Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы
рабочая программа

Чернова Светлана Евгеньевна

  В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотности является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии. Необходимость использования компьютера в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Починковская школа -интернат»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Основы компьютерной грамотности»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

1-4 классы

учитель: Чернова С.Е.

Пояснительная записка.

  В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе.

Задачей обучения компьютерной грамотности является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии.

   Необходимость использования компьютера  в специальном коррекционном обучении неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

 « Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»- это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования компьютера в учебном процессе коррекционной школы.

        Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться    именно  в

      младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети  

      могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

   Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Программа курса состоит из часов:

1-2 класс «Юный художник» (34 ч)

3 класс «Учимся печатать» (34 ч)

4 класс «Мастер презентации» (34 ч)

   Одной из важнейших задач курса  является формирование мышления и творческих способностей учащихся.

  Занятия курса внеурочной деятельности проходят с использованием следующих форм:

Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере;

Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя;

Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся;

Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжении нескольких занятий.

  Занятия данного курса, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

   Основными целями программы «Основы компьютерной грамотности» являются:

- подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности. А также

- освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре.

- Овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Основные задачи общего учебного процесса дополнительной образовательной программы «Основы компьютерной грамотности»:

- формирование метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

формирование личностных умений:  мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;  познавательных навыков ,  самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления; организация на занятии парно-групповой работы;

- формирование предметных умений: представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию).

Содержание программы

1-2 класс «Юный художник» (34 ч)

Введение

  При помощи графического редактора Paint можно создать на компьютерном экране разнообразные композиции и выполнить с ними различные виды работ.

 Цель программы:

 - привитие навыков работы с компьютерной графикой, осознание связей и взаимодействие искусства с окружающей жизнью.

Задачи программы:

- развитие мышления и творческого воображения;

- эстетическое воспитание учащихся;

- привитие любви к искусству.

Содержание курса:

№п\п

Тема раздела

Кол-во ч.

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

2

Компьютер и его устройство. Программы.

2

3

Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы.

31

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:

  • графический редактор Paint;
  • инструменты графического редактора;
  • панель инструментов;
  • палитра красок.

2.Приобретение практических навыков при работе с графическим редактором Paint:

  • уметь работать с параметрами инструментов;
  • уметь работать с палитрой цветов;
  • выполнять творческие работы в среде графического редактора.

3.Приобретение социальных навыков:

  • умение работать в группе;
  • умение оценить не только свою работу , но и товарища

3 класс « Учимся печатать».

Введение

В современном мире необходимо владеть компьютерной грамотностью, умением печатать тексты, редактировать их.

Цель программы:

 -  развивать умение набирать тексты различной сложности на компьютере;

 -  редактировать, составлять рисунки, похвальные листы, грамоты.

Задачи программы:

 -  развитие навыков работы с текстом;

 - развитие мотивации к совершенствованию письменной речи младших школьников;

 - развитие умения применять полученные знания в своей жизни.

Содержание курса

№п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером.

1

2

Компьютер и его устройство. Программы.

2

3

Текстовый редактор Word.

31

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:

  • текстовый редактор Word;
  • инструменты текстового редактора;
  • приемы работы в Word;

2.Приобретение практических навыков при работе с текстовым редактором Word:

  • уметь работать с параметрами инструментов;
  • уметь набирать и редактировать текст;
  • выполнять творческие работы в среде графического редактора.

3.Приобретение социальных навыков:

  • умение работать в группе;
  • умение оценить не только свою работу , но и товарища.

4 класс « Мастер презентации».

Введение

В современном мире требуется умение свободно общаться, отстаивать свою точку зрения.

Этому учит презентация. Она позволяет школьникам, работая с большими объемами информации, отстаивать свои мысли, защищать свои проекты.

Цели программы:

 - привитие навыков работы на компьютере, использование полученных знаний (создание презентаций) на других предметах.

Задачи программы:

 - изучение принципов работы при создании презентаций;

 - формирование работы в сети Internet;

 -  развитие памяти, внимания,  мышления, творческого воображения.

Содержание курса

№п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютерном кабинете.

1

2

Компьютер и его устройство. Программы.

2

3

Редактор Power Point.

31

ИТОГО:

34

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство учащихся с теоретическими понятиями:

  • назначение  программы Power Point;
  • возможности и работа программы Power Point;
  • приемы работы в Power Point;

2.Приобретение практических навыков при работе с  редактором Power Point:

  • уметь пользоваться приемами работы в Power Point;
  • уметь создать презентацию, используя Power Point
  • составлять и защищать творческие мини-проекты.

3.Приобретение социальных навыков:

  • умение работать в группе;
  • умение оценить не только свою работу, но и товарища

Календарно-тематическое планирование

1 класс

«Юный художник» (34 ч)

(работа в графическом редакторе Paint)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в компьютерном классе.

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство.

2

4

Включение и выключение компьютера.

1

5

Пользование мышью.

1

6,7

Клавиатура. Основные клавиши.

2

8,9

Управление курсором мышью и клавишами.

2

10,11

Клавиатурный  тренажер.

2

12,13,14

Графический редактор Paint. Демонстрация возможностей.

3

15-16

Рисование карандашом в редакторе.

2

17,18

Рисование кистью.

2

19,20

Распылитель.

2

21,22

Ластик

2

23,24

Изменение фонового цвета.

2

25,26,27

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

3

28,29

Заливка замкнутых областей.

2

30,31

Создание простейших рисунков.

2

32,33,34

Раскрашивание готовых рисунков

2

                                       Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

2 класс

«Юный художник» (34 ч)

(работа в графическом редакторе Paint)

Тема

Часы

Дата

1

Правила техники безопасности.

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4

Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы.

1

5,6,7

Инструментарий программы Paint.Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

3

8,9

Функция раскрашивания в графическом редакторе.

2

10,11

Раскрашивание готовых рисунков.

2

12,13,14

Декоративное рисование

(Линии, прорисовка геометрических тел, узоры орнамент, цвет)

3

15,16,17,18

Проба пера. Проект.

Тематическая композиция (Создание композиций на тему: «Моя школа»)

4

19,20

Функция копирования. Составление рисунков.

2

21,22

Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи

2

23,24

Проект. Книжная графика (книжная обложка, календарь, поздравительная открытка)

2

25,26

Театральная графика (Создание образца занавеса, эскизов костюмов и головных уборов)

2

27,28

Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер)

2

29,30,31

Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов

3

32,33,34

Декоративное рисование. Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков.

3

3 класс

« Учимся печатать» (34 ч )

                                 (Работа в текстовом редакторе  Word)

Тема

Часы

Дата

1

Правили техники безопасности

1

2,3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Рабочий стол. Программы.

2

4,5

Клавиатура. Основные клавиши

Работа с клавиатурным тренажёром

2

6,7,8

Текстовый редактор Word . Первое знакомство.

3

9, 10, 11,12

Назначение меню «Файл», «Правка» (создать, открыть, сохранить документ; вырезать, копировать, отменить)

4

13,14, 15

Знакомство со строкой форматирования (выбор шрифта, размер шрифта, выравнивание текста, междустрочный интервал)

3

16,17

Набор текста в текстовом редакторе Word.

2

18,19, 20

Меню «Вставка». Создание грамоты.

3

21,22,23

Меню «Вставка», «Формат» Составляем поздравительную открытку.

3

24,25,26

Создание и работа с таблицей.

3

27, 28

Сохранение файла. Создание новой папки.

2

29,30

Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе.

2

31-34

Творческий проект. Оформить брошюру.

4

4 класс

« Мастер презентации» (34 ч)

(Работа в редакторе  Power Point)

Тема

Часы

Дата

1

Техника безопасности

1

2-3

Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы.

2

4

Знакомство с программой PowerPoint

1

5-8

Оформление слайда. Фон

4

9-10

Настройка анимации

2

11-12

Смена слайдов.

2

13-14

Вставка анимашек.

2

15-17

Составление простейшей презентации

3

18-20

Поиск информации для презентации в  сети Интернет

3

21-24

Творческий Проект. «Это я»

4

25-28

Творческий проект. «Мой класс»

4

29-34

Творческий проект «Моя школа»

6

Литература:

  1. Авторское пособие « Формирование ИКТ- компетентности младших школьников»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений \ Е. И. Булин- Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов, Е. Н. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.
  2. Информация и ИКТ в начальной школе: методическое пособие \ А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова.- Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса «Занимательная математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс

Программа коррекционного курса «Занимательная математика»для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)5-9 класс 1. Пояснительная запискаПрограмма  по коррекционном...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...

Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)

  Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...