«Игровая деятельность как средство формирования речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка».
статья по английскому языку по теме

Невструева Ольга Викторовна

Обобщение опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

учителя английского языка

МБОУ СОШ с.Октябрьское

Усманского муниципального района Липецкой области

Невструевой Ольги Викторовны

 по теме:

              «Игровая деятельность  как средство

        формирования речевых умений и навыков

          учащихся на уроках английского языка».

Условия возникновения, становления опыта.

        Из своего опыта знаю, что учащиеся начинают изучать иностранный язык с энтузиазмом, потому что для них это новый, неведомый предмет. И я считаю своей задачей сохранить этот интерес и, чтобы он был постоянным и устойчивым. И чтобы заинтересовать и увлечь учащихся с первых же уроков, я отвожу большое место игровым формам работы, так как я убедилась, что игра- это мощный стимул к овладению языком, так как игра- это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. В общем, игра- это дело серьезное!

Выбирая игру к уроку, как самостоятельный метод или как элемент для реализации какого-либо другого метода, я сознательно нахожу такой подход к игре, который будет соответствовать индивидуальным особенностям класса или группы учащихся и в ходе игры будет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Многие игры подбираются исходя из характеристик ученика как субъекта обучения. В игре наиболее полно, а порой и неожиданно проявляются особенности и способности любого ребенка.

Игра всегда предполагает для каждого конкретного учащегося принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть, а желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющего учащегося. Следовательно, в ходе игры развиваются творческие и мыслительные способности каждого ученика, и пробуждается интерес не только к данной конкретной игре, но и к предмету в целом.

Игра является средством активизации речевого общения. Особенно это важно для стеснительных, замкнутых, но не уверенных в себе детей — ведь игра создает естественную ситуацию для коммуникации и помогает преодолеть языковой барьер.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Причем, слабый по уровню знаний учащийся может вдруг в игре стать первым, так как его индивидуальные черты, такие как, например, сообразительность, находчивость, могут оказаться в конкретной ситуации важнее, чем знание самого предмета.

Игра помогает учителю решить проблемы с такими учащимися, которые, к примеру, не любят или не могут в силу своих индивидуальных особенностей выучить слова, стихи, правила и др., а в игре незаметно, ненавязчиво усваивается учебный материал, что сказывается на результатах обучения.

Такие игровые моменты как заучивание стишков, рифмовок, песен, считалок очень хорошо подходят для учащихся с низким уровнем развития памяти. По содержанию их можно подобрать таким образом, чтобы учащиеся с удовольствием и интересом разучивали их. А для детей с логопедическими проблемами или слабо развитым фонетическим слухом хорошо использовать фонетические зарядки и игры с целью отработки фонетики и постановки произношения.

Скажу смело по опыту, что в игру всегда вовлечены все, т.е. каждый конкретный учащийся является не пассивным созерцателем, а активным участником образовательного процесса. Даже если учащийся выбыл из игры, проиграл, он, сам того не замечая, продолжает принимать участие в игре, хотя и косвенное, но все равно полезное. Это касается учеников с низким уровнем концентрации внимания. Игра позволяет создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию напряжения и стресса, к раскрепощению и преодолению языкового барьера. Считается даже, что игры на уроках выполняют "терапевтическую" функцию. И, действительно, игра учит преодолевать трудности, решать проблемы, возникающие в других видах жизнедеятельности и в жизни вообще. Например, взаимоотношения ребенка в коллективе не складываются, а в игре - он сотрудник, соучастник.

А еще игра выполняет функцию самореализации, т.е. дает возможность проявления скрытых способностей каждого учащегося. Это особенно хорошо видно при организации ролевых игр, драматизации, инсценировках, т.к. именно такие игры отвечают внутренним потребностям каждого конкретного ребенка (например, выбор и распределение ролей).

