Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

шиженская нина николаевна

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 35

        Интегрированный урок по географии, химии,  ИКТ, истории   8 класс

Учитель географии высшей категории Шиженская Нина Николаевна, ГБОУ школа №104 Санкт-Петербурга.

 Обобщение по теме: «Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России"

/ использованы 2 урока -  география и химия в рамках экоакции «День Воды» /

Цели и задачи:

1. Показать отличительные особенности водных природных комплексов на примере некоторых рек и озер России;

активизировать знания, полученные школьниками на уроках химии и географии, о воде, ее свойствах;

установить  межпредметные  связи: химия-география - биология – экология – история – литература – ИКТ.

2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов;

 отработать практические навыки и умения при решении расчетных задач, при работе с химическими реактивами, соблюдая технику безопасности.

3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей Родины.

Оборудование:  физическая карта России;  схема "Свойства воды" (на доске), схема "Природный комплекс", иллюстрации, образцы воды,  пробирки, штативы,  спиртовка, индикаторы, раздаточный материал,  флажки,  атласы,  компьютерные презентации, учебник географии «Сферы» стр.130, атлас 8-9 класс «Сферы»,  электронное приложение к учебнику географии.

Дополнительная литература: журналы “География в школе,  “Химия в школе",  БСЭ,  Тындсепп  В.Г. “Мы изучаем химию".

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма урока: урок – экспедиция.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие гостей.

2. Подготовка к активному усвоению материала, погружение в тему.

                  Показ видеофрагмента: компьютерная презентация: «Вода, вода…»

У. Х. Учитель: Ребята, как вы поняли, мы будем говорить сегодня о ……..(пауза) воде, и рассматривать воду с точки зрения двух наук: географии и химии, т.е. урок у нас интегрированный.

                                       Тема: Особенности водных комплексов России.

У. Г. Цель урока: На примере озера  Байкал, Азовского моря, реки Енисей, источников минеральных вод показать взаимосвязь всех компонентов природы в ПТК

У. Х. Закрепить знания об особенностях, химических  свойствах воды, отработать умение решения    задач; выявить причины экологического загрязнения данных водоёмов.

                   \капитаны вытягивают конверты с названием водного объекта/

У. Г. Урок будет проходить в форме игры. Четыре шхуны отправляются в экспедицию.

               Капитаны, представьте названия ваших шхун  /подготовка 2 мин./

Капитаны представляют названия, девизы (стихи)    -  /стихи, девизы можно отыскать на Интернет сайтах /

                                                                      1. Шхуна "Байкал"

Тешу сердце игрою слов, что сам отыскал…

Это кто за горою? За горою Байкал.

                                                               /А. Прокофьев/

                                                                      2. Шхуна «Азов»

Азовское море - Родной океан –

Ты- пашня, ты- поле, ты -синий наш дом.

                                                               /Н. Доризо/

                                                                      3. Шхуна "Енисей"

На огромном просторе ты рокочешь, как песня,

Горы вбив под себя, в себе отразив города,

Это ты, Ионесси, это ты, Ионесси,

Енисей – Ионесси, Большая вода!

                                                              /А. Прокофьев/

                                                                      4 .Шхуна "Алькор"

Родник – не просто источник питьевой воды,

Это – живая нить, которая связывает нас

Не только с  прошлым,  но и с будущим.

                                                                   /Народная мудрость /                                                                                                                              

У. Г. Ребята, скажите, из каких компонентов природы состоит ПТК? /работа со схемой ПТК/

У. Х. Учитель: Поэтому на каждой шхуне есть ученые, занимающиеся изучением расположения водного объекта (встают географы), истории его формирования (историки), гидрологии и химических свойств воды (химики), биологического мира (биологи), а также экологических проблем (экологи).

У. Г. Учитель: В обязанности капитана шхуны входит следить за выполнением заданий каждого исследователя. По окончании исследования капитан выбрасывает зеленый флажок, и другие команды прекращают выполнение задания.

Мы – учителя, будем курсировать по акватории, и, в случае затруднения, вы можете обращаться за помощью, выбросив  красный флажок.

У. Х. Пакеты заданий, которые необходимо выполнять – на столах. Каждая шхуна идет по своему водному пространству, и ученым-химикам нужно исследовать воду, взятую за бортом.

                                           /Пройдите в химическую лабораторию./

У. Г. В помощь ученым для исследовательской работы предоставлены инструктивные карточки, дополнительная литература, графики, карты.

