Главные вкладки

    Урок географии 7 класс "Географическое положение. История исследования Северной Америки"
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    Михайлова Вера Николаевна

    Сисстемно-деятельностный подход в преподавании географии. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx40.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: география

    Класс: 7

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Технологическая карта изучения темы

    Тема

    Географическое положение материка Северная Америка. История исследования.

    Цели

     Изучение особенностей географического положения и истории исследования материка Северная Америка

    Планируемый результат

    Предметные: создать условия для осознания темы географическое положение  и история исследования Северной Америки

    Знать: особенности географического положения материка, историю исследования

    Уметь: показывать и называть основные объекты характеризующие ГП материка,  маршруты путешественников и первооткрывателей материка, характеризовать ГП Северной Америки

    Личностные: оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

    Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.  

    Метапредметные:  уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с атласом и другими источниками географической информации.

    УУД:

    Личностные:  осознать необходимость изучения окружающего мира;

    Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

    Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия.

    Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать  друг с другом

    Основные понятия

    Географическое положение, объект, топонимика- Лабрадор, Аляска, Флорида, Юкотан, Калифорния

    Межпредметные связи

    История

    Ресурсы:

    -основные

    -дополнительные

    УМК: Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 кл.: Учебн. Для общеобразоват. Учеб. Заведений/ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.: ил., карт.

    География  материков и океанов атлас для 7 класса (с комплектом контурных карт), компьютер, проектор, презентация

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и в группах

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

    п/п

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (с указанием действий, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    Организационный момент (1 мин)

    Добрый день, ребята! Сегодня у меня отличное настроение я рада встрече с вами. А какое настроение у вас? Начинаем урок. 

    Приветствуют  учителя, оценивают своё настроение. Показ жеста.

    Р.: осуществлять контроль

    К.: слушать и понимать речь других

    2

    Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

    Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое, же путешествие может быть в середине учебного года? Читает стихотворение А.Твардовского. 

    Есть два разряда путешествий.

     Один - пускаться с места вдаль,

    Другой - сидеть себе на месте.

    Листать обратно календарь

    Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля на один из материков земного шара.

    Я предлагаю вам совершить плавание по маршруту Врунгеля на корабле « Победа»  

    Вы побывали уже на многих материках? Давайте вспомним, какие материки вы посетили?

    Учащиеся слушают учителя, дают различные варианты ответов

    П.:

    формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

    Л.: самоопределение;11

    Р.: целеполагание;11

    К.: планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками

    3.

    Актуализация знаний (3 мин)

    Цель: организовать актуализацию  мыслительных операций, достаточных для построения нового знания через самостоятельное выполнение задания

    А) назвать и показать по карте материки в порядке изучения.

    Б) определить, какой материк самый: жаркий, холодный, влажный, сухой.

    В) посмотреть на презентацию и определить, что относится к какому материку: 

    - Получены листы самооценки. (приложение №1)

    Учащиеся по карте называют и показывают материки.

    Ответы по презентации 

    Слон, жираф (Африка)

    Кенгуру, коала (Австралия)

    Пингвины (Антарктида)

    Пираньи, кувшинка Регия.

    (Ю.Америка)

    взаимопроверка, вносят в оценочный лист

    П. называть и показывать изученные материки на карте. Знать отличительные черты материков

    М.

    П.: выполнять задания по презентации

    Р.: осуществлять взаимоконтроль

    К.: слушать и понимать речь других

    4.

    Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин)

    Цель:- подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока.

    Зачитывается эпиграф  к уроку 

    ……- волшебный материк,

    Как много интересного он в себе таит:

    На востоке- равнины, на западе- горы,

    Есть там реки, моря и озёра.

    Есть туманы, дожди и снега,

    На севере- холод, на юге- жара.

    Как много удивительного хранит эта земля:

    Есть гейзеры, вулканы, свирепствуют торнадо,

    Бушует Ниагара, всех удивляет Колорадо…

    - О каком материке пойдёт речь?

    - С чего начинается изучение материка?

    Сформулируйте тему урока.

    Запишите тему урока в тетради.

    Учащиеся ставят задачи, формулируют (уточняют) тему урока

    П. з.:

    Выделить и сформулировать –  познавательную цель, формулирование проблемы.

    К.: организовывать учебное взаимодействие в группе.

    Р.: целеполагание.

    5.

    Открытие новых

    Знаний (23 мин)

    Цель:- выявление обучающимися новых знаний , развитие умения  находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу  способа действия с информацией

    Работа с таблицей ЗХУ

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Заполните колонку -  Знаю

    Обменяйтесь информацией

    Заполните колонку - Хочу узнать

    Ребята, давайте поставим задачи на сегодняшний урок исходя из данных  таблицы? (выявление затруднения)

    -  Почему изучение материка начинают с характеристики ГП

    ( географическое положение)?

    -  Вспомним характеристику  ГП материков.

    ГП Северной Америки

    Ответы учащихся

    Озвучивание материала, который внесли в таблицу

    П.з.:

    выделять  и формулировать познавательную цель, формулировать проблему.

    К.:

    Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

    Р.: целеполагание.

    Организация самостоятельной работы  

    Итак, мы с вами продолжаем путешествие, для этого разделимся на группы и выполним задание. Результаты своей работы запишите  в тетради.

    1-я группа « Мореходы» совершите воображаемое путешествие вокруг материка и проанализируйте береговую линию (полуострова, острова, заливы, проливы, моря, океаны)

    2-я « Картографы» проанализируйте карту полушарий и сделайте по плану вывод о ГП. (по отношению к экватору, начальному меридиану, тропики, полярные круги.)

    3-я « Политологи» рассмотреть страны и народы материка.

    Все свои данные заносите в контурную карту.

    4-я « Исследователи» определите крайние точки материка и их координаты:

    С. 72с.ш.;95 з.д.

    Ю.8 с.ш.; 81 з.д.

    В. 52 с.ш; 55 з.д.

    З. 67 с.ш.; 168 з.д

    Рассчитать протяжённость материка

    Учащиеся самостоятельно выполняют задания, заносят

    данные в контурные карты

    Определяют координаты крайних точек, рассчитывают протяжённость материка

    П.: преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    Анализировать, сравнивать и обобщать факты.  Выявлять причины.

    Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    П.з.: уметьструктурировать знания, выбирать наиболее эффективных способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

    К.: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Р.: целеполагание.

    Проводит физкультминутку

    Физкультминутка

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Время ножкам побежать,

     Спинке бодро разогнуться,

     Ручкам кверху потянуться.

    Десять раз присесть и встать,

     Чтобы расхотелось спать.

     Десять раз вперед нагнуться,

     Десять раз назад прогнуться.

    Заслушивает результаты исследовательской работы. Оценивает

    Презентация своих работ                    

    Учащиеся по карте показывают объекты, с которыми работали самостоятельно.

    Отмечают в листах самооценки          

    Работа с дополнительным материалом. Учитель раздаёт листы    «Интересные факты»

    Учащиеся находят в листах интересные факты, о которых не знали

     Работа с учебником «Открытие  и изучение материка»  Учитель рассказывает дополнительную информацию об открытии материка и даёт задание: заполнить таблицу

    Дата

    Исследователи

    Открытия

    1492

    Колумб Х.

    Часть света Америка

    1519

    Кортес  Э.

    Завоевание государств

    15 век

    Кабот Д.

    П-в Лабрадор, о. Ньюфаундленд

    17 век

    Гудзон Г.

    Северные и восточные части материка

    18 век

    Макензи А.

    Северные и восточные части материка

    20век

    Амундсен Р.

    Северное побережье

    1741

    Беринг В. и Чириков

    Алеутские острова и Аляска

    1764

    Шелихов Г.

    Освоение Аляски

    Учащиеся работают самостоятельно с текстом учебника с.241

    Найдите на карте Северной Америки географические объекты, названные в честь мореплавателей и путешественников и подпишите их на контурной карте (работа с контурными картами)

    Работают с картой. Находят географические объекты названные в честь путешественников и мореплавателей

    6

    Закрепление пройденного (3 мин)

    Цель: - осознать каждым учащимся степени овладения полученных знаний

     Контроль понимания изученного: учитель читает характеристики географического положения, а ученики, не пользуясь картой, отвечают, соответствует ли данная характеристика географическому положению Северной Америки да или нет.

    Пересекается экватором - нет

    Полностью лежит в западном полушарии - да

    Дальше других материков заходит за северный полярный круг- да

    Омывается Тихим, Атлантическим и Северно-Ледовитым океанами - да

    От Евразии отделяется Беринговым проливом.- да

    Крайней северной точкой является мыс Принца Уэльского.- нет

    Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток.-да

    Учащиеся отвечают, делают вывод по уроку.

     

    П.Уметь оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы.

    Р.: контролировать, корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

    Л.: - самоопределение.!!!

    Инструктаж домашнего задания Параграф 51. 

    Работа с атласом, знать географическую номенклатуру, 

    Творческое задание ( по желанию) составить по тексту кроссворд

    Запись домашнего задания учащиеся записывают в дневник

    7

            Контролирующие

            Задания (5 мин)

    Цель: - осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

    Контролирует выполнение работы. Выполнение разноуровневого теста.

    Осуществляет контроль; выборочный контроль. Организует взаимопроверку в парах.

    Осуществляют: самопроверку, взаимопроверку, предварительную оценку.

    П.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы.

     Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    Личностные: - самоопределение.

    8

    Рефлексия (3 мин)

    Цель:- соотносить поставленные задачи  кдостигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

    Посмотрите листы самооценки и  работу в тетрадях и к/к поставьте себе оценку.

    Составление синквейна

    Существительное -1

    Глагол – 2

    Прилагательных – 3

    Предложение целое

    Заполните третью колонку «Узнал».

    – Какую работу мы сегодня выполняли?

    – Чему научились?

    – Кто или что вам помогало справиться?

    – Кто доволен сегодня своей работой? 

    Итог. Оценки

    Итог работы подводят в виде синквейна

    Учащиеся ставят себе оценку

    СА привлекает, удивляет

    Противоречивая, разнообразная, таинственная. Красивый и интересный материк

    Озвучивание таблицы 

    Ученики подают дневники на подпись.

    П.

    Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

    В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

    2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

    К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П.: рефлексия

    Л.: смыслообразование

    Приложение 1.

    критерии оценки

    выполнение

    1

    отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

    2

    оформлял записи в рабочей тетради

    3

     выступал публично

    4

    выполнил тест

    5

    участвовал в обсуждении

    итого

    Шкала оценки:

    от 0 - 3 баллов – «3»;

    от 4 до 6 баллов – «4»

    от 7 и более баллов – «5»

    Дата

    Исследователи

    Открытия

    1492

    Колумб Х.

    Часть света Америка

    1519

    Кортес  Э.

    Завоевание государств

    15 век

    Кабот Д.

    П-в Лабрадор, о. Ньюфаундленд

    С. 72с.ш.;95 з.д.

    Ю.8 с.ш.; 81 з.д.

    В. 52 с.ш; 55 з.д.

    З. 67 с.ш.; 168 з.д

    1-я группа « Мореходы» совершите воображаемое путешествие вокруг материка и проанализируйте береговую линию. ( полуострова, острова, заливы, проливы, моря, океаны). Все свои данные заносите в контурную карту.

    2-я « Картографы» проанализируйте карту полушарий и сделайте по плану вывод о ГП. (по отношению к экватору, начальному меридиану, тропики.Полярные круги.). Все свои данные заносите в контурную карту.

