7 класс география "ГП Южной Америки.История исследования материка."
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

учебно- методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_gp_yuzhnoy_ameriki_istoriya_issledovaniya.doc68 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Марьевская средняя общеобразовательная школа

Ольховатский муниципальный район

Воронежская область

Урок по теме: «Географическое положение. История исследования и открытия Южной Америки».

Подготовила:

учитель географии

Белик Елена Александровна

Цели и задачи урока: 

Познавательные:

  • рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
  • сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
  • сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
  • познакомить учащихся с историей открытия материка;

    Развивающие:

  • продолжить формирование умения определять географическое положение материка; умения работать с картой .
  • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия;

Воспитательные:

  • воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими  при работе в группе;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:  физическая карта мира; учебник  7 кл. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.; атласы; контурные карты; мультимедиа проектор; карточки-задания для работы в группах.

Ход урока:

I – организационный момент. 

Здравствуйте ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Петровна. Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы!

II.Формирование новых ЗУН

Слайд 1.  (Остап Бендер)

Ребят, посмотрите на экран. Вы знаете кто это? Это великий авантюрист и комбинатор Остап Бендер из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». У него была заветная мечта: «Рио-де-Жанейро – хрустальная мечта моего детства»

Слайд 2.  (Рио-де-Жанейро)

А знаете ли вы, в каком уголке нашей удивительной планеты находится этот город – мечта?

Мы сегодня с вами попытаемся совершить путешествие на этот континент. Чтобы наше путешествие было более продуктивным, мы с вами поделимся на группы.

1гр. Картографы

2 гр. Топографы

3 гр. Океанологи

4 гр. Исследователи

Но прежде, мне хотелось бы проверить вашу готовность к работе.

Скажите пожалуйста какие материки вы уже открыли, изучили?

Слайд 3 (Характеристики материков с контурами)

Итак, у вас на столах лежат характеристики различных материков, вы ознакомитесь сейчас с ними. После того, как вы примите решение, выходите к доске и прикрепляйте лист к тому материку, с характеристиками которого вы ознакомились.

Африка:

экватор проходит почти посередине;

самый жаркий материк;

занимает по площади второе место;

находится самая большая пустыня мира.

Австралия:

самый сухой материк;

самый удаленный материк;

самый малонаселенный материк;

самый маленький по площади материк.

Антарктида:

Самый холодный материк;

Самый высокий материк;

Занимает по площади пятое место.

Южная Америка:

самый влажный материк;

расположена самая длинная горная цепь на суше;

на материке протекает много полноводных рек.

Вы уже многое оказывается знаете, но мы постараемся пополнить вашу интеллектуальную копилку и определим географическое положение и историю исследования такого континента как Южная Америка.

Слайд 4 (Тема урока)

Тема нашего урока так и звучит – "Географическое положение и история открытия Южной Америки”. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Слайд 5,6,7 (Рекорды Южной Америки)

Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа. Здесь же находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская.  По ней,  среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.

Ребят, как вы думаете, на что похожи очертания Южной Америки (например, Италия похожа на сапог).

Очертания материка просты и изящны. Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих ее океанов и морей.

А какое место занимает Южная Америка по площади среди других материков? Совершенно верно, 4 место. Площадь его равна 17,8 млн.кв.км. Протяженность с севера на юг составляет 7350 км, с запада на восток – 4900 км.

А теперь попробуем определить точный адрес материка, т.е. его  географическое положение. Будьте очень внимательны. Ваша задача – собрать быстро и достоверно сведения о географическом положении Южной Америки. Эти сведения нанести на контурную карту. Каждая команда получит свое задание. А потом поделится результатами своей работы с другими командами.

– Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)

Слайд 8 (Задания для групп с названием групп)

Задание для группы № 1:

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Задание для группы № 2:

Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте.

Задание для группы № 3:

Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему.

Задание для группы № 4:

Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

В это время дать два задания про исследователей Южной Америки. Прочитать  пункт Исследование Ю.А.

Во время ответа других групп вы должны заполнить контурную карту Ю.Америки.

Слайд 9 (карта мира)

Выводы 1: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

Давайте сверим насколько правильно 2-ая группа определила географическую широту и долготу крайних точек.

Слайд 10,11 (карта Ю.А. и Крайние точки)

Вывод 2:

м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;

 м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;

 м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;

 м. Кабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

Третья группа готова? Я попрошу выйти одного представителя и показать нам на карте океаны и моря, омывающие континент.

Вывод 3: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

Вывод 4: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света "Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот "холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.

Молодцы! Все справились с заданиями.

А сейчас перейдём к истории исследования и открытия материка.

Ребята, по ходу моего рассказа записывайте  пожалуйста фамилии исследователей Ю.А.)

Скажите пожалуйста, кто был первооткрывателем Америки?

Совершенно верно – Х.Колумб.  Слайд 12.
А что вы о нем знаете?

В конце XV века западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Индию. Именно там, они надеялись найти золото. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который  совершил великое плавание через Атлантический океан в 1492 г. звали Христофор Колумб. Слайд 13. Ещё 4 раза он плавал к  новым землям, но так и не узнал до своей смерти, что открыл новый материк.

 Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

 Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который тоже посетил эти земли. Слайд 14. 

Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем "Америка”.

 Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.

 Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце 18, начале 19 веков. Слайд 15. Результатом этих путешествий стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.

Слайд 16.

А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

Итак, какие же фамилии вы записали?

Христофор Колумб(1492 г.);

 Америго Веспуччи (начало XVI века);

 Александр Гумбольдт (1799 – 1804 гг.);

Николай Иванович Вавилов (1932 – 1933 гг.).

Учитель: В заключение урока давайте сравним географическое положение Южной Америки и Африки. Слайд 17. Найдем черты сходства и различия. Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (Эти два материка когда-то были единым целым в составе древнего материка Гондвана.)

Практическая работа «Определение черт сходства и различия географического положения  Ю.Америки и Африки».

Факторы определяющие физико- географическое положение материка

Название материков

Вывод о сходстве и различии в географическом положении

Южная Америка

Африка

1. По отношению

к экватору                  

2. По отношению

к начальному меридиану.                          

3. По отношению

к другим материкам.                          

4. По отношению

к океанам.

Ребята, теперь то я думаю нам стало ясно на каком континенте находится город  хрустальной мечты Остапа Бендера. В Южной Америке. Мы стали чуть ближе к нему. Дома вы продолжите знакомство с континентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

"Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования". (7кл география)

Разработка урока  по географии 7кл по теме "Географическое положение  Южной Америки. История открытия  и исследования"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС

Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...