         

Цель: проанализировать возможности использования игровых технологий как средства активизации познавательной активности школьников на уроках английского языка.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме использования игровых технологий как средства активизации познавательной активности школьников  на уроках английского языка.
  2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
  3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении школьников английскому языку.

Объект:       Игровые методы обучения английскому языку.

Предмет: использование игровых методов как средство активизации познавательной активности школьников на уроках английского языка.

               «Игра - это огромное светлое окно, через которое      в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра,  зажигающая огонь пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Актуальность и перспективность опыта.

Современная образовательная ситуация в России диктует свои условия построения учебного процесса. Потребности в реальном владении языком поставили школы  перед необходимостью давать реальные знания в этой области. Поэтому многие пошли по пути раннего введения иностранного языка. Начиная изучать иностранные языки в начальной школе, а то и в дошкольном учреждении, ребенок сталкивается с определенной системой, имеющей свои специфические законы, свою внутреннюю логику, которые абсолютно отличны от законов и логики родного языка. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное освоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития.

Кроме того, у детей младшего возраста еще очень сильно развита непроизвольная память. В адаптационный период входит, конечно, не только прослушивание текстов и песен, что было бы абсурдным. Учащимся предлагаются разные виды деятельности, но ориентируются, в первую очередь, на пассивную обработку полученной информации, дают возможность мозгу и речевому аппарату настроиться на совершенно иную лингвистическую систему, чем ту, к которой они уже начинают привыкать. И нет ничего удивительного в том, что ребенок, вызвавшись быть ведущим в игре на иностранном языке, выходит, молчит и улыбается, а учителю приходиться за него говорить. В этот момент в мозгу ребенка происходит интенсивная работа, он как бы примеряется к этой роли, его мозг настраивается на эту функцию. И через некоторое время он эту работу проделывает шепотом, потом вслух. Важно не торопить его. В этот период учитель сначала говорит вместо ребенка, потом вместе с ребенком, и только потом ребенок начинает говорить сам. Этот «немой» период у каждого ребенка протекает по-разному.

Проходит адаптационный период, и наступает отдача, ребенок начинает с удовольствием воспроизводить иностранные слова и фразы, он становиться увереннее и набирает темп речи. Раннее обучение иностранному языку важно еще и потому, что в этот период у детей ярко выражается способность к имитации: они абсолютно точно воспроизводят чужую фонетику. Артикуляционный аппарат ребенка еще не застыл, и в это время еще не поздно поставить ему правильно звуки, как у носителя языка.

Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям «психологический комфорт» в другом языке. Пятиклассники, которым уже трудно дается фонетика, чувствуют себя дискомфортно на уроках иностранного языка. Они очень стесняются произносить звуки, боятся насмешек одноклассников, тем более, что психофизические особенности данного возраста делают их очень ранимыми.

В настоящее время современные педагогические технологии все больше признают игру, как наиболее оптимальный метод приобретения умений и навыков в определенных сферах человеческой деятельности. Изучение иностранного языка предполагает обязательное моделирование различных ситуаций и как непременное условие – готовность тех, кто изучает язык естественно включаться в эти моделированные ситуации. Но, как показывает практика, для наших детей это далеко не так просто.

Таким образом, игра несет несомненную важность для интеллектуального развития, познания окружающего мира.

Ведущая педагогическая идея опыта:

развить познавательную активность на уроках английского языка  через игровые технологии.

            Теоретическое обоснование опыта.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно с древности. Аристотель, Платон, Ф. Рабле, Ж. – Ж. Руссо, Д. А. Колоцца и др. рассматривали игровой метод как органично сочетающий в себе жажду знаний со стремлением к удовольствию и наслаждению. А. С. Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять». Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Суммируя взгляды В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина, Дж. Селли, К. Бюллера и др. становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение. Игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так одновременно является и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.

