Методическая разработка урока географии в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Проблемно-диалогический урок географии в 6 классе.

Класс     6         Тема: Ветер

Отбор минимума содержания урока

- новое знание, которое должны открыть дети:

Цель урока

Предметные умения+ новое знание (УУД)

Формирование представление о ветре и его роли в природе и жизни человека

Детальные знания:

 

понятия: ветер, сила и направление ветра, бризы, муссоны, роза ветров

 

закономерности: зависимость силы и направления ветра от распределения атмосферного давления

 

факты: ветер как стихийное бедствие, ветер на службе у человека

 

Задачи:

- предметные

Раскрыть причины образования ветра, покзать значение его для природы и роль в жизни человека, формировать умение строить розу ветров и читать её.

- метапредметные

Развивать внимание, формировать умения сравнивать, аргументитровать, обобщать

- личностные

Воспитывать умение уважать мнение других в ходе дискуссии, формировать рефлексивные качества личности

  Структура урока:

Проблема

(вопрос)

 

Решение проблемы урока

(ответ на вопрос)

 

Примерный ход урока (Технологическая карта)

1. Этап: Создание проблемной ситуации:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Начало создания проблемной ситуации- введение первого факта(мнения, бытового заблуждения и т.д.)

Сообщение темы урока через отгадывание загадки:

Шелестит и шумит, ветки ломает,

Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает,

Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!

Нет покоя от него?

Знакомятся с первым фактом (как?)

Отгадывают загадку

2. Завершение создания проблемной ситуации- введение второго (противоречащего 1-му) факта (мнения, научного знания)

Приводит примеры пословиц, поговорок, даёт послушать песню, где ветер называют нежным, ласковым, озорным

Знакомятся со вторым  фактом (как?)

Обучающиеся приводят аналогичные примеры (опережающее домашнее задание)

3.Осознание противоречия и установка на формулирование на формулирование проблемы:

-  сравните два  (указать конкретные факты/мнения:____________________

-что удивляет, в чём противоречие?______________________

- какой у вас возникает вопрос?____________

 

Противоречие между:

Указывают на противоречия

 

Проблема (вопрос): формулируют проблему

«Ветер- друг или враг?»

2. Этапы: Гипотезы; Актуализация; План

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

- А что про ветер нужно узнать?

- На какие вопросы ответить?

 

 

 

 

Отвечают на вопросы и составляют план урока:

- причины образования

-различные виды ветров

- значение ветра

- сила и скорость ветра

- приборы, измеряющие скорость и силу ветра

- значение ветра в природе и жизни людей

 

3. Этапы: Решение проблемы (шаги открытие нового знания); Применение нового знания:

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

1. Проблемный вопрос

Представьте, что находитесь в загородном доме. Тихий зимний ветер. За окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым?

 

Почему дым вытягивается в трубу?

 

Если затрудняются, надо навести на мысль на разницу в атмосферном давлении на уровне топки и на середине трубы(материал предыдущего урока)

 

Воздух может так перемещаться не только в вертикальном, но и в горизонтальном положении. Приведите примет такого движения.

 

Выводит на интерактивную доску слайд

760 мм.рт. ст.           720 мм.рт. ст.

740мм.рт.ст.             720 мм.рт. ст.

В каком направлении будет дуть ветер?

Когда он будет сильнее?

Почему?

 

Организует работу с иллюстрациями и текстом учебника или выводит на слайде ролик про метеоплощадку

 

 

 

Организует работу с рисунками учебника.

Предлагает вопросы для сравнения:

-причины образования

-территории, где встречаются

-когда меняют своё направление

-сколько раз в году меняют направление?

 

Проводит физкультминутку

 

 

Организует дискуссию «Ветер враг или друг человека?», предварительно, разделив класс на  2 группы. Демонстрирует видеоролик «Ураган», «Ветровые электростанции»

 

 

 

Знакомит обучающихся с алгоритмом действия по построению графика розы ветров(выведен на слайд)

 

 

 

Выводит на слайде готовый график. Предлагает сравнить розу ветров для Саратова и Владивостока( даёт готовый на слайде)

Подводит итог урока и задаёт обучающимся

Дифференцированное домашнее задание (тест из электронного учебного модуля из ЕК ЦИОР(два уровня сложности).

