АФРИКА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИКА
план-конспект урока по географии (7 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

АФРИКА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИКА.

Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

  • Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.
  • Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.
  • Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, глобусы, учебники, типовые планы, контурные карты, интерактивная доска

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: пр/ р на основе проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся: Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Этапы урока:

 

- организационный момент — 1 мин.

- проверка домашнего задания – 7 мин.

- мотивация — 1 мин.

- актуализация опорных знаний — 2 мин.

- изучение нового материала — 28 мин.

- закрепление изученного материала — 4 мин.

- домашнее задание — 1 мин.

- подведение итога урока — 1 мин.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т/у: АФРИКА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИКА.

Цель урока: Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

  • Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.
  • Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.
  • Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, глобусы, учебники, типовые планы, контурные карты, интерактивная доска

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: пр/ р на основе проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся: Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Этапы урока:

- организационный момент — 1 мин.

- проверка домашнего задания – 7 мин.

- мотивация — 1 мин.

- актуализация опорных знаний — 2 мин.

- изучение нового материала — 28 мин.

- закрепление изученного материала — 4 мин.

- домашнее задание — 1 мин.

- подведение итога урока — 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку, настрой на работу.(1мин)

II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к изучению нового материала:

В I четверти мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты.

На сегодняшнем уроке мы переходим к изучению материков.

— Что называется материком? (значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.)

— Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

— Какие материки относятся к южным материкам? (Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду).

1) Исстория исследования Африки: сообщения учащихся. 

Работая с учебником-  занесите сведения в таблицу «История исследования Африки»

Дата

Исследователь

Событие

1498

Васко да Гама

Обогнул Южн. Африку, прошёл вдоль восточ. побережья материка, впервые из европейцев пересёк Инд. ок. и достиг берегов Индостана. 

Середина XIХв

Давид Ливингстон

Пересёк Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней водопад Виктория, дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса.

конец XIX

Василий Юнкер

Путешествовал по Централ. и Восточ. Афр., дал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов, проводил топографич. работы, вёл гидрологические и метеорологические наблюдения.

конец XIX

Е. П. Ковалевский и А.В. Елисеев

Внесли значительный вклад в изучение северо-вост. части материка.

1926-1927 гг.

Н.И. Вавилов

Возглавил экспедицию для изучения культурных растений материка. Было собрано более 6000 образцов культ растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных(твёрдых) сортов пшеницы.

Проблемная задача. Представьте, что вы путешественники. Вы отправляетесь в путешествие на какой-то материк  и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.


— Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка.
(Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.)

Совершенно верно. Вы определили круг вопросов, с кот. нам необх. познакомиться при изучении материка.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.

  • Физико-географическое положение материка.
  • Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
  • Климат.
  • Внутренние воды.
  • Почвы.
  • Природные зоны. Раст. и жив. мир.
  • Население. Хозяйственная деятельность.
  • Государства и столицы.

— Какой первый вопрос плана: физико-географическое положение.

Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить ГП любого географического объекта”? (ГП — это “адрес” географ. объекта, по которому можно найти его на Земле).

IV. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, и контурные карты.

Цели урока:

  • Познакомиться с физико-географическим положением Африки.
  • Научиться давать характеристику физико-географического положения Африки.
  • Продолжить формировать умения работать с контурной картой.

Вопрос, на кот. мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-ГП материка Африка? ” 

План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.
  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
  3. Крайние точки, их координаты.
  4. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  5. Площадь материка.
  6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
  7. Положение материка по отношению к другим материкам.
  8. Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы: Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем и полученные данные заносим на контурную карту

1) Положение материка по отношению к экватору. (экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу.) Экватор необходимо отметить на к/к.

2) Положение материка по отношению к нулевому меридиану. (Нулев. мерид.пересек. материк и делит материк на две неравные части. Большая часть расп. к востоку от нулев. мерид., а меньшая — к западу.)

3) Крайние точки, их координаты.

Северная - м. Бен-Сека – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр.с. ш, 52 гр. в. д.).

Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на к/к.

4) Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Задача:

Протяженность Африки север — юг: 32 + 37 = 69о

Т.к.длина дуги меридиана в 1о = 111 км., то протяженность материка составит:  69 х 111 = 7659 км.

Протяженность материка запад – восток: 15 + 51 = 67о

Так как по экватору длина дуги в 1о = 110 км., то длина материка будет равна:  66 х 110 = 7260 км.

— Какой вывод можно сделать? (Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам).

Физминутка

5) Площадь материка (рис.1, стр.92. учеб) -30.3 млн.кв.км. –это второй по величине материк.Атлас стр.2

6) Положение материка по отношению к морям и океанам.

На западе материк омывает Атл. ок. На севере Средиз. море. На востоке Инд. ок. На с-в. Красное море.

7) Положение материка по отношению к другим материкам.

Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Сев. Ам. и Юж. Ам. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов.

Самостоятельная работа по атласу:

1 ряд:  Пролив Гибралтарский

            Море Средиземное

            Канал: Суэцкий

            Море: Красное

2 ряд: Полуостров: Сомали

           Океан: Индийский

           Остров: Мадагаскар

3 ряд:  Пролив: Мозамбикский

            Залив: Гвинейский

            Океан: Атлантический

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока.

— Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

-Африка расп. по обе стороны от экватора.

-Африка расп. по обе стороны от нулев. мерид.

-Это второй материк по площади.

-Омывается Атлантическим и Индийским океанами.

-Африка близко расположена к материку Евразия.

-Имеет выгодное физико-географическое положение.

V. Закрепление материала:

1) Игра “Закончи предложение”.

1. Африка посередине пересекается…   (экватором)

2. Африка по отношению к экватору располагается в полушариях… (северном и южном)

3. Нулевой меридиан пересекает Африку и делит на…  (2 части)

4. Африка по площади занимает… (2 место)

5. Южной крайней точкой является… (мыс Игольный)

6. С севера материк омывает…  (Средиземное море)

7. Африку с запада омывает… (Атлантический океан)

2) Решить кроссворд

1. Самый крупный материковый остров вблизи Африки. (Мадагаскар)  

2. Крайняя восточная точка материка (Хафун) 

3. Пролив, отделяющий Евразию от Африки (Гибралтарский)  

4. Крайний западный мыс (Альмади) 

5. Самое соленое море Земли (Красное) 

6. « Африканский рог» - полуостров (Сомали)   

Какое слово зашифровано? (Африка)

м

а

д

а

г

а

с

к

а

р

х

а

ф

у

н

г

и

б

р

а

л

т

а

р

с

к

и

й

а

л

ь

м

а

д

и

к

р

а

с

н

о

е

с

о

м

а

л

и

Письмо путешествинника

« Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки.

Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.  Пока все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!»

VII. Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

VI. Организация домашнего задания. №18

КАРТОЧКА №1: Решите кроссворд

1. Самый крупный материковый остров вблизи Африки.

2. Крайняя восточная точка материка (Рас ......)

3. Пролив, отделяющий Евразию от Африки

4. Крайний западный мыс

5. Самое соленое море Земли

6. «Африканский рог» - полуостров

Какое слово зашифровано?_______________________

КАРТОЧКА №2: Выполните тест: ГП Африки

1. В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

А) к западу;                       Б) к юго-западу;                    В) к северу.

2. Какой пролив отделяет Африку от Евразии: 

А) Мозамбикский;           Б) Гибралтарский                  В) Берингов.

3. Какой мыс Африки является ее крайней южной точкой? 

А) Игольный;                   Б) Альмади;                           В) Рас-Хафун.

4. Как называется самый крупный остров  у берегов Африки?

А) Гренландия;                Б) Новая Гвинея;                   В) Мадагаскар.

5. Самый большой полуостров Африки? А) Аравийский;        Б) Сомали;            В) Индостан.

6. Какой канал  является условной границей между Африкой и Евразией?

А) Суэцкий;                     Б) Панамский;                       В) Каракумский.

7. Как называется крупный залив у брегов Африки?

А) Мексиканский;          Б) Персидский;                      В) Гвинейский.

КАРТОЧКА №3: Закончи предложение

  1. Африка посередине пересекается______________________________________________
  2. Африка по отношению к экватору располагается в полушариях__________________________________
  3. Нулевой меридиан пересекает Африку и делит на________________________________
  4. Африка по площади занимает_________________________________________________
  5. Южной крайней точкой является______________________________________________
  6. С севера материк омывает ______________________________________ море
  7. Африку с запада омывает____________________________________ океан

КАРТОЧКА №4: Верно ли утверждение? ДА или НЕТ. Если НЕТ - исправь ошибки.

1. Африка – самый большой материк.

2. Африка расположена во всех четырех полушариях.

3. На севере Африка омывается Черным морем.

4. Африку и Евразию разделяет Берингов пролив.

5. На западе Африка омывается Тихим океаном.

6. Северная крайняя точка – мыс Игольный.

7. Самый крупный остров у берегов Африки – остров Сицилия.

КАРТОЧКА №1: Решите кроссворд

1. Самый крупный материковый остров вблизи Африки.

2. Крайняя восточная точка материка (Рас ......)

3. Пролив, отделяющий Евразию от Африки

4. Крайний западный мыс

5. Самое соленое море Земли

6. «Африканский рог» - полуостров

Какое слово зашифровано?_______________________

Письмо путешественника

« Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки.

Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.  

Пока все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!»

Письмо путешественника

« Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки.

Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.  

Пока все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!»

Письмо путешественника

« Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки.

Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.  

Пока все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!»

Письмо путешественника

« Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки.

Африка – самый большой материк на Земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.  

Пока все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!»

План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.
  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
  3. Крайние точки, их координаты.
  4. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  5. Площадь материка.
  6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
  7. Положение материка по отношению к другим материкам.
  8. Особенности физико-географического положения материка.

История исследования Африки

Исследователь

Дата

Событие

Васко да Гама

Давид Ливингстон

Василий Юнкер

Н.И. Вавилов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"

Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....

«Африка. Географическое положение. Исследования». Вводный урок.

Путешествие в сказку. Тема: «Африка. Географическое положение. Исследования».Цель: познакомиться с особенностями ФГП  и  историей исследования Африки....

Методическая разработка урока географии в 7 классе тема "Австралия. Географическое положение. Исследование материка"

Содержание урока, форма его проведения направлены на формирование у школьников основ культуры мышления и развитие общих исследовательских умений: умения видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать ги...

Географическое положение Африки и история исследования материка.

Методическая разработка урока для  7 класса по теме "Географическое положение Африки и история исследования материка". В приложени содержится презентация к уроку MS Office PowerPoint «Геогра...

Африка. Географическое положение материка. Интересное о континенте.

Африка. Географическое положение материка. Интересное о континенте....

Презентация по географии на тему: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» (7 класс)

Презентация по географии на тему: «Африка. Географическое положение. Исследования материка» (7 класс)...

Африка: географическое положение. История открытия и исследования материка

Цели и задачи урока: Познакомить с физико–географическим положением Африки, Научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм,Продолжить формировать умения работать с картами атла...