Психологическая теория  деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития  психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Итак, игра воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры.  Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли  в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток  и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Классификация игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

 Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

         Основными методическими принципами, имеющими концептуальное значение для организации игровой деятельности на уроке, являются:
1. Коммуникативный принцип.
2. Принцип сознательности, который предусматривает опору на определённую систему правил.
3. Принцип опоры на родной язык .
4. Принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого языкового материала в определённой культурной среде страны изучаемого иностранного языка), слуховую наглядность, зрительную наглядность при использовании разнообразных мультимедийных средств.
5. Принцип доступности, который обеспечивается за счёт соответствующей разработки учебного материала разных уровней сложности.
6. Принцип положительного эмоционального фона.

При соблюдении всех этих принципов, использование игровой деятельности на уроке иностранного языка позволяет успешно решить следующие учебные задачи:
- осознание языковых явлений;
- автоматизация языковых и речевых действий;
- создание простейших ситуаций общения;
- естественное и многократное повторение языкового материла;
- стимуляция коммуникативной деятельности учащихся;
- интенсификация обучения, повышение мотивации;
- создание комфортной среды обучения;
- возможность избежать рутины и др.
Реализация игровых приемов и ситуации при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Технология опыта.

Организуя игровую деятельность на уроке, я пользуюсь двумя правилами.

Правило первое.

Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она дает. Игра ради игры – это потерянное время. Преподаватель должен всегда четко ставить перед собой дидактическую цель. Сообщать ее учащимся необязательно. Игра, конечно, имеет и чисто игровую цель. Именно ее можно поставить перед учащимися.

Правило второе.

Нельзя пытаться решить одной игрой две задачи: отработать новый грамматический материал и выучить новые слова. Удовольствие от игры ученики, может, и получат, а вот пользы никакой не будет. Нужно определить, какая главная цель и ее и добиваться. Если необходимо отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакома. Ели же задачей учителя в игре является запоминание новых слов, то делать это надо на хорошо усвоенном грамматическом материале.

Игры на уроке иностранного языка.

В соответствии со школьной системой обучения, игры на уроке иностранного языка можно разделить на две группы: подготовительные и творческие игры.
Подготовительные игры способствуют формированию речевых навыков. Цель творческих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых умений и навыков, самостоятельности в решении речемыслительных задач.

Подготовительные игры

Как правило, обучение мы начинаем с фонетических упражнений, так почему же не провести фонетическую зарядку в форме фонетической игры. Она предназначается для отработки и корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
Ребята с удовольствием слушают сказку о приключениях Мистера Язычка и имитируют английские звуки и повторяют слова. Если каждый английский звук будет у них с чем-то ассоциироваться, они будут произносить сложные английские звуки правильно. [d], [t] - выбиваем пыль. [h],- у нас замерзла рука, и мы согреваем ее дыханием, [w] – задуваем свечи и т.д.
Работать над артикуляцией помогает театрализация специально подобранных стихотворений. В роли клоуна дети чувствуют себя более раскрепощено, не стесняются выполнять движения губами и челюстями.
В старших классах огромный интерес вызывает соревнование на лучшего скороговорщика.