 

 

Рефлексия

- доволен ли ты тем, как прошёл урок?

-было ли тебе интересно на уроке?

- умел ли ты приобрести новые умения?

-ты был активен на уроке?

Ты с удовольствие будешь выполнять домашнее задание?

Ты сумел показать и применить свои знания?

Если у тебя есть  ответы «нет», обсуди их с учителем или проанализируй самостоятельно

 

 

Дым выходит в трубу

 

 

 

 

 

Затрудняются ответить либо отвечают

 

Отвечают на вопрос

Дым движется из области высоко давления в область низкого давления

 

 

 Дают определение ветра  и записывают его в тетрадь

 

 

 

Отвечают на вопрос и сами себя проверяют. На слайде появляется ответ

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь названия приборов и объясняют какие количественные характеристики ветра они измеряют

 

 

 

Дают определение бризу и муссону и заполняют сравнительную таблицу, которая выведена на слайд. Самопроверка. Правильный вариант появляется на слайде

 

 

Выполняют упражнения

 

 

Проводят обсуждение в группе и по очереди высказывают свою точку зрения, отвечают друг другу. Делают вывод:» С одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой ветер- враг и беда». Возможны вариации.

 

Обучающиеся строят график по алгоритму (данные  метеонаблюдений в своей местности).Анализируют график и делают вывод о преобладающих ветрах.

 

 

Сравнивают и делают вывод о различиях. Объясняют различия.

 

 

Записывают домашнее задание в дневник

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_geografii_v_6_klasse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогический урок географии в 6 классе.

Класс_________                                             Тема: Ветер

Отбор минимума содержания урока

- новое знание, которое должны открыть дети:

Цель урока

Предметные умения+ новое знание (УУД)

Формирование представление о ветре и его роли в природе и жизни человека

Детальные знания:


понятия: ветер, сила и направление ветра, бризы, муссоны, роза ветров


закономерности: зависимость силы и направления ветра от распределения атмосферного давления


факты: ветер как стихийное бедствие, ветер на службе у человека

Задачи:

- предметные

Раскрыть причины образования ветра, покзать значение его для природы и роль в жизни человека, формировать умение строить розу ветров и читать её.

- метапредметные

Развивать внимание, формировать умения сравнивать, аргументитровать, обобщать

- личностные

Воспитывать умение уважать мнение других в ходе дискуссии, формировать рефлексивные качества личности

  Структура урока:

Проблема

(вопрос)

Решение проблемы урока

(ответ на вопрос)

Примерный ход урока (Технологическая карта)

1. Этап: Создание проблемной ситуации:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Начало создания проблемной ситуации- введение первого факта(мнения, бытового заблуждения и т.д.)

Сообщение темы урока через отгадывание загадки:

Шелестит и шумит, ветки ломает,

Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает,

Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!

Нет покоя от него?

Знакомятся с первым фактом (как?)

Отгадывают загадку

2. Завершение создания проблемной ситуации- введение второго (противоречащего 1-му) факта (мнения, научного знания)

Приводит примеры пословиц, поговорок, даёт послушать песню, где ветер называют нежным, ласковым, озорным

Знакомятся со вторым  фактом (как?)

Обучающиеся приводят аналогичные примеры (опережающее домашнее задание)

3.Осознание противоречия и установка на формулирование на формулирование проблемы:

-  сравните два  (указать конкретные факты/мнения:____________________

-что удивляет, в чём противоречие?______________________

- какой у вас возникает вопрос?____________

Противоречие между:

Указывают на противоречия


Проблема (вопрос): формулируют проблему

«Ветер- друг или враг?»

2. Этапы: Гипотезы; Актуализация; План

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

- А что про ветер нужно узнать?

- На какие вопросы ответить?




Отвечают на вопросы и составляют план урока:

- причины образования

-различные виды ветров

- значение ветра

- сила и скорость ветра

- приборы, измеряющие скорость и силу ветра

- значение ветра в природе и жизни людей

3. Этапы: Решение проблемы (шаги открытие нового знания); Применение нового знания:

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

1. Проблемный вопрос

Представьте, что находитесь в загородном доме. Тихий зимний ветер. За окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым?


Почему дым вытягивается в трубу?


Если затрудняются, надо навести на мысль на разницу в атмосферном давлении на уровне топки и на середине трубы(материал предыдущего урока)


Воздух может так перемещаться не только в вертикальном, но и в горизонтальном положении. Приведите примет такого движения.


Выводит на интерактивную доску слайд

760 мм.рт. ст.           720 мм.рт. ст.

740мм.рт.ст.             720 мм.рт. ст.

В каком направлении будет дуть ветер?

Когда он будет сильнее?

Почему?


Организует работу с иллюстрациями и текстом учебника или выводит на слайде ролик про метеоплощадку




Организует работу с рисунками учебника.

Предлагает вопросы для сравнения:

-причины образования

-территории, где встречаются

-когда меняют своё направление

-сколько раз в году меняют направление?


Проводит физкультминутку



Организует дискуссию «Ветер враг или друг человека?», предварительно, разделив класс на  2 группы. Демонстрирует видеоролик «Ураган», «Ветровые электростанции»




Знакомит обучающихся с алгоритмом действия по построению графика розы ветров(выведен на слайд)




Выводит на слайде готовый график. Предлагает сравнить розу ветров для Саратова и Владивостока( даёт готовый на слайде)

Подводит итог урока и задаёт обучающимся

Дифференцированное домашнее задание (тест из электронного учебного модуля из ЕК ЦИОР(два уровня сложности).



Рефлексия

- доволен ли ты тем, как прошёл урок?

-было ли тебе интересно на уроке?

- умел ли ты приобрести новые умения?

-ты был активен на уроке?

Ты с удовольствие будешь выполнять домашнее задание?

Ты сумел показать и применить свои знания?

Если у тебя есть  ответы «нет», обсуди их с учителем или проанализируй самостоятельно


Дым выходит в трубу






Затрудняются ответить либо отвечают


Отвечают на вопрос

Дым движется из области высоко давления в область низкого давления



 Дают определение ветра  и записывают его в тетрадь




Отвечают на вопрос и сами себя проверяют. На слайде появляется ответ






Записывают в тетрадь названия приборов и объясняют какие количественные характеристики ветра они измеряют




Дают определение бризу и муссону и заполняют сравнительную таблицу, которая выведена на слайд. Самопроверка. Правильный вариант появляется на слайде



Выполняют упражнения



Проводят обсуждение в группе и по очереди высказывают свою точку зрения, отвечают друг другу. Делают вывод:» С одной стороны ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой ветер- враг и беда». Возможны вариации.


Обучающиеся строят график по алгоритму (данные  метеонаблюдений в своей местности).Анализируют график и делают вывод о преобладающих ветрах.



Сравнивают и делают вывод о различиях. Объясняют различия.



Записывают домашнее задание в дневник






Отвечают на вопросы.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока географии, 8 класс.

«ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ РАВНИНЫ»Задачи урока:Образовательные1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере природы Западно-Сибирской равнины.2. ...

Методическая разработка урока географии 5 класс. "Рельеф. Горы и равнины"

Урок географии в 5 классе  позволяет детям узнать об основных формах рельефа. Горы и равнины.Сформировать представления  о типах гор и равнин по высоте....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".

Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Методическая разработка урока, география 8 класс, Охрана природы и ООПТ

Открытый урок "Охрана природы и ООПТ России". Урок включает в себя лекционную часть учителя с конспектированием детей, практическую часть для учащихся с работой по поиску информации, защитой...