Главные вкладки

    Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"
    методическая разработка по географии (7 класс)

    Айчанова Маржана Биркалиевна

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и защищать свои идеи .Применение ИКТ  способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации. При планировании урока учтены возрастные особенности  школьников.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Маршрутный лист экспедиции ученика (цы) 7  ---- класса__________________________

    Тема:  «Австралия. Географическое положение и история открытия.»

    Этапы экспедиции        Учебный материал        Руководство по усвоению

    1. «Самый-самый»        Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия        Продолжить предложение: «Австралия -самый…»

    2. «История открытия материка»        

     Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу:

    Дата        Путешественники        Открытия

                    Пересёк Тихий океан, прошёл вдоль южного берега Новой Гвинеи.

    1642 – 1643 гг                Доказал, что Новая Гвинея не связаны с Южной Землёй.

    Джеймс Кук        ------

    1798 г.        Англичане  ------        

    1870 – 1880 гг.                ------

            Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации

    Кол-во баллов________

    3.«Географическое положение Австралии»        

    1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

    1 Положение относительно

    экватора;   тропиков;

    нулевого меридиана        

    2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная, восточная).        

    3.В каких климатических поясах располагается?

    - Как расположен материк относительно других материков?        

    2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

     С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.         

    Индивидуальная работа по физической карте Австралии

    Кол-во баллов________

    4. «Синквейн»        Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока

    Алгоритм составления синквейна:

    Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

    Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

    Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

    Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).1.

    2.

    3.

    4.

    5.        Индивидуальная работа

    Кол-во баллов________

    5. «Итоговый»        1. Подсчитайте общее количество баллов .

            Общее кол-во баллов_______Оценка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Астрахановская ООШ»

    Методическая разработка  урока географии

    тема

    «Австралия. Географическое положение и история открытия» для учащихся 7 класса.

                     

    Разработан  учителем географии:

    Айчанова Маржана Биркалиевна.

                                                                                           2017-2018

                                                                                 Аннотация 

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом и защищать свои идеи.

    Урок строится на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.

    Применение ИКТ способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации.

    При планировании урока учтены возрастные особенности  школьников.

    Результативность урока  отслеживается по маршрутному листу.

    Технологическая карта урока географии

    1. УМК- Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский « География »

    2.Класс 7   урок 33 параграф 31

    4.Тема урока « Австралия. Географическое положение и история открытия»

    5.Цель урока: продолжить формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения.

    6.Задачи урока

    • Образовательная:  дать представление обучающимся о своеобразии материка, познакомить с историей его открытия, рассмотреть географическое положение Австралии.
    • Развивающая: сформировать у обучающихся навык составления характеристики материка, закрепить умения самостоятельной работы с атласом.
    • Воспитательная: создать условия для повышения интеллектуального уровня развития личности обучающихся в процессе анализа, синтеза, группировки языкового и картографического материала.

    7.Тип урока: комбинированный  .Вид урока: практикум.                                                                                                     Методы: традиционный (монологический),    метод анализа, групповое сотрудничество.                                                          8.Средства обучения. физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции (технологические карты для учащихся), презентация.

    Приемы: проблемные вопросы.

    Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Методы контроля: устный, письменный.

    Техническое оформление урока: раздаточный материал с заданиями (Приложение 1,  ), презентация . На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом. 8.Средства обучения. физическая карта Австралии, атласы, контурные карты, маршрутный лист экспедиции (технологические карты для учащихся), презентация.

     Для реализации поставленных целей  и задач используется учебно-методический комплект:

    Программа: Т.Н. Воробцов . Поурочные  поурочные методические разработки к  учебнику В.А. Коринская « География материков и океанов»  издательство « Учительь АСТ» 2008г.

     

                                                                                                                                           

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Примечание

    1.Самоопределение деятельности

    Невербальное приветствие – улыбка –  для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Маршрутный лист (технологическая карта для учащихся) – подробный план действия учащихся на уроке (Приложение1)

    Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.

     Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, на партах -маршрутные листы экспедиции

    Личностные: самоопределение.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Учитель с помощью фронтального опроса оценивает уровень уже имеющихся знаний и умений учащихся на основе личного опыта, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.

    -Какие материки мы называем южными? Каковы особенности их географического положения? В состав какого древнего континента они входили? В чем уникальность Австралии?

    Фронтальная работа класса.  Ответы на поставленные вопросы.

    Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ  материка Австралия с целью выделения  характерных признаков.

    3.Постановка учебной задачи

     "А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Ж. Верн

     Учитель озвучивает девиз урока и предлагает

    вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели  урока:

    1. Что мы должны выяснить на уроке, исходя из заявленной темы?(Особенности ГП и историю освоения материка);
    2. Чему мы должны научится в ходе занятии? (Научиться по карте определять элементы ГП Австралии, этапы и маршруты путешественников);

    Обучающиеся формулируют цели урока: 1. Познакомиться с особенностями ГП Австралии;

    2.  Нанести элементы ГП на контурную карту;

    3. Узнать, как происходило открытие и исследование материка.

    4. Самое главное - мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка

    Регулятивные: целеполагание.

    Познавательные: постановка вопросов,  формулирование цели.

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации с помощью маршрутного листа, в котором заложен алгоритм учебных действий.

    Составляют план достижения цели в виде заполнения маршрутного листа Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации.

     Цель: изучить основные этапы открытия материка.

     Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу.

     Цель: составить характеристику географического положения материка

    1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

     

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные:  умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

    План изучения географического положения материка (учебник на странице 311).

    5.Первичное закрепление

    Устанавливает осознанность восприятия.

    Первичное обобщение, фронтальный опрос.

    -В чем заключается своеобразие материка Австралия?

    Кто открыл Австралию?

    Покажите на карте объекты береговой линии (моря, заливы, крайние точки материка).

    Обучающиеся  отвечают  на вопросы.

    -Австралия - самый маленький материк Земли.

    -Материк полностью расположен в южном полушарии.

    Австралия – материк реликтовых растений и животных.

    -Здесь нет действующих вулканов.

    -Самый засушливый материк.

    -Около половины занимают пустыни.

    -Весь материк занимает одно государство.

    -Джеймс Кук.

    Обучающиеся показывают на карте моря, заливы, крайние точки материка.

     Регулятивные: закрепление изученного материала.

    Познавательные; работа с картографическим материалом.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Организует деятельность по применению новых знаний( Учитель проводит географический диктант)

    2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

     С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

    Индивидуальная работа по физической карте Австралии

    Кол-во баллов________

    Регулятивные: взаимоконтоль,  исходя из предложенных правильных ответов учителем.

    7.Рефлексия деятельности (итог урока)

    7.1.Учитель предлагает заполнить «Синквейн» Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости).

     Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.

     Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективно оценивает свою работу

    7.2 Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

    - Изучить параграф 35 , работа с контурными картами(знать объекты береговой линии), подготовить сообщения о реках Австралии.

    7.3 Подведение итогов урока Цель этапа – подведение итогов всех этапов урока.

    Учитель: - Что нового обнаружили в процессе изучения материка?

     Выставляются оценки за урок.

    7.1 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Обучающиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные

     варианты, подсчитывают количество баллов.

    7.2Обучащиеся полученную сумму баллов заносят в ведомость (приложение) по предложенной схеме переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю. Записывают  домашнее задание7.3 Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия

    Личностные: смыслообразование.

     

                                                                         

                                                                                                     Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Примечание

    1.Самоопределение деятельности

    Невербальное приветствие – улыбка –  для мобилизации учащихся на положительный настрой для работы на уроке. Наличие необходимых учебных принадлежностей – залог выполнения заданий по усвоению нового материала. Маршрутный лист (технологическая карта для учащихся Приложение 1) – подробный план действия учащихся на уроке

    Настраиваются на серьезную работу, сосредотачиваются.

     Дежурные проверяют наличие у учащихся учебных принадлежностей, на партах -маршрутные листы экспедиции

    Личностные: самоопределение.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Учитель с помощью фронтального опроса оценивает уровень уже имеющихся знаний и умений учащихся на основе личного опыта, чтобы иметь информацию о степени готовности учащихся к восприятию нового материала.

    -Какие материки мы называем южными? Каковы особенности их географического положения? В состав какого древнего континента они входили? В чем уникальность Австралии?

    Фронтальная работа класса.  Ответы на поставленные вопросы.

    Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ  материка Австралия с целью выделения  характерных признаков.

    3.Постановка учебной задачи

     "А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Ж. Верн

     Учитель озвучивает девиз урока и предлагает

    вместе с детьми в ходе беседы сформулировать цели  урока:

    1. Что мы должны выяснить на уроке, исходя из заявленной темы?(Особенности ГП и историю освоения материка);
    2. Чему мы должны научится в ходе занятии? (Научиться по карте определять элементы ГП Австралии, этапы и маршруты путешественников);

    Обучающиеся формулируют цели урока: 1. Познакомиться с особенностями ГП Австралии;

    2.  Нанести элементы ГП на контурную карту;

    3. Узнать, как происходило открытие и исследование материка.

    4. Самое главное - мы должны постараться разгадать тайну уникальности материка

    Регулятивные: целеполагание.

    Познавательные: постановка вопросов,  формулирование цели.

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации с помощью маршрутного листа, в котором заложен алгоритм учебных действий.

    Составляют план достижения цели в виде заполнения маршрутного листа Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации.

     Цель: изучить основные этапы открытия материка.

     Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу.

     Цель: составить характеристику географического положения материка

    1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка» (слайд 1-6)

     

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные:  умение структуировать знания, выбор эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

    План изучения географического положения материка (учебник на странице 311).

    5.Первичное закрепление

    Устанавливает осознанность восприятия.

    Первичное обобщение, фронтальный опрос.

    -В чем заключается своеобразие материка Австралия?

    Кто открыл Австралию?

    Покажите на карте объекты береговой линии (моря, заливы, крайние точки материка).

    Обучающиеся  отвечают  на вопросы. (слайд 12-20)

    -Австралия - самый маленький материк Земли.

    -Материк полностью расположен в южном полушарии.

    Австралия – материк реликтовых растений и животных.

    -Здесь нет действующих вулканов.

    -Самый засушливый материк.

    -Около половины занимают пустыни.

    -Весь материк занимает одно государство.

    -Джеймс Кук.

    Обучающиеся показывают на карте моря, заливы, крайние точки материка.

     Регулятивные: закрепление изученного материала.

    Познавательные; работа с картографическим материалом.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Организует деятельность по применению новых знаний( Учитель проводит географический диктант)

    2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

     С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

    Индивидуальная работа по физической карте Австралии

    Кол-во баллов________

    Регулятивные: взаимоконтоль,  исходя из предложенных правильных ответов учителем.

    7.Рефлексия деятельности (итог урока)

    7.1.Учитель предлагает заполнить «Синквейн» Заполнение сводной ведомости (суммирование баллов, полученных за разные УЭ урока, и занесение их в соответствующую колонку ведомости).

     Выполнение заданий выходного контроля показывает уровень усвоения темы модуля.

     Самопроверка позволяет учащимся вместе с учителем осуществить управление обучением, а работая на доверии, учащийся объективно оценивает свою работу

    7.2 Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

    - Изучить параграф 35 , работа с контурными картами(знать объекты береговой линии), подготовить сообщения о реках Австралии.

    7.3 Подведение итогов урока Цель этапа – подведение итогов всех этапов урока.

    Учитель: - Что нового обнаружили в процессе изучения материка?

     Выставляются оценки за урок.

    7.1 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Обучающиеся составляют «Синквейн», затем озвучивают наиболее интересные

     варианты, подсчитывают количество баллов.

    7.2Обучащиеся полученную сумму баллов заносят  карандашом на поля. переводят баллы в оценку, выставляют оценку за урок и сообщают ее учителю. Записывают  домашнее задание параграф- 35Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия

    Личностные: смыслообразование.

     

    Этапы экспедиции

    Учебный материал

    Руководство по усвоению

    1. «Самый-самый»

    Цель: Выяснить, в чем заключается уникальность материка Австралия

    Продолжить предложение: «Австралия -самый…»

    2. «История открытия материка»

    Цель: Изучить основные этапы открытия материка.

     Задание: На основе текста учебника с.149 и дополнительной информации познакомиться с историей открытия материка, заполнить таблицу: (Слайд 5-8)

    Дата

    Путешественники

    Открытия

    Пересёк Тихий океан, прошёл вдоль южного берега Новой Гвинеи.

    1642 – 1643 гг

    Доказал, что Новая Гвинея не связаны с Южной Землёй.

    Джеймс Кук

    1798 г.

    Англичане

    1870 – 1880 гг.

    Индивидуальная работа по тексту учебника с .149 и дополнительным источникам информации

    Кол-во баллов________

    3.«Географическое положение Австралии»

    Цель: составить характеристику географического положения материка

    1.Выполнение практической работы: «Описание географического положения материка»

    1 Положение относительно

    экватора;   тропиков;

    нулевого меридиана

    2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная, восточная).

    3.В каких климатических поясах располагается? 

    - Как расположен материк относительно других материков?

    2. Географический диктант: впишите географические объекты  вместо пропусков

     С востока Австралию омывают ______________, ____________ моря, на юге Австралию омывает _____________________________   залив, на севере Австралию омывают ________________, _____________моря и залив _________________.

    Групповая работа по картам атласа

    Индивидуальная работа по физической карте Австралии

    Кол-во баллов________

    4. «Синквейн»

    Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока

    Алгоритм составления синквейна:

    Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

    Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

    Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

    Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).1.


    2.


    3.


    4.


    5.


    Индивидуальная работа

    Кол-во баллов________

    5. «Итоговый»

    1. Подсчитайте общее количество баллов и занесите в сводную ведомость

    Общее кол-во баллов_______Оценка.

    Рефлексия                                            Продолжите высказывания об уроке.                                                                                       1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы …                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        2. Я получил полезную информацию о том, что …

          3 Урок помог задуматься о …

           4.Теперь я умею …

       5. Домашнее задание.

    «3» - определение ГП Австралии параграф № 35  учебник Коринская.
    «4» -  параграф 35 , приготовить сообщение тема «Австралия»
    «5» - параграф  35, Приготовить презентацию «Исследователи Автралии»

    Оценки за урок.                                                                                      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследований."

    Данный материал  содержит разрабртку урока и презентацию по теме "Антарктида. Географическое положение. История исследования." для 7 класса....

    Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Африка географическое положение. История исследования" МБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Разработка урока по географии по теме: Географическое положение исследование Африки

    Урок на тему: Географическое положение и исследование АфрикиУчебник Коринская В.А., И.В.Душина, В.А. Щенев, "  География материков и океанов"Цель урока: направлена на формирование учебнй мотиваци...

    Презентация по географии на тему: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» (7 класс)

    Презентация по географии на тему: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» (7 класс)...

    Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"

    Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний....