Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Королева Наталия Андреевна

Урок составлен в форме практической работы. Обучающиеся почти самостоятельно создают топографическую карту местности. Урок на практике вызвал большой интерес у учеников. Подходит для классов, идущих по системе ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Учитель: Королева Наталия Андреевна

Класс: 5А

Тема урока: Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности».

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Форма урока: практическая работа

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии на основе фиксирования изученного материала по изображению земной поверхности на плоскости — глазомерная съемка и определение высоты точек и форм рельефа.
  • Содержательная: закрепление умения составлять план местности простейшим способом.

Универсальные учебные действия:

  1. Личностные: формирование гармонично развитых социальных чувств и качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, чувства уважения к чужому труду;
  2. Регулятивные: решение задач по определению абсолютной и относительной высоты, распознавать высоты на физической и топографической картах, построение плана местности;
  3. Познавательные: построение полноценной топографической карты;
  4. Коммуникативные: формирование доверительных отношений между одноклассниками.

Методы обучения: объяснительный-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: мультимедиа комплекс, рабочие тетради, учебник, доска.

Технологическая карта

№ п/п

Наименование этапа

Цель

Деятельность на уроке

Учителя

Учащихся

1.

Этап мотивации (самоопределения).

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации учебной деятельности.

Проверяет готовность к уроку, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, актуализирует требования к ученику, устанавливает тематические рамки.

Приветствуют учителя, вместе с учителем устанавливают потребность к деятельности.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия (проверка домашнего задания).

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. 

Активизирует мыслительные процессы, организует повторение определений, выполнение учебного задания, самопроверку.

Вспоминают материал прошлого урока, оценивают выполнение заданий и затруднения.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Уточнение алгоритма исправления ошибок.

Организует анализ учащимися собственных затруднений.

Осознают места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4.

Этап целеполагания.

Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Тема урока.

Создает проблемную ситуацию, направляет учащихся к формированию цели своих действий и темы урока.

Формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять, выбирают способ и средства коррекции.

5.

Этап реализации построенного проекта (первичное применение знаний).

Формирование умения правильно применять соответствующие способы действий (построение горизонталей по рельефу).

С помощью работы в парах организует выполнение проектной работы.

Следуя указаниям учителя, выполняют проектную работу.

6.

Этап обобщения затруднений. 

Закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Организует обсуждение типовых заданий.

Проговаривают этапы проделанной работы.

7.

Физкульт-минутка.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Организует тематическую разминку шеи и глаз.

Выполняют движения под руководством учителя.

8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой (закрепление).

Закрепление способов действий и взаимный контроль.

Организует выполнение самостоятельной работы с взаимным контролем.

Под руководством учителя выполняют заключительную часть практической работы; проверяют работу друг друга.

9.

Этап обобщения.

Обобщение и подведение итогов изученному на уроке.

Подводит итог урока, наводящими вопросами подводит учащихся к выводам.

Делают выводы о достигнутых на уроке результатах.

10.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Наводящими вопросами подводит учащихся к этапу рефлексии.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

11.

Инструктаж домашнего задания.

Объявление задания на следующий урок.

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж.

Записывают домашнее задание и задают по нему вопросы.

1. Этап мотивации (самоопределения).

Проверка рабочего места. Все ли пользуются навигаторами, ГИС, интерактивными картами? Почувствуем себя людьми, которые делают измерения и отрисовывают карты, которыми пользуется ¾ мира.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (проверка домашнего задания).

Определения абсолютной и относительной высоты, горизонталей. Простейшие задачи по определению относительной высоты

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Вызвали ли у вас эти задания затруднения. Вычисления? Если нет, то мы с вами вполне готовы к сегодняшней работе.

4. Этап целеполагания.

Как же чувствует себя человек, создающий топографическую карту мирового использования? Как мы назовем наш урок? Я прошу поставить цель для сегодняшнего урока. (см. шапку тех. карты)

5. Этап реализации построенного проекта (первичное применение знаний).

Отступите 10 строчек от темы урока, поставьте две точки напротив друг друга на одной линии. Поменяйтесь тетрадями с соседом, и пусть он от точки до точки проведет кривую плавную линию рельефа, ведь он сейчас человек, делавший измерения на местности.

Поменяйтесь тетрадями обратно. Дорогие топографы, начнем работу! Проведение линии, снесение точек, построение горизонталей, стирание линии, отметка бергштрихов.

6. Этап обобщения затруднений. 

Итак, как вы действовали? Проведение линии, снесение точек, построение горизонталей, стирание линии, отметка бергштрихов.

7. Физкульт-минутка

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой (закрепление).

Работая в парах, отметьте по пять условных знаков на своей карте, чтобы завершить ее. Проверьте, правильно ли ваш сосед отметил условные знаки. Поправьте его, если следует.

9. Этап обобщения. 

Что же мы сегодня сделали? Выполнили ли мы наши цели?

10. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Без слов, выразите, как себя чувствует человек, создающий топографическую карту мирового использования? Кому понравилось отрисовывать карту?

11. Инструктаж домашнего задания.

Стр. 38 — рис. 26 — запомнить как находить Полярную звезду на небосводе. Стр. 179 — Сделать цветную карточку шкалы высот с подписями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение относительной влажности воздуха".

Цель работы:научиться пользоваться психрометром Августа и гигрометром и определять относительную влажность воздуха в классной комнате.Оборудование:психрометр Августа, конденсационный гигрометр, ...

Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».

Цели урока: Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирова...

Практическая работа "Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах"

Определение по картам расстояний между точками  в градусной мере и километрах...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...

Практическая работа «Определение высоты здания школы, дерева, столба»

Мотивационная цель работы: показать практи­ческое применение знаний по темам «Пропорция» (6-й класс) и «Подобие треугольников» (8-й класс)....