Создать возможность овладения грамматическим материалом для перехода к активной речи учащихся помогают
грамматические игры. Такие игры преследуют следующие задачи:
· научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определенные трудности;
· создать естественную ситуацию для употребления речевого образца;
· развивать активность и самостоятельность учащихся.
Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Отработать структуры There is / there are, I have, I would like и др. помогает игра «Парочки». Учащиеся стараются выиграть, найти нужную пару и не замечают того, что они проговаривают образец многократно.
Закрепить формы глагола to be помогает игра “We are all naughty”.
Все учителя сталкивались с тем, что необходимо проверить знание учащимися форм неправильных глаголов. У детей этот контроль вызывает ужас. Я предлагаю детям поиграть. На руках у них по 6 карточек с формами неправильных глаголов. Цель - избавится от карт. На глагол в 1 форме, они могут положить карточку этого же глагола во 2 или 3 форме или любой другой глагол только в 1 форме. Если же нужной карты нет, берем из колоды.
Отработать личные и притяжательные местоимения позволяет игра “We wash our hands”. Научить составлять вопросительные предложения позволяет игра «Funny Questions». Особенно мне нравиться игра «You did it again», которая автоматизирует вопросительные предложения в Past Simple.Эта предполагает небольшую театрализацию. Учитель играет роль сердитой мамы, которая недовольна своими дочками и сыновьями. Они переспрашивают ее, чем она недовольна.
Незаменимым помощником в отработке всевозможных грамматических структур является мяч. Например, мяч можно использовать при отработке окончаний множественного числа. Учитель говорит существительное в единственном числе, ученик ловит мяч и произносит его во множественном. Можно отрабатывать
· Глагол to be. Бросаем мяч - I , в ответ – am (можно наоборот)
· Отрицательные формы с глаголом to be, can, must, should. Бросаем мяч положительная форма, в ответ – отрицательная (можно наоборот)
· Личные и притяжательные местоимения,
· Вспомогательные глаголы do, does,
· Краткие ответы на общие вопросы и т.д.
В игре c мячом дети учатся быстро реагировать на поставленные перед ними задания.
Лексические игры помогают добиться решения следующих задач:
· тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке;
· развивать речемыслительную реакцию учащихся;
· познакомить учащихся с новыми словами, словосочетаниями.

В классе дошкольной подготовки ребята знакомятся со следующими моделями. I like…, I see…, I can… запомнить и не путать их помогает игра. Произносим I и показываем на себя. Произносим see и подносим руки к глазам в форме бинокля. Говорим like и кладем руку на сердце. А при встрече с глаголом сan сгибаем руку в локте. Достаточно учителю показать жест, у учеников моментально возникает реакция.

Очень часто я предлагаю детям подвигаться. Физическая активность обостряет все виды памяти: тактильную, двигательную, зрительную, образную и слуховую. Дети не забудут глаголы fly, jump, run, swim и др., если изучая и закрепляя их, они «летают», прыгают, бегают, «плавают». Физическая активность помогает запомнить ЛЕ по темам «Погода», «Внешность», «Игры и спорт» и др.

Учащиеся усвоили ЛЕ, пора усложнить игру. Пусть они выполняют команды только, если услышат вежливое слово «please», или слова «Simon says» (аутентичная игра). Кроме автоматизации ЛЕ, эти игры позволяют развивать внимание.

Игра «I know six names» не требует специальной подготовки от учителя. Ее можно адаптировать для любого уровня и для любой темы. Ученику в руки дается игрушка. Ведущий просит: «Name six animals that have fur». Если ученик справляется, игрушка остается у него. Если нет, переходит к другому ученику. Игру можно варьировать, например, передавать игрушку по кругу. Тот, кто не смог сказать слово, становится ведущим.

С детьми можно поиграть в «Съедобное – несъедобное», «Веселый поезд», сев в который они должны на каждой станции называть слово в соответствии с ее названием, «Прикоснись быстрее», «Гримасы» и другие.

Орфографические игры преследуют задачи:
· упражняться в написании английских слов;
· узнавать закономерности в написании английских слов;
· тренировать память;
· научится видеть и исправлять орфографические ошибки.

Эти игры в большинстве случаев не требуют специального оснащения, все, что нужно листок бумаги и ручка. Можно также выполнять эти игры на классной доске. Часто в своей практике я использую следующие игры «Лестница из слов», «Чайнворд», «Расческа», «Правильное слово». «Поиски слова», «Mistakes» и др.

                        Творческие игры

Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:
· научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
· научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
· обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Для составления рассказа на любую тему помогает игра «Steps». Ученик говорит предложение и делает шаг, ошибается, стоит на месте. Игру можно организовать и индивидуально и парами и небольшими группами.

