Главные вкладки

    Методическая разработка урока географии "Методы географических исследований"
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Формировать представления о методах географических исследований, источниках географических исследований. Умение рационально использовать источники географических знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_geog.5kl.docx45.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ГЕОГРАФИИ

    «МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

    ДЛЯ 5 КЛАССА.

    Цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о методах географического исследования, формировать приёмы учебной работы на уроках географии.

    Задачи:

    Образовательные: формировать представления о методах географического исследования, источниках географических исследований; определять отличительные особенности методов исследования; умение рационального использования источников  географических знаний в конкретной учебной ситуации.

    Воспитательные:  способствовать формированию мировоззренческих идей, эстетическому воспитанию, профилактике утомляемости в ходе занятия.

    Развивающие: развивать умение рассуждать, делать предположения, сравнивать, выделять главное, делать выводы; развивать самостоятельность.

    Ожидаемые результаты.

    Личностные:

    -осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

    -осознание себя как жителя планеты и необходимости овладения знаниями и умениями и применения их на практике.

    Метапредметные:

    - формирование познавательного интереса;

    -слуховое восприятие текста, умения рассуждать;

    -умение работать с различными источниками информации;

    -ставить учебную задачу под руководством учителя;

    -планировать свою познавательную деятельность;

    -умение вести самостоятельный поиск;

    -умение вести диалог;

    -слушать и объективно оценивать товарищей.

    Предметные:

    -дать определение понятию картография;

    -называть методы географических исследований изучения Земли: описательный, картографический, космический,  распознать чем отличаются методы географических исследований друг от  друга;

    -знать источники географических знаний.

    Опорные понятия:  география - землеописание, современная география.

    Новые знания: методы географических исследований (описательный, картографический, космический).

    Форма обучения:  урок усвоения нового материала.

    Форма организации учебной работы: фронтальная, коллективная,  в парах.

    Приемы учебной работы: с географической картой, учебниками,  сравнения, анализа, обобщения, создания представления образа памяти, образа воображения.

    Метод: объяснительно - иллюстративный с элементами частично- поискового.

    Средства обучения:

    1. Домогацких Е. М.  География. Введение для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенский,  А. А. Плещаков;  под редакцией В.П. Дронова. М. ООО: «Русское слово - учебник», 2012 (ФГОС «Инновационная школа»).
    2.  Куренева Т.В., Темников  А.Н,  География 5 класс, учебное пособие Региональный компонент/ Т.В. Куренева, А. Н. Темников . - М. :ООО «Русское слово  - учебник»,2012 (ФГОС «Инновационная школа»).
    3. Энциклопедия для детей Т.З. География,4 –е издание, испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, А. Элиович,  Д.  Люри   и др. М.: Аванта, 2005.
    4. География . 5 класс:  атлас. 5 издание. М.: Дрофа, 2016.
    5. Карты школьные стенные: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта РТ», электронная физическая карта РТ, карта «Великие географические открытия».
    6. Атлас РТ: - М.: Производственное картосоставительское  объединение «Картография», 2005 г.
    7. Презентация.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    1.Актуализация опорных знаний.

    Учитель: Ребята вспомните, как древние люди изучали Землю?

    Учащиеся: В древности люди путешествовали, открывали новые земли, описывали и знакомились с разными народами, изучали их традиции, культуру, нравы. Они описали географические объекты и нанесли их на карты.

    Учитель: Как современный человек изучает Землю?

    Учащиеся: Лётчик ориентируется в полёте не только по имеющимися  приборами,  но и  по виду местности, над которой он  пролетает,

    - капитан рыболовецкого судна изучает карту того района, где он ведёт лов рыбы, глубину моря, рельеф дна, направления теплых и холодных течений, основные пути движения рыбы;

     -вы  сидите с удочкой у речки, а опытный рыбак, изучивший строение дна реки и повадки рыб, знает, где  и в какую погоду лучше ловить щуку, а где  и когда сома;

    - приводят примеры из курса  природоведения о французском ученом Жак Анри Фабре – лучшем в мире знатоке насекомых и рассказывают об исследовании Юпитера с помощью телескопа в 1994 г., когда с планетой столкнулись обломки кометы.

    2. Мотивация.

    Учитель: правильно, для каждой профессии человека свой опыт познания; наблюдение, работа с картой , с приборами, описание, сравнение, организация и проведение экспедиций и многое другое, о чем вы узнаете, изучая географию, а мы продолжим разговор о методах, которые позволили открыть материки и океаны, горные системы и равнины, реки и озёра земли.

    3.Сообщение темы, цели, задач урока.

    Сегодня на уроке вы узнаете:

    1.Какими методами пользуются при изучении  Земли.

    2.Чем отличаются методы географических исследований друг от друга.

    3.Что такое картография.