    3-я « Политологи» рассмотреть страны и народы материка.

    Все свои данные заносите в контурную карту.

    С. мыс Мерчисон-

    Ю. мыс Марьято-

    В. мыс Сент- Чарльз-

    З. мыс Принца Уэльского -

    ЗНАЮ

    ХОЧУ знать

    УЗНАЛ

    ЗНАЮ

    ХОЧУ знать

    УЗНАЛ

    Дополнительный материал к уроку

    Кто знает, сколько раз открывали материк? ( 2 раза, викинги, Колумб).О том, что так называемая доколумбова «Карта Винланда» - вовсе не подделка, а это означает, что, как и предполагалось, первыми из европейцев в Северной Америке побывали викинги. Как это и утверждают старинные исландские саги.
    «Карта Винланда» - кусок старинного пергамента размером 28х41 см, на котором довольно четко изображены Европа с Африкой, Гренландия и еще какая-то земля к западу от нее, которая, судя по надписи, и называется Винланд, и очень похоже, что это часть Северной Америки. Знакомство современных историков с картой началось в 1957 году, когда швейцарский торговец антиквариатом ЭнцоФерраджоли предложил Британскому музею старинную книгу, меж листов которой был упрятан сей пергамент. Как он попал в руки торговца, тот объяснять не хотел. И англичане, посчитав карту фальшивкой, от приобретения отказались. Зато им заинтересовались частные коллекционеры. А затем, после нескольких актов купли-продажи, пергамент попал в коллекцию Йельского университета (США). В 1965 году карта была впервые опубликована, и начались ее серьезные исследования.
    Сначала специалисты исследовали химический состав чернил на пергаменте. Оказалось, что они содержат диоксид титана, который в современных чернилах стали использовать только в XX веке.
    Но в 70-80-е годы прошлого века диоксид титана обнаружили в чернилах еще нескольких старинных рукописей, подлинность которых сомнения не вызывала. Было высказано предположение, что вещество попало в чернила через песок, которым посыпали свежие надписи, дабы они скорее высохли. 
    Далее пришел черед физиков. Радиоуглеродный анализ пергамента показал, что животное, из шкуры которого он был изготовлен, умерло примерно 570 лет назад. А сам пергамент, с учетом с точности метода его изготовления, ученые отнесли к периоду между 1411 и 1468 годами. Если взять среднюю дату то получится примерно 1440-42 годы. А Колумб открыл Америку лишь полвека спустя - в 1492 году. Это – аргумент, хотя и косвенный. Подделку могли изобразить на старинном пергаменте.

    Дата

    Исследователи

    Открытия

    1492

    Колумб Х.

    Часть света Америка

    1519

    Кортес  Э.

    Завоевание государств

    15 век

    Кабот Д.

    П-в Лабрадор, о. Ньюфаундленд

    17 век

    Гудзон Г.

    Северные и восточные части материка

    18 век

    Макензи А.

    Северные и восточные части материка

    20век

    Амундсен Р.

    Северное побережье

    1741

    Беринг В. и Чириков

    Алеутские острова и Аляска

    1764

    Шелихов Г.

    Освоение Аляски


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок на тему: Географическое положение. История исследования Северной Америки.

    Первый урок по изучению материка Северная Америка. Последовательное изучение географического положения материка по плану. Самостоятельное изучение учениками истории исследования Северной Америки....

    Конспект урока для 7 класса по географии на тему: "Географическое положение и история исследования Северной Америки"

    Первый урок по изучению северного материка Северная Америка. Учащиеся самостоятельно определяют ГП материка и заполняют таблицу: "История исследования материка", учитель направляет учеников и помогает...

    Урок изучения нового материала "ФГП, история исследования Северной Америки"

    Урок изучения нового материала "ФГП, история исследования Северной Америки". Урок в структуре системно-деятельностного подхода....

    Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"

    Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"...

    Презентация к уроку "Австралия. Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые"

    Тема урока: Австралия.Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые....