Разработка урока по географии по теме: Географическое положение исследование Африки
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Урок на тему: Географическое положение и исследование Африки

Учебник Коринская В.А., И.В.Душина, В.А. Щенев, "  География материков и океанов"

Цель урока: направлена на формирование учебнй мотивации, адкватной самооценки, необходимости приобретения новых знаний.

Тип урока : по типу ОНЗ

Форма организации познавательной деятельности:

фронтальная

групповая

частично - поясковая

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Минвалиева Аниса Галимулловна

учитель географии и биологии, Татарстан, Рыбно- Слободский район,

МБОУ  « Русско - Ошняковская основная общеобразовательная школа»

«Географическое положение. Исследование Африки.»

Технологическая карта урока. География 7 класс

Целепологание

Образовательные:Познакомить с физико-географическим положением Африки, научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умение работать с картами. Изучить исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых; имена: Васко да Гама, Давид Ливингстон, В.В. Юнкер,Е.П.Ковалевский,А.Е.Елисеев,Н.И.Вавилов.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать карты и делать выводы.

Воспитательные: Повышать интерес к предмету, экологическое воспитание.

Планируемый результат

Учащиеся должны знать: - понятие « географическое положение материка»:

- особенности географического положения Африки;

 основных исследователей материка; уметь : определять географическое положение материка по физической карте и плану описания.

Основные понятия

Географическое положение, крайние точки, географические названия, имена исследователей

Ресурсы: основные дополнительные

Организация рабочего пространства

- Учебник, плашки, контурные карты, экран, мультипроектор, физическая карта мира и  Африки,  глобус, учебник В.А.Коринская;

Работа фронтальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

Ι- этап Организационный момент

Эмоциональный настрой на работу

Настроить на успех, распределить

Функции участников и способы взаимодействия

Ι- этап Организационный момент

- Здравствуйте, ребята и дорогие гости !

Вот какой хороший мой класс!

Приготовились  учиться

- Ни минуты  не лениться!

И улыбка без сомненья,

Вдруг коснется ваших глаз,

И хорошее настроение

Не покинет больше вас!

Ι- этап Организационный момент

Правила поведения на уроке. Коммуникативные, личностные УУД

⃦ -этап

Актуализация знаний

Пр: знать сколько материков на Земле, определять по площади материки

Работа по карте: показывают на карте материки

- показывают 6 материков;

- самый большой материк- Евразия;

- самый маленький материк- Австралия;

- называют материки по мере убывания - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия;

-показывают материк занимающий 2-ое место по занимаемой площади- Африка;

Организовать фронтальную работу по физической карте. Включить учащихся в обсуждение проблемного вопроса

⃦ -этап

Актуализация знаний

Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы, чтобы вы ответили после того, как я прочту описание материка.

Посреди экватора,

В равном удалении.

Расположен материк,

Всем на удивленье.

Много рек, озер, пустынь.

Ребята, догадались   о какой материк мы будем изучать.

- Да, Африка.

Климат очень жаркий.

⃦ -этап

Актуализация знаний

III.Сообщение темы и постановка целей урока

Тема: «Географическое положение. Исследования Африки»

 Изучают цели и задачи урока;

вы будете делать необходимые записи в маршрутных листах

Вся работа на уроке строится на основе анализа карт: физической, климатической, по ходу анализа

Заполняется маршрутный лист.

Все ученики получают  маршрутные листы где написана цель урока.

III.Сообщение темы и постановка целей урока

- Тема: « Географическое положение материка и исследование Африки»

Видео слушаем

-Так какие цели мы сегодня перед собой поставим? Вы сейчас определите  сами, а поможет вам маршрутный лист с инструкциями.

- Для этого, ребята, вас  имеются маршрутные листы. На  сегодняшнем уроке вы будете работать на этих  маршрутных листах. Ребята. вы должны заполнить таблицу с ответами, а в третей колонке

 Сделайте  свои выводы. А в результате вот таким образом получается, вы согласны?.Итак, определяем цели урока.

-  Прочитай, Альберт

- определять географическое положение материка по физической карте и плану описания;

- Зиля, пожалуйста.

- определять экватор, тропики (северный и южный) и нулевой меридиан;

- Юлия, а теперь ты

- знаю географические координаты

- Альберт, пожалуйста

- найти крайние точки материка;

- определять климатические пояса;

Молодец!

-Юлия прочитайте

работать с физическими картами  Африки:

- основных исследователей материка: Васко да Гама, Давид Ливингстон, В.В.Юнкер, Н.И.Вавилов

- я смогу

Ребята, цели мы поставили вопросы возникли?

