Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология
рабочая программа по алгебре (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8klass.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава
Измалковского муниципального района Липецкой области»
Рассмотрено Протокол заседания педаг. совета от 30.08.2021 г. №1 | Утверждено Приказ от 30.08.2021 г. №130 |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для 8 класса
на 2021-2022 учебный год
(обучение на дому)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава;
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», (под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Рабочая программа по биологии, как неотъемлемая часть учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида, разработана в целях воспитания и обучения с учетом межпредметных связей и личностных результатов обучающихся, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
Биология как учебный предмет в 8 классе изучает раздел «Животные»
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся о строении и жизни животных;
2) формирование правильного понимания природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни растений и животных;
3) проведение через весь курс экологического воспитания бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Курс «Биология» в 8 классе состоит из раздела «Животные».
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практически работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Учебному плану МБОУ СОШ.Чернава на изучение биологии в 8 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 1 час в неделю (34 часа).
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:
Учебного плана МБОУ СОШ.Чернава, Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», (под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание).
8 класс 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Учащийся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Введение
Беспозвоночные животные:
Позвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви
Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви-паразиты (глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые
Общие признаки насекомые. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация:
Живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;
Фильмов о насекомых.
Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные
Общие признаки земноводных Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спиной мозг, нервы. Значение. Внутреннее строение млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний и вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-нибудь питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных за их кормлением и уходом.
Практическая работа
На любой животноводческой ферме, расположенной в близи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Итоговая контрольная работа.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Информационно – методический материал для биологии
Программа:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 классы», (под редакцией Воронковой В.В. издательство «Просвещение» Москва, 2013 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание)
Литература для обучающихся:
Биология. Животные 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIIIвида/ А.И.Никишов, А.В.Теремов /9-е изд.-М.: Просвещение, 2021.-231с.:ил.
Структура и содержание учебного предмета
Количество часов | ||||||
Класс | В неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
По плану | 1 ч | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Приложение
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по биологии 8а класс
на 2021-2022 учебный год учителя Косыгиной Елены Петровны
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Многообразие животного мира. НРК . Значение животных и их охрана | 1четв. 2.09 | |
2 | Общие признаки беспозвоночных животных Черви. Общие признаки червей. Дождевой червь | 09.09 | |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных Черви. Общие признаки червей. Дождевой червь | 16.09 | |
4 | Круглые черви – паразиты человека Насекомые. Общие признаки насекомых | 23.09 | |
5 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. НРК Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка | 30.09 | |
6 | Майский жук Комнатная муха. Медоносная пчела | 07.10 | |
7 | Тутовый шелкопряд Опасный пришелец из Колорадо. НРК | 14.10 | |
8 | Экскурсия «Неутомимые санитары леса». Повторительно-обобщающий урок по теме «Черви», «Насекомые» | 21.10 | |
9 | Общие признаки позвоночных животных Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб | 28.10 | |
10 | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. Нервная система. Размножение рыб. Речные рыбы | 2четв. 11.11 | |
11 | Морские рыбы Демонстрация фильма «Жизнь морских животных». Рыболовство и рыбоводство. НРК | 18.11 | |
12 | Рациональное использование и охрана рыб Многообразие рыб | 25.11 | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыбы» Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки | 02.12 | |
14 | Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки. Хвостатые родственники лягушки. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. | 09.12 | |
15 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся. | 16.12 | |
16 | Многообразие пресмыкающихся. Демонстрация влажного препарата. НРК Повторительно-обобщающий урок по теме «Земноводные», «Пресмыкающиеся» | 23.12 | |
17 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. Особенности скелета птиц | 3четв. 13.01 | |
18 | Особенности внутреннего строение птиц Размножение и развитие птиц | 20.01 | |
19 | Птицы, кормящиеся в воздухе Птицы леса. НРК | 27.01 | |
20 | Хищные птицы. Демонстрация фильма о хищных птицах. Птицы пресных водоёмов и болот | 03.02 | |
21 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека Нелетающие птицы. Презентация. | 10.02 | |
22 | Домашние куры, утки и гуси. Птицеводство. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму (или на домашний двор) | 17.02 | |
23 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Демонстрация скелета. | 24.02 | |
24 | Внутренние органы млекопитающих. Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. НРК | 03.03 | |
25 | Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов Хищные звери. НРК | 10.03 | |
26 | Дикие пушные хищные звери Домашние хищные звери | 17.03 | |
27 | Ластоногие. Китообразные | 4четв. 31.03 | |
28 | Парнокопытные Непарнокопытные | 07.04 | |
29 | Приматы Повторительно-обобщающий урок по теме «Млекопитающие» . НРК | 14.04 | |
30 | Корова Содержание коров на фермах. Выращивание телят. НРК Овцы Содержание овец и выращивание ягнят | 21.04 | |
31 | Верблюды Северные олени | 28.04 | |
32 | Домашние свиньи Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. Домашние лошади Содержание лошадей и выращивание жеребят | 12.05 | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие» | 19.05 | |
34 | Итоговая контрольная работа | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс биология
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и зад...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс ручной труд
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 7 класса составлена на основе:...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс география
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова...