-23.02;08.03)

2.45.

Обобщающий урок И.С. Тургенев «Муму»

1

10.01

https://videouroki.net/razrabotki/is-turgenev-mumu-prezentatsiya.html?ysclid=llzf5rfmgu377928677

2.46.

Изложение по одной из частей рассказа И.С. Тургенева «Муму»

2

12.01

15.01

2.47.

Л.Н.Толстой. Биография.

1

16.01

https://www.culture.ru/persons/8211/lev-tolstoi

2.48

Л.Н.Толстой «После бала». 1 часть.

1

17.01

Воспитание общечеловеческих ценностей; е духовно-нравственных качеств личности, умение сострадать; с честью выходить из трудных ситуаций, обучение культуре речевого общения и этикету; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-l-n-tolstoy-posle-bala-klass-2696043.html?ysclid=llzf96qw41650244886

2.49

Л.Н.Толстой «После бала». 2 часть.

1

19.01

2.50

Л.Н.Толстой. «После бала».Особенности композиции.

Приемы изображения внутреннего состояния героев.

1

22.01

2.51

Отзыв о прочитанном произведении

1

23.01

III

Произведения русских писателей

1-й половины XX века

3.1

А.П.Чехов. Биография.

1

24.01

https://infourok.ru/prezentaciya-biografiya-a-p-chehova-6319062.html?ysclid=llzfah7q6d739173987

3.2.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

1

26.01

Работая в группах выявить, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами;

https://урок.рф/library/prezentatciya_ap_chehov_loshadinaya

_familiya_155057.html?ysclid=llzfdx1cl3951354304

3.3.

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

1

29.01

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-analiz-yumoristicheskogo-rasskaza-a-p-chehova-loshadinaya-familiya-4305735.html?ysclid=llzfbhhsvq189480178

3.4

Урок внеклассного чтения. Юмор и сатира в рассказах А.П.Чехова.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Радость», «Хирургия».

1

30.01

3.5.

В.Г. Короленко. Биография.

1

31.01

https://infourok.ru/prezentaciya-po-chteniyu-biografiya-v-g-korolenko-6734414.html?ysclid=llzff40ip9389692383

3.6.

В.Г. Короленко.

«Слепой музыкант», 1 глава

1

02.02

Через фронтальную работу  развивать умение оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков

https://infourok.ru/prezentaciya-po-chteniyu-po-povesti-vgkorolenko-slepoy-muzikant-klass-3648471.html?ysclid=llzffr2jpw368752522

3.7.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 2-3 главы: Знакомство детей.

2

05.02

06.02

3.8.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 4-6 главы: Жизнь в усадьбе.

2

07.02

09.02

3.9.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 7-9 главы: В обществе молодёжи.

2

12.02

13.02

3.10.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 10 глава: Объяснение Эвелины и Петра.

1

14.02

3.11.

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 11 глава: Гордое сознание своей силы.

1

16.02

3.12.

Отзыв о прочитанном произведении

1

19.02

3.13.

А.М.Горький. Биография

1

20.02

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-biografiya-amgorkogo-3800054.html?ysclid=llzgu7zvu9712887900

3.14.

А.М.Горький «Макар Чудра». Главные герои.

1

21.02

https://topslide.ru/literatura/mgorkii-makar-chudra?ysclid=llzgy3h6tb385671681

3.15.

А.М.Горький «Макар Чудра».

2

26.02

27.02

3.16.

С. Есенин. Биография поэта.

1

28.02

https://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-po-literature-biografiya-esenina-klass-2353559.html?ysclid=llzgyw5tnk390436812

3.17.

С. Есенин «Спит ковыль»

1

01.03

Работа в паре: воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста

3.18.

С. Есенин «Пороша»

1

04.03

3.19.

С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

1

05.03

3.20.

А. Платонов.  Биография.

Сказка «Разноцветная бабочка».

1

06.03

https://infourok.ru/prezentaciya-po-chteniyu-na-temu-aplatonov-raznocvetnaya-babochka-2135832.html?ysclid=llzgzwydfs984049946

3.21.

А.  Платонов.   Сказка «Разноцветная бабочка».

1

11.03

3.22.

А.Н.Толстой.  Биография.

«Русский характер».

1

12.03

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-tolstoy-russkiy-harakter-3694160.html?ysclid=llzh0lye95584260763

3.23

А.Н.Толстой  «Русский характер». Егор Дрёмов на войне.

1

13.03

Способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию обучающихся, путём организации самостоятельной деятельности

3.24

А.Н.Толстой. «Русский характер». Егор Дремов в родительском доме.

