Главные вкладки

    Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"
    учебно-методический материал по технологии на тему

    В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mo.docx26.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение – специальная (коррекционная) школа № 9

    Выступление на МО

    «Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  навыков самооценки и потребности к труду».

         

    Автор – составитель:

    Коваленко М.Ф.,

    Учитель трудового обучения

    Мысковский городской округ

    2017 год

    Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными.

    На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно, выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребенка.

    Появляется необходимость в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.

    На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимания ученых и педагогов-практиков  на эту проблему.

    Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Но очевидным выглядит тот факт, что сохранение прежней системы оценивания учебного труда, в рамках которой практически отсутствует учет мнения самых обучаемых, делает затруднительным переход к системе развивающего         обучения.

    Проблемы, с которыми нам приходится постоянно сталкиваться в работе – это отсутствие устойчивой мотивации к учению у значительной части учащихся, устаревшая оценочная система и необходимость разработки компетентностного подхода в обучении. Как сделать оценку деятельности учащегося максимально объективной, понятной ему, способствующей включению внутренних мотивов учебной деятельности. Что нужно сделать, чтобы оценка из барьера, отделяющего ученика от учителя, семью от школы превратилась в союзника учителя, смогла объединить оба субъекта обучения.     Главными в оценочной деятельности являются три вопроса: что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.  

    Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?

    ü  обучающийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности.

    ü  обучающийся должен иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности.

    ü  обучающийся должен четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе.

    ü  обучающийся должен понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.

    Работу по формированию навыков самооценки надо начинать как можно раньше, лучше с первых дней обучения. Что следует делать учителю для развития навыков самооценки. Во-первых, следует посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, можно выработать целую систему параметров и критериев:

    ·       познавательная деятельность на уроке в момент проверки домашнего задания;

    ·       познавательная деятельность на уроке в момент изучения нового материала;

    ·       работа в тетради;

    ·       развернутый ответ у доски или с места;

    ·       выполнение практического задания;

     Стремление человека к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Она проявляется уже у маленького ребенка, который все хочет делать сам. Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способностей обучаемого к самоуправлению учениям. Этот процесс предполагает, прежде всего освоение им управляющих функций учителя и обращения их на самого себя. Это приводит к тому, что выступая в роле учителя по отношению к себе, обучаемый начинает осуществлять и его функции - мотивирует, регулирует, контролирует и оценивает свою учебную деятельность на всех ее этапах (анализа, проектирования, реализации).

     “Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологоческая структура включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или учебную задачу в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действий); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и в самооценку. (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер)” [4].

    Управлять учебной деятельностью – это значит организовывать учение обучающихся, то есть направить их на решение системы учебных задач. Специфика деятельности учителя состоит в том, что он ставит обучающегося в позицию человека, активно усваивающего знания.

    Для этого учитель:

    ● Стремиться к тому, чтобы поставленные им учебные задачи были приняты учащимися;

    ● Прилагает усилия к тому, чтобы ими были освоены способы решения учебных задач;

    ● Формирует у учащихся способность к оценке результатов учения;

    ● Создает условия для проявления активности и самостоятельности в учебной деятельности.

    Формирование у обучающихся навыков самоконтроля является необходимым компонентом учебной деятельности. Работу по формированию самоконтроля важно начинать с начальных классов, чтобы выработать правильный подход к организации учебной деятельности. Наблюдения показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья самоконтролем владеют слабо, хотя к обучению относятся с интересом. На начальных этапах формирования самоконтроля учителю необходимо позаботиться о создании у детей положительных мотивов, побуждающих овладеть этой операцией и систематически ее выполнять. У школьников в качестве таких мотивов могут выступать требования учителя, желание ученика найти и исправить ошибку, убедиться в правильности выполненной работы, получить хорошую отметку, похвалу учителя, одобрение.

     Одним из средств формирования у обучающихся самооценки и самоконтроля на уроках трудового обучения является обучение детей существующим способом проверки правильности выполнения специфических для этого предмета заданий. Полезно приучать детей осуществлять проверку каждого этапа работы . Для закрепления навыка самоконтроля полезно использовать специально подобранные игры, такие как: “Сделай так же”, “Кто быстрее. Дидактическая игра представляет простор и для организации групповой работы детей, что весьма благоприятно для формирования самоконтроля. Это связано с тем, что дети охотнее выполняют взаимоконтроль, чем самоконтроль. Поэтому обучение данному умению целесообразно строить через взаимоконтроль в совместной деятельности. Проверяя работу товарищей, выполняя функции контролера, ребенок учится контролировать и себя. Перед ним всегда должны стоять такие вопросы: “Для чего я что- то делаю?”, “Что получится в результате моих действий?”, “Какое влияние они окажут на меня и окружающих?” Ответить на них можно только тогда, когда пытаешься понять себя, превращать свои эмоции, чувства, мысли, поступки в важнейший предмет познания.

    Обобщая выше сказанное, выделяю основные общие для формирования у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы показать обучающимся значимость навыков самооценки и потребности к труду, раскрыть на доступном материале их содержательную сторону. Методическое решение этой задачи может быть самым разнообразным, но итогом ее должно быть четкое осознание обучающимися взаимосвязи трех элементов познания: цель-средство (приемы работы) – результат.

     Условия, которые способствуют эффективному формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду на уроках трудового обучения:

    ● Трудовые умения вырабатывались при условии многочисленных упражнений.

    ● Творческий характер задания.

    ● Планирование учебной деятельности.

    ● Создание ситуации успеха.

    ● Создание условия чтобы каждый ребенок осознал значимость выполняемой работы.

    ● Сочетание различных форм работы.

                                               

     

    Список литературы.

    1. Обучение детей с отклонениями в развитии (текст).

    Отв. ред. Т.А.Власова – м.: Просвещение, 117с.

    1. Психология памяти (текст). Отв. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – м.: Черо, 2000 – 816с.
    2. Учить самостоятельности: кн. для учителя. П.В.Жарова – м.: Просвещение,  205с.

    4. Школа и производство научно-методический журнал, 2007, №2,7    

        (И.В.Зотова, Н.В.Усова).

    5. Психология эмоций, чувств, воли. В.В.Дружинин, М. Владос 2003-185.

    6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных)

        образовательных учреждениях VIII вида, В.Г. Патракеев, М. Владос,

         2003-191.            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование навыков здоровьесбережения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальной школы»

    Основные направления реализации проекта "Здоровье":•физкультурное - оздоровительное направление•направление обеспечение безопасности жизнедеятельности•экологическое направлени...

    Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

    В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

    В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

    Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

    Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

    Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...