Тема: Географическое положение Африки и истории исследования.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Чугунова Елена Федоровна

Цели: Изучить особенности географического положения Африки, раскрыть приемы определения географического положения материка. Познакомится с путешественниками, исследователями Африки. Развить познавательный интерес и географическое мышление; воспитать аккуратность у учащихся.

 

Оборудование: Физическая карта полушарий, учебник, перфокарты, атласы, контурная карта, таблицы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gp_afriki.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Африка. Географическое положение. Из истории исследования.

Цели: Изучить особенности географического положения Африки, раскрыть приемы определения географического положения материка. Познакомится с путешественниками, исследователями Африки. Развить познавательный интерес и географическое мышление; воспитать аккуратность у учащихся.

Оборудование: Физическая карта полушарий, учебник, перфокарты, атласы, контурная карта, таблицы.

Ход урока: 

1. Организационный момент. (Ещё раз проверьте себя, готовы ли вы  к уроку, сложены ли ваши вещи аккуратно?)

2. Подготовка к новой теме.

Ребята, прежде чем перейти к теме нашего урока, мы должны разгадать кроссворд и найти ключевое слово к теме нашего урока.

  1. Самый маленький материк. (Австралия)
  2. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
  3. Часть света открытая Колумбом. (Америка)
  4. Материк покрытый льдом. (Антарктида)
  5. Большие участки суши. (Материки)
  6. Линия, разделяющая земной шар. (Экватор)

А

в

с

т

р

а

л

и

я

А

т

м

о

с

ф

е

р

а

А

м

е

р

и

к

а

А

н

т

а

р

к

т

и

д

а

М

а

т

е

р

и

к

и

Э

к

в

а

т

о

р


Назовите ключевое слово к теме нашего урока. (Африка).

 

3. Объявленная тема урока и цели.

Африка. Географическое положение и заглянем в историю исследования.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что слово Африка, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.

Вопрос. Скажите, а что вам известно об этом материке, по материалу 6 класса и из дополнительных источников.

Ученики: Африка второй по величине материк после Евразии. Самый жаркий на Земле. Здесь находится самая длинная река. Самая большая тропическая пустыня и область саваны. Крупнейший массив экваториальных лесов.

4. А теперь давайте перейдем к изучению нового материала вот по такому плану. Именно по этому плану мы можем описывать любое географическое положение материка.

1 этап. Определить расположение материка по этап.

отношению к экватору, к тропикам (полярных кругов) и

нулевого меридиана.

Африка по отношению к экватору расположена как в Северном, так и в Южном полушарии, так как экватор практически по середине материка пересекает его.

Большая часть Африка расположена между двумя тропиками. Это Северный тропик. Этот материк удален от полярных кругов. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена и в Западном и в Восточном полушарии.

  1. Как расположен материк по отношению экватору?
  2. Как расположен материк по отношению к тропикам?
  3. Как расположен материк по отношению полярных кругов?
  4. Как расположен материк по отношению нулевого меридиана?

2 этап. Найти крайние точки материка, определить их координаты.

Ответ: Таблица + контурная карта + 1 ученик у доски.

(Поговорить об аккуратности)

Сторона горизонта

Название крайней точки

Географические координаты

широта

долгота

Север

м. Рас-Энгела

37о с.ш.

10о в.д.

Юг

м. Игольный

35о ю.ш.

20о в.д.

Запад

м. Альмади

15о с.ш.

18о в.д.

Восток

м. Рас-Хафун

10о с.ш.

51о в.д.

 

   3 этап. Определить, какие океаны и моря омывают материк.

Какими океанами и морями омывается материк?

Материк омывается:

  • На востоке – Индийским океаном
  • На западе – Атлантическим океаном
  • На севере – Средиземным морем
  • На севере-востоке – Красным морем

(Запись в тетради, работа в контурных картах)

4 этап. Положение материка относительно других материков.

Относительно других материков Африку от Европы отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо- востоке Суэцкий перешеек соединяет с Евразией. От других материков Африка отделена Атлантическим и Индийскими океанами.

Какой пролив и какое море отделяет Африку от Европы?

(Гибралтарский пролив и Средиземное море)

Какой перешеек соединяет Африку с Евразией?

(Суэцкий перешеек)

Чем Африка отделена от других материков?

(Атлантическим и Индийскими океанами)

 

Контурная карта: Нанесите те географические объекты, о которых мы с вами говорили. Что отделяет  и что соединяет Африку?

Вывод: Что нужно знать, чтобы определить географическое положение материка. По плану описания географического положения материка подведем итоги.

Физкультминутка.

5 этап. Представьте, что вы студенты географического факультета,

слушаете лекцию по теме: «Из история исследования Африки зарубежными и русскими путешественниками.

Задание: Перед вами таблица. В эту таблицу вы должны записать всех путешественников и исследователей Африки.

Проверяем правильность заполнения таблицы. Оцениваем работу.(Меняемся с соседями).

6 Блиц-турнир. По этим перфокартам я узнаю как вы поняли эту

тему.

Iвариант

IIвариант

1. Крайние точки материка?

А)Южная                                                                   Б)Восточная

В)Северная

Г)Западная

2. Какие океаны омывают Африку?

2. Какие моря омывают Африку?

3. Назовите зарубежных путешественников.

3. Назовите русских путешественников.

4. Какой пролив и море отделяет Африку от Европы?(Гибралтарский пролив и Средиземное море)

4. Какой перешеек соединяет Африку с Евразией? (Суэцкий перешеек)

7 этап. Подведение итогов. Что нового узнали? Прочитайте ещё раз

тему.

8 этап. Домашнее задание: 14, вопросы.

9 этап. Оценки. Поощрение.

10 этап. Итоги.

Я надеюсь, что все, что было сказано нового на уроке у вас останется в

памяти.  ЗВОНОК!

Самоанализ урока.

План, который был мною намечен выполнен. Отбор учебного материала для данного урока отобран для учащихся среднего уровня. Задания учащихся были выполнены верно, об этом можно было судить, как дети работали на уроке. Дети работали результативно .поставленные задачи решить удалось и избежать при этом перегрузки учащихся. От урока я получила удовлетворенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

Физико - географическое положение Африки. Из истории исследования

Применяя наглядные пособия ученики лучше усваивают учебный материал...

Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

Географическое положение Африки и история исследования материка.

Методическая разработка урока для  7 класса по теме "Географическое положение Африки и история исследования материка". В приложени содержится презентация к уроку MS Office PowerPoint «Геогра...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Конспект урока географии в 7 классе на тему "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ".

Конспект урока географии в 7 классе на тему "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований"...

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...