- Да

-Исследователи кто? они.

III.Сообщение темы и постановка целей урока

-Так какие цели вы сегодня перед собой поставите?

Научиться  давать характеристику ФГП материка.  Уметь работать с картами. Изучить исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых; имена: Васко да Гама, Давид Ливингстон, В.В. Юнкер,Е.П.Ковалевский,А.Е.Елисеев,Н.И.Вавилов

IV- этап

  Изучение нового материала с одновременной проверкой первичного   

усвоения

V-  этап

Закрепление

VI- этап Итог урока

Рефлексия деятельности.

Цель : подвести итог проделанной работы на уроке

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь( работать в парах),характеризовать по плану ФГП Африки, называют и отмечают на контурной карте крайние точки материка и определяют географические координаты материка.

Ученик: 1.Почти в середине им пересекается, но большая часть материка находится в северном полушарии

- Ученик: В западной части она им пересекается, но большая часть материка находится в восточном полушарии

- Ученик: Почти в середине им пересекается, но большая часть материка находится в северном полушарии

- - Ученик: В западной части она им пересекается, но большая часть материка находится в восточном полушарии

- Ученик: Удалена от них

- Ученик:  В северной части пересекается северным тропиком, а в южной - южным.

В ходе работы с физической картой Африки (атлас, с.14) в плашках появляются следующие записи:

С.- Бен-Секка

Ю.- Игольный

Протяженность С > Ю . ≈ 7500 км

З.- Альмади

В.- Рас-Хафун

Протяженность З > В ≈

Ученик:

С-Средиземное море;

З-Атлантический океан;

В-Индийский океан;

С-В- Красное море

- Евразия, их разделяет Гибралтарский пролив и Суэцкий канал.

Остальные материки удалены.

- Дальнейшие открытие и исследование  материка следует изучить по приготовленным сообщениям.

Работать с информацией, осуществлять взаимный контроль

- Бартоломеу Диаша,

.В 1481г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому Берегу В 1487 г.он вновь отправился вдоль берегов Африки во главе экспедиции из двух судов. При этом он достиг мыса Доброй Надежды.

В 1500г.корабли достигли восточной оконечности Африки. В двадцатидневном щторме 4 корабля из десяти, потерпели крушение, на одним из них погиб Диаш.

Васко да Гама

Васко да Гама рано приобрел опыт в мореплавании  и управлении кораблем. В 1497 г.Да Гама получил 4 корабля, личный экипаж состоял

из 170человек. Медленно продвигаясь на юг, обогнули мыс. Доброй Надежды и пришли к восточному берегу Африки.

В конце января

 1498г. Эскадра вошла в устье реки Замбези .Объявив это место владением Португалии, Васко да Гама пробыл  здесь месяц. Выйдя в море, они шли вдоль берегов Сомали

Плавание гамы продолжалось10 месяцев и 14 дней Наконец- то Португалия имела свой торговый путь в Индию.

Николай Иванович Вавилов

В 1926- 1927 г. В северо  - восточную часть материка была организована экспедиция для изучения культурных растений. Ее возглавил крупнейший ученый н.И.Вавилов. Было собрано более 6000 образцов культурных растений.

Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных твердых сортов пшеницы.

Смотреть видеофильм « Дикая природа Африки»

Уметь аргументировать свой ответ.

Уметь осуществлять самоконтроль и самоанализ своей работы на уроке.

Включить учащихся в обсуждение проблемного вопроса

Организовать работу на доске,  на  маршрутных листах и на контурной карте. Обеспечить контроль за выполнением заданий

Обеспечить контроль за выполнением заданий.

Организовать подведение итогов урока

IV - этап

  Изучение нового материала с одновременной проверкой первичного   

Усвоения

-Учитель: Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Ответ: от географического положения материка

- Правильно ребята,

- Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн.км2, а c островами 30, 3 млн.км2 . Африка континент контрастов. Около 1\2 ее занимают пустыни и полупустыни. В Африке протекает самая  длинная река восточного полушария.

 – (Смотрим на экран)

- Перед вами физическая карта Африки.а сейчас у меня предложение: поговорим о географическом положении Африки.

- Африка посередине пересекается  экватором. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора. Начальный меридиан проходит на западе Африки. Северная половина протянулась на 7992км. К югу материк сужается. Крайние точки материка: северная- Бен Секка 37градус с.ш., южная – мыс Игольный,восточная -  мыс. Рас Хафун.

Большая часть Африки находится к северу от экватора. От Европы Африку отделяют неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море .на  северо - востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией. Огромное значение имеет Суэцкий канал ,в мировом судоходстве. Через него многие страны мира осуществляют перевозки своих грузов .Береговая линия  изрезано слабо: есть один большой залив- Гвинейский, один крупный полуостров- Сомали. Большая часть Африки  расположена между двумя тропиками и экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах. А, сейчас ,ребята выполним практическую работу .

Чтобы определить географическое положение Африки  вам понадобится физическая и контурная карта Африки. Работа выполните  в плашках и в контурных картах (стр 40) а один из вас на доске высчитывает протяженность материка в километрах. План географического положения материка имеется в   маршрутном листе, по плану вы должны характеризовать. Итак начали. А к доске выходить Альберт вычитывает протяженность материка С-Ю и  З-В

 План описания ФГП материка.

  1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
  2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.
  3. В каких климатических поясах расположен материк?
  4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?
  5. Как расположен материк относительно других материков?

- Учитель: Посмотрите на физическую карту мира (атлас, с. 2-3) и контурную карту

-Давайте подведем небольшой итог проделанной работы. В третьем столбике маршрутного листа  сделайте отметки, что сделали ,узнали, смогли.

Хорошо , ребята вы справились!

А сейчас немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

Игра «Руки, ноги, голова»

Руки – запад - восток, ноги - юг, голова - север.

Учитель говорит: «Руки», учащиеся должны назвать знакомые географические объекты на западе и востоке, по команде «Голова»- объекты на севере.

Команды

Названия объектов

Действия

Голова

Бен-Секка

1-2 -руки в замок за голову, поворот головы вправо;

3-4- поворот головы влево

Руки

Альмади- Рас-Хафун

1-руки в стороны; 2-руки к плечам

Ноги

Игольный

1-присесть; 2- встать

 

Молодцы, ребята.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Африка»

( На экране появляется портреты путешественников)

Ребята знакомимся с историей исследование материка, после просмотра   портретов путешественников вы должны рассказать о них.. Каждый ученик подготовил  сообщение об одном из исследователей Африки.  

Каждый   ученик готовит отчет по схеме:

  1. Исследователь
  2. Период исследования
  3. Цели исследования
  4. Результаты исследования

А)Васко да Гама

Б)Бартоломеу Диаш

В)Николай Иванович Вавилов

Стихотворение

Учитель: Ребята внимание на экран смотрим видеофильм  «Дикая природа Африки»

Учитель: Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:

– Я чувствовал себя в процессе учения … – Свою работу на уроке я оцениваю … – Мне этот материал нужен для … – Я ухожу с … настроением!

За работу на уроке вы получали значки. Подсчитайте количество полученных значков.

Выставление оценок.

Спасибо, ребята, за урок!

Ι- этап

  Изучение нового материала с одновременной проверкой первичного   

Усвоения

1.Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, полярных кругов, тропиков.

Протяженность высчитывают. определяют экватор, нулевой меридиан и тропики

Вычисление протяженности материка

Основные формируемые компетенции:

Формирование практических навыков, умение в работе с картой, учебником, словарями

Положение Африки относительно экватора и нулевого меридиана

 

Картографическая работа  с текстом, коммуникативная

Регулятивные УУД( контроль способа действия с заданным планом, коррекция, доведение начатого дела до конца)

Познавательные УУД( определять крайние точки материка ,анализировать физическую карту Африки, логическое рассуждение, классификация географических объектов).

Коммуникативные  УУД  (выражать свои мысли,

взаимопонимание и уважение)

-

 

.

Отразить свое настроение .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 7 класса по географии на тему: "Географическое положение и история исследования Северной Америки"

Первый урок по изучению северного материка Северная Америка. Учащиеся самостоятельно определяют ГП материка и заполняют таблицу: "История исследования материка", учитель направляет учеников и помогает...

Конструкт урока по географии на тему "Географическое положение Северной Америки"

Конструкт урока по географии  "Географическое положение Северной Америки" включает определенные этапы. Так же в конструкт урока входят планируемые результаты: метапредметные, предметные.Целью дан...

КОНСПЕКТ РАЙОННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «Географическое положение и история исследования Австралии».

Класс: 7Цели и задачи урока:·         начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе Австралии;·...

Географическое положение. Исследование Африки.

Цель: изучить основные особенности природы Африки.Образовательные задачи: называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии; определять физико-геогра...

Методическая разработка урока английского языка на тему "Географическое положение Великобритании"

План-конспект урока английского языка на тему "Географическое положение Великобритании" с элементами игровой технологии...