Главные вкладки

    Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).

    Цель занятия: создание условия для активной познавательной деятельности, развитие пространственно-географического мышления обучающихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

    Планируемые образовательные результаты урока представлены предметными, метапредметными и личностными в соответствии   с требованиями Федерального государственного стандарта.

    Предметные:

    ·                    Продолжить формирование умения определять географическое положение материка;

    ·                    Называть и уметь показывать на физической карте: крайние точки материка Южная Америка, моря, океаны, заливы, проливы, омывающиеся материк Южная Америка.

    ·                    Находить информацию об исследователях материка Южная Америка.

    Ученик должен знать: особенности ГП, крайние точки Южной Америки,  особенности береговой линии; связи между географическим положением, природными условиями, открытие и исследования материка;

    Ученик должен уметь: работать с разными источниками географической информации; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; определять: ГП материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах с помощью карт атласа.

    Метапредметные:

    умение работать с разными источниками географической  информации: находить географическую информацию в различных  источниках (тексте учебника, карты атласа,видеофрагмент), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение адекватно использовать речевые средства для  аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию. Умение управлять своей познавательной деятельностью;

    Личностные:

     заинтересованность в приобретении и расширении знаний;  навыков организации своей деятельности в составе группы, пары; сформированность способов обобщения и систематизации знаний; навыки анализа, самоанализа и самоконтроля; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

    Тип урока:

    Урок формирования новых знаний.

    Слова Гейома Мюссо (французского писателя, современника) «Знания не приносят на блюдечке. Иначе оно перестало бы быть знанием» - девиз урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОАУ ЛИЦЕЙ № 1

    Предмет: география

    Класс:7

    Учитель Зайцева Елена Александровна - учитель географии МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга.

    Тема занятия: Географическое положение материка Южная Америка. История исследования.

    Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель занятия: создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

    Межпредметные связи: география, биология, экология, математика.

    Обеспечение занятия

    Наглядные: презентация, географическая карта, видеофрагмент.

    Раздаточный материал: маршрутный лист, атлас география 7 класс, контурные карты.

    Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

    Дополнительная: интернет-ресурсы: http://videouroki.net; http://books.google.ru

    Планируемые результаты:

    Личностные результаты

    • формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний;
    • формирования навыков организации своей деятельности в составе группы, пары;
    • формирование способов обобщения и систематизации знаний;
    • формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля;
    • формирований умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

    Метапредметные результаты

    Познавательные

    • развитие умений работать с различными источниками информации;
    • анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию;
    • строить логические цепи рассуждений;
    • развитие умений преобразовывать информацию из одной формы в другую;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.

    Регулятивные

    • создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;
    • создавать условия для проявления инициативности и самостоятельности;
    • развивать умение выполнять учебное действие в соответствии с целью;
    • обнаруживать отклонения и отличия от эталона, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.

    Коммуникативные

    • развитие умений адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
    • развитие умений работать совместно в атмосфере сотрудничества;
    • обмениваться знаниями между членами группы.

    Предметные результаты

    • Называть и уметь показывать на физической карте: крайние точки материка Южная Америка, моря, океаны, заливы, проливы, омывающиеся материк Южная Америка.
    • Находить информацию об исследователях материка Южная Америка.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

    Время

    Деятельность преподавателя

    Деятельность учащегося

    1. Организационный момент

    1 мин.

    Учитель:

    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Определение отсутствующих. Организация внимания учащихся.

    Здравствуйте. Садитесь.

    Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

    Проверим вашу готовность.(учебник, тетрадь, атлас, маршрутный лист, контурная карта).

    Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

    Приветствуют учителя. Проверяют своё рабочее место, собственную готовность к уроку, настраиваются на урок.

    1. Целеполагание

    3 мин

    Учитель:

    Слайд 1

    Мы с вами продолжаем изучать материки, особенности их природы. Посмотрите на слайд. Попробуйте назвать мне материк, если известно

    Там протянулась самая длинная горная цепь Земли (Анды),протекает самая полноводная река мира (Амазонка). Этот   материк  по очертаниям берегов   очень  похож на    гроздь  винограда,  которая   висит  на  Панамскомперешейке.(Слайд 2)

     Ребята! О каком материке идет речь? (слайд  3).

    Что вы ещео нем знаете?

    Учитель дополняет.

    Молодцы!

    Да на этом материке много интересного, но мы еще знакомы не со всеми его особенностями. Это и предстоит нам узнать в течение нескольких уроков. Давайте вспомним, с чего начинается изучение каждого материка?

    В соответствии с темой давайте определим цели урока.

    Слайд 4

    Постановка  цели урока: определить ФГП материка Южная Америка по плану с. 311 учебника

    Достижение этих целей позволит освоить тему урока.

    Фиксировать информацию мы будем в маршрутном листе в маршрутном листе.

    Оценка:  Каждое задание оценивается по пяти бальной системе.

    Критерии оценивания у вас есть в маршрутном листе. Максимально вы можете набрать 20 баллов,  

     «5» - 20-16; «4» - 15-11, «3» - 11- 8.

    Называют материк Южная Америка.

    Ученики устно отвечают (сидя):

    Что это - самый влажный материк

    Здесь расположены:

    -самое высокогорное озеро мира Титикака

    -самая полноводная река мира Амазонка

    -самый высокий водопад в мире Анхель 1074м

    - здесь была древняя цивилизация инков

    -Самая длинная горная система Анды

    - Самое медленное животное  (ленивец)

    - самая маленькая птичка (колибри)

    - самая длинная змея Анаконда

    Изучение материка начинается  с ГП

    Определение и осознание целей и задач урока

    Цель: Определять ФГП материка

    Ю. Америка.

    Вспоминают  план описания ГП материка

    Работа с учебником с. 249.

    Заполняют маршрутный лист

    1. Изучение нового материала

    13 мин

    Учитель.

    В нашей работе нам поможет предмет, который является обязательным атрибутом моряка и географа. О чём идёт речь?  У вас это есть на столе.

    Географическая карта.А что это такое?

    (Земля есть – копать нельзя! Дороги есть – ехать нельзя! Реки есть – плыть нельзя).

    Для осуществления нашей цели мы с вами объединимся  в группы.(слайды по группам).

    1. – Географы

    3.- Климатологи

    4. - Океанологи

    5. – Мореходы

    6. – Картографы.

    Карточки  с заданиями  для групп.(см. приложение)

    Работа учителя консультирующая и контролирующая.

     В конце работы - спросить по пунктам плана учеников.

     Выберите одно участника группы для отчета.

    Молодцы с работой вы справились.

    Оцените свой вклад в групповую работу:

    Ученики устно отвечают:

    О географической карте

    1) Работа по картам  атласа  (в группах) по пункту плана (запись в тетрадь).  5 мин

    2) Отчёт  каждой группы  (устно, показывая объекты на карте)    5мин.

    Заполняют маршрутный лист по ходу выступления.

    1. Практическая работа.

    6 мин

    Учитель.

    А теперь полученные знания необходимо применить при выполнении практической работы в контурных картах.

    Практическая работа (слайд).

    1. Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана. Выделите линией красного цвета – экватор, синей – 0 меридиан, любым другим цветом южный тропик.
    2. Подпишите крайние точки материка, протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

    Продолжите выполнять практическую работу дома. Файл с заданиями прикреплен в эл. дневнике.

    Для того чтобы дальше поработать также плодотворно мы с вами проведем физкультминутку.

    5. Физкультминутка

    1 мин

    Мы руками поведем -

    Будто в море мы плывем.

    Раз, два, три, четыре-

    Вот мы к берегу подплыли.

    Чтобы косточки размять,

    Начнем наклоны выполнять-

    Вправо, вправо, влево, влево.

    Не забудем и присесть-

    Раз, два (присели), три, четыре (встали)

    На счет пять - за парты сесть.

    Учащиеся выполняют разминку.

    6. История исследования материка

    15 мин

    Учитель.

    Давайте вернемся к тем целям, которые мы с вами поставили перед началом нашей работы. Какую цель нам уже удалось реализовать.

    Что было еще запланировано?

    Кому принадлежит честь открытия материка?

    Учитель.

    И давайте в первую очередь зададим себе такой вопрос: почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

    Эта честь принадлежит АмеригоВеспуччи.А что вы о нем знаете…

    По видеофрагменту вы узнаете о нем много нового. По ходу просмотра прошу вас ответить на вопросы в маршрутном листе.

    Вопросы к видеоролику:

    1. Годы жизни АмеригоВеспуччи ____________________________.
    2. Чем он занимался до того, как отправился в свое первое путешествие?_________________________________________________

    __________________________________________________________.

    1. В каком году он совершил первое путешествие?
    2. Что он исследовал в этом походе?___________________________

    ___________________________________________________________.

    1. Почему удобную бухту на побережье Южной Америки моряки назвали Рио-де-Жанейро?_________________________________________
    2. Кем была составлена первая карта Южной Америки__________

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________.

    Кто еще занимался исследованиями материка вы узнаете из материала параграфа, дополняя таблицу « Открытие и исследование Ю.Америки» стр.29-32.(слайд с кораблем)

    Путешественник

    Годы исследований

    открытие

    Христофор Колумб

    (1451-1506)

    1492 г.

    Открытие Нового Света.

    АмерикоВеспуччи

    (1454-1512)

    начало XVI века.

    Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка».

    Александр Гумбольдт

    (1769-1859)

    Г.И. Ландсдорф.

    Н.Г. Рубцов

    XIX в.

    Н.И. Вавилов

    Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

    1924 -2001

    Мы с вами узнали об  исследователях Южной Америки. (Слайд). В наше время самым известным исследователем Южной Америки был профессор Жан Дорст. Помимо изучения флоры и фауны Южной Америки, он занимался и экологическими проблемами, возникшими на материке в ходе освоения природы человеком.  Его исследования сейчас особенно актуальны.

    То как заполнили таблицу, я проверю после урока.

    Помогла ли вам работа с учебником и таблицей узнать историю открытия и изучения Южной Америки? Мы с вами достигли второй цели.

    Узнали о особенностях географического положения материка.

    Ученики устно отвечают: Христофору Колумбу.

    Ученики устно отвечают:Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – АмеригоВеспуччи,

    Смотрят видеофильм и отвечают на вопросы в маршрутном листе.

    Раздать правильные ответы. Провести взаимопроверку.(см. приложение).

    5 баллов – нет ошибок,

    4 балла – 1 ошибка,

    3 балла – 2 ошибки,

    2 балла – 3 ошибки,

    1 балл – более 4 ошибок.

    Ответы на слайде

    7. Закрепление материала

    2 мин

    А теперь закрепим свои полученные знания выполняя небольшой тест.

     Тест

    1 вариант

    1. Расположите   материки   по  мере  уменьшения   их  площади:

       а)  Южная   Америка

       б) Африка

       в) Австралия

       г) Антарктида

    (б, а, г, в)

    2. Южную  Америку открыл:

            а) Н. И. Вавилов

            б ) А. Гумбольдт

             в) АмеригоВеспуччи

             г) Х. Колумб

    3. Крайней  северной   точкой   Южной  Америки   является:

            а)  мыс Игольный

            б) мыс  Йорк

            в) мыс  Гальинас

            г) мыс  Байрон

    4. Океан, который омывает Южную Америку на востоке:
    А) Тихий; Б) Атлантический; В) Индийский; Г) Северный Ледовитый.

    5. Экватор пересекает Южную Америку:

    а) в северной части;   б) в центральной части;   в) не пересекает материк.

    2 вариант

     1.  В изучении природы материка особенно велика роль:

    а) участника испанских экспедиций Америго Веспуччи;

    б)  русского ученого Н.И. Вавилова;

    в) немецкого путешественника Александра Гумбольдта.

    2. От Антарктического полуострова ее отделяет лишь неширокая полоса воды:

    а) Бассова пролива;

    б) пролива Дрейка;

    в) Магелланова пролива.

    3. Море, которое омывает Южную Америку на севере:
    А) Карибское; Б)Саргассово; В) Средиземное; Г) Тасманово.

    4. В каких полушариях расположена Южная Америка?

    А) северном, южном и западном

    Б) северном, южном и восточном

    В) южном, восточном, западном

    Г) Северном, восточном и западном.

    5.Южная Америка отделена от Северной Америки

    А) Панамским перешейком

    Б) Северным тропиком

    В) Проливом Дрейка

    Ученики отвечают на тест в маршрутном листе. Взаимопроверка.

    5 баллов – нет ошибок,

    4 балла – 1 ошибка,

    3 балла – 2 ошибки,

    2 балла – 3 ошибки,

    1 балл – более 4 ошибок.

    8. Рефлексия

    4 мин

    Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к целям, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили (...)?

    В маршрутных листах прошу  вас закончите предложения (пофантазировав немного):

    1. Сегодня на уроке я узнал_____________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________.

    2. Мне захотелось побывать в ___________части Южной Америки, потому что _______________________________________________________________

    ______________________________________________________________

    ______________________________________________________________.

    3. В свое путешествие я бы отправился бы с ____________________________________________(ФИО исследователя материка).

    4.Я бы занимался исследованием_______________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________, т.к. мне это было интересно и урок заставил меня над этим задуматься.

    Высказывают свои мнения

    Выставляют оценки

    9. Домашнее задание

    1 мин

    Обратите внимание в эл. дневнике размещено домашнее задание.  Слайд

    1. Изучить материал параграфа 35.
    2. Закончитьпрактическую работа в контурной карте.
    3. Дополнительное задание (на выбор):
    • изготовить рекламный буклет «Путешествие по Южной Америке»;
    • составить задания на определение  координат и расстояний по теме «Южная Америка»;
    • составить тест по теме «Исследователи Южной Америки».

    Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

    Дата _______________________г.                                                Подпись учителя ____________________

    Группа №1 «Географы». (Выходим к карте.)

    1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого меридиана.

    2. Определите, крайние точки материка, их координаты.

    Материк Южная Америка относительно экватора в _________________и _______________________полушариях. Относительно нулевого меридиана материк расположен в __________________________полушарии.   Южный полярный круг материк_________________________.

    Крайние точки

    название

    координаты

    Северная

    с.ш.

    71 * з.д.

    Южная

    м. Фроуард

    Западная

    4 * ю.ш.

    з. д.

    Восточная

    Группа №2 «Климатологи».

    По карте атласа «Климатические пояса» и параграфу 37 (стр. 38, стр. 43)определите в каких климатических поясах расположена Южная Америка.

    Южная Америка расположена в следующих климатических поясах:______________________________________________

    ____________________________________________________

    ____________________________________________________.

    Главными климатическими поясами являются _____________________и______________________________, т.к. они занимают наибольшую площадь на материке.

    Материк находится в зоне действия двух постоянных ветров:

    ___________________и_______________________________

    _________________.

    Группа 3. «Океанологи»(выходим к карте).

    По карте атласа «Южная Америка. Физическая карта»

    определите океанами и морями омывается материк.

    Материк на западе омывается __________________________океаном, на востоке_________

    __________океаном. На севере материк омывается водами __________________моря. Береговая линия материка _______________ изрезана.

     Вдоль западных берегов Южной Америки движется мощное холодное_______________________ течение.

     У восточных берегов картина иная: здесь преобладают движение теплых вод _____________________и

    _______________________течений.

    Группа №4«Мореходы».(выходим к карте)

    1. Найдите и покажите острова, расположенные рядом с материком.  

    2.  Какие материки расположены рядом, чем они отделены.

    1. Рядом с материком Южная Америка расположеныострова: на юге –о.________________и __________________о-ва,  на севере __________________________________острова.

    Вблизи экватора в Тихом океаненаходятсяострова______________________.

    2. К северо-западу расположен материк ___________________ _____________, отделенная ___________________ каналом.

    К югу от материка расположена ______________________(материк), отделённая проливом _____________________.

    Группа №5 «Картографы»

    Определить протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг (по 70 меридиану), с запада на восток (по 10 параллели). Результаты записать в таблицу.

    направление

    Решение

    Протяженность,

    в градусах

    в км

    С → Ю

    З →  В

    Для вычисления протяженности с С- Ю, нужно взять ___________ этих точек и   их значения ( в градусах), затем полученное число умножить на  количество км в 10 , по меридиану оно всегда равно _______ км.

    С запада на восток, нужно взять _______________ точек (западной и ______________), вычесть из большего меньшее, число умножить на количество км в 10 по параллели (1 градус десятой параллели – 109,6 км).

    Ответы на вопросы  к видеоролику:

    1. 1451 – 1512 г.
    2. С 16 лет работал в банкирском доме Медичи.
    3. 1499 г.

    4. Исследовал океан, природу Южной Америки, изучал народы, живущие на побережье материка.

          5. Рио-де-Жанейро в переводе означает река января. Моряки прибыли в эту бухту 1 января.

    6. 1 версия –  Мартин Вальдземюллер;

         2 версия – Леонардо да Винчи.

    Исследователи и путешественники.

    Годы

    Что исследовали и открыли?

    1. Христофор Колумб

     1492 г.

    Открытие Нового Света.

    2. АмеригоВеспуччи

    начало XVI века.

    Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка».

    3. Александр Гумбольдт

    1799 – 1804 гг.

    Описал особенности природы многих территорий, в том числе высокогорные части материка – Анд, обосновал идеи высотной поясности в Андах, описал холодное течение у западных берегов.

    4. Григорий Иванович Лангсдорф

    XIX в.

    Изучал природу и население материка. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.

    5. Николай Иванович Вавилов

    1932 – 1933 гг.

    Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

    Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

    Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

    Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

    "Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования". (7кл география)

    Разработка урока  по географии 7кл по теме "Географическое положение  Южной Америки. История открытия  и исследования"....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

    Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

    Урок географии в 7 классе "Физико-географическое положение Южной Америки".

    Ю́жная Аме́рика (исп. América del Sur, Sudamérica, Suramérica, порт. América do Sul, англ. South America, нидерл. Zuid-Amerika, фр. Amérique du Sud,...

    Урок на тему "Географическое положение и история открытия Южной Америки". 7-й класс

    Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах  Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать...