Моря как крупные природные комплексы
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Cформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morya_kak_krupnye_prirodnye_kompleksy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Моря как крупные природные комплексы

ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России.

ЗАДАЧИ:

I. Образовательные.

  • Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
  • Определить черты сходства и различия между ПТК  морей.
  • Расширить знания о природных комплексах.

II. Развивающие.

  • Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

III. Воспитательные.

  • Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
  • Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава...”.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника” 

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.

ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

I. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.

II. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

  • Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК - Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
  • Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
  • Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
  • Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, материки,  природные зоны, горы, равнины и т.д.).
  • О каком ПК идёт речь (загадка)? 

1. Кругом вода, а с питьем беда (море)

2. Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? 
(Море)

3. Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)

Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК).

Какова же цель нашего урока?( сформировать представление о разнообразии природных условий ПК морей России)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.

Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров

  • Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
  • Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
  • Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). 
  • Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Учитель: В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.

Учитель: Познакомимся  морями, омывающими берега России.

Работа в парах

  1. Особенности природы Баренцева Моря.
  2. Особенности природы Белого Моря.
  3. Особенности природы  Моря Лаптевых.
  4. Особенности природы Восточно-Сибирского  Моря.
  5. Особенности природы Чукотского Моря.
  6. Особенности природы Берингова Моря.
  7. Особенности природы Охотского Моря.
  8. Особенности природы Японского Моря.
  9. Особенности природы Балтийского Моря.
  10. Особенности природы Черного Моря.
  11. Особенности природы Азовского Моря.
  12. Особенности природы Каспийского моря-озера.

Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, о количества рек, впадающих в море.

  • Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)

 ученики делают вывод ( на стр. 211 подведем итоги).

Россию омывают моря разнообразные по природным условиям

На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы. 

  • географическое положение;
  • климатические условия;
  • история происхождения и развития морей;

Рефлексия. Ребята выражают своё мнение об уроке с помощью фигур.

VI. Домашнее задание.

а) Параграф 40. Ответить на вопросы в конце параграфа.

б) Устный ответ на следующий вопрос.

В Белом море произрастает промысловый вид водоросли – ламинария сахарная. К каким последствиям приведёт чрезмерная добыча водорослей человеком?

V. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.

Азовское море слегка обмелело,
Белое море чуть – чуть почернело,
И не известно даже учёным
Белым назвать его или чёрным?
Но не пора ли вернуться к порядку
Нам не нужна география всмятку.

Мы изучили солёность, ресурсы,
Глубины измерили, шли точным курсом,
Все нужные факты в дневник записали
Составили вывод, устав – отдыхали.
Были преграды на нашем пути,
Но дружно смогли мы их обойти,
Ведь так интересно книги читать
И много нового узнавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моря, как природные комплексы

Практическая работа по географии, охарактеризовать ПК Азовского моря....

Моря, как крупные природные комплексы урок-презентация в 8 классе

В презентации дана теория и практикум-закрепление по теме, направленный на умение работать с источниками географической информации и делать вывод после сравнения двух объетов....

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Моря как крупные природные комплексы

Урок изучения разнообразия природных комплексов морей...

«МОРЯ КАК КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ» 8 класс

Конспект открытого урока по географии в 8 классе. Урок комплексный, где используются различные формы работы:тесты, географический диктант, лото, выставка морских экспонатов. Основная цель урока расшир...