1

15.03

3.25

"Человек он простой, тихий, обыкновенный…" по рассказу А.Н.Толстого "Русский характер"

1

18.03

3.26

Отзыв о прочитанном произведении

1

19.03

3.27

Н.А.Заболоцкий.Биография  «Некрасивая девочка»  

1

20.03

Развитие эмпатии – умения осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать через групповые дидактические задания»   Работа над выразительностью чтения

IV.

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

4.1.

К. Паустовский «Телеграмма». Одиночество Екатерины Петровны.

1

22.03

Дифференцированная работа:  содействовать воспитанию эмоциональной отзывчивости , морально-нравственных качеств

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-paustovskiy-kg-telegramma-3077116.html?ysclid=llzh1ftbzy680263012

4.2.

К. Паустовский «Телеграмма». Раскаяние Насти.

1

01.04

IV четверть – 32ч..(-01.05;09.05)

4.3.

Урок-размышление К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Отзыв о прочитанном произведении

1

02.04

4.4.

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Печаль и радость.

1

03.04

Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

https://урок.рф/library/r_fraerman_dikaya_sobaka_dingo

_ili_povest_o_perv_135811.html?ysclid=llzh2olseo362371522

4.5.

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». В школе.

2

05.04

08.04

Самостоятельное озаглавливание части

4.6.

.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Новогодний праздник.

1

09.04

Составление характеристики героя

4.7.

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».  Пурга. Прощание

2

10.04

12.04

Формирование умения размышлять над поступками героя Нахождение в тексте описательных и повествовательных фрагментов

4.8.

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть.

1

15.04

Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических

понятий «врать, обманывать» и «фантазировать».

https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-chteniya-i-razvitiya-rechi-v-8-klasse-l-a-kassil-pekiny-butsy-5607764.html?ysclid=llzh4socda583070813

4.9.

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 2-3 части.

2

16.04

17.04

4.10.

Л.А.Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы». Составление характеристики героя

1

19.04

4.11.

А.Т.Твардовский Чтение отрывков из поэмы «Василий Тёркин» «Гармонь».

1

22.04

Способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию обучающихся, путём организации самостоятельной деятельности

https://www.youtube.com/watch?v=ScKmWz1whdI

4.12.

А.Т.Твардовский Чтение отрывков из поэмы «Василий Тёркин» «Кто стрелял», «В наступлении»

1

23.04

4.13.

В.М. Шукшин. Биография.

1

24.04

4.14.

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Пожар в бензохранилище.

1

26.04

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-a-t-tvardovskii-vasilii-tiorkin-1-urok.html?ysclid=llzh7v9wrb210460753

4.15.

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». 2-3 главы.

2

29.04

30.04

4.16.

Урок внеклассного чтения.

В.М. Шукшин «Сильные идут дальше»

1

06.05

Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей посредством использования работы в парах

https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-vneklassnogo-chteniya-po-rasskazu-v-m-shukshina-grinka-malyugin-8-klass-4848531.html?ysclid=llzh996q51611168696

4.17.

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

2

07.05

08.05

4.18.

Урок внеклассного чтения.

В.М. Шукшин «Сильные идут дальше»

1

13.05

4.19.

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

1

14.05

Фронтальная работа: Способность

замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими

4.20.

Р.П. Погодин «Алфред». Дед Улан. Занятия ребят.

1

15.05

https://www.youtube.com/watch?v=gW57MRAUQMI

4.21

Р.П. Погодин «Алфред». Появление Алфреда в деревне

1

17.05

4.22

Р.П. Погодин «Алфред». Помощь ребят колхозу. Случай в саду у деда Улана

1

20.05

4.23

А.А.Сурков «Родина».

1

21.05

Работа в парах: понимание идеи произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни

человека

4.24

Сочинение «С чего начинается Родина»

2

22.05

24.05

 4.25

Итоговый контроль техники чтения.

1

27.05

4.26

Урок внеклассного чтения.

( по выбору учителя)

1

28.05

Материально-техническое обеспечение

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы \ под ред. В.В.Воронковой \ Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2013.

Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1, Вариант 2), ФГОС ОВЗ, Москва «Просвещение» 2018 г.

Чтение. 5 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные. основные общеобразоват. программы /авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе./А.К.Аксёнова. - М.: Владос, 2004.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает:

комплекты учебников;

печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;

словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;

технические средства обучения;

экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды,

соответствующие содержанию обучения;

игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.

Образовательные электронные ресурсы:

http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.school.edu.ru / -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru / - Все образование Интернета

Электронные средства (презентации) по следующим темам: История загадки, Русские народные сказки, Басни И. Крылова, Лето в картинах русских художников, Осень в картинах русских художников, Зима в картинах русских художников, Весна в картинах русских художников, Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьн...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класс.

Рабочая программа для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Русский язык»предметная область: «Язык и речевая практика»к...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение (литературное чтение)»предметная область: «Язык и речевая практи...