У.Г. Исследователи и естествоиспытатели – люди тонкой души. Они умеют жить в гармонии с природой, чувствуют ее прелесть и неповторимость. С ними всегда  в экспедициях – фотоаппарат и видеокамера. Постарайтесь показать нам всю прелесть изучаемого района, чтобы  и нам захотелось там побывать.

   / на компьютере создаются видеоролики или презентации о районе     экспедиции 10 -12 кадров /

Итак, капитаны дают команду:  “Поднять паруса!"  и экспедиция отправляется в дальний  путь: ведь ребятам придется пройти под парусами от южных окраин России к ее крайнему северу.

Удачи вам, попутного ветра!

3. Этап закрепления изученного материала. / Учащиеся открывают пакеты Выполняют задания, указанные в карточках./

Задания для экологов:

Задания экологу шхуны “Байкал"

  1. Назвать три крупных промышленных центра (города) на берегах о. Байкал (используя карту атласа для 8-9 классов на с. 60).
  2. Назовите вид транспорта, который загрязняет воду озера.
  3. Определите по карте атласа, есть ли на берегах о. Байкал гидроэлектростанции.
  4. Определите по карте атласа,  какие сельскохозяйственные районы расположены на берегах озера.
  5. На основе полученных данных сделайте вывод, в результате каких причин ухудшается экологическое состояние о. Байкал.

Задания экологу шхуны “Енисей"

  1. Назовите три крупных промышленных центра (города) на берегах р. Енисей, используя карту атласа для 8-9 классов (с.60).
  2. Определите по карте атласа, есть ли в бассейне реки гидроэлектростанции. Назовите несколько.
  3. Определите по карте атласа,  какие сельскохозяйственные районы расположены в южной части бассейна р. Енисей.
  4. Назовите вид транспорта, который загрязняет воду реки.
  5. На основе полученных данных сделайте вывод:  в результате каких причин ухудшается экологическое состояние р. Енисей.

Задания экологу шхуны “Азов"

  1. Назвать три крупных промышленных центра (города) на берегах Азовского моря (используя карту атласа для 8-9 классов с.53).
  2. Определите по карте атлас, есть ли на побережье моря электростанции.
  3. Определите по карте атласа , какие сельскохозяйственные районы расположены на побережье моря.
  4. Назовите вид транспорта, который наиболее загрязняет воду Азовского моря.
  5. На основе полученных данных сделайте вывод: в результате каких причин ухудшается экологическое состояние Азовского моря.

Задания экологу шхуны “Алькор"

  1. Добыча  каких видов полезных ископаемых производится в Норильском Промышленном Районе? (используя карту атласа для 8-9 классов с.60)
  2. Назовите несколько промышленных предприятий гг. Норильска, Талнаха, которые отрицательно влияют на состояние подземных вод  НПР.
  3. На основе полученных данных сделайте вывод, в результате каких причин ухудшается экологическое состояние подземных вод.

Задания для историков       /возможно использование компьютера/

Задания историку шхуны “Енисей"

  1. Какое название в древности  имела  р. Енисей?
  2. По геологической карте атласа (с. 12) определите, в какой период  развития Земли образовалось русло р. Енисей.
  3. Назовите имена  путешественников  исследовавших бассейн  реки

Задания историку шхуны “Байкал"

  1. Какое название в древности имело о. Байкал?
  2. Используя тектоническую карту (с.12), определите, когда и в результате каких причин сформировалась котловина о Байкал.
  3. Когда и кем было открыто о. Байкал?

Задания историку шхуны “Азов"

  1. Какое название в древности имело Азовское море?
  2. Используя тектоническую карту (с.12), определите, когда и в результате каких причин сформировалась котловина Азовского моря?
  3. Объясните этимологию слова «Азов»?

Задания историку шхуны “Алькор"

  1. Каково происхождение названий норильских минеральных вод?
  2. Когда началось производство столовых минеральных вод на норильских предприятиях?
  3. Когда и под  руководством какого геолога  были выявлены уникальные богатства района Норильска?

Задания для географов:

Задания географу шхуны “Байкал"

  1. Байкал - это самое …………. и самое …………озеро мира.
  2. Определите, в какой части России расположено озеро.
  3. По физической карте России определите, между какими градусами широты и долготы расположено озеро и его протяженность с Севера на Юг.

Задания географу шхуны “Енисей"

  1. Енисей – это самая ……….река России.
  2. Определите географическую широту и долготу истока р. Енисей (от истока р. Мал. Енисей  (Ка-Хэм)).
  3. Определите, куда впадает Енисей.
  4. Определите географическую широту и долготу устья р. Енисей и протяженность с Севера на Юг.

Задания географу шхуны “Азов"

  1. Азовское море – это самое……….и самое ………….море России.
  2. Определите, в какой части России расположено море.
  3. По физической карте России определите, между какими градусами широты и долготы находится море и его размеры.

Задания географу шхуны “Алькор"

  1. Определите, в какой части России расположены гг. Норильск, Талнах , а, следовательно, и источники минеральных вод.
  2. По физической карте России определите географическую широту и долготу г. Норильск.
  3. Вода артезианских  источников очень ………….для здоровья норильчан.

Задания для химиков:

Задания химику шхуны «Алькор»

         1.   Даны три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы хлорида бария, хлорида       кальция, хлорида аммония. С помощью реактивов определить эти вещества.

2.   В Сибири, близ города Талнах  есть знаменитые целебные источники, богатые растворенными в них солями и газами. Определить объем сероводорода выделившегося при взаимодействии 60 г. 8% раствора соляной кислоты с раствором сульфида натрия?

Задания химику шхуны «Азов»

  1. Даны три пронумерованные пробирки, в которых содержатся следующие растворы: сульфат аммония, сульфат калия, сульфат меди (II). С помощью реактивов определить эти вещества.
  2. Издавна человек получал пищевую соль путем выпаривания морской воды. Особенно развиты морские соляные промыслы в тропических странах, где соль получают, отгораживая дамбами мелководные участки вблизи берега. Концентрация поваренной соли выше, чем остальных солей, поэтому она первая выпадает в осадок при выпаривании. Определить  сколько граммов поваренной соли можно получить из 1 литра морской воды, учитывая ,что концентрация поваренной соли в ней 78%. Плотность воды составляет 1,022 г/ см3 .

Задания химику шхуны «Байкал»

  1. С помощью химических реактивов осуществить следующие превращения:

Оксид кальция → гидроксид кальция → хлорид кальция → карбонат кальция

  1. При постоянной циркуляции и перешивании ветровыми течениями химический состав озера Байкал постоянен и однороден. Байкальская вода соответствует стандартам самой высококачественной питьевой воды. Рассчитайте массу гидрокарбоната кальция, содержащегося в 1 литре байкальской воды, если массовая доля соли в ней составляет 84%.

Задания химику шхуны «Енисей»

  1. С помощью химических реактивов осуществить следующие превращения:

Сульфат магния → гидроксид магния → нитрат магния → карбонат магния

  1. Содержание в воде солей кальция придает воде так называемую жесткость. Постоянное употребление жесткой воды приводит к накоплению солей в организме, что в конечном итоге приводит к заболеванию суставов (артриту). Но оказывается в быту можно применять жесткую воду. Предлагается новый  метод хранения яблок. Перед укладкой на хранение, яблоки на несколько секунд погружают в раствор хлорида кальция. Вычислите массовую долю (%) соли в растворе, если на приготовление р-ра расходуется 800г.  воды и 1,5 г. хлорида кальция.  

Отчёты  групп.

У. Х.  Ребята, мы прослушали мнения всех специалистов, кроме экологов. Давайте, в помощь  им определим соленость воды исследуемых вами водоемов, решив задачи.

Ответы задач (химики);

Отчет экологов  (солёность, температура , органический мир)

У.Г. Видеооператоры  подготовили  свои  зарисовки уникальной природы. Давайте посмотрим и оценим мастерство  команд. /Просмотр компьютерных презентаций /

У. Г. Ребята, наша экспедиция подходит к концу. Давайте проверим , с каким багажом знаний сходим мы на берег. Вы прекрасно поработали, и сейчас должны пройти квалификационный тест юного исследователя.

   Игра Брейн-Ринг «Что? Где? Когда?»

/За каждый верный ответ команде выдаются жетоны-конфеты. Команда-победитель награждается дипломом/

  1. В былые времена знатные особы в дальние походы брали с собой серебряную посуду. (Между прочим, современные туристы используют для этого перманганат калия, а вот древние греки использовали для этого вино).

Для чего?

  1. Кстати, одна известная русская сказка имеет в основе сюжета факт употребления непригодной для питья воды.

Назовите сказку.

  1. Да, древние греки были умнее нашего сказочного персонажа. В длительных плаваниях у берегов, лишенных пресной воды, они кипятили морскую воду и собирали пар в губки, из которых потом высасывали воду, чтобы утолить жажду.