    4. Какие существуют источники географических знаний.

    4. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.

    Учитель: Как и другие науки, география обладает специальными методами исследования. Некоторые из них известны  с глубокой древности, некоторые появились совсем недавно.

    Одним из методов является описательный метод. Что означает слово «география»?

    Учащиеся: описание морей, равнин, гор, стран, народов – с этого начиналась географическая наука.

    Древний мир - это мозаика из десятков самых разных государств и культур. Каждая цивилизация выработала свои собственные, неповторимые пути познания мира. Тем не менее, способы получения географических сведений были общими у карфагенян и индийцев, у египтян и персов. На  путь дальних странствий толкали практические потребности:  необходимость искать и осваивать новые земли,  поддерживать торговлю с  дальними странами. Чаще всего открытия совершали завоеватели благодаря разведке и военным походам.

     В 18 веке до нашей эры в ходе военной экспедиции египтян, в  пустыне на Синае  была обнаружена сеть временных водотоков ( вади), залежи строительного камня, месторождения меди, малахита, бирюзы. Около 1530 г. до н. эры фараон  Тутмос первым пересёк  Сирию и достиг «Земли» 2-х рек в верховьях  Евфрата, где оставил  наскальную надпись с первым описанием реки. Она течёт в направлении противоположном Нилу, поэтому египтяне назвали её «перевёрнутой водой».

    Ассирийцы считали, что моря Черное, Каспийское, Средиземное соединены между собой, однако в  18 веке русский энциклопедист Василий Татищев  опровергает, что Каспий подземными потоками соединяется с Чёрным морем.

    Используя сведения персов, Геродот даёт верное описание Каспия. «это замкнутый водоём, не связанный ни с каким морем. Длина его 15 дней плавания на гребном судне, а  ширина в самом широком месте – 8 дней. Дневной переход гребного судна в те времена примерно 80 километров  или 1200 километров за 15  дней.

     Древние индийцы впервые описали Индо - Ганскую низменность, пустыню Тар,  горную систему Гималаи в древних  индийских книгах в 3 веке до нашей эры, а  китайцы в 4 -3 веке до нашей эры создавали сочинения, посвященные  географии, например, описания Тань - Шаня, озера Иссык – Куль, Ферганской долины, Памира, рек Амударьи и Сырдарьи, созданные Чжан- Цяном.

    Открытия древних греков, римлян, арабов отражено в  описаниях географических сведений. Описание физико- географические, климатические условия, быт, культура, язык, религии.

    Эпоха великих географических открытий в 15-17 веках  была насыщена географическими открытиями и географическими описаниями мореплавателей  Бартоломеу  Диаш,  Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи,  Фернана Магеллана,  Джеймса Кука. Изучение географических объектов продолжаются в 18-21 веках и исследователи всегда отвечают на вопросы:

    а) где расположен географический объект?

    б)  что из себя представляет?

    в) какие особенности имеет?

    Так равнина - большой участок земной поверхности с небольшими колебаниями высот. На любом участке равнины есть неровности разной высоты. Если неровности невелики, а их склоны пологие, то такой  участок называют равниной. Равнина -  самая распространенная форма рельефа. На географических картах равнины изображены оттенками зеленого и желтого цветов. Мы с вами тоже живем на равнине - Восточно-Европейской  или Русской равнине.

    Контроль знаний по ходу изучения нового материала.

    Учитель: какой метод самый древний? Приведите примеры первых описаний. На какие вопросы отвечают исследователи  при изучении географических объектов?

    Учитель:  все , что человек узнаёт о своей планете он изображает на карте, поэтому следующий метод, на котором мы остановимся – картографический.

    Какие карты вы видите  в классе?

    Учащиеся: Физическую карту полушарий, карту Татарстана.

    Учитель: карты - замечательное изобретение человеческой цивилизации, один из самых удивительных способов познания окружающего мира. Историки и  археологи обнаружили картографические рисунки на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных скифских вазах. Упоминание о картах есть даже в Библии. В глубокой  древности человек стремился запечатлеть мир, чтобы  объяснить и упорядочить его. В Древнем Египте, античной Греции  и в Древнем Риме карты применяли для определения расстояний и площадей. В середине века они стали необходимы морякам, землепроходцам, купцам.

    Как вы думаете,  как называется наука о создании и использовании карт?

    Учащиеся: картография.

    Учитель: Герард Меркатор (1512 – 1594 гг.) великий картограф сопровождал свои карты наставлениями и указаниями , объясняющими как их применить. Самые древние карты найдены на территории Греции примерно 1500г. до н.э. это  фрески. Для определения точного расстояния на карте Эратосфен ввел понятие параллелей и меридианов, а  когда появилась градусная сеть – это дало возможность более точно располагать географические объекты на карте. Историческую роль карт и картографического метода в познании мира трудно  переоценить.

     Для начинающего изучить географию наиболее полезной будет физическая карта. С её  помощью можно изучать поверхность интересующего участка земной поверхности, его водную систему, расположение населённых пунктов. Карты бывают разного масштаба. На одних картах показаны целые континенты, на других улицы городов и отдельные дома. Сейчас каждый человек, используемый компьютер может получить подробную карту практически любого участка земной поверхности, вместе  с его космическим изображением. Электронная карта Республики Татарстан представлена на сайте  http://karta.tatar.ru/

    Контроль знаний по ходу изучения нового материала.

    Учитель: Где впервые были  обнаружены картографические рисунки? Для чего человек создавал карты?  Где были найдены   первые карты? Кто ввел понятие о параллелях и меридианах? Какова роль картографического метода в познании мира?

    Учитель: Самый простой   способ исследования, который используется в географии – визуальный ( невооруженным глазом или с помощью приборов).

    Именно так был открыт последний континент на планете -  Антарктида. Русские моряки с палуб шлюпов «Восток» и «Мирный» увидели побережье неведомой прежде суши – «материк льда». Это исследование на расстоянии называется дистанционным. К нему относятся аэрофотоснимка с борта летательного  аппарата самолёта, дирижабля.

    А какой самый современный метод вы знаете?

    Учащиеся: наблюдения из космоса, космический.

    Учитель: космический метод начал применяться в середине XX века является самым универсальным источником информации. Посмотрите космические снимки острова Кипр и  реки Нил в  учебнике. В настоящее время спутники – съемщики регулярно поставляют на Землю тысячи самых разных снимков земной  поверхности, которые необходимы не только географам, но и метеорологам, геологам, океанологам, картографам. Из космоса точнее передаются метео сведения, когда на орбите три спутника так как у них обзор на 120. С помощью космических снимков изучают воздушные вихри, строение земной коры, ищут полезные ископаемые, производят описание растительности, обнаруживают лесные пожары, исследуют богатые рыбой районы в океане.

    Учитель: Мы познакомились с различными методами географических исследований (описательным, картографическим, космическим).А могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках: истории, астрономии, биологии, математики?

    Учащиеся: при изучении истории используются описания карты великих географических открытий, военных походов; при изучении ботаники –описание  растительности, карты растительности, космические снимки природных комплексов, при изучении астрономии – описание планет, космические съёмки.

    Учитель: а теперь поговорим об источниках географических знаний. Сегодня на уроке мы уже  говорили об этом, вспомните пожалуйста.

    Учащиеся: это рассказы о путешествиях, результаты научных экспедиций, книги, посвященные природе, это географические карты и атласы, фильмы и телепередачи;

    -картографические рисунки ученые нашли на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных скифских вазах.

    Учитель: правильно, а я продолжу, ученые до сих пор находят источники географических знаний у древних народов: у индийцев Северной Америки – свитки планов на бересте или коже оленей, наскальные рисунки; у египтян- иероглифические надписи на сооружениях, табличках из слоновой кости, на папирусной бумаге (циперусе); у шумеров, проживающих в междуречье Евфрата и Тигра  клинопись на глиняных  табличках; у индийцев – на пальмовых листьях с помощью слоговой письменности. Источники  географических знаний разнообразны. Большинство школьников и их родители  читают и читали  книги Жюля  Верна, Майн Рида, Владимира Обручева, в которых можно найти интересный материал о природе далеких мест и необычайных, увлекательных путешествиях.

    5. Первичное закрепление изученного материала.

     1) Какие методы географических исследований вы знаете?

    2)  В чем заключается особенность описательного метода исследования?

    3) Что является основой картографического метода исследования?

    4) Какова роль картографического метода познания мира?

    5) Назовите самый простой способ исследования географических объектов и явлений?

    6) Как называется самый современный  метод исследования и на чем он основан?

    7) Какие источники географических знаний вы знаете?

    8) Предлагается выполнение тестов 8, 9,10 на с.14 учебника.

    Учитель: Очень хорошо, а теперь мы перейдем к практической работе.

    6. Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями или  предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательного задания.

    Работа в парах.

    1 ряд. Составьте произвольное описание кабинета географии.

    2 ряд.  Назвать карты в атласе по географии 5 класса:

    -познакомиться с условными знаками и прочитать карту на с.24-25.

    3 ряд. Познакомиться с физической картой Республики Татарстан, прочитайте условные знаки карты ( используйте стенную географическую карту, атлас РТ, электронную карту РТ на сайте  http://karta.tatar.ru/

    Выступления учащихся.

    Ответы оценивает учитель и представители 3-х  групп. ( У каждого оценивающего по 15 жетонов, ответ оценивается по 5 –ти  балльной системе, кто больше набирает жетонов, тот  и победил).

