Географическое положение Африки и история исследования материка.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Сурайкина Елена Геннадьевна

Методическая разработка урока для  7 класса по теме "Географическое положение Африки и история исследования материка". В приложени содержится презентация к уроку MS Office PowerPoint «Географическое положение и история исследования Африки» и индивидуальные карточки "Географическое положение Африки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сурайкина Елена Геннадьевна,

учитель географии МБОУ СОШ №88

г. Красноярска

7 КЛАСС
Тема: «Географическое положение Африки. История исследования материка».
Цель урока: формирование представления о физико-географическом положении Африки и с истории исследования материка.

Оборудование: презентация MS Office PowerPoint «Географическое положение и история исследования Африки», «Физическая карта Африки», карта полушарий, учебник Коринская В.А. «География материков и океанов», карточки «Географическое положение Африки», географические атласы для 7 класса, контурные карты для 7 класса, ноутбук, проектор, экран

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный момент.

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. И начнем мы с Африки.

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли (30, 3 млн. км2). Это континент контрастов. Около 1\2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. Здесь протекает самая полноводная река восточного полушария, вторая по длине река мира. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации)

2. Постановка целей и задач. (2 слайд презентации)        

II. Актуализация опорных знаний. 

Учитель: - Скажите Африка это часть света или материк?

                  – К какому древнему материку принадлежит Африка?

III. Формирование новых знаний

Учитель: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему: Австралия – самый сухой материк, Антарктида – самый холодный, Евразия – самый разнообразный и тд. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

(Это зависит от географического положения материка, т. е. «адреса». ГП влияет на особенности материка: климат, размещение природных зон, хозяйственную деятельность человека.)

Поэтому изучение каждого материка начинается с его географического положения.
ГП любого континента мы будем давать по определённому плану (с. 311 учебника)

План описания географического положения материка (3 слайд презентации):

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.

3. В каких климатических поясах расположен материк?

4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.

5. Как расположен материк относительно других материков?

Используя данный план, атласы с.  вставьте пропущенные слова в карточке:

Географическое положение Африки.

  1. Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.
  2. Крайние точки: - северная – м. _____________________

                                 - южная – м. _____________________

                                 - западная – м. _____________________

                                 - восточная – м. _____________________

Протяженность с севера на юг по 20˚в.д. - _____________ км.

                            с запада на восток по экватору - ____________ км.

3. Африка расположена в климатических поясах:

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

4. Западные берега Африки омывает ________________________океан, а восточные - _______________________ океан.

5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________каналом и ____________________

_____________, ______________________ проливами.

Учитель: Географическое положение Африки обусловило особенности природы данного материка: он является самым жарким.

- Почему Африка – самый жаркий материк? (экватор пересекает ее почти посередине, следовательно, большая часть Африки лежит в жарком поясе)

IV. Практическая работа «Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение Африки».

Задание: нанести на контурную карту следующие географические объекты (4 слайд презентации):

Мысы: Бен-Секка, Игольный, Альмади, Рас-Хафун
Проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский
Канал: Суэцкий.
Полуостров: Сомали.
Остров: Мадагаскар.
Заливы: Гвинейский.
Моря: Красное, Средиземноморское.
Океаны: Атлантический, Индийский
Валеопауза:
Учитель: «В классе развешаны таблички; в них содержатся ответы на вопросы, которые я вам сейчас зачитаю, а вы постарайтесь проследить глазами, где они находятся:

- Площадь Африки  (30, 3 млн. км2)

- От названия какого берберского племени происходит слово «Африка»  (афригии)

-Как называется крайняя северная точка материка   (м. Бен-Секка)

- Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский)

- В Африке, в Эфиопии, есть место под названием Даллол, где зафиксирована самая высокая среднегодовая температура на Земле. Чему она равна? (34,4 °C)

История исследования Африки (5 слайд презентации).

Ходили легенды - одна другой красочней – о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента... Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita» - «неизведанная земля». Она ждала своих исследователей.

Финикийцы и греки хорошо знали  северное африканское побережье. Однако проникать во внутренние области Африки с севера им мешали пустыни,  а с моря на востоке и западе — труднодоступные берега, почти без бухт и заливов. Но Африка так и манила к себе.

В ХV в. португальские моряки исследовали западное побережье  Африки и даже  обогнули  южную  оконечность материка. С ХVI в. из Африки начался вывоз рабов в Америку. Исследование внутренних районов материка  началось лишь в конце XIX в. Велики заслуги в исследовании и изучении Африки и русских (советских) исследователей и учёных.

Задание: Используя текст учебника с 111-114 заполнить таблицу «История исследования Африки» (6 слайд презентации):

Имя исследователя

Время (дата)

Результаты исследований

V. Закрепление полученных знаний.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.
Африка по середине пересекается (экватором)
Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)
Африку омывают океаны (Атлантический и Индийский)
Ближе всего Африка расположена к материку (Евразия).
Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

Площадь Африки (30, 3 млн. км2 )

Крайняя северная точка  (Бен-Секка)

Проблемные вопросы (7 слайд презентации):

  • Почему Африка –

 самый жаркий материк?

  • Как изменился бы климат материка, если бы на северо-востоке она омывалась океаном?

VI. Домашнее задание (8 слайд презентации). 

§24. , заполнить таблицу в тетради.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Географическое положение Африки.

  1. Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.
  2. Крайние точки: - северная – м. _____________________

                                 - южная – м. _____________________

                                 - западная – м. _____________________

                                 - восточная – м. _____________________

Протяженность с севера на юг по 20˚в.д. - _____________ км.

                            с запада на восток по экватору - ____________ км.

3. Африка расположена в климатических поясах:

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

4. Западные берега Африки омывает ________________________океан, а восточные - _______________________ океан.

5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________каналом и ____________________

_____________, ______________________ проливами.

Географическое положение Африки.

  1. Африку почти посередине пересекает ___________________, поэтому материк расположен в ___________________ и ________________ полушариях.
  2. Крайние точки: - северная – м. _____________________

                                 - южная – м. _____________________

                                 - западная – м. _____________________

                                 - восточная – м. _____________________

Протяженность с севера на юг по 20˚в.д. - _____________ км.

                            с запада на восток по экватору - ____________ км.

3. Африка расположена в климатических поясах:

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

             - ______________________

4. Западные берега Африки омывает ________________________океан, а восточные - _______________________ океан.

5. Африка ближе всего расположена к материку ______________________, они разделены ______________________каналом и ____________________

_____________, ______________________ проливами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования

Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...

Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Тема: Географическое положение Африки и истории исследования.

Цели: Изучить особенности географического положения Африки, раскрыть приемы определения географического положения материка. Познакомится с путешественниками, исследователями Африки. Развить познавател...

"Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"

Технологическая карта открытого урока  по географии для 7 класса "Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"...