Как называют этот метод опреснения воды в наше время?

  1. Михаил Васильевич Ломоносов писал об этом явлении так: «…вода, когда горы проницает, тончайшие земляные частицы. Из  которых камни сседаются, в себе разводит и от тех силу получает другие тела превращать в камень, оставя их в скважинах оные частицы, которые прежде из каменной горы взяла с собой. Доказывают сие многие пещеры, в которых капающая вода оставляет нарослый камень по стенам и сводам».

Дайте название этому явлению. Как называем мы эти «наросты»?

  1. «Машук, податель струй целебных;

Вокруг ручьев его волшебных

Больных теснится целый рой;

Кто жертва чести боевой,

Кто почечуя, кто Киприды;

Страдалец мыслит жизни нить

В волнах чудесных укрепить,

Кокетка злых готов обиды

На дне оставить, а старик

Помолодеть хотя на миг»

О чем идет речь в этом отрывке? Назовите литературное произведение.

  1. Итак, минеральную воду можно купить в магазине, дистиллированную – в аптеке, а вот морскую в магазинах не продают. Правда, говорят, есть в нашем городе очень дорогой магазин, где можно купить нечто, чье название с латинского переводится «морская вода». Да и магазин называется так же.

Назовите это нечто.

  1. В некоторых северных странах,  в частности в Финляндии,  до недавнего времени можно было видеть крестьян, занимающихся интересном делом: в трещины валунов или в специально высверленные отверстия они тщательно заливали воду.  (Кстати, подобное проделывали первые поселенцы Новой Англии в Америке).

Что делали эти люди? Почему именно воду использовали?

  1. Расцвела в саду у Ивана Царевича яблонька. Так зацвела, что глаз не оторвать. Да на беду к ночи заморозок будет. Спросил он у Василисы Премудрой совета, а та отвечает: «Облей ты её, Иванушка, холодной водой, авось до утреннего солнца не замерзнет!» Взял Иван кадушку с водой, вышел в сад, да боязно, жалко яблоньку.

Дайте Иванушке свой совет!

  1. В древнем русском городе Суздале, который славился  мастерами по выделке кож, еще в XVII веке на берегу небольшой речки Каменки происходили ожесточенные схватки между горожанами и монахами соседских монастырей.

Что же не поделили горожане и монахи?

  1.  Итак, представьте себя членами команды одного из кораблей «Гринписа». Ваше судно получило задание измерить прозрачность воды в различных точках акватории мирового океана. Но прибор, современнейший прибор, затонул во время недавнего шторма. Я предлагаю вам: черпак, бутылку на веревке, кастрюлю с крышкой, увеличительное стекло.

Выберите необходимое,  опишите метод.

  1. Даже в старину люди строили свои поселения вблизи того источника, который более удовлетворял их требования. Перед вами вода из двух источников и два абсолютно одинаковых холщовых лоскута.

Как определяли в старину более пригодный источник?

  1. О бережном отношении к воде можно рассуждать много. Внимание! «Черный ящик», а в нем: экспонат, который служит примером бережного отношения к воде.

Кто этот незнакомец?

  1. Несомненно, первым экологическим российским указом об охране водных ресурсов был такой: «… недозволительно нечистотами Неву и другие реки загрязнять… , повинных наказывать же розгами, а офицеров повинных в солдаты разжаловать».

Чья подпись стоит под этим указом?

  1. 1 августа 1720 года. Петр I в сопровождении архитектора Браунштейна выехал в район Ропшинской мызы к деревне Забородье. Царь сам обследовал местность, чтобы определить количество вод, выходящих на поверхность северных склонов Ропшинских высот. Родники, которые осмотрел Петр I… достаточно мощными,  способными…

Продолжите фразу. На что оказались способны родники?

  1. Известно, что у древних греков особой любовью и почитанием пользовалась богиня здоровья. Её изображали в виде прекрасной молодой женщины с чашей воды в руках. Имя богини теперь – корень целой науки!

Как называли греки свою богиню?

  1. Обратимся к Библии. Экклезиаст/книга I, стих 7/ описывает нам явление, которое достаточно хорошо изучено и знакомо вам: «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы снова течь».

Как мы называем описанное явление?

  1. Название  какой реки на юге России носит имя хищного животного? (Медведица, приток реки Дон)
  2. Название  какой реки можно найти во рту? (Десна)
  3. Какую реку срезают перочинным ножом? (Прут)
  4. Назовите реку, которая летает? (Ворона, протекает в Тамбовской и Пензенской областях)
  5. Какой уральской рекой можно играть в шахматы? (Тура)
  6. Если от названия этой птицы, убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку. (Иволга - Волга)
  7. К какой постройке нужно прибавить букву «А», чтобы получилось название большой и быстрой реки?  (Ангар-а)
  8. Назовите зверя, который всегда бежит только под уклон? (Река Тигр,  как любая другая река, течет (бежит )под уклон)

25. Назовите реки России, названия которых входят в слова со следующими значениями: 1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) башенные часы с музыкой, 4) народная плясовая песня, 5) хлопчатобумажная ткань, 6) птица, 7) женское имя. (Иволга, Бугор, Куранты, Камаринская, Бумазея, Ворона, Лена)

       26. Какая река умеет «плавать»? (Река Гусь)

       27. Личное местоимение -  начало,

Второе – предлог,

Целое найдешь в Сибири, среди камней рекой течет.

(Я – на )

  1. Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой.

Но если «л» на «н» ты поменяешь

То сразу стану я рекой.

(Елисей – река Енисей)

  1. Я – сибирская река, глубока и широка.

Вместо «е» ты «у» возьми – стану спутником Земли.

(Река Лена – луна.)

  1. К животному  -  трудяге

Добавь одну из мер –

Получишь полноводную

Реку в России.

(Вол – га )

  1. Междометие мой слог первый.

Среди птиц найди второй.

Третий – буква. На Урале

Ты найдешь меня рекой.

(Чу-сова-я)

  1. Какая большая река не имеет стока в океан? (волга)
  2. Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что вы назовете левой рукой Волги? (Самый крупный левый приток Волги - Кама)

   

На уроке оцениваются персональные ответы и коллективное творчество. Возможно  получить 3 оценки,  дипломы, сувениры.



Предварительный просмотр:

                                                           Технологическая карта интегрированного урока

Название урока

Внутренние воды и моря.  Особенности водных природных комплексов России.

Предметы

География, химия, ИКТ, история.

Класс

8 класс

Тип урока

Закрепление изученного материала, применение знаний на практике

Форма урока

Урок – экспедиция, урок-игра

Форма работы

Групповая, индивидуальная, звеньевая

Технологии

Информационно - коммуникационная, игровая, интегрированного обучения

Цели урока

Для учителей

Отработать практические навыки применения знаний по темам: «Внутренние воды России», «Моря, омывающие Россию», «Химические свойства воды», «Экологические проблемы России», решение экспериментальных задач и задач по уравнению химических реакций, «Освоение и изучение территории России», формирование УУД.

Для ученика

 Воспитание экологической культуры личности.

Повышение интереса к природе России.

Применение предметных знаний для формирования целостного образа природных объектов России.

Применение правил делового сотрудничества в группе.

     Образовательные

результаты

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

  • География   Отработать практические навыки характеристики объектов гидросферы, анализируя карты атласа, выявить причины загрязнения воды, составить прогнозы экологического состояния водных объектов
  • ИКТ                Отработать умения находить нужную информацию на сайтах Интернета, отбирать важный материал для                       создания   презентации, изготовить красивую видеоработу
  • Химия           Повторить химические свойства воды, закон Авогадро, способы разделения смесей, жесткость воды и способы ее устранения, генетическую взаимосвязь классов неорганических соединений
  • История        Повторить знания по теме «Освоение и изучение России»
  • Литература  Создать литературный образ водных объектов России

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

 Межпредметное понятие: вода и сферы ее применения

Познавательные:

  • Применение предметных знаний в моделировании маршрута экспедиции
  • Выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий
  • Работа с различными источниками информации
  • Учиться отделять значимую информацию от второстепенной
  • Презентовать полученную информацию в устной и наглядной форме

Коммуникативные:

  • Определение функций участников группы и способов их взаимодействия
  • Планирование и согласование общих способов работы в группе
  • Обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленных задач (решение экспериментальных задач, создание презентации, выработка единого мнения для ответов на вопросы игры)
  • Работая в группах, научиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения, четко и полно выражать свое мнение
  • Сотрудничество с преподавателями
  • Умение корректно вести диалог

Регулятивные:

  • Определять цель выполнения задания
  • Корректировать свою исследовательскую деятельность. Вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок

                                                                                                        ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

  • Создание историко-географического  образа России. Проявлять интерес к природе родного края.
  • Оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.
  • Применять правила делового сотрудничества в группе; считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и терпение в споре, доверие к собеседнику
  • Формировать экологическую культуру

Образовательная

среда урока

  • Географический атлас России 8-9 класс
  • Карточки-задания по географии, истории, химии, экологии, ИКТ
  • Физическая карта России
  • Схемы «Свойства воды», «Природный комплекс»
  • Оборудование для проведения  химических экспериментов, химические реактивы
  • Электронное приложение к учебнику «География» 8 класс
  • Компьютеры, интерактивная доска
  • Флажки, морские фуражки, гюйсы, пилотки, эмблемы, модели кораблей,
  • Музыкальное сопровождение «Вода. Вода…», «Яблочко» CD

Форма работы

на уроке

4 группы постоянного состава по 7-8 человек

Этапы урока

 Деятельность учителей

Деятельность  обучающихся

1.Вводный.

Вызов.

1.Приветствуют учащихся и гостей.

2.Сообщают, что урок-экспедиция будет посвящен участию в экоакции «День Воды».

3.Подводят учащихся к формулированию темы урока.

4. Показ видеоролика «Вода, вода…» в сопровождении музыки. Погружение в тему.

5.Объявление урока интегрированным.

6.Объявление главной цели урока.

7.Объясняют условия и правила экспедиции.

8.Розыгрыш водных объектов.

9.Предлагают представить название шхун, девиз или стихи.

10.Работа со схемой ПТК.

11.В составе экспедиций представители разных наук: географы, историки, химики, экологи, биологи, фотокорреспонденты.

1.Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на активную учебную  деятельность.

2.Высказывают мнение и формулируют тему урока.

3.Определяют задачи урока с точки зрения географии и химии.

4.Капитаны вытягивают карточки.

5.На сайтах Интернета отыскивают стихи, поговорки, песни о водных объектах России.

6.Называют компоненты ПТК

7.Распределяются  в группах по профессиональным специальностям,

надевают  разноцветные пилотки и представляются.

2. Основной этап.

Осмысление.

1.Выдача пакетов с заданиями гидрохимикам.

2.Задания фотокорреспондентам и ВЭБ-дизайнерам.

3.Выдача заданий экологам

4.Выдача заданий историкам.

5.Выдача заданий географам.

6.Отчеты историков, географов, экологов

7.Отчет гидрохимиков.

8.Отчет фотокорреспондентов.

1.Гидрохимики проходят в химическую лабораторию, где проводят решение экспериментальных задач и задач по уравнению химических реакций.

2.Проходят к компьютерам, отыскивают необходимую информацию, создают компьютерную презентацию 6-10 кадров.

3.Чтение и анализ карт атлас.

4.Работа с тектонической, геологической картой России. Возможна работа с Интернетом.

5.Работа с физической картой России.

6.Слушают и оценивают ответы (оценка вносится в специальную таблицу)

7.Показ фотозарисовок и презентаций.

8.Группы задают вопросы. Специалисты отвечают на вопросы.

Физкультминутка

После трудной вахты морякам необходимо отдохнуть. Предлагаем исполнить пляску моряков «Яблочко». Лучшие танцоры награждаются коробками конфет.

Танцуют все желающие из всех команд.

Игра «Что? Где? Когда?»

Задают вопросы. За каждый правильный ответ - жетон-конфета.

Количество вопросов может варьироваться, в зависимости от времени длительности урока.

На обдумывание и обсуждение- 1 минута. Ответ фиксируется письменно и передается жюри.

Заключительный этап.

Рефлексия.

Благодарим за сотрудничество.

Просим прокомментировать ответы специалистов из других групп.

Просим заполнить лист самоконтроля, оценив свою деятельность на уроке.

Объявление оценок, выдача дипломов и наград за особые успехи.

Дают оценку деятельности групп на уроке: что не удалось, что понравилось.

Заполняют лист самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, как крупные природные комплексы урок-презентация в 8 классе

В презентации дана теория и практикум-закрепление по теме, направленный на умение работать с источниками географической информации и делать вывод после сравнения двух объетов....

«Особенности водных природных комплексов России».

Интегрированный урок «Особенности водных природных комплексов России» связан с двумя предметами: географией и химией. При проведении урока используются элементы проблемного обучения, орган...

Моря как крупные природные комплексы

Cформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России....

Моря как крупные природные комплексы

Урок изучения разнообразия природных комплексов морей...

«МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ» 8 класс

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Урок комплексный, где используются различные формы работы:тесты, географический диктант, лото, выставка морских экспонатов. Основная цель урока расшир...