Очень дети любят загадки. Сначала они их отгадывают. А потом с увлечением загадывают сами. Можно описывать животных, внешность людей, времена года, профессии. В старших классах страны, жанры книг, фильмов и др.

В своей практике я широко применяю дидактические игры. Это, например, игра «Уes / No». В ней ребенок, отвечающий на вопросы других, может лишь отвечать да или нет. Обучение включает в себя два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти два компонента и обеспечивают дидактический опыт учащихся. При обучении счету, мы играем в лото. С удовольствием дети собирают из букв слова, из предложений - текст. Интересно походит игра аукцион, где ребята покупают грамматически правильные предложения. Удовлетворение от них интеллектуального усилия школьники получают в процессе разгадывания, кроссвордов, викторин, ребусов, головоломок, шарад и др. Познавательная активность симулируется конкурсностью, соревновательным характером игр.

Мотивировать речевую деятельность так, чтобы обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником помогает ролевая игра. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Большинство разработанных игр предназначено для младших школьников. А как же школьники среднего и старшего звена, им тоже хочется «учиться с увлечением». Тогда я решила начать разработку уроков игр для них. Какая должна быть игра, чтобы подростки захотели принять в ней участие, чтобы им было интересно. Я задала себе вопрос: «Что они любят?». Ответ лежит на поверхности – компьютер. Поэтому уроки – игры для подростков должны создаваться с использованием ИКТ. . Игра «The Star Hour» имеет форму викторины, предназначена для учеников 8 -9 классов. Она позволяет ученика проверить свои знания по страноведенью Великобритании и США в увлекательной форме, а если в этих знаниях имеются пробелы, восполнить их. Последний конкурс игры «Without any versions» способствует развитию навыков устной речи учащихся. Эту игру можно проводить как конкурс между командами, так и между учениками.

Игра «Crosses and Zeroes» предназначена для учащихся 6 классов, изучающих английский по программе Биболетовой М. З. Эта игра проводится по окончанию темы «Faces of London» и способствует закреплению и систематизации материала учащимися. Учащиеся делятся на 2 команды – команда «Крестики» и команда «Нолики». Как и в оригинальной игре перед учащимися игровое поле, состоящее из 9 клеток. Каждая клетка соответствует одному конкурсу. Команды выбирают конкурсы по очереди. Но, в отличие от оригинальной игры, на игровом поле, ставится знак той команды, которая будет победителем. Учащиеся стремятся, как и в оригинальной игре, выстроить крестики или нолики в один ряд, чтобы модно было зачеркнуть его. Но, им не всегда это удается, тогда победитель определяется по большему количеству крестиков ил ноликов.

В своей практике я использую разнообразные уроки – игры: грамматическое шоу, урок - КВН, урок - экскурсия, урок - дискуссия урок – конкурс, урок – викторина, и др.

Я никогда не останавливаюсь на достигнутом, и собираюсь знакомиться с новыми методами и приёмами обучения иностранному языку для достижения более эффективных результатов в обучении и воспитании.

Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.

Новизна опыта заключается в следующем:

-раскрыта характеристика познавательных процессов младших школьников в игре.

-определены содержание и психолого-педагогические особенности развития познавательных процессов младших школьников в игре, предполагающие свободный выбор деятельности, создание благоприятной микросреды, организацию взаимодействия воспитуемых, педагогов и социальной среды, организацию деятельности в соответствии с поставленными целями, реализацию установки на развитие познавательных процессов.

-выявлены условия, при которых игра является более эффективным средством в развитии познавательных процессов младших школьников:

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе развития познавательных процессов;

-педагог- носитель интеллектуальных ценностей;

-содержание занятий будет наполнено игровыми моментами, в решении которых школьник занимает субъектную позицию во «взаимодействии системы отношений школьник - сверстники - педагог - социум - среда.

Результативность опыта.

1). Качество знаний учащихся  за 3 года:

2008-2009 учебный год

Классы

Кол-во человек

Качество знаний

Успеваемость

2

22

75%

100%

5

13

74%

100%

6

10

72%

100%

7

15

77%

100%

8

27

81%

100%

9

13

75%

100%

10

8

85%

100%

                               2009-2010 учебный год

Классы

Кол-во человек

Качество знаний

Успеваемость

3

23

77%

100%

6

13

75%

100%

7

11

78,5%

100%

8

15

82%

100%

9

13

83%

100%

10

11

76%

100%

11

8

87,5%

100%

                               2010-2011 учебный год

Классы

Кол-во человек

Качество знаний

Успеваемость

4

22

78%

100%

7

13

83%

100%

8

12

85%

100%

9

16

88%

100%

10

16

89%

100%

11

10

83%

100%

2) В качестве результативности работы опыта можно привести также следующие наблюдения: учащиеся не боятся общаться на языке не только со своими одноклассниками,  но и с удовольствием участвуют в мероприятиях, где можно пообщаться со сверстниками и ребятами постарше. На открытом уроке по теме «Дом, квартира» учащиеся 4 класса с большим интересом рассказывали  в личной беседе  о своем доме и отвечали на вопросы. Это говорит о том, что круг интересов учащихся в общении становится шире. Они стали меньше бояться ошибок в своих высказываниях.

3) Ежегодно ученики принимают участия в предметных олимпиадах, различных конкурсах и мероприятиях, проводимых как в школе, так и в районе и показывают неплохие результаты.

Приложения.

Приложение №1

Игры на уроках английского языка.

Мозаика

Цель: тренировка грамматического материала: предлоги места.

Задача: сгруппировать слова в предложения, согласно картинкам.

Ход игры: беру соответствующую теме картинку, разрезаю ее на 3, 4, 5 равных частей и на обратной стороне картинки пишу предложение. При прохождении темы «предлоги» пишу: E.g. bear is on the table. Дети стараются собрать предложение, если предложение правильно понято, картинка складывается.

Восстанови предложения

Цель: тренировка навыка грамматического конструирования предложений.

Задача: научиться восстанавливать предложение, соблюдая правильный порядок слов.

Ход игры: учащимся предлагаются предложения, где нарушен порядок слов. Прочитав все

слова, составляющие предложение, дети, опираясь на полученные знания, восстанавливают его E.g. am, I, the, boy, tallest, class, my, in (I am the tallest boy in my class).

Витрина

Цель: тренировка лексико-грамматического оформления монологических высказываний.

Задача: сравнить рисунки, используя грамматические конструкции: there is / are.

Ход игры: учащимся предлагается сравнить два рисунка, на которых изображена одна и та  же витрина с продуктами. Необходимо найти различия между ними, назвать их, используя грамматическую конструкцию: there is / are.

Рассеянный Карлсон

Цель: тренировка в использовании отрицательной формы соответствующих глаголов.

Задача: научиться использовать в речи отрицательные предложения в Present Simple.

Ход игры: в гости к детям приходит Карлсон или Незнайка, который постоянно в чем-то oшибается. Задача детей исправить ошибки, научить Карлсона или Незнайку правильно говорить. Карлсон: Monkeys don't like bananas. Ch: Monkeys like bananas, etc.

Жмурки

Цель: отработка употребления глагола to be; отсутствие неопределенного артикля перед именами собственными.

Задача: научиться использовать глагол to be в вопросительных предложениях, а также  в кратких ответах.

Ход игры: играют одновременно человек десять. Водящий постоянно спрашивает: "Where are you?", а все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат: "I am here."Ho вот водящий поймал «жертву».

It: Are you Lena?

Lena: Yes, I am (Лена стала водить).

It: Are you Misha?

Andrei: No, I am not. (Лена продолжает водить.) И т.д.

«I spy with My little Eye»

Цель: отработка общих вопросов.

Задача: постановка общих вопросов в игровой ситуации.

Ход игры: ведущий задумывает предмет, остальные учащиеся, задавая вопросы, должны  отгадать его. E.g. Используются только предметы, находящиеся в классной комнате. Загадав предмет, ведущий  начинает с присказки "I spy with my little eye something beginning with...." и далее называется буква задуманного слова, например: "....beginning with D".

Is it a door? No, it is not/

Is it a desk? Yes, it is

Отгадавший получает очко и право загадать предмет. Правила игры можно изменять в зависимости от темы урока.

«Незаконченный рисунок»

 Цель: практика лексического материала и глагола to be.

Задача: развитие образного мышления и воображения.

Ход игры: учитель начинает рисовать предмет и просит детей отгадать, что он пытается изобразить»: Look! What's this?  It is a pen.

No, try again.

It is a ruler.

Yes, that's right.

«Прятки»

Цель: отработка предлогов места.

Задача: научиться расспрашивать одноклассников в рамках предлагаемой ситуации.

Ход игры: выбирается водящий. Необходимо «спрятаться» мысленно за одним из предметов  комнаты, изображенной на картинке. Водящий пишет на листочке, куда он «спрятался» и отдает учителю. Чтобы было больше похоже на настоящие прятки, класс читает присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover;

AII not hid, can't hide over.

AII eyes open! Here I come.

1st: Are you behind the bed?

2d: No, I am not и т.д. Угадавший получает очко и право «спрятаться».

«What do I do?»

Цель: употребление вспомогательного глагола do при постановке вопросов в Present Simple.

Задача: умение выражать предположение, используя вопросительные предложения в Present Simple.

Ход игры: на доске вывешивается плакат: I like History best of all. I like Math best of all. I like sport best of all. I like Literature best of all.

Учитель предлагает одному из учащихся выбрать одно предложение. Класс должен угадать, что выбрано, задавая вопросы:

Dо you like History?

Nо, I don't.

Do you like sport?

Yes, I do.

Отгадавший получает очко и право загадать самому. Кроме предложений с глаголом like, в игру можно включать другие предложения, характеризующие деятельность человека:

I walk to school in the morning, drink milk every day, etc.

                                                   Приложение №2

Физкультминутки  на уроках английского языка

If you are tired at the English lesson…

Teddy Bear, Teddy Bear

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes;

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,

Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.

Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,

Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high

Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,

Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,

Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please

   Hands!

Hands up!

Hands down!

Hands on hips!

Sit down!

Hands up!

To the sides!

Bend left!

Bend right!

One, two, three! Hop!

One, two, three! Stop!

Stand still!

Clap! clap!

Hand s up, clap, clap!

Hands down, clap, clap!
  Turn yourself around and then you clap, clap!

Bend left, clap, clap!

Bend right, clap, clap!

Turn yourself around and then you clap, clap!

 Parts of the body!

Head and shoulders,

knees and toes, knees and toes, knees and toes!

Head and shoulders,

knees and toes,

eyes, ears, mouth and nose!

Working about the house!

One, two – tie your shoe!

Three, four – mop the floor!

Five, six – pick up bricks!

Seven, eight – wash a plate!

Nine, ten – begin again!

(That’s the end!)

Raise your hands high in the air,

At your sides, on your hair.

Raise your hands as before

While you clap: one, two, three, four.

put my hands upon my hips, I turn myself around.

I raise my hands above my head

And then I touch the ground.

If you are happy…

(2 times)

If you are happy and you know it

And you really want to show it (2 times)

Clap your hands!

  1. Step your feet
  2. Wink one eye
  3. Touch your nose (head, ear, etc.)
  4. Shake your hands
  5. Jump so high


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Все диагностические материалы связаны с определенной темой. Задания рекомендуется применять на уроке как в качестве промежуточного контроля, так и в виде индиаидуальной самостоятельной работы. Тесты с...

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения

Опыт работы  Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

Использование проектной методики в формировании и совершенствовании основных умений и навыков учащихся на уроках английского языка.

Проектная методика помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности....