Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"
методическая разработка по географии (7 класс)

Айчанова Маржана Биркалиевна

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и защищать свои идеи .Применение ИКТ  способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации. При планировании урока учтены возрастные особенности  школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Маршрутный лист экспедиции ученика (цы) 7  ---- класса__________________________

Тема:  «Австралия. Географическое положение и история открытия.»

Этапы экспедиции        Учебный материал        Руководство по усвоению

1. «Самый-самый»        Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия        Продолжить предложение: «Австралия -самый…»

2. «История открытия материка»        

 Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу:

Дата        Путешественники        Открытия

                Пересёк Тихий океан, прошёл вдоль южного берега Новой Гвинеи.

1642 – 1643 гг                Доказал, что Новая Гвинея не связаны с Южной Землёй.

Джеймс Кук        ------

1798 г.        Англичане  ------        

1870 – 1880 гг.                ------

        Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации

Кол-во баллов________

3.«Географическое положение Австралии»        

1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

1 Положение относительно

экватора;   тропиков;

нулевого меридиана        

2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная, восточная).        

3.В каких климатических поясах располагается?

- Как расположен материк относительно других материков?        

2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

 С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.         

Индивидуальная работа по физической карте Австралии

Кол-во баллов________

4. «Синквейн»        Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).1.

2.

3.

4.

5.        Индивидуальная работа

Кол-во баллов________

5. «Итоговый»        1. Подсчитайте общее количество баллов .

        Общее кол-во баллов_______Оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МБОУ «Астрахановская ООШ»

Методическая разработка  урока географии

тема

«Австралия. Географическое положение и история открытия» для учащихся 7 класса.

                 

Разработан  учителем географии:

Айчанова Маржана Биркалиевна.

                                                                                       2017-2018

                                                                             Аннотация 

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и защищать свои идеи.

Урок строится на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.

Применение ИКТ способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации.

При планировании урока учтены возрастные особенности  школьников.

Результативность урока  отслеживается по маршрутному листу.

Технологическая карта урока географии

1. УМК- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский « География »

2.Класс 7   урок 33 параграф 31

4.Тема урока « Австралия. Географическое положение и история открытия»

5.Цель урока: продолжить формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения.

6.Задачи урока

  • Образовательная:  дать представление обучающимся о своеобразии материка, познакомить с историей его открытия, рассмотреть географическое положение Австралии.
  • Развивающая: сформировать у обучающихся навык составления характеристики материка, закрепить умения самостоятельной работы с атласом.
  • Воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе анализа, синтеза, группировки языкового и картографического материала.

7.Тип урока: комбинированный  .Вид урока: практикум.                                                                                                     Методы: традиционный (монологический),    метод анализа, групповое сотрудничество.                                                          8.Средства обучения. физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции (технологические карты для учащихся), презентация.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы контроля: устный, письменный.

Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 1,  ), презентация . На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом. 8.Средства обучения. физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции (технологические карты для учащихся), презентация.

 Для реализации поставленных целей  и задач используется учебно-методический комплект:

Программа: Т.Н. Воробцов . Поурочные  поурочные методические разработки к  учебнику В.А. Коринская « География материков и океанов»  издательство « Учительь АСТ» 2008г.

 

                                                                                                                                       

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Примечание

1.Самоопределение деятельности

Невербальное приветствие – улыбка –  для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Маршрутный лист (технологическая карта для учащихся) – подробный план действия учащихся на уроке (Приложение1)

Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.

 Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, на партах -маршрутные листы экспедиции

Личностные: самоопределение.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель с помощью фронтального опроса оценивает уровень уже имеющихся знаний и умений учащихся на основе личного опыта, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.

-Какие материки мы называем южными? Каковы особенности их географического положения? В состав какого древнего континента они входили? В чем уникальность Австралии?

Фронтальная работа класса.  Ответы на поставленные вопросы.

Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ  материка Австралия с целью выделения  характерных признаков.

3.Постановка учебной задачи

 "А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Ж. Верн

 Учитель озвучивает девиз урока и предлагает

вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели  урока:

  1. Что мы должны выяснить на уроке, исходя из заявленной темы?(Особенности ГП и историю освоения материка);
  2. Чему мы должны научится в ходе занятии? (Научиться по карте определять элементы ГП Австралии, этапы и маршруты путешественников);

Обучающиеся формулируют цели урока: 1. Познакомиться с особенностями ГП Австралии;

2.  Нанести элементы ГП на контурную карту;

3. Узнать, как происходило открытие и исследование материка.

4. Самое главное - мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: постановка вопросов,  формулирование цели.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации с помощью маршрутного листа, в котором заложен алгоритм учебных действий.

Составляют план достижения цели в виде заполнения маршрутного листа Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации.

 Цель: изучить основные этапы открытия материка.

 Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу.

 Цель: составить характеристику географического положения материка

1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:  умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

План изучения географического положения материка (учебник на странице 311).

5.Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение, фронтальный опрос.

-В чем заключается своеобразие материка Австралия?

Кто открыл Австралию?

Покажите на карте объекты береговой линии (моря, заливы, крайние точки материка).

Обучающиеся  отвечают  на вопросы.

-Австралия - самый маленький материк Земли.

-Материк полностью расположен в южном полушарии.

Австралия – материк реликтовых растений и животных.

-Здесь нет действующих вулканов.

-Самый засушливый материк.

-Около половины занимают пустыни.

-Весь материк занимает одно государство.

-Джеймс Кук.

Обучающиеся показывают на карте моря, заливы, крайние точки материка.

 Регулятивные: закрепление изученного материала.

Познавательные; работа с картографическим материалом.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний( Учитель проводит географический диктант)

2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

 С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

Индивидуальная работа по физической карте Австралии

Кол-во баллов________

Регулятивные: взаимоконтоль,  исходя из предложенных правильных ответов учителем.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

7.1.Учитель предлагает заполнить «Синквейн» Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости).

 Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.

 Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективно оценивает свою работу

7.2 Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

- Изучить параграф 35 , работа с контурными картами(знать объекты береговой линии), подготовить сообщения о реках Австралии.

7.3 Подведение итогов урока Цель этапа – подведение итогов всех этапов урока.

Учитель: - Что нового обнаружили в процессе изучения материка?

 Выставляются оценки за урок.

7.1 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Обучающиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные

 варианты, подсчитывают количество баллов.

7.2Обучащиеся полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю. Записывают  домашнее задание7.3 Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.

 

                                                                     

                                                                                                 Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Примечание

1.Самоопределение деятельности

Невербальное приветствие – улыбка –  для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Маршрутный лист (технологическая карта для учащихся Приложение 1) – подробный план действия учащихся на уроке

Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.

 Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, на партах -маршрутные листы экспедиции

Личностные: самоопределение.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель с помощью фронтального опроса оценивает уровень уже имеющихся знаний и умений учащихся на основе личного опыта, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.

-Какие материки мы называем южными? Каковы особенности их географического положения? В состав какого древнего континента они входили? В чем уникальность Австралии?

Фронтальная работа класса.  Ответы на поставленные вопросы.

Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ  материка Австралия с целью выделения  характерных признаков.

3.Постановка учебной задачи

 "А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Ж. Верн

 Учитель озвучивает девиз урока и предлагает

вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели  урока:

  1. Что мы должны выяснить на уроке, исходя из заявленной темы?(Особенности ГП и историю освоения материка);
  2. Чему мы должны научится в ходе занятии? (Научиться по карте определять элементы ГП Австралии, этапы и маршруты путешественников);

Обучающиеся формулируют цели урока: 1. Познакомиться с особенностями ГП Австралии;

2.  Нанести элементы ГП на контурную карту;

3. Узнать, как происходило открытие и исследование материка.

4. Самое главное - мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: постановка вопросов,  формулирование цели.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации с помощью маршрутного листа, в котором заложен алгоритм учебных действий.

Составляют план достижения цели в виде заполнения маршрутного листа Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации.

 Цель: изучить основные этапы открытия материка.

 Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу.

 Цель: составить характеристику географического положения материка

1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка» (слайд 1-6)

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:  умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

План изучения географического положения материка (учебник на странице 311).

5.Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение, фронтальный опрос.

-В чем заключается своеобразие материка Австралия?

Кто открыл Австралию?

Покажите на карте объекты береговой линии (моря, заливы, крайние точки материка).

Обучающиеся  отвечают  на вопросы. (слайд 12-20)

-Австралия - самый маленький материк Земли.

-Материк полностью расположен в южном полушарии.

Австралия – материк реликтовых растений и животных.

-Здесь нет действующих вулканов.

-Самый засушливый материк.

-Около половины занимают пустыни.

-Весь материк занимает одно государство.

-Джеймс Кук.

Обучающиеся показывают на карте моря, заливы, крайние точки материка.

 Регулятивные: закрепление изученного материала.

Познавательные; работа с картографическим материалом.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний( Учитель проводит географический диктант)

2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

 С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

Индивидуальная работа по физической карте Австралии

Кол-во баллов________

Регулятивные: взаимоконтоль,  исходя из предложенных правильных ответов учителем.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

7.1.Учитель предлагает заполнить «Синквейн» Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости).

 Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.

 Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективно оценивает свою работу

7.2 Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

- Изучить параграф 35 , работа с контурными картами(знать объекты береговой линии), подготовить сообщения о реках Австралии.

7.3 Подведение итогов урока Цель этапа – подведение итогов всех этапов урока.

Учитель: - Что нового обнаружили в процессе изучения материка?

 Выставляются оценки за урок.

7.1 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Обучающиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные

 варианты, подсчитывают количество баллов.

7.2Обучащиеся полученную сумму баллов заносят  карандашом на поля. переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю. Записывают  домашнее задание параграф- 35Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.

 

Этапы экспедиции

Учебный материал

Руководство по усвоению

1. «Самый-самый»

Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

Продолжить предложение: «Австралия -самый…»

2. «История открытия материка»

Цель: Изучить основные этапы открытия материка.

 Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу: (Слайд 5-8)

Дата

Путешественники

Открытия

Пересёк Тихий океан, прошёл вдоль южного берега Новой Гвинеи.

1642 – 1643 гг

Доказал, что Новая Гвинея не связаны с Южной Землёй.

Джеймс Кук

1798 г.

Англичане

1870 – 1880 гг.

Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации

Кол-во баллов________

3.«Географическое положение Австралии»

Цель: составить характеристику географического положения материка

1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

1 Положение относительно

экватора;   тропиков;

нулевого меридиана

2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная, восточная).

3.В каких климатических поясах располагается? 

- Как расположен материк относительно других материков?

2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

 С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

Групповая работа по картам атласа

Индивидуальная работа по физической карте Австралии

Кол-во баллов________

4. «Синквейн»

Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).1.


2.


3.


4.


5.


Индивидуальная работа

Кол-во баллов________

5. «Итоговый»

1. Подсчитайте общее количество баллов и занесите в сводную ведомость

Общее кол-во баллов_______Оценка.

Рефлексия                                            Продолжите высказывания об уроке.                                                                                       1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы …                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        2. Я получил полезную информацию о том, что …

      3 Урок помог задуматься о …

       4.Теперь я умею …

   5. Домашнее задание.

«3» - определение ГП Австралии параграф № 35  учебник Коринская.
«4» -  параграф 35 , приготовить сообщение тема «Австралия»
«5» - параграф  35, Приготовить презентацию «Исследователи Автралии»

Оценки за урок.                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

Разработка урока по географии по теме: Географическое положение исследование Африки

Урок на тему: Географическое положение и исследование АфрикиУчебник Коринская В.А., И.В.Душина, В.А. Щенев, "  География материков и океанов"Цель урока: направлена на формирование учебнй мотиваци...

Презентация по географии на тему: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» (7 класс)

Презентация по географии на тему: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» (7 класс)...

Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"

Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....

АФРИКА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИКА

АФРИКА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИКА.Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.Задачи урокаОбразовательные: Продолжить формирование практических умен...