Главные вкладки

    урок географии на тему "ГП Южной Америки. история исследования"
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    учебно- методический материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 7_klass_gp_yuzhnoy_ameriki_istoriya_issledovaniya.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Марьевская средняя общеобразовательная школа

    Ольховатский муниципальный район

    Воронежская область

    Урок по теме: «Географическое положение. История исследования и открытия Южной Америки».

    Подготовила:

    учитель географии

    Белик Елена Александровна

    Цели и задачи урока: 

    Познавательные:

    • рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
    • сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
    • сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
    • познакомить учащихся с историей открытия материка;

        Развивающие:

    • продолжить формирование умения определять географическое положение материка; умения работать с картой .
    • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия;

    Воспитательные:

    • воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими  при работе в группе;

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование:  физическая карта мира; учебник  7 кл. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.; атласы; контурные карты; мультимедиа проектор; карточки-задания для работы в группах.

    Ход урока:

    I – организационный момент. 

    Здравствуйте ребята! Сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Петровна. Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы!

    II.Формирование новых ЗУН

    Слайд 1.  (Остап Бендер)

    Ребят, посмотрите на экран. Вы знаете кто это? Это великий авантюрист и комбинатор Остап Бендер из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». У него была заветная мечта: «Рио-де-Жанейро – хрустальная мечта моего детства»

    Слайд 2.  (Рио-де-Жанейро)

    А знаете ли вы, в каком уголке нашей удивительной планеты находится этот город – мечта?

    Мы сегодня с вами попытаемся совершить путешествие на этот континент. Чтобы наше путешествие было более продуктивным, мы с вами поделимся на группы.

    1гр. Картографы

    2 гр. Топографы

    3 гр. Океанологи

    4 гр. Исследователи

    Но прежде, мне хотелось бы проверить вашу готовность к работе.

    Скажите пожалуйста какие материки вы уже открыли, изучили?

    Слайд 3 (Характеристики материков с контурами)

    Итак, у вас на столах лежат характеристики различных материков, вы ознакомитесь сейчас с ними. После того, как вы примите решение, выходите к доске и прикрепляйте лист к тому материку, с характеристиками которого вы ознакомились.

    Африка:

    экватор проходит почти посередине;

    самый жаркий материк;

    занимает по площади второе место;

    находится самая большая пустыня мира.

    Австралия:

    самый сухой материк;

    самый удаленный материк;

    самый малонаселенный материк;

    самый маленький по площади материк.

    Антарктида:

    Самый холодный материк;

    Самый высокий материк;

    Занимает по площади пятое место.

    Южная Америка:

    самый влажный материк;

    расположена самая длинная горная цепь на суше;

    на материке протекает много полноводных рек.

    Вы уже многое оказывается знаете, но мы постараемся пополнить вашу интеллектуальную копилку и определим географическое положение и историю исследования такого континента как Южная Америка.

    Слайд 4 (Тема урока)

    Тема нашего урока так и звучит – "Географическое положение и история открытия Южной Америки”. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

    Слайд 5,6,7 (Рекорды Южной Америки)

    Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа. Здесь же находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская.  По ней,  среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.

    Ребят, как вы думаете, на что похожи очертания Южной Америки (например, Италия похожа на сапог).

    Очертания материка просты и изящны. Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих ее океанов и морей.

    А какое место занимает Южная Америка по площади среди других материков? Совершенно верно, 4 место. Площадь его равна 17,8 млн.кв.км. Протяженность с севера на юг составляет 7350 км, с запада на восток – 4900 км.

    А теперь попробуем определить точный адрес материка, т.е. его  географическое положение. Будьте очень внимательны. Ваша задача – собрать быстро и достоверно сведения о географическом положении Южной Америки. Эти сведения нанести на контурную карту. Каждая команда получит свое задание. А потом поделится результатами своей работы с другими командами.

    – Какие карты необходимы нам будут для работы? (Физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира.)

    Слайд 8 (Задания для групп с названием групп)

    Задание для группы № 1:

    Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

    Задание для группы № 2:

    Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте.

    Задание для группы № 3:

    Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему.

    Задание для группы № 4:

    Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

    В это время дать два задания про исследователей Южной Америки. Прочитать  пункт Исследование Ю.А.

    Во время ответа других групп вы должны заполнить контурную карту Ю.Америки.

    Слайд 9 (карта мира)

    Выводы 1: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

    Давайте сверим насколько правильно 2-ая группа определила географическую широту и долготу крайних точек.

    Слайд 10,11 (карта Ю.А. и Крайние точки)

    Вывод 2:

    м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;

     м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;

     м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;

     м. Кабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

    Третья группа готова? Я попрошу выйти одного представителя и показать нам на карте океаны и моря, омывающие континент.

    Вывод 3: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

    Вывод 4: Материки Северная и Южная Америка составляют часть света "Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот "холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.

    Молодцы! Все справились с заданиями.

    А сейчас перейдём к истории исследования и открытия материка.

    Ребята, по ходу моего рассказа записывайте  пожалуйста фамилии исследователей Ю.А.)

    Скажите пожалуйста, кто был первооткрывателем Америки?

    Совершенно верно – Х.Колумб.  Слайд 12.
    А что вы о нем знаете?

    В конце XV века западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Индию. Именно там, они надеялись найти золото. Для того, чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который  совершил великое плавание через Атлантический океан в 1492 г. звали Христофор Колумб. Слайд 13. Ещё 4 раза он плавал к  новым землям, но так и не узнал до своей смерти, что открыл новый материк.

     Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

     Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который тоже посетил эти земли. Слайд 14. 

    Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем "Америка”.

     Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.

     Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа, в конце 18, начале 19 веков. Слайд 15. Результатом этих путешествий стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.

    Слайд 16.

    А в 1932–1933 гг. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

    Итак, какие же фамилии вы записали?

    Христофор Колумб(1492 г.);

     Америго Веспуччи (начало XVI века);

     Александр Гумбольдт (1799 – 1804 гг.);

    Николай Иванович Вавилов (1932 – 1933 гг.).

    Учитель: В заключение урока давайте сравним географическое положение Южной Америки и Африки. Слайд 17. Найдем черты сходства и различия. Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (Эти два материка когда-то были единым целым в составе древнего материка Гондвана.)

    Практическая работа «Определение черт сходства и различия географического положения  Ю.Америки и Африки».

    Факторы определяющие физико- географическое положение материка

    Название материков

    Вывод о сходстве и различии в географическом положении

    Южная Америка

    Африка

    1. По отношению

    к экватору                  

    2. По отношению

    к начальному меридиану.                          

    3. По отношению

    к другим материкам.                          

    4. По отношению

    к океанам.

    Ребята, теперь то я думаю нам стало ясно на каком континенте находится город  хрустальной мечты Остапа Бендера. В Южной Америке. Мы стали чуть ближе к нему. Дома вы продолжите знакомство с континентом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

    Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

    "Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования". (7кл география)

    Разработка урока  по географии 7кл по теме "Географическое положение  Южной Америки. История открытия  и исследования"....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

    Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

    Урок географии 7 класс "Географическое положение. История исследования Северной Америки"

    Сисстемно-деятельностный подход в преподавании географии....

    Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС

    Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...