Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)
рабочая программа (8 класс)

Титович Ольга Васильевна

    Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 вариант ) разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015г., регистрационный № 35850);

-федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);

- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска.

- Программа курса: «Нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет» /Программы нейропсихологического сопровождения развития детей 5-12 лет». Автор: Колганова В.С.

Цель курса психологических занятий: создание условий для формирования школьных психологических навыков и процессов  и преодоления интеллектуальных трудностей при обучении.

        Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

4. Развивать произвольную регуляцию собственной деятельности.

5.Развивать двигательный контроль, межполушарное взаимодействие.

6.Развивать навыки удержания программы.

7.Развивать внимание, память, мышление обучающихся.

8. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

9. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

10. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

  1. Общая характеристика обучающего предмета

      Программа «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» может использоваться для подгрупповых, групповых занятий. Фундаментом программы является метод замещающего онтогенеза – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики детей с разными вариантами развития. Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного развития. В программе нейропсихологического сопровождения развития детей в каждом занятии проводятся четыре основных блока упражнений:

-дыхательные упражнения;

-глазодвигательные упражнения;

-растяжки;

-упражнения двигательного репертуара.

Занятия сопровождаются тихой, спокойной музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_neyro_23_god.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная( коррекционная ) общеобразовательная школа №31» г. Брянска

Рассмотрено:

на заседании

методического

объединения школы. Руководитель МО

____________А.А. Магильная

Протокол №_____

от «____»__________2023 г.

Согласовано:

зам. директора по УВРМБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска

____________Зеленина И. В.

«____»_________ 2023 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска __________________

О. Л. Бурцева

Приказ №_____

от «___»__________2023г.

Рабочая программа

по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)

8 класс

2023-2024

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

II. Общая характеристика учебного предмета

III. Место учебного предмета в учебном плане

IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

V. Содержание учебного предмета

VI. Тематическое планирование

#1054;писание материально-технического обеспечение образовательной деятельности

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 вариант ) разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599(зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015г., регистрационный № 35850);

-федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства юстиций Российской Федерации 30 декабря 2022г., регистрационный №71930);

- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5- 9 классы МБОУ «Школа коррекции и развития VIII вида №31» г. Брянска.

- Программа курса: «Нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет» /Программы нейропсихологического сопровождения развития детей 5-12 лет». Автор: Колганова В.С.

Цель курса психологических занятий: создание условий для формирования школьных психологических навыков и процессов и преодоления интеллектуальных трудностей при обучении.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

4. Развивать произвольную регуляцию собственной деятельности.

#1056;азвивать двигательный контроль, межполушарное взаимодействие.

#1056;азвивать навыки удержания программы.

#1056;азвивать внимание, память, мышление обучающихся.

8. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

9. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

10. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

  1. Общая характеристика обучающего предмета

Программа «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» может использоваться для подгрупповых, групповых занятий. Фундаментом программы является метод замещающего онтогенеза – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики детей с разными вариантами развития. Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного развития. В программе нейропсихологического сопровождения развития детей в каждом занятии проводятся четыре основных блока упражнений:

-дыхательные упражнения;

-глазодвигательные упражнения;

-растяжки;

-упражнения двигательного репертуара.

Занятия сопровождаются тихой, спокойной музыкой.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане:

На изучение курса «Нейропсихологические занятия» в 8 классе отводится 34 часа ( 1 час в неделю).

8класс

34 часа

( 3 час в неделю)

1 четверть - 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

IV. Личностные результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя

-овладевать навыками самоконтроля в общении, игре со сверстниками и взрослыми;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-уметь справляться со страхами, обидами, гневом.

V. Содержание учебного предмета:

Раздел 1. Снятие состояния психического дискомфорта – (4 часа)

Включает в себя разнообразные игры и упражнения, снятию психологических, эмоциональных барьеров. Содержит элементы психогимнастики.

Раздел 2. Коррекция внимания (16 часов)

Представляет собой четыре основных блока упражнений на каждом занятии по методу замещающего онтогенеза.

Раздел 3. Развиваем пространственные представления (5 часов)

Упражнения раздела направлены на формирование пространственных представлений детей. Построены с учётом поэтапности формирования пространственных представлений в онтогенезе.

Раздел 4. Игры для развития познавательных процессов (9часов)

В процессе специальных развивающих игр направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства.

VI. Календарно-тематическое планирование

№ урока

ка.

Содержание тем и разделов.

Плановые сроки прохож.

Скорректир сроки прох.

Количество часов

Снятие состояния психического дискомфорта –4 ч.

1

Игра «Что слышно!», «Назови имя соседа», «Тёмный мешочек».

1

2

Снятие эмоционального напряжения.

1

3

Упражнения на визуализацию. «Психогимнастика».

1

4

Снятие психического дискомфорта. Игры «Что слышно?», «Назови имя», «Повтори».

1

Коррекция внимания - 16ч.

5

Развитие произвольной регуляции собственной деятельности: Растяжка «Половинка», глазодвигательные, дыхательные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональные упражнения: «Костёр», «Море волнуется».

1

6

Развитие концентрации внимания и двигательного контроля: растяжка , глазодвигательные, дыхательные упражнения. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный». Когнитивное упражнение «Визуализация цвета».

1

7

Развитие произвольности и самоконтроля. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой». Когнитивное упражнение «Движение». Релаксация «Олени».

1

8

Развитие двигательного контроля. Функциональное упражнение «Ритм». Когнитивное упражнение «Руки-ноги». Коммуникативное упражнение «Маска». Релаксация «Загораем».

1

9

Развитие навыков удержания программы. Функциональное упражнение «Крик в пустыне», «Дракон». Релаксация «Штанга».

1

10

Развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Растяжка «Медуза». Функциональное упражнение «Руки-ноги». Релаксация «Кораблик». Коммуникативное упражнение «Головомяч».

1

11

Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности: растяжка «Лучики», коммуникативное упражнение с правилами «Скала», «Золотая рыбка». Функциональное упражнение «Буратино».

1

12

Развитие самоконтроля. Когнитивное упражнение «Ритм по кругу». Функциональное упражнение «Парад», «Пчёлка». Релаксация «Шарик».

1

13

Развитие межполушарного взаимодействия и мышечного контроля: растяжка «Травинка на ветру». Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки». «Перекрестное марширование». Функциональное упражнение с правилами «Шалуны». Релаксация «Пляж».

1

14

Развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Растяжка «дерево». Функциональное упражнение «Что исчезло?» . Когнитивное упражнение «Мельница», «Фотография». Релаксация «Огонь и лед».

1

15

Развитие концентрации внимания. Растяжка «Подвески». Когнитивное упражнение «Визуализация перемещений». Коммуникативное упражнение «Сороконожка». Коммуникативное упражнение с правилами «Путаница». Релаксация «Ковер-самолет».

1

16

Эмоциональное развитие, снижение агрессии: Растяжка «Снеговик». Функциональное упражнение «Что слышно?» Когнитивное упражнение «Визуализация Волшебника». Функциональное упражнение «Рубка дров». Коммуникативное упражнение «Тачка».

1

17

Элиминация агрессии и импульсивности:

Растяжка «Кошка». Функциональное упражнение «Считалочки- бормоталочки». Коммуникативное упражнение с правилами «Животные». Релаксация «Море».

1

18

Развитие двигательного контроля, межполушарного взаимодействия: Когнитивное упражнение «Визуализация водопада». Коммуникативное упражнение с правилами «Хвасталки». Функциональное упражнение «Шалуны». Релаксация «Парусник».

1

19

Формирование произвольности, слухоречевой памяти: Функциональное упражнение «Птенцы». Когнитивное упражнение «Визуализация волшебной восьмерки». Релаксация «Потянулись — сломались».

1

20

Формирование тактильных ощущений,

элиминация импульсивности: Растяжка «Звезда». Когнитивное упражнение «Пуантилизм». Коммуникативное упражнение «Распускающийся бутон». Релаксация «Росток».

1

Развиваем пространственные представления - 5ч.

21

Понятия «выше» - «ниже». Что наверху, внизу?

1

22

Понятия «сзади» - «спереди», «право»- «лево».

1

23

Что справа, слева? Что впереди, позади?

1

24

Где предмет? Повтори движение.

1

25

Повтори позу. Что? Где?

1

Игры для развития познавательных процессов- 8ч.

26

Развитие внимания и памяти: «Назови имя», «Прямой счёт», «Слушай хлопки», «Обратный счёт».

1

27

Развитие внимания, быстроты мышления. «Назови имя», «Не пропусти растение», «Делай, как я», «Кто больше увидит и запомнит», «Внимательные руки».

1

28

Развитие внимания, речи, сплочённости: «Не пропусти профессию», «Разноцветные мячики», «Зеваки», «Назови соседей».

1

29

Развитие понятийного мышления, слухового сосредоточения: «Закончи предложение», «Правильно услышим и покажем», «Тропинка».

1

30

Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления: «Рыба, птица, зверь», «Смотри на руки», «Много-один», «Животные».

1

31

Развитие внимания, быстроты мышления, речи: "Цветок, дерево, фрукт", "Мячик-соединитель", "Запомни своё место".

1

32

Развитие слухового сосредоточения, мышления, воображения: "Не пропусти животное", "Волшебные кляксы", "Отгадай вопрос".

1

33,

34

Игра в наиболее понравившиеся игры.

2

Итого за год: 34 часа.

#1054;писание материально-технического обеспечение образовательной деятельности

  1. Колганова В.С.«Нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет» /Программы нейропсихологического сопровождения развития детей 5-12 лет: в 2ч. – М.: АЙРИС-пресс, 2015г.
  2. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»/Коррекционно-развивающая программа. – М.:Сфера, 2003г.

Список литературы дополнительный.

1.Ильина М.Н. "Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - СПб.: Питер, 2004г.

2.Лютова Е.К. , Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». – Спб.: Речь, 2001г.

  1. К.Фопель «Чтобы дети были счастливы», М.: Генезис, 2005г.
  2. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью». – М.: УЦ «Перспектива», 2009г.
  3. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2009г
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2006г.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» - Ярославль: «Академия развития», 1997г.

Материально-техническое обеспечение:

  1. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа:

#1046;урнал «Психология», режим доступа:

#1046;урнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа:

проигрыватель; аудио-, видео-записи;

#1075;имнастические коврики, массажные мячи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающи...

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс

Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...