Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
рабочая программа по технологии (9 класс)

Косыгина Елена Петровна
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущие и итоговые результаты труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_9_klass.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

Утверждено

Приказ № 208

от 29.08.2019 г.

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Ручной труд»

для 9а класса

на 2022-2023 учебный год

(обучение на дому)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Основная цель предмета по ручному труду разработана на основе программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости. Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду.

Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия.

По мере усложнения условий для творческих задач и перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действий и рефлексия.

В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Материал программы обеспечивает реализацию поставленных целей, учитывает особенности интеллектуального развития учащихся, доступен для понимания и практического воплощения учащимися.

Курс «Ручной труд» в классах для детей с умеренной умственной отсталостью направлен на образование учащихся с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития личности, формирование общей культуры, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, а, в конечном счёте, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР с объектами труда и дает возможность постепенно раскрывать связь между объектами труда и жизнью человека. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия данного контингента аномальных детей. Основные задачи курса: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий. Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью.

Программа предусматривает усвоение и формирование не только общетрудовых умений, но и развитие творческих способностей учащихся.

В программе предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку. Так при изучении каждой темы, для достижения общей цели дети выполняют отдельные операции по мере своих психофизических возможностей.

На каждом уроке предусматривается выполнение упражнений для развития мелкой моторики пальцев. Это занятие с небольшими тренажерами, коробочками, мешочками с крупами, шариками различных размеров, с маленькими массажными (с шипами) мячиками.

При отборе содержания курса «Ручной труд» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения школьников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР.

Программа реализует развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Сенсорное воспитание.

Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.

Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к собственным поделкам;

Формирование навыков и умений работы с бумагой, картоном, природными материалами;

Выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения личностных качеств.

Основное внимание при похождении курса «Ручной труд» уделено коррекционной работе, целью которой, в конечном счёте, является социальная адаптация учащихся и дальнейшее приспособление к жизни.

Структура курса представлена следующими разделами: «Техника безопасности на рабочем месте», «Работа с выжигательным аппаратом», «Работа с пластилином».

Общая характеристика учебного предмета, курса «Ручной труд» в 9а классе. На трудовых занятиях предусмотрено развитие внимания, подражания, сенсорных процессов, формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных действий. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой, с использованием бумаги, с предметами, различных по цвету, форме, величине, отношениям в пространстве.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.

Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которыми действует ребёнок. Предполагается сочетание индивидуальной работы с подгруппой или группой детей.

Основные формы обучения. Основная форма обучения – урок.

-Комбинированные уроки.

-Уроки сообщения новых знаний.

-Уроки закрепления и применения знаний.

Используемые методы:

1.Расказ учителя.

2.Беседа по теме.

3.Повторение рассказа.

4.Игры с правилами.

5.Инструктаж по технике безопасности перед началом всех видов деятельности.

Личностные результаты

Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.

Укрепление доверия.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

основные геометрические фигуры;

основные цвета и формы;

рабочие инструменты и приспособления;

технику безопасности при работе с выжигательным аппаратом;

правила поведения в мастерской.

Учащиеся должны уметь:

различать предметы;

знать правила использования электрических приборов и ТБ;

выжигать рисунок на фанере;

раскрашивать рисунок;

пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой

Критерии оценки письменных (устных) работ

Оценка успехов учащихся носит поощрительный характер. Цель оценки - повысить мотивацию, поддерживать уверенность учащихся в собственных силах.

Структура и содержание учебного предмета

Количество часов

Класс

В неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

По плану

1 ч

9 ч

7 ч

10 ч

8 ч

34

Наименование темы

Количество часов по программе

1

Техника безопасности на рабочем месте.

2

2

 «Работа с выжигательным аппаратом».

19

3

«Работа с пластилином».

13

Итого

34

Приложение

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование  по ручному труду 8а класс

на 2021-2022  учебный год  учителя Косыгиной Елены Петровны

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Работа с выжигательным аппаратом. ТБ безопасности при работе с аппаратом. Пирография. Виды выжигательных аппаратов.

1ч.

2.09

ТБ безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Техники и способы выжигания.  Контурная техника. Силуэтная техника. Художественная техника.

09.09

ТБ безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание машинки на фоне луны.

16.09

ТБ безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание машинки на фоне луны.

23.09

ТБ безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание машинки на фоне луны.

30.09

ТБ безопасности при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание машинки на фоне луны.

07.10

Декоративная доработка поделки, с использованием наждачной бумаги. Раскрашивание карандашами.

14.10

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание автомобиля.

21.10

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание автомобиля.

28.10

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание автомобиля.

2ч.

11.11

Декоративная доработка поделки, с использованием наждачной бумаги. Раскрашивание поделки цветными карандашами.

18.11

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Правила пользования электроприборами. Выжигание ежика.

25.11

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Правила пользования электроприборами. Выжигание ежика.

02.12

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание кораблика на воде.

09.12

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание кораблика на воде.

16.12

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание кораблика на воде.

23.12

Декоративная доработка поделки, с использованием наждачной бумаги. Раскрашивание поделки цветными карандашами.

3ч.

13.01

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание совы.

20.01

ТБ при работе с выжигательным аппаратом. Выжигание совы.

27.01

Подготовка рабочего места для лепки. Лепка гусеницы.

03.02

Правила использования формочек, при работе с быстросохнущим пластилином.

10.02

Лепка фруктов с использованием детских формочек.

17.02

Лепка насекомых с использованием детских формочек.

03.03

Лепка геометрических фигур с использованием детских формочек.

10.03

Аппликация. Картон, пластилин, пуговицы. Дерево.

17.03

Аппликация. Картон, пластилин, пуговицы. Зайка.

24.03

Картины из пластилиновых жгутиков.

4 ч.

07.04

Картины из пластилиновых жгутиков.

14.04

Картины из пластилиновых жгутиков.

21.04

Пластишка. Работа с пластилином. Осьминожка.

28.04

Пластишка. Солнце и месяц.

05.05

Пластишка. Улитка.

12.05

Пластишка. Мышь из пластилиновых жгутиков.

19.05

Пластишка. Пони из пластилина.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни

При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе: Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс география

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс ручной труд

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...