    7. Домашнее задание.

    1. &2. Ответить на вопросы к параграфу.

    2. Творческое  задание:  опишите  письменно в тетрадях свой любимый  уголок  природы.

    8. Итоги  урока.

    Сегодня на уроке мы познакомились с методами географического исследования: описательным, картографическим, космическим. Вы узнали о первых географических описаниях  древних египтян и ассирийцев, индийцев и китайцев, путешественников времен Великих географических  открытий. Мы  с вами  поговорили о картографическом методе его роли в познании мира. Узнали имена великих ученых Меркатора и Эратосфена и сами с помощью условных знаков старались прочитать карты. И, конечно, мы воспользовались с самым современным методом космическим, а также с источниками географических знаний. С каждым уроком мы будем узнавать всё больше и больше, так как мы живем на замечательной планете - красивой, щедрой, но очень хрупкой и  незащищенной. Её  нужно любить и беречь. А для этого её нужно знать!

    9.Рефлексия.

    Предлагая с использованием слайда  заполнить схему.

    Я знаю, что такое.

    Я могу.

    Я научился.

    Технологическая карта урока.

    Этапы

    Время

    Методы и формы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный момент

    1

    мин

    Диалог: учитель -  класс

    Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха.

    Готовят рабочее место

    1

    Актуализация опорных знаний

    3 мин

    Фронтальный опрос

    Вспомните, как  древние люди изучали  Землю? Как современный человек изучает  Землю?

    Мобилизуют внимание, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из курса «природоведение»

    2

    Мотивация

    1 мин

    Объяснение учителя

    У каждой профессии человека свой опыт познания :  наблюдение,  работа с картой, с приборами, проведение экспедиций и многое другое, о чем вы узнаете, изучая географию, а мы продолжаем разговор о методах, которые позволили открыть материки и океаны, горные системы и равнины, реки и озёра

    Мобилизуют внимание и  познавательный интерес

    3

    Сообщение темы, цели, задач урока

    1мин

    Устное сообщение учителя

    Мы познакомимся с  методами географического исследования: описательным, картографическим, космическим, вы должны научиться уметь объяснять специфику методов и их отличительные особенности, использовать источники географических знаний при выполнении учебного задания.

    Записывают тему урока в тетрадь и стараются осознать цель и задачи урока.

    4

    Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала

    15 мин

    Объяснительно- иллюстративный.

     Частично - поисковый.

    Рассказ, беседа,  объяснение. Фронтальный опрос по ходу изучения нового материала.

    Как и другие науки географии обладают специальными методами. Некоторые из них известны с глубокой древности, некоторые появились недавно. Объясняет описательный, картографический, космический методы. Постоянно стимулирует познавательный интерес  содержанием  изучаемого материала, создаёт ситуации интеллектуального затруднения, способствуя развитию мышления учащихся.

    Слушают, воспринимают, осмысливают, запоминают, высказывают

    свои  ассоциации, делают преположения.

    5

    Первичное закрепление изученного материала.

    5 мин

    Фронтальный опрос для определения среднего уровня усвоения учебного материала.

    Задает вопросы, слушает и корректирует ответы

    Используя средства изучения: географические карты, учебники географии, материалы презентации отвечают на вопросы

    6

    Осмысление внутренних закономерностей между изучаемыми явлениями или предметами в процессе мыслительной  работы  и выполнения познавательного задания.

    15 мин.

    КСО.

    Работа в парах.

    Частично – поисковый, исследовательский метод.

    1 ряд: составить произвольное описание кабинета;

    2 ряд:  назвать карты в атласе по географии 5 класса; познакомиться с условными знаками и прочитать карту на с. 24-25 атласа,

     3 ряд: познакомиться с физической картой РТ, с помощью условных знаков прочитать карту, направляет,  в случае затруднения оказывает помощь.

    Работая в парах, выполняют творческое задание, используя средства обучения: географические карты атласа, стенные карты, электронную карту РТ, географический атлас РТ, оборудование и оформление кабинета географии

    7

    Домашнее задание

    2 мин

    Инструктаж

    1. Пар.2 с. 9-12 ответить на вопросы параграфа.

    2.Опишите письменно в тетрадях свой любимый уголок природы.

    Записывают в дневниках

    8

    Итог урока

    1 мин

    Беседа

    Обобщение пройденной темы урока. Отмечает активных учащихся.

    Умение делать выводы. Взаимодействуют учителем.

    9

    Рефлексия

    1 мин

    Беседа

    Предлагает с использованием слайда заполнить схему.

    Я знаю, что такое.

    Я могу.

    Я научился.

    Умение формулировать собственное мнение.

    Проводят саморегуляцию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

    Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

    Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

    Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

    Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"

    Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...

    Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

    Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Африка географическое положение. История исследования" МБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

    Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...