Главные вкладки

    "Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    Технологическая карта открытого урока  по географии для 7 класса "Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    7 класс География

    Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка

    УМК: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевских География: Материки и океаны. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

    Цель – формирование умения описывать физико-географическое положение материка по типовому плану.

    Задачи:

    • образовательная: познакомить учащихся с приемами определения географического положения материка;  с исследователями Северной Америки.
    • развивающая: продолжить формировать умение работать с учебником, атласом, контурной и настенной картами; умения высказывать свою точку зрения, отстаивать и доказывать ее; творческую активность на уроке, коммуникативные качества.
    • воспитывающая: продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, уважения к отвечающим и выступающим, проводить рефлексию своей работы на уроке.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Структура урока: урок по теории развития критического мышления.

    Форма работы: индивидуальная и  работа в группах.

    Приемы ТРКМ: прием мозгового штурма, прием наводящих вопросов, прием «верные и неверные утверждения», работа с текстом и заполнение таблицы, прием установления причинно-следственных связей между блоками информации

    Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, физическая карта мира, физическая карта Северной Америки, компьютер и проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Изучение нового материала

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Этап-вызов Определение темы

    Мотивация (слайд 1).

    Скажите, пожалуйста, где живет этот вождь?

    Итак, мы с вами сегодня отправимся  путешествовать в Северную Америку. Надеемся, что встреча с вождем произойдет не на тропе войны, но на всякий случай надо прижать к груди левую руку, правую руку поднять, показав пустую ладонь и сказать: Хау, вождь! Бледнолицые пришли с миром! Мы хотим узнать все о земле твоего племени!

    (слайд 2) Тема нашего урока «Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка»

    Целеполагание (слайд 3). 

    Вводное слово учителя (рассказываю)

    Северная Америка – удивительный континент. В описании природы его много похоже на Россию. Но Северная Америка больше по площади почти в два раза, поэтому природа ее более разнообразна. В растительном мире нас ожидает встреча с самыми большими и самыми старыми деревьями планеты, а к привычным нам пейзажам, добавятся саванны, пустыни и тропические леса. Мы познакомимся с бизонами и кайотами, серыми и черными медведями, мустангами и скунсами. Нас ждут действующие вулканы и горячие источники, Великие равнины и Долина Смерти, Большой каньон.

     Название части света Америка получила в честь итальянеца — Америго Веспуччи, или, как его называли на латинский лад, Америку с Веспуциус, который на год раньше Колумба достиг берегов материка и в дальнейшем описал его и предложил называть Новым светом.

    Северная Америка – третий по величине материк после Евразии и Африки. Площадь с островами 24,2 млн км2.

    Учащиеся смотрят на фотографию индейца.

    Ответ: в Северной Америке.

    Тему записывают в тетрадь.

    1. Этап

    Стадия осмысления

     Перед нами как перед исследователями стоит задача опровергнуть или доказать следующие утверждения (слайд 4).

    Зачитываю утверждения:

    1. Северная Америка лежит в 4 полушариях.
    2. Северная Америка лежит только в 2 полушариях.
    3. Северная Америка – самый жаркий континент.
    4. Берегова линия Северной Америки сильно изрезана.

    Нам необходимо поработать с планом описания ГП материка. (Возьмите лист-задание № 1, приложение 1).

    Давайте посмотрим задание № 1. В процессе работы вам необходимо заполнять предложенную таблицу.

    ФГП Северной Америки

    Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. (Какие карты нам потребуются для работы?)

    1. Крайние точки материка:

    Крайняя северная точка – м. Мёрчисон

    Крайняя южная точка – м. Марьято

    Крайняя западная точка – м. Принца Уэльского

    Крайняя восточная точка – м. Сент-Чарльз

    В каких климатических поясах расположен материк?

    (Арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный).

    1. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

    (Тихий и Атлантический океаны, Карибское, Берингово, Чукотское, Баффина)

    1. Как расположен материк относительно других материков?

    (на западе граничит с Евразией разъединяет Берингов пролив; на юге с Южной Америкой разъединяет Панамский канал.

    Делаем вывод: Северная Америка – лежит в 2 полушариях. Береговая линия материка сильно изрезана.

    Возвращаемся к утверждениям. Анализируем их и доказываем свою точку зрения (Слайд 4).

    Физкультурная минутка. Собрать пазлы «Северная Америка».

    Исследование Северной Америки

    Рассмотрев географическое положение материка, продолжаем наше путешествие.  Обратимся к истории исследования Северной Америки.

    Первыми европейцами, побывавшими в Америке, были норманны, достигшие ее берегов в X-XI вв. Эйрик Рауди в 981-983 и его сын Лейф Эриксон плавали вдоль берегов Гренландии, в море Баффина, высаживались на побережье полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд, однако их путешествия в то время не были известны в Старом Свете.

    Возьмите лист-задание № 2. На основе моего рассказа и текста учебника вам необходимо ее заполнить, а затем расположить их в порядке исследования материка.

     Откроем учебник на стр. 87- 90 и заполним таблицу.

    • Второй этап исследования Северной Америки.
      Христофор Колумб открыл Антильские острова, высаживался на Панамский перешеек, плавал вдоль северных берегов Южной Америки.
    • Английская экспедиция под руководством Д. Кабота в 1497-98 прошла вдоль восточного берега Северной Америки от Ньюфаундленда почти до Флориды, открыл полуостров Лабрадор.
    • В 1741 морской отряд Великой Северной экспедиции на двух кораблях «Святой Павел» и «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова обследовал и нанес на карту Алеутские острова и часть побережья Аляски.
    • В 1784-95 русские исследователи и предприниматели завершили обследование Аляски. Большой вклад в это внесли Г. И. Шелихов, результаты наблюдений которого на Аляске и в других районах были изложены в отчете (переведенном затем на многие языки), и предприниматель А. А. Баранов, составивший географическое описание острова Кадьяк, обследовавший северный и восточный берега залива Аляска с целью развития пушного промысла и поиска полезных ископаемых. Снаряженные Барановым экспедиции достигли Калифорнии и основали там поселение Росс.
    • Николай Иванович Вавилов – изучал культурные растения, исследовал почвы и технику земледелия (работа с учебником).

    Давайте проверим правильность заполнения таблицы (слайд 5).

     Называют и открывается слайд для проверки.

    Смотрят слайд 4, слушают

    Берут его с края парты.

    Ответ: физическая карта мира и Северной Америки, климатическая карта.

    Работают с атласом, называют, записывают.

    Слушают, наносят на контурную карту.

    (работа с атласом климатической картой называют и записывают в таблицу).

    Используя карты атласа называют моря и океаны. Показывают их на карте (дома нанесут их на контурную карту).

    Работа с атласом. Называют и записывают.

    Возвращаемся к утверждениям. Анализируем их и доказываем свою точку зрения.

    Собирают и наклеивают на лист.

    Слушают рассказ учителя

    Работа с учебником, слушают сообщения.

    Называют свои варианты.

    1. Стадия - рефлексии

    Вот и закончилось наше путешествие

    Задаю вопрос:

    Давайте подумаем, связано ли географическое положение материка и его история исследования?

    Тест выполняется, затем меняются с соседом и осуществляется проверка ответов.

    Тест

    1 вариант

    1. Крайняя южная точка материка – мыс:
    1. Марьято
    2. Мёрчисон
    3. Принца Уэльского
    4. Сент-Чарльз
    1. Установите соответствие:

    Исследователь:

    1. Х. Колумб
    2. В. Беринг
    3. Н.И. Вавилов

    Открытие:

    1. изучал культурные растения, исследовал почвы и технику земледелия.
    2.  обследовал и нанес на карту Алеутские острова и часть побережья Аляски.
    3. открыл Антильские острова.
    1. Докажите, что Северная Америка – это северный материк.

    2 вариант

    1. Крайняя западная точка материка – мыс:
    1. Сент-Чарльз
    2. Мёрчисон
    3. Марьято
    4. Принца Уэльского
    1. Установите соответствие:

    Исследователь:

    1. Джон Кабот
    2. Г. Шелихов
    3. Л. Эриксон

    Открытие:

    1. Построил первое русское поселение на Аляске.
    2. Основал первое поселение викингов на североамериканском берегу.
    3. Открыл полуостров Лабрадор и остров Ньюфаундленд.

    1. Докажите, что Северная Америка лежит в двух  полушариях.

    Давайте оценим нашу работу в целом.

    И каждый оценит свою работу на уроке.

    Какие виды  работ понравились?

    Где вы испытали затруднения? Как вы думаете почему?

    отвечают

    Выполняют тест.

    3. Подведение итогов. Выставление отметок.

    4. Домашнее задание: § 42 учить и ответить устно на вопросы после параграфа. Оформить контурную карту: береговую линию (Крайние точки, полуострова, острова, заливы, проливы, моря и океаны).

    Используемая литература

    1. Смирнова М.С. Тесты по географии к учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов 7 кл.» Общий обзор природы Земли. Океаны. Африка/М.С. Смирнова. – М.: изд-во «Экзамен», 2011.
    2. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов6 книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2000.
    3. Коринская В.А. и др. Методическое пособие по географии материков и океанов/В.А. Коринская и др. - М.: Просвещение, 1990.
    4. Крылова О.В. Материки и океаны: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2002.
    5. Крылова О.В. Дидактические материалы по географии материков и океанов 7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
    6. Крылова О.В. Уроки географии 7 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
    7. Энциклопедия для детей. География. – М.: Аванта+, 1994

    МКОУ «Ново-Сергеевская средняя общеобразовательная школа им. Е. А. Грунской».

    Конспект открытого урока по географии

    Тема: «Физико-географическое положение Северной Америки. Исследование материка».

    Подготовила: Цаценкина Ирина Владимировна.

    Февраль 2015 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

    Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

    Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

    Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

    Географическое положение Африки и история исследования материка.

    Методическая разработка урока для  7 класса по теме "Географическое положение Африки и история исследования материка". В приложени содержится презентация к уроку MS Office PowerPoint «Геогра...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

    Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

    Конспект урока географии в 7 классе на тему "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ".

    Конспект урока географии в 7 классе на тему "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований"...